Все для предпринимателя. Информационный портал

Что такое. Внешнеторговый протекционизм, его виды и методы

Современный протекционистский механизм представляет собой комплекс взаимодополняющих средств, которые постоянно меняются под воздействием, прежде всего объективных процессов развития производительных сил и интересов основных групп отечественных компаний. Среди протекционистских средств есть традиционные и сравнительно новые, явные и завуалированные, более или менее эффективные с точки зрения международного сообщества и главное - признаваемые им как допустимые, так и недопустимые, причем последнее относится и к способам применения этих средств.

Протекционизм -- это политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции через систему определённых ограничений. С одной стороны, такая политика способствует развитию национального производства. С другой -- может привести к усилению монополистов, застою и снижению конкурентоспособности экономики.

Политика протекционизма (protection - защита) - это теория и практика регулирования внешней торговли, направленная на защиту субъектов национальной экономики от иностранной конкуренции. Как теория внешнеэкономического поведения протекционизм утвердился в XIX веке и стал противоположностью политики фритредерства .

Теория протекционизма утверждает, что наибольший эффект достигается:

  • 1) при единообразии применения импортных и экспортных пошлин, субсидий и налогов по отношению ко всем субъектам, без каких-либо исключений;
  • 2) при повышении размеров пошлин и субсидий по мере увеличения глубины переработки и при полной отмене пошлин на импортируемое сырье;3)при сплошном обложении импортными пошлинами всех товаров и изделий, либо уже производимых в стране, либо тех, производство которых в принципе имеет смысл развивать (как правило, в размере не менее 25-30%, но и не на уровне, который является запретительным для любого конкурирующего импорта);
  • 4)при отказе от таможенного обложения импорта товаров, производство которых невозможно или нецелесообразно (например, бананов на севере Европы).

Линия протекционизма в российской таможенной политике просматривается со времен царствования Петра I и вплоть до начала XX века. Суть российского протекционизма сводилась в основном к тому, чтобы всячески поощрять вывоз российских товаров, умеренными пошлинами облагать при ввозе не производимые в стране иностранные товары, в то время как товары, производство которых в России было освоено, или уже налаживалось, облагать высокими пошлинами, либо вообще запрещать к ввозу.

В развивающейся национальной экономике протекционистские меры необходимы для защиты только новых отраслей, возникших как результат научно-технического прогресса, от конкуренции эффективных иностранных фирм, функционирующих на мировом рынке достаточно длительное время. Именно под такой защитой проходило становление и развитие национальных экономик современных развитых стран.

Протекционизм активно применяется не только развивающимися, но и промышленно развитыми странами для защиты национальных товаропроизводителей в условиях обостряющейся конкуренции.

В периоды серьезных обострений отношений между государствами и усиления международной напряженности протекционистские меры используются для сохранения безопасности государства, чему способствует производство на его территории всех необходимой, жизненно важной продукции.

В современных условиях протекционизм существует в различных формах. Он может быть односторонним - направленным на регулирование элементов внешней торговли без согласования с партнерами; двусторонним, предполагающим согласование выдвигаемых мер с партнерами; многосторонним, когда при выработке торговой политики учитываются мнения многих стран.

В XVII в. существовали многочисленные торговые и таможенные пошлины и сборы, которые создавали немалые трудности в торговле, вызывали недовольство торговых людей, порождали народные волнения.

Особенно большое недовольство у отечественного купечества вызывало преобладание иностранных торговцев на внутренних рынках, наличие у них значительных льгот. Лучше организованное и более богатое западноевропейское купечество составляло русским торговцам сильную конкуренцию. Иностранцы заводили в Россию промышленные предприятия, торговые фактории, вели беспошлинную торговлю и имели другие привилегии, которые они получили ещё при Иване IV. Начиная с 1627 года крупные представители торгового мира в своих коллективных челобитных царю выступали с осуждением практики выдач льготных грамот западноевропейцам и обращали внимание правительства на необходимость защиты их от конкуренции иностранцев, особенно англичан, на русском рынке. Кроме того, они просили упростить и облегчить таможенную систему в стране, которая весьма разнилась в зависимости от местности.

В свою очередь, английские купцы, опасаясь ограничения льгот, предприняли ответные шаги: они пригрозили порвать торговые отношения с Россией, если с них будут брать пошлины. Однако, правительство отвергло демарш англичан и пошло навстречу пожеланиям русского купечества.

В разработке нового торгового законодательства принял активное участие видный государственный деятель и дипломат А.Л. Ордин-Нащокин, который был активным сторонником политики протекционизма и меркантилизма и хорошо понимал значение развития торговли и промышленности для России.

Протекционизм -- система ограничений импорта, когда вводятся высокие таможенные пошлины, запрещается ввоз определенных продуктов, используются другие меры, препятствующие конкуренции иностранных изделий с местными. Политика протекционизма поощряет развитие отечественного производства, способного заменить импортные товары .

