4:13 01 января 2007

Адаптация предприятий к рынку при вступлении России в ВТО / Евгений Ржевский, Николай Гуськов

Россия в текущем году планирует вступить во Всемирную торговую организацию (ВТО). В этом решении есть плюсы и минусы. Плюс в том, что, скорее всего, вырастут экспорт российской продукции, экспортные доходы государственного бюджета, иностранные инвестиции, подешевеют импортные товары и, что особенно важно, высокотехнологичное иностранное оборудование. Минус — в ожидаемом уменьшении доходов российских предприятий ряда отраслей на внутреннем рынке вследствие чего слабые станут слабее, ускорятся процессы банкротства, поглощений, слияний.

С точки зрения официально принятой стратегии развития России альтернативы этому решению нет. Вопрос в том, как, не упуская возможностей, отстоять
российские интересы. Остается лишь надеяться, что Правительство России найдёт нужный баланс “за” и “против”, добьётся у ВТО необходимых условий и достаточно длительного переходного периода.

Что следует ожидать в случае прихода на российский рынок иностранных конкурентов? Конечно, усилится конкуренция. Но дело не только в этом. Изменятся «правила игры» на российских рынках: — будут обновлены национальные стандарты регулирования правоотношений продавца и покупателя, внедрены международные стандарты финансовой отчётности и открытости; — вступят в силу международные правила стандартизации и сертификации продукции, трудовые и прочие стандарты; — будут исключены поэтапно меры государственного протекционизма в пользу российского производителя (субсидии и льготы, повышение таможенных тарифов и установление квот на импорт, введение дополнительных технических регламентов на импортную продукцию и другие меры);

— внедрятся международные системы предварительной квалификации предприятий-производителей, созданные группами покупателей для защиты от недобросовестных поставщиков.

Всё это создаст благоприятные условия для снижения цен на импортные товары и услуги, но установит российским предприятиям новые барьеры для выхода на рынки. О существовании таких барьеров многие предприятия, к сожалению, сегодня мало информированы, что не позволяет им своевременно подготовиться к этим изменениям,.
Но ещё опасней для российских предприятий могут оказаться изощрённые методы недобросовестной конкуренции, применяемые крупными иностранными компаниями в странах со слабо развитыми экономикой и антимонопольным законодательством. Это, например, временное применение демпинговых цен на товары и услуги с целью вышибить конкурентов с рынка; скупка долгов предприятий, являющихся важным звеном в технологических цепочках, с целью их банкротства и ликвидации и т.п. 

Действия недобросовестных конкурентов могут в кратчайшие сроки поставить на колени любое российское предприятие — остановить его производство и сбыт товаров. И чтобы уличить недобросовестного конкурента потребуются длительные судебные споры и большие финансовые затраты. Но если производство уже парализовано, то запустить его вновь сложно из-за потери оборотного капитала, долгов, утечки кадров и др.

Ещё один барьер – предварительная квалификация товаропроизводителей, практикуемая на мировых рынках. Широко распространенная практика такова. Крупные компании – заказчики создали системы предварительной квалификации производителей различной продукции и допускают к участию в тендерах и торгах лишь тех из них, кто включен в соответствующие реестры. Это избавляет покупателей от кропотливой работы по ведению каталогов поставщиков и проверке их способности к выполнению обязательств. Такая квалификация является общепринятой во многих секторах мирового рынка, например, в нефтегазовом комплексе, в строительстве, в машиностроении, на транспорте и пр. Если учесть, что крупные компании закупают через тендеры и торги большую часть продукции и услуг, а российские предприятия не аккредитованы в международных системах квалификации, то становится ясным масштаб проблемы для российских товаропроизводителей.

Прохождение предварительной квалификации в международных системах квалификации для российского предприятия — сложная комплексная задача. Один из примеров таких систем — Achilles (Achilles Joint Qualification System). Система была создана группой из 23 нефтегазовых компаний Норвегии и Дании («СтатОйл», «Норск Гидро», норвежские отделения мировых компаний «Бритиш Петролеум», «Коноко-Филиппс», «Шелл» и другие) и получила признание в десятке стран (Аргентина, Бразилия, Чили, Венесуэла, США, Германия, Дания, Португалия, Испания и Великобритания).

