Козловский Е.А.,
главный редактор «Справочника…»,
почётный президент Ассоциации
геологических организаций,
д.т.н., профессор
«Справочник (пособие) руководителя геологической организации (предприятия)», далее – Справочник, первое подобное издание за все годы существования в стране рыночных отношений. В нем систематизированы материалы, позволяющие всесторонне оценить деятельность геологической организации и роль ее руководителя – специалиста, организатора, глубоко понимающего свое предназначение в исследовании недр и производственной деятельности. Авторы Справочника считают, что он будет служить хорошим пособием в деятельности руководителя геологического предприятия. Состоит он из двух томов общим объемом в 1200 страниц, издан в 2017 году.
В своём послании Федеральному собранию в декабре 2016 г. президент страны В.В. Путин фактически заявил об исчерпании инерционной модели экономического развития: «Если мы не запустим в полную меру новые факторы роста, то на годы можем зависнуть возле нулевой отметки. И значит, нам придётся постоянно ужиматься, экономить, откладывать на потом своё развитие. И такого мы позволить себе не можем».
Президент поручил правительству к 2019 году обеспечить относительный прирост нашей экономики с превышением среднемирового. Речь, надо полагать, идет о приростах соответствующих ВВП. Это значит, что прирастать наш ВВП должен будет примерно на 4% в год, так как согласно прогнозу МВФ мировая экономика будет ежегодно увеличиваться примерно на 3%. К маю 2017 г. правительству предписано представить план интенсивного экономического развития страны.
Следует учесть, что социально-экономическое развитие, геополитическое положение и роль России в мировом сообществе сегодня в значительной мере определяются ее минерально-сырьевым потенциалом и государственной стратегией его использования. Геология всегда играла большую роль в развитии отечественного минерально-сырьевого комплекса и тем самым нашей экономики. Проблема удовлетворения растущих потребностей мировой экономики в минеральном сырье с каждым годом становится всё более острой и трудноразрешимой. Состояние минерально-сырьевой базы и обеспеченность минеральными ресурсами – сегодня одна из глобальных проблем, как мировой экономики в целом, так и отдельных стран.
Разрушение прежней системы стратегического исследования недр в России наряду с потерей воспроизводства ресурсного потенциала являются тяжелейшими политическими и экономическими ошибками постсоветского периода. В немалой степени они были обусловлены деградацией управления исследованием недр на всех уровнях, включая геологические предприятия. Именно понимание значимости этих проблем и легло в основу концепции Справочника. При его подготовке мы обязаны были ответить на ряд стратегических вопросов, определяющих геологическую политику отрасли на длительную перспективу, выделив важнейшие проблемы, которые обсуждаются сегодня в геологическом сообществе, в том числе проблемы, касающиеся состояния исследования недр.
Во-первых, в течение последних двадцати пяти лет геологическая служба страны находится в состоянии перманентного реформирования. Действующая структура геологической службы (имеется в виду вся геологическая служба, а не только ее государственный сектор), порядок финансирования и управления работами по геологическому изучению недр и воспроизводству минерально-сырьевой базы осуществлены по западным образцам без учета принципиальных отличий, геологических особенностей и обширности территории России. Полностью проигнорировано то обстоятельство, что в пределах России представлены все известные в мире геологические и минерагенические обстановки, обширная гамма видов и генетических типов рудного, нерудного и топливно-энергетического сырья, геодинамические режимы и современные геологические процессы. По комплексу объективных геологических и территориальных условий Россия является уникальной страной. Соответственно система геологического изучения ее недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы — МСБ не может быть механической копией западного образца, пригодного для стран с относительно небольшой территорией и слабо дифференцированной геолого-минерагенической обстановкой.