Благодаря протекционизму поддерживается завышенный уровень цен на продукты, защищенные высокими пошлинами. Ослабляются побудительные стимулы к техническому прогрессу в отраслях, огражденных от иностранной конкуренции. Усиливается нелегальный ввоз товаров без таможенного контроля. К тому же ответные меры стран -- торговых партнеров могут нанести национальному хозяйству ущерб, превышающий его выигрыш от мер таможенной защиты.

Первым шагом на пути к протекционизму стала Уставная таможенная грамота, принятая в 1653 г. В соответствии с ней прежние дробные таможенные сборы, (мыто, гостиное, мостовое и т.д.) были заменены единой десятой пошлинной. Она составила 10 денег с рубля или 5% с покупной цены товара, причём платили её и продавец и покупатель. Это значительно упрощало всю систему определения и порядок взыскания казённых сборов с купли-продажи и заявленных денежных сумм. Если ранее местные торговцы имели преимущество перед иногородними в размерах пошлин (иногда в двое), то теперь такая практика упразднялась. Перед государством торговцы стали все равны. В пределах европейской части России отменялись многократные взыскания таможенных пошлин, уплатив её единожды, купец освобождался от платы в других районах.

Эти положения нашли подтверждение в Новоторговом уставе 1667 г., где были отражены вопросы внешней торговли, имевшие ярко выраженный протекционистский характер. Иностранные коммерсанты были лишены права беспошлинной торговли. Они платили 6% от цены товаров и 2% при отправлении с пограничного пункта. Им был разрешён торг оптом лишь в Архангельске и порубежных городах. Розничная торговля внутри России иностранцам была запрещена.

Устав рекомендовал противостоять чужестранным купцам путём организации складничества русских торговых людей, т.е. своего рода компаний с объединенным капиталом. По мнению правительства, такие компании позволят удержать достойные цены на русские товары и оградить русских торговцев от денежных займов у иностранцев. Правительство так же пыталось учредить Приказ купецких дел - как высший орган управления торговлей, но это намерение осталось на бумаге.

Указанные меры означали становление не только российской протекционистской политики, но и переход к формированию меркантильной системы. В соответствии с новым внешнеторговым курсом учреждались высокие пошлины на ввоз, запрещался или ограничивался вывоз драгоценных металлов, поощрялся вывоз товаров отечественных мануфактур, что способствовало становлению положительного торгового баланса, накоплению доходных средств в бюджете страны. Рижский купец Д. Родес, посетивший Москву в 1653 г. отмечал: что «все постановления этой страны направлены на коммерцию и на торг; все здесь, от высшего до низшего, только и думают, только и стараются, как бы чем либо нажиться. В этом отношении русская нация гораздо деятельнее всех остальных вместе взятых» .

В целом, для XVII в., особенно для второй половины, были характерны некоторые принципиально новые моменты предпринимательства, переход его на качественно новый уровень, связанный с зарождением ране буржуазных черт. И проявлением был рост мелкотоварного и зарождение крупного мануфактурного производств, углубление и расширение общественного разделения труда, формирование всероссийского рынка, появление нового типа предпринимателя - богатого купца и промышленника, пытающегося сочетать торговую сферу с промышленностью и противостоять иностранному капиталу. Но, не взирая на все эти «ростки буржуазности», предпринимательское сословие России в XVII в. не оформилось в европейское «третье сословие» и она не стала буржуазной страной.

Существует много причин, в том числе объективного характера, для проведения правительством протекционистской политики. Рассмотрим основные из них.

Во-первых, причиной протекционистских мер правительств может стать недостаточная конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей данной страны по сравнению товаропроизводителями в других странах вследствие неравномерности экономического развития. В условиях рыночной стихии возникает необходимость в государственной поддержке и защите части отечественных поставщиков от иностранных, чтобы противодействовать росту безработицы и социальной напряженности, особенно в период структурной перестройки производства в целях повышения его эффективности.

Доля 28 развитых стран, вместе взятых, в мировом ВВП почти в 3,6 раза, а в экспорте - в 5 раз выше, чем их доля в совокупном населении мира.

Среди развитых стран по соотношению приведенных показателей также имеются различия. Доля 128 развивающихся стран, вместе взятых, в мировом ВВП и в экспорте, наоборот, значительно меньше, чем в совокупном населении, соответственно почти в 2 раза и в 4 раза. Это различие было бы еще большим, если из числа развивающихся стран исключить ряд стран по уровню экономического развития приближающихся к развитым странам. Доля Китая в мировом ВВП также почти в 2 раза меньше, чем в совокупном населении, а его экспорт соответственно в 8 раз меньше.

Неравномерность развития присуща рыночной экономике, как национальным хозяйствам в целом, так и особенно отдельным отраслям. Поэтому протекционизм в определенной степени является неотъемлемым элементом экономической политики правительств. Важно, чтобы протекционизм, который таким образом объективно необходим, не становился тормозом развития экономики и обновления ее структуры.

Во-вторых, составной частью промышленной политики стимулирования развития зарождающихся перспективных отраслей производства часто также является временное ограничение ввоза конкурирующей продукции .

