Все для предпринимателя. Информационный портал

Что такое косвенные налоги. Изучаем систему налогообложения: налоги прямые и косвенные

Прямые налоги: определение

Термин «прямой налог» — скорее экономический, чем юридический. В российской системе права он не имеет четкого определения.

Из числа редких правовых актов, в которых присутствует термин «прямой налог», можно выделить письмо Минфина России от 21.12.1994 № 03-10-0. В нем ведомство, классифицируя доходы бюджета, выделяет группу с индексом 10100 («Прямые налоги на прибыль, доход, прирост капитала»). К данной группе относятся налоги, которые взимаются «с чистого дохода (существующего либо подразумеваемого) физического или юридического лица».

Указанное определение Минфина в целом не противоречит распространенной в среде экономистов трактовке, по которой «прямым» считается налог, который взимается непосредственно с субъекта экономического процесса (физлица, юрлица) и не может быть в общем случае предъявлен какому-либо другому лицу.

За что платятся прямые налоги?

На практике физлицо или юрлицо может становиться плательщиком прямого налога, если оно:

  1. Владеет (распоряжается) каким-либо налогооблагаемым объектом при том, что такое владение (распоряжение) возникло как результат того или иного юридического действия, которое условно можно назвать «транзакцией».

Такими налогооблагаемыми объектами могут быть:

  • недвижимость (появившаяся во владении или распоряжении вследствие транзакции — заключения договора купли-продажи);
  • доход от продажи товаров и услуг (как результат транзакций — сделок по поставке товаров или услуг).

Таким образом, типичные примеры прямых налогов — налог на прибыль или на имущество.

  1. Обладает статусом, который влечет образование налогооблагаемого объекта.

Например, таким объектом может быть вмененный доход. Он образуется, как только фирма получает статус плательщика налога по ЕНВД, приобретенный вследствие транзакции — подачи документов на получение права работать по ЕНВД в ФНС.

  1. Пользуется (имеет возможность пользования) теми или иными ресурсами.

Например, полезными ископаемыми, биологическими ресурсами.

Фактический и юридический плательщик любого прямого налога — само физлицо или юрлицо. Оно единолично отвечает за результаты транзакций, которые инициирует. Оно несет прямую налоговую нагрузку, которую нельзя ни на кого переложить, и это основной критерий отнесения уплачиваемых им налогов к «прямым».

Что такое косвенные налоги?

В свою очередь, косвенные налоги — те, которые налогоплательщик может в установленном законом порядке:

  • предъявить к фактической уплате иным лицам (оставаясь при этом де-юре плательщиком соответствующих налогов);
  • выполняя функции плательщика, применять различные законные способы сведения к нулю либо к минимуму налоговой нагрузки по косвенному налогу.

Исторически сложилось так (и это было закреплено в российской правовой системе), что основными косвенными налогами стали (п. 2 приложения № 18 к договору о ЕАЭС от 29.05.2014):

Объект налогообложения по нему — реализация товаров и услуг (в общем случае).

НДС платится, если от необходимости его начисления российский хозяйствующий субъект не освобожден законом — например, если он не работает на УСН или том же ЕНВД.

НДС начисляется в процентах от стоимости товара. Конкретный размер налога зависит от разновидности продаваемого изделия. Значения НДС в России: 18%, 10% и 0%.

  1. Акцизы.

Акциз представляет собой, как правило, фиксированный налог, размер которого устанавливается законом исходя из конкретного типа товара. За алкогольную продукцию акциз один, за бензин и табак — другой.

Таким образом, косвенные налоги взимаются не за результат транзакции (прибыль, получение чего-либо в собственность, получение статуса), а фактически за саму транзакцию. Точнее — начисляются на налоговую базу, представленную тем или иным элементом транзакции. В данном случае — стоимостью товара (когда платится НДС) или фактом его продажи (когда платится акциз).

Что делает налог косвенным?

Косвенным налог делает единственное: то, что субъект хозяйственной деятельности платит его не сам, а фактически предъявляет в установленном законом порядке другим лицам.

На юридического плательщика косвенного налога — юрлицо или физлицо — также возлагается обязанность по сбору косвенного налога, поскольку фактический его плательщик, как правило, не должен в данном случае исчислять и уплачивать что-либо из собственных средств.

Но, как мы уже отметили выше, плательщик косвенного налога может задействовать механизмы ограничения налоговой нагрузки. К таким механизмам, которые устоялись в российской правовой системе, относятся:

  1. Включение хозяйствующим субъектом НДС и акциза в отпускную стоимость товара и, как следствие, перекладывание фактической налоговой нагрузки на покупателя товара.

Косвенный налог может и «доплачиваться» покупателем. Например, по такой схеме работает налог на операции с ценными бумагами в некоторых странах Запада. Отметим еще, что в розничных магазинах США цена указывается без НДС, а потом, расплатившись, клиент по чеку узнает о фактической доплате налога.

  1. Включение НДС и акциза, уплачиваемых при покупке товаров у других поставщиков (то есть когда сам субъект становится покупателем), в вычет по НДС и акцизам, которые должен заплатить сам субъект со стоимости проданных товаров.