Правовой основой деятельности Achilles в Европе являются директивы ЕС по правилам поставок товаров и услуг, требования обновлённых международных стандартов ИСО и др. Директивы ЕС устанавливают, что выбор поставщиков товаров и услуг для нужд нефтегазодобывающих операторов должен производиться с применением объективных критериев, базирующихся на публичном призыве к развитию конкуренции.
У Achilles имеются «родственники» — аналогичные системы в сферах строительства, транспорта, потребительских товаров и др. Многие иностранные компании, действуя в России, например, норвежская компания «Гидро» при отборе участников тендеров требуют от них присоединения к Achilles.

Российские товаропроизводители пока не готовы аккредитоваться в международных системах квалификации. Этому препятствуют разные причины и обстоятельства. Для присоединения к Achilles и вхождения в ее реестр добросовестных поставщиков сроком на 1 год необходимо представить сведения более чем по 40 аспектам деятельности, а также: — иметь внедренные системы менеджмента качества продукции по обновлённым международным стандартам ИСО 9001:2000 и 9004:2000, безопасности труда и охраны здоровья, экологической безопасности и продукции ИСО 14001 и 14004 и ряду других стандартов. Причём, эти системы должны быть сертифицированы у аккредитованных в Achilles экспертов; — производить поставки продукции от своего собственного имени; — быть свободным от кредиторской задолженности, не состоять в судебных разбирательствах по иным поводам, своевременно производить оплату налогов, сборов, выполнять требования по предоставлению властям и органам ежегодной бухгалтерской отчетности в стандарте МСФО; — иметь возможность предложить к поставке в любое время в процессе квалификации продукцию;

— иметь удовлетворительную историю поставок и прочее.

После присоединения к Achilles в качестве поставщика организация обязана регулярно предоставлять отчеты о текущем состоянии и результатах выполнения заключенных контрактов. Одной из выгод от присоединения предприятия к Achilles является публикация данных о нем в официальном издании Европейской Комиссии — ежедневном электронном журнале «Тендеры» и автоматический «выброс» своих предложений на мировой рынок.

В России каждая крупная компания пока предпочитает вести свою систему предварительной квалификации поставщиков. При этом предприятия-поставщики, добиваясь допуска к корпоративным тендерам, вынуждены вести хаотичную и громоздкую работу по подготовке и предоставлению покупателям тендерной документации, предоставлению данных, приёму делегаций и экспертов, демонстрации своих возможностей.

При вступлении России в ВТО российские заказчики будут вынуждены адаптировать свои системы квалификации и правила проведения тендеров к стандартам мирового рынка. Поэтому Союз производителей нефтегазового оборудования разработал программу содействия предприятиям отрасли в адаптации к требованиям рынка в условиях вступления России в ВТО и прихода на рынок иностранных конкурентов. В рамках программы разрабатываются проект отраслевого стандарта на добровольную предварительную квалификацию производителей промышленной продукции, работ и услуг с учётом требований мирового рынка, а также системы добровольной квалификации.

Стандарт и система должны стать одними из инструментов развития конкурентоспособности отрасли и быть полезны для унификации требований к поставщикам продукции и услуг, предъявляемых к участникам тендеров и торгов нефтегазовых компаний. Перечисленные выше вопросы будут вынесены на очередную конференцию ”Нефтегазшельф-2006”, которую Союз проводит 24 мая 2006 года.
Целями упомянутой программы являются информирование предприятий о процессах на рынках, связанных с вступлением России в ВТО, экспресс-анализ деятельности предприятий, определение проблем, связанных с ситуацией, постановка задач, направленных на решение проблем и содействие в их реализации.

Решаемые при этом задачи: — выявление потребностей по внедрению на предприятиях международных систем и стандартов, обеспечивающих управление через управление качеством; — содействие в выборе сертифицирующих и внедренческих организаций и в оптимизации затрат на сертификацию; — выявление проблем, связанных с незащищенностью интеллектуальной собственности и использованием не сертифицированной продукции; — подготовка к присоединению к международным системам предварительной квалификации поставщиков продукции; — содействие предприятию в развитии экспорта путём выхода на международные тендеры и торги;

— помощь в обосновании решений по созданию альянсов, слияний и поглощений в целях повышения конкурентоспособности и развития деятельности.

Для российских предприятий необходимость развития конкурентоспособности, независимо от сроков и условий вступления России в ВТО, безальтернативна. Поэтому это событие следовало бы рассматривать скорее как повод задуматься и принять своевременные меры. Евгений Ржевский, вице-президент Союза производителей нефтегазового оборудования Николай Гуськов, руководитель департамента развития конкурентоспособности