Характерно, что из традиционной терминологии Международного валютного фонда (МВФ) в конце 90-х годов исчезло привычное понятие "промышленно развитые страны". Теперь в отчетах МВФ фигурирует понятие "страны с развитой экономикой", к которым, помимо прежних промышленно развитых стран, относятся Гонконг, Республика Корея, Сингапур, Тайвань и Израиль. Перечисленные страны сравнялись с ведущей группой держав по доходу на душу населения и ряду других основных экономических показателей.

Фактически это ограничение вполне оправдано, поскольку оно содействует росту и повышению эффективности национального производства. Таким путем, например, успешно восстанавливался и модернизировался промышленный потенциал Японии в первые послевоенные десятилетия. Средний уровень таможенных пошлин в Японии еще в 1964 г. превышал 16 % и был выше, чем в остальных экономически развитых странах, как вместе взятых (соответственно 11 %), так и в каждой из них в отдельности.

В-третьих, периодическое ухудшение общехозяйственной конъюнктуры в стране вследствие циклического развития рыночной экономики требует принятия правительством мер по ограничению доступа на внутренний рынок иностранных товаров и услуг в интересах скорейшего преодоления временного сокращения спроса. Поэтому протекционизм в периоды экономического спада обычно усиливается.

Напомним, что в середине 70-х разразился самый глубокий и затяжной послевоенный экономический кризис в мире, сопровождавшийся значительным ростом безработицы в развитых странах. По официальным данным, безработица за 1972-1976 гг. увеличилась (в %) в США с 5,6 до 7,7, ФРГ - 1,1 до 4,6, Великобритании - с 3,7 до 5,4 и т.д. В результате началось массовое применение протекционистских мер: возросло число стран, прибегавших к таким мерам, количество товаров, на которые распространялись последние, более многообразными стали их формы.

В-четвертых, эпизодические затруднения стран с платежным балансом требуют оперативного ограничения импорта, также как и чрезмерное повышение доли импорта в потреблении важных товаров с точки зрения соображений национальной безопасности. Характерно, что высокий уровень самообеспеченности страны в основных продуктах питания давно стал общепризнанным в мире показателем ее внешнеполитической независимости.

Наконец, противодействующих импорту мер требует недобросовестная коммерческая практика иностранных поставщиков (иногда осуществляется при прямой или завуалированной финансовой поддержке национальных правительств стран-экспортеров) для обеспечения справедливой конкуренции на внутреннем рынка .

Все перечисленные причины казалось бы, оправдывают протекционистскую политику, поскольку она направлена на поддержание нормального функционирования рыночного механизма внутри страны в условиях, когда на мировом рынке сосуществуют и тесно взаимодействуют национальные хозяйства с разной эффективностью, когда по разным обстоятельствам происходят сбои в этом механизме или когда внутренний рынок становится объектом агрессии со стороны недобросовестных предпринимателей, пользующихся бюджетными средствами.

Анализ причин протекционистской политики показывает, что между их позитивным и негативным характером нет четкой грани. Заинтересованность предпринимателей в том или ином торгово-политическом курсе позволяет изменить его в направлении, благоприятном для себя и в неблагоприятном для отечественных потребителей и иностранных предпринимателей.

Протекционизм

Протекциони́зм - политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции через систему определённых ограничений: импортных и экспортных пошлин, субсидий и других мер. Такая политика способствует развитию национального производства.

В экономической теории протекционистская доктрина является противоположной доктрине свободной торговли - фритредерству , спор между этими двумя доктринами продолжается со времён Адама Смита . Сторонники протекционизма критикуют доктрину свободной торговли с позиций роста национального производства, занятости населения и улучшения демографических показателей. Оппоненты протекционизма критикуют его с позиций свободы предпринимательства и защиты прав потребителей.

Основные виды протекционизма

  • Селективный протекционизм - защита от конкретного товара, или против конкретного государства;
  • Отраслевой протекционизм - защита конкретной отрасли;
  • Коллективный протекционизм - взаимная защита нескольких объединившихся в союз стран;
  • Скрытый протекционизм - протекционизм при помощи нетаможенных методов;
  • Местный протекционизм - протекционизм продукции и услуг местных компаний;
  • Зелёный протекционизм - протекционизм при помощи норм экологического права;
  • Коррупционный протекционизм - когда политические деятели действуют в интересах не массового избирателя, а организованных бюрократических и финансовых групп.

История протекционизма

Повсеместный переход к политике протекционизма начался в континентальной Европе в конце XIX в., после затяжной экономической депрессии 1870-1880-х гг . После этого депрессия закончилась, и во всех странах, проводивших эту политику, начался быстрый промышленный рост. В США политика протекционизма наиболее активно проводилась в период между концом Гражданской войны (1865 г.) и концом Второй мировой войны (1945 г.), но в неявной форме продолжалась до конца 1960-х гг. В Западной Европе повсеместный переход к жёсткой протекционистской политике произошел в начале Великой депрессии (1929-1930 гг.). Эта политика продолжалась до конца 1960-х гг., когда в соответствии с решениями т. н. «Кеннеди-раунда» США и западноевропейские страны осуществили скоординированную либерализацию своей внешней торговли .