То есть осуществляется уменьшение величины НДС и акцизов с проданных товаров на величину НДС и акцизов с купленных товаров.

Рассмотрим, как работает данная схема, на простом примере.

Финансовая нагрузка при косвенном налоге: пример

ООО «Трейдинг-Консалтинг» осуществляет оптовые поставки яблок по цене 70 рублей за 1 кг. ООО «Вендинг-Лендинг» покупает их с учетом НДС 18%, то есть отдавая за яблоки по 82,6 рубля за 1 кг.

Затем ООО «Вендинг-Лендинг» продает яблоки в розницу — по цене 94,4 рубля за килограмм. При этом в отпускную цену входят: стоимость яблок — 80 рублей за 1 кг и НДС 18% в размере 14,4 рубля.

НДС, полученный от покупателей, — 14,4 рубля за каждый килограмм яблок, ООО «Вендинг-Лендинг» должно уплатить государству. При этом фирма вправе уменьшить НДС на тот, что был включен в стоимость яблок от ООО «Трейдинг-Консалтинг» — то есть на 12,6 рубля.

Выходит, что в «чистом» виде ООО «Вендинг-Лендинг» должно государству НДС с каждого килограмма яблок в сумме 1,80 рубля (из 14,4 вычитаем 12,6).

Но собственная налоговая нагрузка фирмы по НДС — нулевая. Фактический денежный приход — 94,4 рубля за 1 кг яблок — превышает фактический денежный расход — 84,4 рубля (82,6 рубля за 1 кг яблок + чистый НДС к уплате в сумме 1,80 рубля) ровно на 10 рублей. То есть столько бы и заработала фирма, если бы не платила НДС (и если ее поставщик не платил бы) — покупая яблоки за 70 рублей и продавая за 80 рублей за 1 кг.

Таким образом, субъект платит НДС косвенно — выполняя обязанности по его исчислению и перечислению в бюджет, но не неся реальной финансовой нагрузки.

Рассмотрев примеры прямых и косвенных налогов, ознакомимся более подробно с перечнем установленных законодательством России бюджетных платежей и попробуем определить, к какому виду налогов их правомерно отнести. Для удобства отобразим информацию в таблице.

Федеральные налоги: прямые и косвенные

Наименование налога

Какой он? *

Почему он такой?

Косвенный

Фактически уплачивается покупателем товара (включается в стоимость).

Фактически не образует налоговой нагрузки на хозяйствующий субъект за счет вычетов

На прибыль организаций

Платится получателем дохода

Уплачивается субъектом, извлекающим полезные ископаемые из недр

Уплачивается субъектом, пользующимся водными ресурсами

Сбор за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами

Уплачивается субъектом за получение возможности ведения охоты и рыбной ловли

Государственная пошлина

Прямой/косвенный

Прямой — когда в получении государственной услуги заинтересован сам хозяйствующий субъект и платит пошлину за себя (например, когда это пошлина за регистрацию ООО, которая не может быть учтена в расходах ООО).

Косвенный — когда расходы на уплату госпошлин, оплату лицензий и аналогичных нужд включаются с себестоимость товаров (работ) и формируют отпускную цену товара, которую платит покупатель. Пример — платежи государству за лицензирование включаются в стоимость лицензируемой продукции (в этом случае за лицензию фактически заплатит покупатель)

Уплачивается получателем дохода

Уплачивается субъектом, имеющим статус плательщика ЕНВД

Уплачивается субъектом, имеющим статус плательщика ПСН

Уплачивается получателем дохода

Налог при заключении соглашений о разделе продукции

Прямой/косвенный

Прямой — в части уплаты на льготных основаниях налога на прибыль и НДПИ.

Косвенный — в части уплаты НДС

* Какой он по экономическим признакам.

Платежи в региональные и местные бюджеты: есть ли среди них косвенные налоги?

Наименование налога

Какой он?

Региональные

На имущество юрлиц

Уплачивает собственник имущества

На игорный бизнес

Уплачивает собственник объектов в игровой зоне

Транспортный

Уплачивает собственник транспорта

Земельный

Уплачивает собственник участка

На имущество физлиц

Уплачивает владелец недвижимости

Торговый сбор

Уплачивает хозяйствующий субъект как пользователь торгового объекта

Узнать о сроках уплаты рассмотренных в статье налогов и сборов вы можете в статье «Налоговый календарь уплаты налогов на 2018 год» .

Таким образом, большинство налогов, установленных российским законодательством, — прямые.

Однако, рассмотрев определение прямых и косвенных налогов - и примера, показывающего, как действует косвенное налогообложение — мы вместе с тем вправе обозначить один важный нюанс.

Дело в том, что хозяйствующий субъект, вынужденный нести прямую финансовую нагрузку вследствие налогообложения, может предпринимать действия, направленные на фактическую компенсацию такой нагрузки за счет других лиц. Например, если это розничный магазин, то в случае увеличения налога на имущество или ЕНВД он может повысить цены на товары. Выходит, что за повышение того или иного прямого налога, который уплачивает магазин, в конечном счете платит покупатель.