Исторический опыт свидетельствует о том, что в условиях нашей страны наиболее эффективной организационно-функциональной системой является совокупность крупных территориальных научно-производственных объединений в сочетании с экстерриториальными научными организациями, специализированными по методам, технике и технологии геологического изучения недр и по сырьевым направлениям. Минерально-сырьевая база СССР и России создана в результате функционирования именно такой системы и ее модификаций. Она обеспечивала также координацию геологических исследований и геологоразведочных работ всех направлений, независимо от ведомственной и организационной принадлежности исполнителей и источников финансирования. Этот координирующий «ключ» в последнее время утерян.
Действующая государственная система разрушила ранее существовавшую эффективную информационную базу геологического изучения недр, порядок ее пополнения и использования, как достояния всей геологической службы страны и её регионов. Нынешнюю ситуацию в сфере геологического изучения недр и воспроизводства МСБ по всей цепочке — от управленческого процесса до реализации работ и обеспечивающих контуров можно охарактеризовать как глубокий системный кризис. Последствия этой ситуации, как считают специалисты, рельефно проявятся в ближайшие годы, но тогда точка невозврата будет пройдена. Поэтому России нужна новая государственная минерально-сырьевая политика, основанная на долговременном стратегическом исследовании недр.
Во-вторых, необходимо поднять уровень исследования недр. Сейчас эту функцию выполняет государственный холдинг «Росгеология», решая (условно) следующие проблемы:
— восстановление системы стратегического исследования недр с целью создания перспективного задела обеспечения страны важнейшими видами полезных ископаемых;
— научно-аналитическую разработку минерально-сырьевой политики на длительную перспективу (20, 30, 50 лет);
— анализ и оценку перспектив потребления, экспорта, импорта минерального сырья и разработку предложений по покрытию его дефицита;
— разработку предложений по созданию запасов минерального сырья и материалов для обеспечения деятельности государства в особых условиях;
— разработку приоритетных интересов государства по минерально-сырьевым ресурсам и материалам в других регионах и странах, выработку политических и экономических предложений для проведения в жизнь поставленных задач;
— отработку стратегических и тактических лагов государства, исходя из главной задачи — поступления в страну минерального сырья, особенно стратегически важного;
— анализ и оценку действующих нормативно-правовых документов на соответствие их стратегическим целям государства и выработку предложений по их усовершенствованию;
— контроль и оценку государственного минерально-сырьевого баланса;
— обеспечение защиты геологических интересов России на мировом уровне и др.
В-третьих, необходима перестройка структурно-функциональной схемы управления исследованием недр, воспроизводством МСБ и недропользованием на основе предлагаемого Министерства геологии и недропользования РФ. Она должна представлять вертикально интегрированную систему, включающую отраслевые федеральные органы исполнительной власти и научно-производственные предприятия и объединения им подведомственные или ими координируемые.
Структурно-функциональную схему управления желательно иметь двухуровневую. Первый уровень — административно-управленческий аппарат, реализующий функции и осуществляющий полномочия в рамках Министерства геологии и недропользования РФ. Второй уровень — научно-производственный, решающий задачи, необходимые для обеспечения реализации функций и осуществления полномочий Министерства геологии и недропользования РФ в региональном плане, вплоть до выполнения полного цикла геологоразведочного процесса, оценки государственно значимых месторождений стратегически важных видов полезных ископаемых и передачи месторождений в разработку с высоким уровнем достоверности технико-экономических показателей.
Основными требованиями к структурно-функциональной схеме на начальном этапе с нашей точки зрения должны были бы быть следующие:
— преемственность — подведомственные предприятия, учреждения и акционерные общества формируются на базе функционирующих в настоящее время организаций с учетом восполнения выбывших (ликвидированных) в процессе реформирования;
— сохранение единства науки и практики. Российская горно-геологическая школа формировалась в течение столетий, опираясь на принцип триединства науки, образования и практики. Она давно получила мировое признание, и ее потенциал должен быть сохранен и развиваться;
— обеспечение непрерывного и «полного» сбора, хранения и многовариантной обработки информации. Важнейшим результатом геологического изучения недр является информация об их строении. Основой для управления фондом недр является информация о качественных и количественных характеристиках недропользования. Структурно-функциональная схема управления должна обеспечить сбор и концентрацию всей геологической информации и информации о процессах недропользования в автоматическом режиме на федеральном уровне с распределенными составляющими на уровне субъектов Федерации и федеральных округов, а также обеспечить доступ к этой информации в установленном законодательством порядке в автоматизированном режиме;
— обеспечение выполнения перечня перспективных задач и согласованных государственных программ работ по изучению недр и воспроизводству МСБ России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья. Понимая это, необходимо сконцентрировать внимание на основном звене – организации (предприятии).
