Конгресс США обсуждает законопроект об ужесточении правил для иностранных инвестиций в стране, и самая заинтересованная аудитория, вероятно, находится за границей. Любые ограничения на такие сделки, введенные законодателями, могут рикошетом ударить по США, спровоцировав другие страны ввести свои ограничения. На сегодняшний день в конгрессе идут дебаты о том, замедлят ли предлагаемые изменения приток капитала в страну, поставив под удар рабочие места в США и затормозив экономическую экспансию.
Более серьезная опасность заключается в том, что закон может спровоцировать реакцию за границей, ограничив инвестиционные потоки между странами и испортив бизнес-климат для американских компаний, действующих за границей. «Что бы мы ни делали, это вызывает отклик», – говорит Дэйв Маккарди, президент Альянса электронной индустрии, в который входят такие компании, как Motorola Inc., International Business Machines Corp. и BAE Systems PLC. Бывший конгрессмен от Оклахомы предупреждает, что Китай, где США лоббируют снятие ряда инвестиционных ограничений, внимательно следит за происходящим на Капитолийском холме.
Другие страны тоже не обходят это вниманием. В России советники президента Владимира Путина работают над законопроектом, устанавливающим контроль над иностранными инвестициями в «стратегически важных отраслях», наряду с Францией и другими странами Европы, исповедующими «экономический патриотизм». В Мексике увеличение открытости нефтяного сектора для иностранных инвестиций является темой президентской кампании. Откликаясь на борьбу в США, начавшуюся из-за стремления компании из Дубая управлять несколькими американскими портами, парламент Канады рассматривает предложения о расширении полномочий правительства блокировать инвестиции по соображениям национальной безопасности.
На Капитолийском холме сенаторы и члены палаты представителей проводят параллельные законопроекты, которые заметно изменят облик комитета по иностранным инвестициям в США (CFIUS), который рассматривает сделки с точки зрения национальной безопасности. Законопроекты предлагают продлить срок рассмотрения сделок с участием государственных компаний до 45 дней вместо обычных 30. Будет усилена ответственность правительства за окончательное решение, поскольку сделки, осуществленные на низших уровнях, будут требовать подписи министра.
Во главе CFIUS стоит казначейство, но в нем представлены также Госдепартамент, министерство внутренней безопасности и министерство обороны, несколько департаментов Белого дома. Обе палаты конгресса добиваются прозрачности деятельности CFIUS для законодателей. Пока сенат проводит более жесткую линию, требуя ставить конгресс в известность о начале рассмотрения сделок, что позволит оказывать на рассмотрение политическое влияние. Палата представителей требует уведомления по завершении рассмотрения.
Сенат требует, чтобы администрация составила рейтинг стран по критерию соблюдения соглашений по контролю над вооружениями. Этим рейтингом CFIUS должен руководствоваться при принятии решений. Председатель комитета палаты представителей по вооруженным силам, республиканец Дункан Хантер предлагает также закрыть иностранцам доступ к важнейшим объектам инфраструктуры, включая шоссе, мосты и порты.
Законопроект появился на фоне опасений, связанных с компанией Dubai Ports World. Скандал вокруг попытки DP World взять под контроль коммерческие операции в пяти американских портах выявил озабоченность общества национальной безопасностью после терактов 11 сентября 2001 года и усиливающийся экономический национализм общества и многих законодателей.
«Мы живем в эпоху зарождающегося протекционизма», – говорит председатель финансового комитета палаты представителей республиканец Майк Оксли.
Организация «Трансатлантический бизнес-диалог», объединяющая руководителей европейских и американских компаний, призывает законодателей к осторожности. Организация предупреждает, что законопроект затрудняет попытки глобально мыслящих компаний противостоять призывам к введению более жестких правил иностранной конкуренции и инвестирования.
Администрация Буша, потеряв контроль над дебатами о портах, пытается взять на себя роль арбитра. Советники президента Буша говорят о необходимости сочетать политику национальной безопасности после 11 сентября с поддержкой инвестиций. В 1985-2004 годах инвестиции в такие американские активы, как здания и заводы, в отличие от акций и бондов, выросли с 184,6 млрд. до 1,47 трлн. долларов. Прямые американские инвестиции за границей превысили 2 трлн. долларов.
Поток капитала наглядно свидетельствует об интеграции мировой экономики, начавшейся в 1990-х годах, а сохранение потока является одним из приоритетов Буша. Но администрация опасается, что даже умеренный законопроект палаты представителей может завести слишком далеко.
«Несомненно, другие страны внимательно следят за этим, – говорит заместитель министра финансов по международным вопросам Клэй Лоэри. – Нас это беспокоит». Эндрю Соммерс, президент Американской торговой палаты в России, ставит законодателей в известность о том, что за их действиями следят за границей. По словам Соммерса, кремлевские источники говорили ему, что поддерживаемые Путиным шаги, направленные на ограничение иностранных инвестиций, приостановлены до момента, когда можно будет проанализировать усилия вашингтонских законодателей. Московские дипломаты подчеркивают, что либерализацию правил иностранного инвестирования затруднили скандалы вокруг Cnooc Ltd. и Dubai Ports World. «The Wall Street Journal» — Inopressa.ru