В результате граница между прямыми и косвенными налогами на практике становится несколько размытой. Такую размытость можно пронаблюдать и на примере страховых взносов. Строго говоря, «налогами» они не считаются, но являются неотъемлемой частью фактической налоговой нагрузки на предприятие.

Страховые взносы — это прямые или косвенные налоги?

Действительно, отнесение страховых взносов к прямым или косвенным налогам — дискуссионный момент. При этом нужно учитывать, что такие взносы бывают нескольких разновидностей:

  1. Фиксированные взносы ИП, которые он уплачивает за себя.

Это классический вариант прямого налога как результата получения физлицом статуса вследствие транзакции — регистрации в качестве ИП. Предприниматель не вправе перевести обязанность по уплате взносов за себя на кого-то другого.

  1. Взносы — пенсионные, социальные, медицинские, с зарплаты работников.

Здесь ситуация сложнее. С одной стороны, взносы начисляются на налоговую базу в виде зарплаты как результат транзакции — заключения трудового договора, по которому соответствующие взносы платит именно работодатель.

С другой — работодатель так или иначе закладывает данные взносы в фонд оплаты труда. И если бы взносы не были предусмотрены законодательством, то, вероятно, они «превратились» бы в зарплату работника, которая выдается ему на руки. По крайней мере, такой логики склонны придерживаться экономисты.

Таким образом, правомерно говорить о том, что страховой взнос, уплачиваемый работодателем с зарплаты сотрудника, — пример косвенного налога де-факто. Это недополученный доход сотрудника, и именно его можно считать фактическим плательщиком взноса.

Узнать больше о порядке уплаты косвенных налогов — НДС и акциза — вы можете в статье «Сроки и порядок уплаты косвенных налогов» .

Прямые налоги — те, что платятся физлицом или хозяйствующим субъектом без возможности фактически предъявить их иным лицам. Косвенные характеризуются наличием такой возможности (и иных механизмов, позволяющих свести к минимуму налоговую нагрузку на плательщика). Основная часть российских налогов — прямые. Косвенных только два — НДС и акцизы, но многие платежи в бюджет обладают фактическими признаками косвенных налогов.

Прямые налоги - это налоги, взимаемые непосредственно с доходов ( , прибыли, процентов) или с имущества налогоплательщика (земли, строений, ценных бумаг).

В случае прямого налогообложения сумма налога вносится плательщиком непосредственно в казну.

В Российской Федерации действует следующая система основных прямых налогов:

Прямые налоги, удерживаемые с юридических лиц, налог на (корпорационный налог), предприятия; с предприятия.
- Прямые налоги, взимаемые с физических лиц (населения), - подоходный налог с населения; поимущественный налог с населения; налог с имущества, переходящего в порядке и дарения; налог на владельцев транспортных средств. Важнейшим прямым налогом, взимаемым с юридических лиц, является предприятий. Кто является плательщиком данного налога? Его плательщики - это предприятия и организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, а также иностранные компании, занимающиеся предпринимательской деятельностью в России.

Объектом обложения является валовая прибыль предприятия, представляющая собой сумму прибыли от реализации продукции (работ, услуг), (основного капитала), иного имущества и доходов от внереализационных операции за вычетом суммы расходов по этим операциям.

Виды прямых налогов

1. Подоходный налог с физических лиц (налог на личные доходы) является вычетом из доходов налогоплательщиков - физических лиц, как имеющих, так и не имеющих постоянного местожительства в Российской Федерации, включая иностранных граждан, так и лиц без гражданства. Платежи осуществляются в течение года, но окончательный расчет производится в конце его. Нормой налогообложения является налоговая ставка - размер налога на единицу налогообложения. В России минимальная ставка подоходного налога составляет 12%, максимальная - 45%.

Не подлежат налогообложению: государственные пособия по социальному ; все виды пенсий; доходы, полученные от физических лиц в порядке наследования и дарения; стоимость подарков, полученных от предприятий, учреждений и организаций в течение года в виде вещей или услуг, не превышающая сумму 12-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.

2. Налог на прибыль предприятий взимается в случае, если они признаются юридическими лицами. Этот налог составляет основную часть налоговых выплат предприятий. Обложению налогом подлежит прибыль, чистый доход. В России ставка этого налога близка к той, что действует в - до 35%. Производственные объединения, предприятия, а также собственники капитала уплачивают налог на основании предъявленных ими деклараций. Налоговая декларация представляет собой заявление налогоплательщика о размерах его доходов. Отдельные виды прибыли, получаемой юридическими лицами, облагаются особо. Так, прибыль от дивидендов, полученных по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, выпущенным в Российской Федерации, облагается по ставке 15%. Этот размер ставки применяется к прибыли от долевого участия в других предприятиях, созданных на территории Российской Федерации.

3. Социальные взносы охватывают взносы предприятий на социальное обеспечение и налоги на заработную плату и рабочую силу. Они представляют собой выплаты, которые осуществляются частично самими работающими, частично - их работодателями. Они направляются в различные внебюджетные фонды: по , пенсионный и т.д. также принимает участие в финансирование этих фондов. Налоги на фонд заработной платы и рабочую силу выплачиваются только работодателями.