Эффективная политика России в сфере национальной минерально-сырьевой безопасности требует учета последствий глобализации минерально-сырьевых ресурсов и определения роли нашей страны в будущем мировом минерально-сырьевом обеспечении. Россия имеет огромные природные ресурсы, которые, с одной стороны, являются прочным фундаментом для рачительного хозяйствования и притягательной силой для сотрудничества, а с другой — «лакомым куском» для потенциальных агрессоров.
Особенность природно-ресурсного потенциала России — его крупномасштабность и комплексность. Ни у одной страны мира нет МСБ такого объема и спектра — от нефти, газа, угля до практически всех металлических и неметаллических полезных ископаемых, как у России. Кроме того, Россия обладает 22% лесных ресурсов планеты, которые занимают 69% ее территории, 20% мировых запасов пресных поверхностных и подземных вод. Ей принадлежит третье место в мире (после Австралии и Канады) по обеспеченности земельными ресурсами на одного жителя, седьмое место в мире по добыче рыбы и других водных биоресурсов. Следует, однако, подчеркнуть, что большая часть территории РФ, в отличие, например, от тех же США и Канады, приходится на районы, неудобные для проживания (с многолетней мерзлотой и др.).
Из сказанного вытекает главная задача: в целях улучшения структуры промышленного производства и экспорта необходимо стимулировать глубокую переработку и комплексное использование природных ресурсов. Освоение территориальной совокупности полезных ископаемых (крупных ресурсных сочетаний) возможно через организацию кластеров отдельных, сконцентрированных в рамках единого производственного процесса, групп предприятий и смежных отраслей. К перспективным направлениям относится организация горно-металлургических, химико-металлургических комплексов, станций подземной газификации угля для выработки тепловой и электрической энергии, жидкого топлива и дефицитных химических продуктов.
В нашей стране нельзя сколько-нибудь обстоятельно спрогнозировать дальнейшее развитие экономики, особенно в территориальном разрезе, не разобравшись с тем, каким потенциалом недр мы будем располагать в будущем. Оценка же экономического потенциала представляется важнейшим элементом стратегии социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.
Мы явно не используем наше историческое преимущество в природных ископаемых, таких, как наличие крупных запасов нефти и газа и различных видов минерального сырья, для развития страны на основе прогресса в области технологий. С помощью тщательно продуманной экономической политики их можно перевести в важный источник экономического роста и модернизации, опираясь на которые можно реализовать фундаментальные и прикладные научные разработки, подготовить необходимые кадры. Потребуются большие инвестиции, которые только через определенное время позволят создать современную высокоэффективную и конкурентоспособную экономику. В то же время определяющим должен стать научно-технический прогресс, основанный на разработке принципиально новых технологий. В условиях масштабного строительства во многих странах мира заводов по производству жидких синтетических топлив спрос на российскую нефть может существенно снизиться, что коренным образом повлияет на экономику нашей страны.
Преобладание сырьевой составляющей в экспорте России и других стран СНГ серьезно деформирует структуру и снижает потенциал развития их экономик. Поэтому первоочередной задачей является «достраивание» экономических систем этих стран до уровня, позволяющего формировать эффективные комбинации сравнительных преимуществ, и на этой основе эффективно конкурировать на мировом рынке. Таким образом, в условиях глобализации на первый план выходит проработка проблем взаимных нынешних и долгосрочных интересов, что внесло бы политическую привлекательность и экономический интерес для каждой из стран СНГ.
