Ввязавшись в политическое противостояние с Верховной Радой и правительством Януковича, Ющенко поставил на карту не только собственную карьеру, но и надежды миллионов граждан Украины на улучшение своего экономического положения. С первым обстоятельством все понятно: со времени оранжевой революции Ющенко практически полностью растерял свой авторитет. При любом исходе нынешнего кризиса на Украине его потеснят на политическом Олимпе либо «неистовая Юлия», либо сторонники Януковича.
А вот со вторым обстоятельством сложнее. Едва наметившиеся позитивные изменения в экономике Украины могут смениться очередным застоем или даже регрессом. Когда глава государства не считается с нормами Конституции своего же государства, это не остается незамеченным для бизнеса. Солидные западные аналитические агентства уже понизили экономические рейтинги Украины.
Справиться с этой ситуацией будет не просто: одно дело, что Запад может выделить средства для покупки части украинского политического класса и оплаты массовых акций сторонников прозападной ориентации, и совсем другое дело – найти ресурсы стабилизации страны с населением свыше 50 миллионов человек.
Ющенко лихорадочно ищет выход из положения. Одно из направлений его поисков — попытки привлечения крупных инвестиций в развитие инфраструктуры украинского ТЭК. При этом инфраструктуру власти в Киеве пытаются выстроить так, чтобы она отвечала, прежде всего, «евроатлантическому выбору». А это предполагает, в частности, создание системы трубопроводов, по которым нефть и газ должны пойти в Европу, минуя территорию России. Сейчас «партия президента» в Киеве при поддержке США и Польши наращивает усилия по вовлечению в эти планы Казахстана.
Основная ставка делается на то, чтобы заполучить казахстанскую нефть для заполнения трубопровода Одесса — Броды. В начале 2007 года во время визита в Казахстан заместителя госсекретаря США Дэниела Салливана последний упорно убеждал Н. Назарбаева в том, что следует активнее диверсифицировать направления экспортных потоков казахстанской нефти и природного газа. Американцы открыто выражают недовольство тем, что сегодня 100% казахстанского газа и почти 90% казахстанской нефти экспортируются через территорию России.
Вашингтон игнорирует тот факт, что для Казахстана российские маршруты — одни из самых выгодных. Не желают в Вашингтоне видеть и другое. Именно Россия, в адрес которой с Запада все время идут обвинения в использовании ценового фактора для давления на страны – потребители нефти и газа, объективно выполнила огромную по значимости задачу, стоявшую перед странами Центральной Азии и в том числе перед Казахстаном.
Ведь ни одна из этих стран самостоятельно не могла бы добиться столь существенного повышения цен на сырье. Зато этого смогла добиться Россия, что повлекло существенное увеличение цен на экспортируемый природный газ Казахстана, Узбекистана и Туркменистана – в 2,5-3 раза за последние два года. В результате только за 2006 год поступление в казахстанскую казну доходов от холдинга «КазМунайГаз» выросло в 1,5 раза.
Характерно, что Вашингтон категорически возражает и против диверсификации казахстанских маршрутов транспортировки углеводородов в иранском направлении. Зато ни против азербайджано-турецкого, ни против украинского направлений у американцев возражений нет. В то же время проталкиваемый американцами проект транскаспийского газопровода с прокладкой трубы по дну моря с восточного (казахстанского) берега на западный (азербайджанский), пока неосуществим.
Во-первых, в условиях отсутствия единой конвенции по правовому статусу Каспийского моря, работа над которой безуспешно ведется уже много лет, Россия, равно как и Иран, могут юридически воспрепятствовать прокладке трубопроводов по морскому дну.
Во-вторых, у Казахстана пока нет достаточного количества разрабатываемых газовых месторождений, которые позволяли бы ему наполнять новые магистральные трубопроводы. Так в 2006 году по основному магистральному трубопроводу «Средняя Азия – Центр» собственно казахстанского газа было экспортировано всего 7,8 миллиарда кубометров.
В-третьих, Казахстан не располагает разветвленной внутренней сетью газопроводов, которые бы позволили ему отказаться от закупок газа извне. Так, крупный мегаполис республики – его южная столица – город Алматы снабжается не казахстанским, а узбекским природным газом. Причем потребности этого города в масштабах Казахстана весьма велики — порядка 900 миллионов кубометров «голубого топлива» в год.
Не все так просто и с транспортировкой казахстанской нефти по украинскому маршруту. Киев и Астана уже не один год обсуждают связанные с этим планы, но дело так и не сдвинулось с места. Трубопровод «Одесса — Броды» был построен еще в 2001 году. С тех пор предпринимались, по крайней мере, три серьезные попытки на высшем уровне вовлечь Казахстан в данный проект.
В июле 2003 году министрами энергетики двух стран было подписано соглашение о создании СП «ТрансЮг». С участием Казахстана предполагалось продлить трубопровод до польского города Плоцк, в результате чего нефть из Каспийского региона могла бы, минуя маршрут танкерами через Черноморские проливы, попадать в Европу. Однако это СП так и не заработало.