4. Поимущественные налоги - это налоги на имущество, землю и другую недвижимость, дарения и . Размер этих налогов определяется задачей перераспределения .

5. Налоги на товары и услуги, прежде всего таможенные пошлины и сборы, налог с продаж и налог на . Налог на добавленную стоимость схож с налогом с продаж, при котором всю его тяжесть несёт конечный потребитель. Налогоплательщики, которые в процессе работы добавляют стоимость к поступившим в их распоряжение предметам труда, облагаются налогом с этой добавленной стоимости. Но каждый налогоплательщик включает эту сумму в цену своего товара, который движется по цепочке вплоть до конечного потребителя.

Законом определен перечень товаров (работ, услуг), освобождаемых от налога. Этот перечень является единым на всей территории РФ. Освобождаются от НДС услуги в сфере народного образования, связанные с учебно-производственным процессом; услуги по уходу за больными и престарелыми; ритуальные услуги похоронных бюро; услуги учреждений культуры и искусства, религиозных объединений; театрально-зрелищные, спортивные и другие развлекательные мероприятия. Освобождаются от платы НДС научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые за счет государственного бюджета, и хоздоговорные работы, выполняемые учреждениями народного образования.

Косвенные налоги

Косвенные налоги - это налоги на товары и услуги: налог на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара, тариф или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги. Владелец товара или услуг при их реализации получает налоговые суммы, которые перечисляет государству. В данном случае связь между плательщиком и государством опосредована через объект обложения.

В случае прямого налогообложения сумма налога вносится плательщиком непосредственно в казну. При косвенном налогообложении сумма налога, полученная владельцем (продавцом) товаров или услуг при их реализации от покупателя, перечисляется государству. Следовательно, формально косвенный налог уплачивает владелец (продавец) товара, реально - его покупатель.

Преимущества и недостатки косвенных налогов

Главным недостатком косвенных налогов является то, чти при них о податной способности плательщиков приходится судить на основании посредствующих моментов, напр., по расходам или потреблению лица, тогда как истинная платежная способность не всегда и не вполне соответствует таким моментам. Далее в косвенном обложении весьма трудно осуществить равномерность обложения. При обложении же предметов первой необходимости, косвенные налоги становятся обратно пропорциональными средствам плательщиков.

Но, с другой стороны, косвенные налоги помогают осуществить общность обложения, которая при настоящем складе народного хозяйства недостижима при посредстве одного прямого обложение доходов и капиталов; косвенные налоги отличаются сравнительною нечувствительностью для плательщиков и дают возможность собирать средства для покрытие огромных современных государственных расходов.

К достоинствам косвенных налогов некоторые относят и то, что эти налоги уплачиваются как бы добровольно и что они, не распространяясь на сберегаемые доли доходов, способствуют бережливости. Но это никак не может относиться к налогам на предметы первой необходимости, при которых не может быть речи о добровольности уплаты их.

Главное достоинство косвенных налогов заключается в их высоких фискальных качествах, которыми объясняется широкое распространение и сильное развитие этих налогов.

Виды косвенных налогов

Косвенные налоги по объектам взимания подразделяются на: акцизы, фискальную , таможенные пошлины. В развитых странах преобладают акцизы – косвенные налоги на товары и услуги, которые производятся частными предприятиями. Акцизы устанавливаются на товары внутреннего производства, в отдельных странах акцизами также облагается и импорт товаров (Россия). Акцизы по способу взимания делятся на индивидуальные – устанавливаемые на отдельные виды и группы товаров, и универсальные – взимаемые со стоимости всего валового оборота (НДС). Универсальные акцизы более выгодны с фискальной точки зрения (с расширением ассортимента товаров увеличивается поступление универсального акциза в бюджет), ими облагаются все товары, попадающие в реализацию. Первоначально универсальный акциз взимался на одной стадии (потребления) в розничной торговле. После Второй Мировой войны был введен каскадный налог с оборота (т.е. взимался на всех этапах производства). Сегодня для него характерна однократность обложения. Разновидность универсального акциза – НДС, который в отличие от налога с оборота взимается не со всей стоимости товара, а только с той части стоимости, которая добавляется на конкретной стадии производства. Добавленная стоимость включает: заработную плату, амортизацию, проценты за кредитные ресурсы, накладные расходы.

Второй вид косвенных налогов – фискальная монополия – монопольное право на производство и (или) реализацию определенных товаров, он преследует чисто фискальную цель. Ставки не устанавливаются, поскольку государство является монополистом при производстве определенных видов товаров (например, винно-водочных изделий) и продает товар по очень высокой цене, которая включает в себя и сам налог. Фискальная монополия может быть частичной (или производство, или реализация), либо полной.

Третий вид косвенных налогов – это налоги на внешнюю торговлю: таможенные пошлины. Они подразделяются:

1. по видам - на экспортные, импортные, транзитные;
2. по построению ставок – на специфические (устанавливаются в твердой сумме), адвалорные (в процентах к стоимости) и сложные (сочетание специфических и адвалорных ставок) ;
3. по экономической роли – на фискальные, протекционистские (для защиты внутреннего рынка от импортных товаров), антидемпинговые (повышенные пошлины на товары, ввозимые по демпинговым ценам), преференциальные (система предпочтений - льготные пошлины на один импортный товар, либо на весь импорт).