Взгляды сторонников протекционизма и аргументы в его защиту

Протекционизм рассматривается как политика, стимулирующая экономический рост в целом, а также промышленный рост и рост благосостояния страны, проводящей такую политику. Теория протекционизма утверждает, что наибольший эффект достигается: 1) при единообразии применения импортных и экспортных пошлин, субсидий и налогов по отношению ко всем субъектам, без каких-либо исключений; 2) при повышении размеров пошлин и субсидий по мере увеличения глубины переработки и при полной отмене пошлин на импортируемое сырьё; 3) при сплошном обложении импортными пошлинами всех товаров и изделий, либо уже производимых в стране, либо тех, производство которых в принципе имеет смысл развивать (как правило, в размере не менее 25-30 %, но и не на уровне, который является запретительным для любого конкурирующего импорта); 4) при отказе от таможенного обложения импорта товаров, производство которых невозможно или нецелесообразно (например, бананов на севере Европы) .

Сторонники протекционизма утверждают, что страны Европы и Северной Америки смогли провести свою индустриализацию в XVIII-XIX вв. в основном благодаря протекционистской политике . Они указывают, что все периоды бурного промышленного роста этих стран совпадали с периодами протекционизма, включая новый рывок в экономическом развитии, произошедший в странах Запада в середине XX в. (создание «государств всеобщего благоденствия») . Кроме того, они утверждают, подобно меркантилистам XVII-XVIII вв., что протекционизм способствует более высокой рождаемости и более быстрому естественному росту населения .

Критика протекционизма

Критики протекционизма обычно указывают на то, что таможенные пошлины повышают стоимость импортных товаров внутри страны, от чего могут пострадать потребители. Кроме того, важным аргументом против протекционизма является угроза монополизации: защита от внешней конкуренции может помочь монополистам установить полный контроль над внутренним рынком. Примером может служить быстрая монополизация промышленности в Германии и России в конце XIX - начале XX вв., произошедшая в условиях проведения ими протекционистской политики.

Некоторые экономисты пытаются выработать нейтральный взгляд на протекционизм, фритредерство , рассматривая их влияние на рост национального благосостояния через анализ выигрышей и потерь. По их мнению, выгода от применения экспортных и импортных пошлин может быть противопоставлена производственным и потребительским потерям, возникающим от искажения мотивов поведения как производителей, так и потребителей. Однако возможен и такой случай, когда выгода от улучшения условий торговли после введения внешнеторговых налогов превышает потери от неё. Главная предпосылка улучшения условий торговли от введения пошлины - наличие у страны рыночной власти, то есть способности одного или группы продавцов (покупателей) в стране влиять на цены экспорта и/или цены импорта .

Цитаты

Если же Англия лет 50 фритредерствует в наше время, то нельзя забыть, что лет 200 в ней действовал усиленный протекционизм, начало которому положено навигационным актом (1651), что она и поныне превосходит другие страны промышленно-торговым развитием, выросшим на почве протекционизма.

Начинатели всяких промышленных дел получают первые свои товары дороже, чем могут их продавать предприятия, уже укрепившиеся, приобретшие опыт и погасившие начальные затраты. Подобные окрепшие предприятия, владея капиталом и кредитом, легко прекращают начинания соперничества, возрождающегося в иных странах, сбавляя цены или даже продавая товары временно в убыток. Множество общеизвестных данных об этом свидетельствует.

Статьи

  • У. Столпер, П. Самуэльсон - «Протекционизм и реальная заработная плата»
  • Владимир Попов - «Китай: Технология экономического чуда»
  • Политика экономического протекционизма: плюсы и минусы
  • Аргументы «за» и «против» протекционизма на примере Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Протекционизм" в других словарях:

    Система покровительственных пошлин, имеющая целью поддержать внутреннее производство. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПРОТЕКЦИОНИЗМ система покровительств. пошлин, т. е. высокого обложения иностр.… … Словарь иностранных слов русского языка

    Экономическая политика государства, заключающаяся в целенаправленном ограждении внутреннего рынка от поступления товаров иностранного производства. Осуществляется посредством введения комплексапрямых и косвенных ограничений импорта таможенных… … Финансовый словарь

    - (protectionism) Точка зрения, согласно которой ограничение международной торговли является желательной политикой. Ее целью может быть предотвращение безработицы или потери производственных мощностей в отраслях, которым угрожает импорт, содействие … Экономический словарь

    - (protectionism) Защита, покровительство (покровительственная система в торговле). Теория или практика ограничения торговли между странами в пользу отечественных производителей путем установления тарифов, квот или (чаще всего используемых в наше… … Политология. Словарь.