Совершенно очевидно, что ввод в хозяйственный оборот информационных геологических ресурсов и интеллектуальной собственности в сфере недропользования является важным источником для извлечения доходов. Нашим государствам необходимо выйти на общепринятую цивилизованную практику защиты интеллектуально-информационной собственности в области недропользования, без чего в рыночных условиях результаты труда разведчиков недр обесцениваются.
Естественно, научный уровень разработок играет определяющую роль. В ноябре 2015 г. ЮНЕСКО опубликовала доклад по науке «На пути к 2030 году». Из него следует, что вклад России в мировую науку в настоящее время составляет всего 1,7%, более чем в 11 раз отличаясь от китайского (19,6%) и в 15 раз от американского (28,1%). Причём вклад обеспечивают такие традиционные советские отрасли как теоретическая физика, где доля российских исследований превышает 6%. А в некоторых перспективных сферах, требующих дорогостоящего оборудования, мы и вовсе близки к нулю. Нашему уровню среди «научных держав» соответствуют не Германия и Франция и даже не Канада и Австралия, а Турция и Бразилия.
Для выработки приоритетов и стратегии совместных действий по развитию минерально-сырьевых комплексов России и других стран СНГ необходимо в ближайшее время провести совместную фундаментальную работу по анализу и прогнозу развития нашего научного и ресурсного потенциала с определением его места, роли и конкурентоспособности в мировой экономике, с учетом глобальных тенденций технологического развития, освоения новых видов сырья и материалов, а также необходимости более глубокой переработки минерально-сырьевой продукции. Ключевым должно быть рассмотрение минерально-сырьевых комплексов наших государств в совокупности и взаимодополняемости, в связи с чем Россия и другие страны СНГ приобретут более значимый вес в мировой экономике.
Безусловно, также должна быть отражена рациональная, взвешенная с учетом конъюнктуры мирового рынка, государственная экспортно-импортная политика в области минерально-сырьевых ресурсов, в том числе в части обеспечения национальной безопасности всех стран СНГ. Весьма важным является унификация таможенных правил и налогов, согласованность в определении внешнеторговых цен на минерально-сырьевые товары, поставляемые на рынки стран дальнего зарубежья.
Из опыта предвоенных лет следовало бы взять на вооружение методический подход к поискам полезных ископаемых в слабо изученных районах. Естественно, что проводиться эти работы должны сейчас на принципиально новой научно-методической и технической основе, с учетом сложившейся экономической обстановки.
Эти и другие вопросы методического, организационного и экономического планов также являлись предметом изучения и включения в Справочник.
Унижение геологии последних лет связано с некомпетентностью управления, потерей уровня квалификации руководящих кадров, непониманием её роли в развитии страны. И чем скорее руководство страны все это преодолеет, тем четче и ярче представится перспектива выхода на путь новейших технологий с полноценным использованием минерально-сырьевого потенциала России. В этом, по всей видимости, и заключалась одна из первоочередных политических и экономических задач при разработке Справочника.
Отсюда возникает значимость роли руководителя геологической организации, уровня его профессиональных знаний, компетентности и умения руководить коллективом, от чего, в основном, и зависит эффективность деятельности геологической организации.
Представляемый «Справочник (пособие) руководителя геологической организации (предприятия)» выходит из печати после трехлетней подготовительной работы, многократных обсуждений и дискуссий на Редакционной коллегии. Следует отдать должное как членам Редакционной коллегии, так и тщательно подобранному квалифицированному составу исполнителей: людей ответственных, знающих, умудренных опытом теоретических исследований и практической деятельностью.