Соотношение прямых и косвенных налогов

Оценка соотношения прямого и косвенного налогообложения в России существенна не только с точки зрения выбора приоритетов налоговой политики, но и с точки зрения возможности использования зарубежного опыта. Несомненно, внедрение международных наработок в этой области должно происходить с учетом экономической и политической ситуации, менталитета, а также отличий национального законодательства о налогах и сборах. В результате разумное использование и совершенствование зарубежных методик в российской действительности может привести к расчету оптимальной модели соотношения прямых и косвенных налогов.

Таким образом, для создания эффективной и устойчивой налоговой модели России необходимо определить оптимальный уровень соотношения косвенного и прямого налогообложения, а именно: их долевое участие. Кроме того, следует оценить влияние и соотношение видов налогов в рамках этих двух групп налогов, то есть прийти к их оптимальной величине (налоговой нагрузке, которая была бы благоприятна как для налогоплательщика, так и приемлема для государства).

В зарубежной практике выделяют четыре базисных модели систем налогообложения, в зависимости от их ориентации на прямые и косвенные налоги.

Англосаксонская модель ориентирована на прямые налоги с физических лиц, доля косвенных налогов незначительна. В США, например, подоходный налог с населения формирует 44% . Платежи населения превышают налоги с предприятий. Эта модель применяется также в Австралии, Великобритании, Канаде и в других странах.

Евроконтинентальная модель отличается высокой долей отчислений на социальное страхование, а также значительной долей косвенных налогов: поступления от прямых налогов в несколько раз меньше поступлений от косвенных. К примеру, в Германии доля поступлений на социальное страхование составляет 45% доходов бюджета, от косвенных налогов - 22%, а от прямых налогов - всего 17%. Аналогичны показатели и других стран, ориентированных на эту модель, - Нидерландов, Франции, Австрии, Бельгии. Латиноамериканская модель ориентирована на обложение традиционными косвенными налогами, что обусловлено высоким уровнем инфляции. Так, доля косвенных налогов в доходной части бюджета страны составила в Чили - 46%, Боливии - 42% и Перу - 49%. Смешанная модель, сочетающая черты других моделей, применяется во многих странах. Государства выбирают ее для того, чтобы диверсифицировать структуру доходов, избежать зависимости бюджета от отдельного вида или группы налогов. Особенностью является существенный перевес доли прямых налогов с организаций над долей прямых налогов с физических лиц. Российская налоговая система является представителем латиноамериканской и евроконтинентальной моделей, т.е. для нее свойствен приоритет в распределении налогового бремени косвенных налогов на бизнес (около 70%).

В России «объективно сложившиеся экономические условия не позволяют пока ориентироваться на англосаксонскую модель, однако уже сейчас существуют реальные возможности перехода на смешанную модель распределения налогового бремени, в которой прямые подоходные налоги и косвенные налоги на бизнес распределялись бы примерно поровну в общих налоговых поступлениях в бюджет и внебюджетные фонды».

Для равномерного распределения прямых и косвенных налогов необходимо рассчитать и установить определенный баланс, поскольку отдельные налоги и сборы должны продуктивно сосуществовать между собой, а налоговая система в целом - с внешнеэкономической средой. При этом возможно использование опыта зарубежных стран, но главное - с учетом специфики экономического развития России.

Градация налогов на прямые и косвенные не влияет на работу предпринимателя, но знать об этих видах необходимо, чтобы понимать, кто, сколько и кому платит. Грамотно владея этой информацией, вы сможете точнее планировать свою деятельность и понимать, сколько реально вы платите государству. Прямые налоги и косвенные в конечном итоге ложатся на конечного потребителя, но есть моменты, когда индивидуальный предприниматель должен брать некоторые косвенные налоги на себя. В этой статье мы рассмотрим эту ситуацию и выясним, насколько это бывает необходимо, в каком процентном соотношении можно брать на себя эти выплаты.

Что такое прямые и косвенные налоги

Эти два вида налогов отличаются по одному признаку – по источнику, где формируется система выплаты налогов. Проще говоря, кто платит налог, тот и является источником выплаты. Но сложно представить, что эти источники разные, ведь все налоги, какие бы они не были, платят налогоплательщики, граждане государства, то есть люди. А вот способ выплаты и формирование определенных налогов разные. Если понять, что все эти многослойные налоги в конечном итоге платим мы с вами, обычные люди, то реальный доход государства просто поражает.

Итак, прямые налоги – это те выплаты, которые производит непосредственно налогоплательщик, то есть частные лица. А косвенный налог включен в стоимость товаров и услуг и в состав других платежей. Хотя теоретики экономики и утверждают, что фактический потребитель налоги, включенные в стоимость товаров, не платит, практика показывает, что именно мы платим за товар, стоящий на полке магазина, в цене которого «спрятан» НДС, к примеру. Поэтому косвенные налоги потому так и называются, что они для обычных граждан завуалированы.