    протекционизм - (социально психологический аспект) (от лат. protectio прикрытие) корыстное покровительство, оказываемое кому либо лицом или группой лиц, обладающих властью. П. ведет к возникновению привилегированного круга лиц, культивированию конформизма,… … Большая психологическая энциклопедия

    1) экономическая политика государства, направленная на ограждение национальной экономики от иностранной конкуренции. Реализуется посредством финансового поощрения отечественной промышленности, стимулирования экспорта, ограничения импорта. Для… … Большой Энциклопедический словарь

    протекционизм - а, м. protectionnisme m. < лат. protectio защита, прикрытие. 1. Экономическая политика буржуазных стран, связанная с ограждением отечественной промышленности и сельского хозяйства от иностранной конкуренции и с захватом внешних рынков. Система … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Протекционизм — экономическое покровительство государства, проявляющееся в ограждении внутреннего рынка ϲʙᴏей страны от проникновения на него иностранных товаров, а также в поощрении экспорта конкурентоспособности товаров на внешних рынках.

Ставит ϲʙᴏей задачей стимулирование развития национальной экономики и ее защиту от иностранной конкуренции путем тарифного и нетарифного регулирования.

В условиях усиливающегося процесса мировой глобализации исключительно важной становится задача по выработке адекватной политики протекционизма в целях повышения конкурентоспособности российских товаров на международном и национальном рынках. Активизация государственной политики в определенных сферах позволит отечественным предприятиям быстрее и эффективнее адаптироваться к посткризисным условиям развития глобальной экономики.

В разные периоды истории государственная экономическая политика склонялась то в сторону ϲʙᴏбоды торговли, то в сторону протекционизма, никогда, правда, не принимая ни одну из экстремальных форм. При этом абсолютно открытой экономики , в процессе функционирования кᴏᴛᴏᴩой без ограничений происходило бы движение товаров, труда, технологий и капиталов через национальные границы, не имело и не имеет ни одно государство . В любой стране правительство регулирует международный оборот ресурсов. Открытость экономики предполагает приоритетный учет национальных экономических интересов.

Дилемма, что лучше — протекционизм, кᴏᴛᴏᴩый дает возможность развиваться национальной промышленности, или ϲʙᴏбода торговли, кᴏᴛᴏᴩая позволяет напрямую сравнивать национальные издержки производства с международными, — предмет многовековой дискуссии экономистов и политиков. В 1950-60-е годы для международной экономики был характерен отход от протекционизма в сторону усиления либерализации и ϲʙᴏбоды внешней торговли. С начала 1970-х годов проявилась обратная тенденция — страны стали отгораживаться друг от друга все более изощренными тарифными и особенно нетарифными барьерами, защищая ϲʙᴏй внутренний рынок от иностранной конкуренции .

Стоит сказать - политика протекционизма преследует следующие цели:
  • постоянная защита от иностранной конкуренции стратегических отраслей отечественной экономики (например, сельского хозяйства), в случае ущерба кᴏᴛᴏᴩым страна оказалась бы уязвимой в условиях войны;
  • временная защита относительно недавно созданных отраслей отечественной экономики до тех пор, пока они не окрепнут настолько, ɥᴛᴏбы успешно конкурировать с аналогичными отраслями других стран;
  • принятие ответных мер при проведении политики протекционизма торговыми партнерами.
Развитие протекционистских тенденций позволяет выделить следующие формы протекционизма:
  • селективный протекционизм — защита от конкретного товара, или защита от конкретного государства;
  • отраслевой протекционизм — защита определенной отрасли (прежде всего сельского хозяйства в рамках аграрного протекционизма);
  • коллективный протекционизм — взаимная защита нескольких объединившихся в союз стран;
  • скрытый протекционизм — защита с использованием нетаможенных методов, в т.ч. методов внутренней экономической политики.

Современная политика протекционизма

Государства, проводя протекционистскую политику, используют таможенно-тарифные и нетарифные ограничения.
Стоит отметить, что основная задача правительства в области международной торговли — помочь экспортерам вывезти как можно больше ϲʙᴏей продукции , сделав их товары более конкурентными на международном рынке, и ограничить импорт, понизив конкурентоспособность иностранных товаров на внутреннем рынке . Часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции и относится прежде всего к импорту. Другая группа методов ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙенно имеет ϲʙᴏей целью форсирование экспорта.

Классификация тарифных и нетарифных инструментов политики протекционизма представлена в табл. 1.

Таблица 1. Классификация инструментов торговой политики.

Методы

Инструмент торговой политики

Регулируют преимущественно

Тарифные

Таможенные пошлины

Тарифная квота

количественные

Квотирование

Лицензирование

Добровольные ограничения

Государственные закупки

Требование к содержанию

местных компонентов

Отметим, что технические барьеры

Налоги и сборы

финансовые

Субсидии экспорта

Кредитование экспорта

В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с решением Комиссии таможенного союза ЕврАзЭс с 1 января 2010 г. в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации введены единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности таможенного союза (ТН ВЭД ТС) и Единый Таможенный тариф.