В ноябре 2005 года (то есть уже после того, как простаивавший длительное время трубопровод «Одесса — Броды» был задействован в реверсном направлении для прокачки российской нефти) Назарбаев посетил Киев. Опять была достигнута договоренность о сотрудничестве, было создано новое СП — «ТрансМунай», но и на этот раз на практике ничего не изменилось.
Наконец, в феврале 2007 состоялась очередная поездка Назарбаева в Киев. Стороны вновь вернулись к переговорам о трубе. Было создана очередная рабочая группа по проекту. Украинцы предлагают Казахстану построить 52-километровую ветку, которая соединила бы основной трубопровод с терминалом «Южный» на побережье Черного моря.
В середине марта 2007 года в Казахстан приезжал Лех Качинский. В центре его переговоров с Нурсултаном Назарбаевым стояла все та же проблема выстраивания схемы транспортировки казахстанских углеводородов в Европу в обход РФ. Позиция Польши здесь сродни американской — она выглядит предельно циничной и антироссийской.
Выступая, например, против строительства Северо-Европейского газопровода из России в Германию по дну Балтийского моря под предлогом заботы об экологии, Варшава одновременно стремится проложить в Польшу другую газовую трубу по дну Балтики – из Скандинавии.
Кроме этого поляки возводят на балтийском побережье крупный терминал по приемке сжиженного природного газа (СПГ) мощностью до 5,5 миллиардов кубометров в год. По планам этот объект будет готов уже к 2010 году. Здесь Варшава экологических проблем, конечно же, не видит
Соблазнить Назарбаева планами удлинения трубопровода от Брод до польского Плоцка пока не удалось. Все-таки это почти 500 километров и немалые деньги. Кроме того, к полякам у Казахстана есть претензии. Когда пару лет назад Литва выставила на торги НПЗ «Mazeikiu Nafta», литовцы не захотели, чтобы это наследство ЮКОСа попало в руки русским.
Они пытались привлечь казахов, но те, бросив открытый вызов Москве, не смогли достичь соглашения с «Транснефтью» по поставкам своей нефти на этот НПЗ через Россию. Тогда акции «Mazeikiu Nafta» перехватили у казахов поляки из концерна «Орлен».
Сейчас польский концерн владеет порядка 89% акций «Mazeikiu Nafta», 10% акций принадлежат литовскому правительству, остальные — частным акционерам. Вскоре выяснилось, что поляки не могут повысить эффективность работы литовского НПЗ, поскольку после прекращения поставок на него российской нефти достойную замену найти не удалось.
Пока руководство Казахстана не намерено инвестировать проект «Одесса – Броды — Гданьск». Назарбаев публично заявил, что это станет возможным только в том случае, если удастся привлечь к проекту Россию. Оно и понятно, ведь Казахстану более выгодно увеличение транспортировки своей нефти по российским трубопроводам Атырау – Самара — «Дружба», а также по системе КТК. В первом варианте это дает экономию тарифных расходов по сравнению с вариантом прокачки казахстанской нефти по маршруту Актау – Баку – Батуми –Южный — Броды в 22-25 долларов и более за каждую тонну нефти. Во втором случае (КТК) экономия составляет порядка 15 долларов на тонну.
Украинские и стоящие за их спинами польские и американские политики, соблазняя Казахстан переориентироваться в экспорте углеводородов на маршруты в обход России, вынашивают не только антироссийские планы. Одновременно наносится удар и по позициям Китая.
Пекин проявляет живейший интерес к получению нефти и газа из Центральной Азии. В конце 2005 года введен в действие нефтепровод из Казахстана Атасу –Алашанькоу (Казахстан – Китай), но пока казахи не могут заполнить своей нефтью весь объем первой нитки этой трубы: в 2006 году по нему было прокачено всего лишь 2,161 миллиона тонн нефти, а пропускная способность — 10 миллионов тонн. Отсюда понятно, почему руководство Казахстана активно пытается привлечь для заполнения этой трубы российскую нефть, обхаживая компанию «Роснефть».
Пекин также готовит позиции и по получению казахстанского природного газа: компания «КазМунайГаз» и Китайская национальная нефтегазовая корпорация планируют к исходу лета 2007 года завершить разработку проекта нового газопровода Атырау – Актобе – Атасу — Алашанькоу мощностью 30 миллиардов кубометров в год. Стороны заявляют, что первая нитка газопровода, мощностью 10 миллиардов кубометров, заработает уже в 2009 году.
Казахстан имеет протяженные границы и с Китаем, и с Россией. Ни с Америкой, ни со странами Евросоюза, ни даже с Украиной он не граничит. И президент Казахстана прекрасно понимает, что ради призрачных выгод в неопределенном будущем ссориться с ближайшими соседями не стоит. Жаль, что эта простая истина не доступна президенту Украины.
fondsk.ru