Прямые налоги взимаются непосредственно с налогоплательщика, с его доходов, а также с предполагаемых доходов, это от приобретения имущества, от покупки недвижимости, от обладания какими-либо благами. Процентный размер таких налогов всегда является величиной постоянной, зависит только от облагаемой реальной суммы.

Прямые налоги бывают двух видов. Подробная расшифровка налогов с реальных доходов такова. Это подоходный налог с получаемой зарплаты, налог на прибыль индивидуального предпринимателя или юридического лица, это также налог с доходов от работы капитала и многие другие виды. То есть это те налоги, которые исчисляются и уплачиваются с фактически полученного в виде прибыли любого вида, они отражают реальную платежеспособность плательщиков. Эти налоги нам видны и понятны, сколько человек получил, столько и заплатил.

Второй вид прямого налога – с предполагаемого дохода. И тут уже есть интересные моменты. К примеру, предполагаемой прибылью считается купленная квартира, мы каждый год выплачиваем налог на недвижимость. Формулировка налога – удержания с прибыли, возможной к получению. Если следовать здравой логике, то государство предполагает, что гражданин купил квартиру и получает с нее доход (к примеру, сдает в аренду) и поэтому выставляет ему счет на налог на недвижимость. Но! Если человек на самом деле сдает квартиру в аренду, то ему надо отчитываться в налоговой и платить налог на полученную прибыль, но уже реальную. Так за что же первый налог? К таким же налогам относятся и транспортный, и земельный и некоторые другие виды налогов. Экономисты могут грамотно объяснить отличия реального и предполагаемого дохода, но плательщику, обычному человеку, от этого не легче, и меньше он платить не станет, к сожалению.

Косвенные налоги

С косвенными налогами происходят такие же интересные истории. Они платятся тем же самым обычным гражданином при покупке товаров, услуг, работ, потому что они уже включены в цену. Психологически этот налог воспринимается легче, мы просто не задумываемся об этом, когда расплачиваемся у кассы. Так мы платим НДС, но точно таким же образом мы возмещаем производителям и продавцам акцизы, налог с продаж и пр.

К косвенным налогам относятся индивидуальные и универсальные. Индивидуальные – это налоги, которыми облагаются некоторые группы товаров, приносящих очень высокий доход. Универсальные косвенные налоги платятся со всех остальных товаров и услуг за исключением социально значимых.

К косвенным налогам относятся таможенные пошлины, их тоже компенсируем мы, при покупке импортных товаров. Это еще раз доказывает, что за все платит конечный покупатель, и в этом заключается одна из особенностей налогов. Вторая особенность косвенных налогов – это возможность собирать их довольно полно и хорошо. Ведь плата частных лиц включена в налогооблагаемую базу предпринимателей и юридических лиц. Поэтому Налоговый кодекс именно эти налоги рассматривает в первую очередь, и уделяет им самое пристальное внимание.

Но есть ситуации, когда косвенные налоги невозможно переложить на потребителя и индивидуальный предприниматель вынужден взять их на себя, вопреки законам экономики. Если государство повышает налоговую ставку, то предприниматель вынужден повысить цену на товар. Покупатель, видя такое повышение на прилавке, начинает покупать товар в меньших объемах. И тогда перед предпринимателем встает вопрос – пожертвовать объемом продаж или ценой на товар.

Тут надо найти золотую середину. Конечно, покупатель привыкнет к повышенной цене, но потребуется некоторое время для этого (от 2 до 9 месяцев, зависит от уровня повышения и потребности в товаре). Поэтому придется снизить продажную цену на товар, и начав платить больший налог, разницу возмещать самостоятельно. Эти убытки можно тщательно спланировать, вывести точный процент возможного повышения цены разово или поэтапно. Это пример превращения косвенного налога в прямой.

Таким образом, градация на прямые налоги и косвенные весьма существенно отражается на системе налогообложения, делая все без исключения товарные ценности, услуги и работы в государстве учтенными и облагаемыми. Но любая «премудрость» государства в виде двойного налогообложения вызывает двойной мозговой штурм со стороны обывателей, которые находят пути ухода от налогов. Успокаивает только то, что эта извечная борьба идет не только у нас в стране…

Е.Щугорева

Видео о классификации налогов:

Налогообложение делится на прямое и косвенное. Последнее отличается дробной структурой. Косвенное налогообложение предусматривает большое количество статей. Дробная структура оправдана в практическом и экономическом смысле. Косвенные налоги нередко используются государством с целью пополнения казны. При этом структура налогообложения позволяет избежать резких скачков , товары, отдельные виды работ и т.п. Актуальный закон о налогообложении определяет косвенное налогообложение как систему, в которой налогооблагаемое лицо и налогоплательщик – разные субъекты.

Суть косвенного налогообложения

Применяемое сегодня в РФ косвенное налогообложение юридических лиц призвано сгладить возможные проблемные моменты, связанные с и уплатой прямых налогов. Фактически использование косвенного налога выполняет компенсаторную функцию. То есть покупатель услуги компенсирует поставщику сумму налога. При этом покупатель, как правило, не осознает своей вовлеченности в налоговую среду.