Между тем с тарифами связан ряд специфических проблем. Так, ставка тарифа может оказаться настолько высокой, что вообще может перекрыть импорт. Отсюда проблема нахождения оптимального уровня тарифа , обеспечивающего максимизацию национального экономического благосостояния. Средний уровень ставок тарифа в настоящее время составляет 11%. Мало ϶ᴛᴏ или много? Средневзвешенный уровень импортных таможенных тарифов в развитых странах снизился с 40-50% в конце 1940-х гг. до 3-5% в настоящее время. В силу того что Россия собирается вступать в ВТО, 11% — исключительно первый шаг на пути снижения тарифного регулирования.

За последние десятилетия роль таможенных тарифов заметно ослабла . При этом степень воздействия государства на международную торговлю не снизилась, а наоборот, возросла в силу расширения использования нетарифных ограничений . В наибольшей степени эффективно работает система нетарифного регулирования, принятая в развитых странах. По мнению специалистов, используется более 50 способов нетарифного регулирования . К ним ᴏᴛʜᴏϲᴙт технические нормы, санитарные стандарты, сложную систему валютного контроля, государственные закупки и т. д.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г. записано: «Целью государственной политики будет создание условий для повышения конкурентоспособности экономики». Решаемые правительством РФ задачи по ключевым вопросам развития, включая повышение национальной конкурентоспособности, могут быть дополнены и уточнены на базе анализа положения страны в мировых рейтингах. Изучение мнения международных экспертов позволяет выявить существующие возможности и ограничения для экономического роста, взглянуть на основные проблемы развития страны с разных точек зрения.

Глобальный индекс конкурентоспособности ежегодно готовится Всемирным экономическим форумом на основании 110 показателей. В 2010 г. Российская Федерация опустилась на 12 пунктов по сравнению с прошлым годом (на 63-е место), опережая Румынию, Уругвай и Казахстан и уступая Черногории, Турции и Мексике. Несомненно, мировой финансовый кризис усугубил позиции России в глобальном рейтинге. В группе стран БРИК наша страна, к сожалению, занимает последнее 4-е место. По оценкам ВЭФ, Россия находится на переходной стадии развития от «экономики, движимой эффективностью» к «инновационной экономике» (табл. 2) Сравнение РФ со странами, имеющими индекс GCI на 1-3 пункта выше и уровень ВВП на душу населения меньший, чем в России, свидетельствует о нереализованных в нашей стране возможностях.

Таблица 2. Стадии развития экономики на базе глобального рейтинга конкурентоспособности в 2009-2010 гг.

Переходная стадия 1-2

Переходная стадия 2-3

Стадия экономического развития

Экономика, движимая факторами

Экономика, движимая эффективностью

Экономика, движимая инновациями

ВВП на душу населения (метод Атласа)

$9000 — $17000

Описание механизма экономического развития

Экстенсивное развитие — эксплуатация природных ресурсов и дешевой рабочей силы

Интенсивное развитие — повышение эффективности экономической деятельности; высокая инвестиционная активность

Интенсивное развитие — создание инновационных продуктов

Global Competitiveness Index, GCI Совокупный индекс на базе ключевых факторов конкурентоспособности

Число стран по этапам развития (133)

Примеры стран

Индия

Пакистан

Танзания

Саудовская

Венесуэла

Бразилия

Китай

Украина

Стоит сказать - польша

Россия

Швейцария

Сингапур

Несомненно, существует зависимость между уровнем ВВП на душу населения и уровнем конкурентоспособности страны. При этом страны с сопоставимым уровнем ВВП существенно различаются по показателям конкурентоспособности . Это свидетельствует о важности качественных индикаторов, составляющих ϲʙᴏдный индекс. Вывод: рост благосостояния и уровня конкурентоспособности России может быть обеспечен и при текущем уровне душевого ВВП, хотя более важны качественные показатели конкурентоспособности.

При анализе качественных характеристик глобального индекса конкурентоспособности (GCI) в России выявлены следующие критичные показатели: общественные институты, инфраструктура, уровень развития финансового рынка и бизнеса, технологическая развитость и инновации. Сравнительный анализ совокупных показателей конкурентоспособности России свидетельствует, что 7 из 12 имеют значения выше среднемировых. В наибольшей степени высокое место (9-е из 133) Россия занимает по размеру рынка. Провальными будут показатели общественные институты (116-е место) и уровень развития финансового рынка (109-е место) Показатели конкурентоспособности России с уровнем выше средне мировых имеют как положительные, так и негативные характеристики.

Таблица 3.Характеристики показателей конкурентоспособности России, имеющие значение выше среднемировых.