Справочник — это почти единственный труд за последние 25 лет «перестройки», в котором систематизированы материалы, позволяющие оценить геологическую организацию, как главное звено отрасли, систему научно-организационной работы и, что очень важно, роль руководителя – специалиста, организатора, глубоко понимающего свое предназначение в процессе исследования недр и производственной деятельности.
Справочник состоит из двух томов. В нем содержатся ответы на вопросы что такое теория и практика геологической организации, каковы ее функции и цели, что понимать под эффективностью ее деятельности и деятельностью руководителя. В Справочнике проанализирована деятельность предприятия — от геологического задания до подсчета запасов и ответственность руководителя за результаты научно-производственной и экономической деятельности предприятия. Пословица права: «Руководить – значит предвидеть». Это, пожалуй, главное правило, вытекающее из опыта геологической практики.
В первом томе Справочника рассмотрены роль минерально-сырьевых ресурсов в экономике мира и России (главы 1, 2), тенденции в потреблении ресурсов (глава 3), вопросы геологического изучения и воспроизводства минерально-сырьевой базы (глава 4), геолого-экономической оценки месторождений (глава 5), виды работ при геологическом изучении недр (глава 6), вопросы проектирования и сметного ценообразования (глава 7) и система государственного управления геологическим изучением недр (глава 8).
Второй том посвящен экономике геологической организации (глава 9), системе налогообложения (глава 10), организации и управлению (глава 11), инновационной деятельности (глава 12), автоматизированным системам обработки информации (глава 13), охране труда (глава 14), социальной ответственности предприятия (глава 15), анализу деятельности предприятия (глава 16), ликвидации предприятия (глава 17), интеллектуальной деятельности (глава 18), организации проверок подведомственных организаций (глава 19). В этом томе приводится также перечень общественных геологических организаций (глава 20) и указаны основные периодические издания в области геологии и природопользования (глава 21).
Как отмечалось, после «перестройки» справочники такого плана не выходили. Мы это объясняем не только трудностью издания, но, главное — трудностью подготовки материалов в условиях так называемой «либеральной экономики». Мы разработали обобщающий документ, в котором собран свод знаний по геологии, геологоразведке и опыту стратегического исследования недр. Рецензенты подтверждают, что «Справочник (пособие) руководителя геологической организации (предприятия)» может претендовать на лучшую разработку проблемы в условиях большой неопределенности.
По всей видимости, не зря секция УМО Министерства образования и науки решила рекомендовать УМО по образованию в области прикладной геологии Справочник в качестве учебного пособия по дисциплине «Введение в специальность» для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям 21.05.02 «Прикладная геология» и 21.05.03 «Технология геологической разведки» укрупнённой группы направления подготовки 21.00.00 «Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия».
Хочу особо отметить роль холдинга «Росгеология» и его генерального директора Панова Р.С. в постановке научно-проблемной темы, которая переросла в создание Справочника. Вместе с этим, следует признать, что выход такого сложного издания в двух томах позволил на его основе разработать программу подготовки и переподготовки руководителей геологической службы страны в высших учебных заведениях. И этот шаг также является необходимым и весомым.
Решение проблем экономического развития, жизненно значимых для страны и ее безопасности, не может подменяться относительным увеличением ВВП. Происшедшее за последние 25 лет отставание отечественной промышленности от развитых стран при исчерпании остающихся ресурсов требует скорейшей инвентаризации этих остатков с тем, чтобы научно обосновать значимые и еще возможные цели и задачи модернизации страны. Но все это окажется невозможным без привлечения к руководству наукой, промышленностью и экономикой компетентных специалистов.
В заключение хочу искренне поблагодарить авторов отдельных разделов, статей, членов редколлегии за их добросовестный труд и выразить надежду, что вышедшим в свет изданием мы окажем профессиональную поддержку руководителям геологических организаций в их сложной и крайне важной деятельности.
справочник, минерально-сырьевые ресурсы, геологоразведочные работы, экономика, структура работ, деятельность геологоразведочной организации (предприятия), техника безопасности