Раньше было принято считать косвенное налогообложение уделом стран третьего мира, государств с крайне нестабильной экономикой. Но современная налоговая практика показывает присутствие, причем в немалом количестве, таких налогов в бюджетах большинства развитых стран мира.

Виды косвенного налогообложения

Косвенное налогообложение включает различные виды налогов. Основными являются налоги с оборота, с продаж, таможенные сборы, пошлины, государственные пошлины, акцизы. Наглядным примером косвенного налога может служить акциз на автомобиль. Фактически он уплачивается производителем транспортного средства. Но при этом налог закладывается в стоимость автомобиля. Следовательно, сумма акциза возмещается производителю покупателем.

В целом, акцизы являются самой распространенной и обширной группой косвенных налогов. Здесь практикуется общее (стандартное) и индивидуальное налогообложение . Каждая схема имеет свои юридические, бухгалтерские (расчетные и учетные) нюансы.

Особенности косвенных налогов

Косвенные налоги, как и любые другие, имеют специфические черты. Прежде всего, это высокая собираемость и оперативность.

Высокая собираемость как характеристика косвенных налогов обусловлена простотой мониторинга . Косвенные налоги и сборы перечисляются в бюджет постоянно. Любое нарушение выявляется без труда.

Оперативность косвенных налогов предусматривает перечисление таковых в сжатые сроки. Так, например, самый распространенный налог, с которым сталкиваются практически все, НДС, перечисляется в бюджет в срок до 1 квартала.

Расчет налогообложения выполняется согласно требованиям действующего законодательства. Практика показывает, что не всегда предприниматели и юридические лица могут самостоятельно провести расчетные операции безошибочно. Особенно это касается бизнес-структур без профессиональной штатной бухгалтерии.

Хотите минимизировать риски неуплаты или несвоевременной уплаты косвенных налогов и наложения связанных с этим санкций? «Консалтинг Премиум» предлагает рациональное решение − аутсорсинг налогового учета.

Налог представляет собой финансовое обязательство юридического или физического лица перед государством, подлежащее исполнению в установленные сроки. Фискальная система подразделяется на два вида налогообложения – прямое и косвенное. В статье будут рассмотрены виды этих сборов, отличительные особенности, а также модели налогообложения, показывающие соотношение двух типов.

Прямые налоги: виды и особенности

К прямым налогам относятся сборы, которыми государство облагает доходы граждан (зарплату, прибыль, проценты) или их имущество (землю, недвижимость, транспортные средства). Этот предлагаемый вид сборов уплачивается гражданином самостоятельно в государственную казну.

Система прямых налогов РФ включает следующие виды:

с юридических лиц:

  • на прибыль;
  • на имущество;
  • на землю;
  • на бизнес (например, в сфере игровых автоматов);
  • на водные источники;
  • на добычу полезных ископаемых.

с физических лиц:

  • подоходный;
  • поимущественный;
  • с имущества;
  • транспортный;
  • на имущество, полученное гражданином в порядке наследования или дарения.

Величина прямых налогов полностью определена уровнем и размером дохода гражданина. Так, например, с ростом заработной платы размер отчислений увеличивается.

Основными объектами налогообложения при начислении данного вида сборов выступают:

  • совокупный или доход, подлежащий налогообложению;
  • общая или стоимость, подлежащая налогообложению.

Косвенные налоги: виды и особенности

Формальными плательщиками таких сборов являются индивидуальные предприниматели, а фактическими – третьи лица (потребители произведенных товаров, оказанных услуг или выполненных работ).

Размер сбора уже включен в стоимость произведенной продукции, оказанной услуги или выполненной работы. Отчисление налога продавцом происходит после получения им транзакции, когда покупатель оплатит продукцию.

Отличительными чертами косвенных сборов выступают:

  • оперативность. Сборы должны поступить к государству за короткий период времени (например, временные рамки для НДС – от 1 до 3 месяцев);
  • высокая собираемость. Данный тип платежей является неотъемлемой частью налоговых сборов, поэтому выявить образовавшиеся нарушения или отклонения не представляет особой сложности. Причина этому – постоянный мониторинг торговых отношений со стороны государственных органов власти и налоговых служб субъектов.


К косвенным налогам относятся:

НДС (налог на добавленную стоимость). Добавленная стоимость – сумма, играющая главную роль в формировании прибыли продавца. Именно она подлежит обложению налогами со стороны государства и имеет большое значение для экономики любой развитой страны. Так, например, в РФ на долю НДС приходится около 40% от всех налоговых сборов, что существенно превышает суммы, поступающие от прямых сборов. Дополнительное преимущество заключается в том, что уплата НДС происходит при каждой сделке. При этом количество посредников, через которых прошел товар прежде, чем перейти к конечному потребителю, не имеет значения.

На ставку НДС влияет вид товара. Большая часть продукции облагается налогом по ставке 18%, отдельные категории (печатные издания, лекарственные средства и товары, предназначенные для детей) – 10%. Есть и исключительные случаи, когда НДС не оплачивается:

  • при экспорте товаров;
  • фирма оказывает услуги по перевозке пассажиров;
  • организация самостоятельно реализует произведенную продукцию;
  • предприятие занимается оказанием услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

При этом перечень случаев, освобождающих налогоплательщика от данного вида сборов, строго контролируется и устанавливается государством. Региональные органы власти этот порядок изменить не могут.