Стоит сказать - положительные характеристики

Отрицательные характеристики

Емкость рынка , 9

Эффективность рынка труда , 33

Производительность труда, уровень вовлечения женского труда,

практика найма и увольнения, низкий уровень затрат при увольнении

«Серая» схема зарплат, стереотипность, сложность при приеме на работу (прием «по знакомству»), уровень / надежность профессионального менеджмента

Макроэкономическая стабильность , 37

Баланс государственного бюджета,

низкий правительственный долг (во многом ϶ᴛᴏ обеспечено благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой на сырьевых рынках)

Инфляция, широкий диапазон процентных ставок по банковским кредитам

Высшее образование и тренинг , 45

Качество образования в области математики и науки, качество системы образования, число лиц, имеющих дополнительное образование

Тренинг работников, доступность специализированных научно- исследовательских услуг, качество школы менеджеров, доступность Интернета

Инновации , 57

Численность научных работников и инженеров, качество разработок научно- исследовательских институтов, затраты компаний на исследования и развитие (R&D)

Использование на правительственном уровне продвинутых технологий, сотрудничество высшей школы и производства, возможности для развития и внедрения инноваций

Здравоохранение и начальное образование , 60

Уровень влияния ВИЧ / СПИД и малярии на бизнес, качество начального образования

Продолжительность жизни, заболеваемость туберкулезом, затраты на начальное образование, доля школьников среди детей школьного возраста, детская смертность

Инфраструктура , 65

Количество мест ж/д транспорта, качество ж/д инфраструктуры, протяженность телефонных линий

Качество дорог , качество инфраструктуры, качество авиаинфраструктуры, качество электроснабжения, качество портов

Конкурентоспособность экономики Российской Федерации на данном этапе развития ниже, чем у экономик развитых и даже у ряда развивающихся стран. В связи с данным возникает опасность, что в глобальном мировом хозяйстве Россия может занять место, не отражающее ее истинного потенциала, причем как природно-ресурсного, так и научно-технического, и превратиться в поставщика ресурсов для промышленно развитых стран. Между тем на данный процесс можно повлиять путем защиты отечественного производства и конкурентной среды при помощи проведения политики протекционизма.

Таким образом, для государственного политики и государственной поддержки в настоящее время актуальны следующие направления:

  • Антимонопольное регулирование . В 2009 г. Госдума одобрила в третьем чтении законопроекты, составляющие второй антимонопольный пакет законов. Поправки к ФЗ «О конкуренции» нацелены на дальнейшую защиту национального производителя и развитие конкуренции в России, ужесточение санкций за нарушение антимонопольного законодательства, а также доработку существующих положений. Антимонопольное регулирование должно быть направлено на совершенствование законодательства в отношении естественных монополий, а также на повышение эффективности работы Федеральной антимонопольной службы.
  • Таможенно-тарифное регулирование : внедрение новых технологий таможенного администрирования в рамках Таможенного союза-2010, ориентация на снижение средневзвешенного таможенного тарифа.
  • Нетарифное регулирование : расширение использования нетарифных методов регулирования, кᴏᴛᴏᴩые реализуются в рамках административного управления, в частности, поддержка экспорта высокотехнологичной продукции, услуг и технологий.
  • Инновационное развитие . В долгосрочной перспективе, особенно в условиях исчерпания потенциала эффективности другими факторами, инновации приобретут исключительное значение для повышения стандартов и качества жизни населения. Инновационная политика предполагает создание условий для повышения инновационной активности российских компаний и доли инвестиций, направляемых на внедрение качественно новых продуктов и технологических процессов.
  • Поддержка среднего и малого бизнеса . В рамках проведения административной реформы предполагается снижение административных барьеров, сокращение перечня лицензируемых видов деятельности, упрощение порядка регистрации.
  • Формирование инвестиционно-привлекательной среды , снижение совокупной налоговой нагрузки на хозяйствующих субъектов. В долгосрочной перспективе (2020 г.) налоговая политика направлена на снижение налоговых доходов бюджетной системы РФ до 33% ВВП .

В условиях включения России в мирохозяйственные процессы регулирующая функция государства приобретает особое значение для решения задач, связанных с формированием конкурентной среды, со структурной перестройкой, созданием условий для экономического роста и повышением конкурентоспособности национальной экономики.

Не стоит забывать, что важнейшими направлениями протекционизма в настоящее время должно стать повышение роли нетарифных ограничений и селективный характер протекционистских мер : защищается не внутреннее производство в целом, а отдельные отрасли. Протекционистские меры все чаще вводятся в качестве элемента структурной политики, нацеленной на приспособление национальных производителей к происходящим изменениям во всемирном хозяйстве.

Роль и значение протекционизма в современных экономических условиях продолжают оставаться значительными. Государственная защитная политика позволит национальной экономике быстрее и эффективнее адаптироваться к условиям глобальной экономики.