Акциз . Также включен в конечную стоимость, однако применим только к производственной сфере.

Таможенная пошлина , взимание которой осуществляется на границе страны. Ее основанием является перемещение товара за пределами государства.


Отличие прямых и косвенных налогов

Оба вида являются налоговыми обязательствами. Различия представлены в таблице.

Критерий Налог
Прямой Косвенный
Кто выступает налогоплательщиком? ФЛ, ЮЛ Потребитель, приобретающий продукцию, произведенную ФЛ или ЮЛ.
Как происходят взаимоотношения с государством? Выплата производятся непосредственно государству. Начисление налогов происходит через посредников, которыми являются владельцы организаций или производители.
Что является объектом налогообложения? Все имущество налогоплательщика (недвижимость, транспорт), его доходы, категории полезных ископаемых. Предназначенные к реализации произведенные товары, оказанные услуги, выполненные работы.
Что влияет на величину налога? Величина дохода, получаемого от разного рода деятельности, сложившееся материальное положение и пр. Цена за произведенные товары или оказанные услуги, тарифные ставки, категории и пр.
Как зависят от финансовой деятельности? Прямая зависимость Отсутствие зависимости
Как осуществляется расчет? Сложный, предполагает разделение на несколько категорий. Простой, осуществляется с помощью специальных формул.
Как происходит участие в формировании цены? Цена зависит от конкретного производства. Влияют на снижение или увеличение стоимости товаров, услуг, работ.
Какова степень открытости? Открытые платежи Закрытые платежи, потребители не имеют представления о величине налогов, уплачиваемых в государственную казну.

Основу налоговой системы государства составляет показатель соотношения двух типов сборов. С точки зрения оптимального соотношения, необходимо, чтобы их доли были равноценными. Тогда все участники не будут ущемлены, независимо от происходящих изменений. Помимо того, что размер налогов должен соответствовать уровню дохода каждого участника, необходимо принимать во внимание и развитость страны с экономической точки зрения, а также учитывать все потребности, являющиеся актуальными в конкретном временном периоде.


Современная система налогообложения в РФ предполагает смешение прямых и косвенных налогов. Таким образом, путем их уравнивания происходит стабилизация и достигается равновесие разных рыночных сегментов.

Следует отметить, что налоговые сборы, которые подлежали уплате физическими лицами за 2016-2017 гг. меньше, чем для предприятий. Косвенные налоги почти в два раза превышают прямые. Такой отличительный признак характерен только для экономически развитых стран.

Соотношение прямых и косвенных налогов

Определение степени влияния разных видов налогообложения в РФ необходимо не только для того, чтобы понять, в каком из направлений развивается экономика, но для определения возможности использования наработанного годами опыта разных экономически развитых мировых стран. Вполне понятно, что применение соответствующей системы должно учитывать национальные особенности государства, менталитет его граждан, способы потребления товаров, работ и услуг. Кроме этого, во внимание должна быть принята и действующая структура налоговой системы, составляющей национальную основу фискальной политики.

Чтобы фискальная система оказалась максимально гибкой, учитывающей интересы всех задействованных сторон, необходимо добиться равнозначного вклада каждого вида сборов.

В мировой практике на текущий момент выделяют четыре основных системы, показывающие соотношение прямых налогов и косвенных:

  • англосаксонская. Основная доля приходится на прямые сборы, при этом косвенные составляют небольшую часть. Так, например, в Америке 44 % от всех поступлений составляет подоходный налог;
  • евроконтинентальная. Для нее характерен высокий уровень отчислений на поддержку социального развития и страхования. Основная часть платежей отводится косвенным налогам;
  • латиноамериканская основана на косвенных платежах в бюджет. При этом рост цен и инфляционных процессов приводит к увеличению размеров налоговых отчислений. Поэтому данную систему активно используют при нестабильности экономической ситуации в стране и для защиты государства от финансового кризиса;
  • смешанная используется развитыми странами для расширения диверсификации системы доходов, сглаживая таким образом влияние конкретных видов сборов. Основная задача такой модели связана с тем, чтобы увеличить прямые сборы, но при этом преобладающая доля должна приходиться на поступления от предпринимательской деятельности, а не подоходного налога.


Что касается РФ, то ее фискальная система больше соответствует латиноамериканской модели с незначительными элементами евроконтинентальной. При этом на долю сборов от предпринимательской деятельности приходится около 70%. Вполне закономерно, что это обременительно для частных предпринимателей. Однако произвести смещение и переложить часть налоговой нагрузки на физических лиц невозможно. Это связано с низкой покупательной способностью населения. Главной причиной сложившейся обстановки выступает низкая степень эффективности общественного производства.

Заключение

Выбирая модель соотношения двух типов налогообложения, нельзя руководствоваться только опытом зарубежных государств. Обязательно во внимание должна быть принята экономическая и политическая ситуация в стране, а также особенности законодательства РФ в фискальной сфере.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!