франц. protectionnisme, от лат. protectio - защита, покровительство) - часть гос. экономич. политики, направленная на обеспечение преобладания своей пром-сти на внутр. рынке посредством ее ограждения от иностр. конкуренции тамож. пошлинами, а также на поощрение экспорта пром. товаров. Характер П. и соответственно средства тамож. политики (запрещение ввоза, высота пошлин, тарифные соглашения, торг. договоры и т. д.) изменялись в зависимости от общей экономич. политики, проводимой в ту или иную эпоху. В период первоначального накопления и зарождения капиталистич. отношений П. являлся составной частью политики меркантилизма, не ограничивавшегося одной тамож. защитой возникающей капиталистич. пром-сти, но практиковавшего многообразные формы ее поддержки. П. носил нередко запретительный характер (полное запрещение ввоза определ. товаров, высокие ввозные пошлины). П. широкое распространение имел во Франции (протекционистские тарифы 1664 и 1667 Кольбера), Австр. монархии, многих герм. гос-вах и др. (в России - впервые при Петре I). Высокая тамож. охрана сыграла большую роль в развитии мануфактурной и фабричной пром-сти. Под знаком П. наполеоновская Франция вела экономич. борьбу с Англией (см. Континентальная блокада, 1806-14). Для эпохи домонополистич. капитализма характерен "защитный" П. в большинстве стран Зап. Европы и США, направленный на охрану нац. пром-сти от более развитой пром-сти Англии, проводившей (с 40-х гг. 19 в.) политику "свободы торговли" (см. Фритредеры). С обоснованием политики П. в рамках нац. х-ва выступил нем. экономист Ф. Лист (1789-1846). Для периода перерастания "свободного" капитализма в монополистич. становится характерным "наступательный" П., направленный на завоевание внеш. рынков (герм. тамож. тариф 1879, изд. Бисмарком, амер. Мак-Кинли тариф 1890). Он остается характерным для империалистич. политики последующего времени и служит средством конкурентной борьбы на мировом капиталистическом рынке, средством закабаления экономически слаборазвитых стран. П. ряда стран (России, Японии) и в этот период оставался "защитным". Во время мирового агр. кризиса конца 19 в. возникает (сначала в Германии) агр. П. для защиты от конкуренции дешевого хлеба из США, Канады и др. В период между двумя мировыми войнами наступательный П. становится частью гос.-монополистич. регулирования внеш. торговли. В совр. условиях крупнейшие монополии уже не являются сторонниками П. в рамках "нац. х-ва". Одни из них, прежде всего монополии наиболее мощной державы - США, вообще выступают под лозунгом "свободной торговли" в глобальных масштабах (в рамках т. н. Генерального соглашения о тарифах и торговле - ГАТТ, охватывавшего к нач. 1967 84 страны, ведутся переговоры о снижении тамож. тарифов); другие выступают за региональную "интеграцию" ("Общий рынок", Европ. ассоциация свободной торговли), добиваясь уничтожения нац. тамож. пошлин на отдельных участках мирового капиталистич. рынка, чтобы утвердить новую форму сверхпротекционизма, воздвигнув общие тамож. барьеры вокруг региональных рынков. Этот сверхпротекционизм опирается на гос.-монополистич. регулирование мировой экономики междунар. картелями. К П. на базе нац. рынка в империалистич. странах тяготеет гл. обр. немонополистич. буржуазия. К средствам "защитного" П. прибегают в современных условиях для защиты своей промышленности от разрушительной империалистической конкуренции молодые суверенные государства, стремящиеся развить свою национальную экономику. Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1, гл. 24, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 23; Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с рус. политич. деятелями, 2 изд., (М.-Л.), 1947, с. 120-21, 131-33, 135-38; Лист P., Нац. система политич. экономии, пер. с нем., СПБ, 1891; Кулишер И. М., История экономич. быта Зап. Европы, (8 доп. изд. 1, т. 1-2, М.-Л., 1931; Милейковский А. Г., Междунар. разделение труда и бурж. политич. экономия, в кн.: Бурж. политич. экономия о проблемах совр. капитализма, M., 1965. И. Ф. Гиндин. Москва.

Для процветания государства и его экономики необходимо заботиться о том, чтобы были соответствующие условия развития. Они могут или возникать во время планомерного развития человечества, или создаваться отдельно. Вот последний аспект мы с вами и рассмотрим в рамках данной статьи.

Что такое протекционизм?

Так называют экономическое покровительство со стороны государства, направленное на производителя внутри страны. Он проявляется в ограждении хозяйственного сектора от конкуренции с иностранными товарами. Также проводится поощрение экспорта своей конкурентоспособной продукции на внешний рынок. Меры направлены на развитие национальной экономики и её защиту с помощью тарифного/нетарифного регулирования. Основной противостоящей философией является «свободный рынок».

Какой бывает протекционизм?

Существуют такие формы:

  1. Постоянная защита. Подразумевает поддержку стратегических отраслей (вроде сельского хозяйства), при слабости которых страна оказалась бы уязвимой в условиях войны.
  2. Временная защита. Используется, чтобы поддержать отрасли, которые были недавно созданы, и которым необходимо время, чтобы окрепнуть и конкурировать с мировыми аналогами.
  3. Ответные меры. Применяются, если торговые партнеры вводят определённые ограничения первыми.

Виды протекционизма

В зависимости от развития тенденций, выделяют такие типы:


Протекционистские меры в России и в остальном мире

Какие инструменты используются, чтобы защищать отечественные отрасли? Будут рассматриваться российские протекционистские меры, но следует отметить, что мировые очень близки к ним или даже одинаковы с ними (зависит от страны). Итак, применяется:


Следует заметить, что основное внимание в статье было уделено РФ. Но подобным образом действуют и другие государства мира.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!