Все для предпринимателя. Информационный портал

Австрийская школа и ее эволюция. Австрийская школа политэкономии

Особенности австрийской школы:

· отказ от использования математических методов исследований;

· крайний субъективизм как характерная черта практически всех представителей школы;

· акцент на изучение психологических особенностей поведения потребителей;

· акцент на гетерогенность и его временну́ю структуру капитала при изучении макроэкономических проблем, включая изучение природы денежного цикла.

· первое поколение - Карл Менгер (1840−1921) (основатель)

· второе поколение - Эйген фон Бём-Баверк (1851−1914), Фридрих фон Визер (1851−1926), Ойген фон Филиппович фон Филиппсберг (1858−1917) , Эмиль Закс (1845−1927);

· третье поколение - Людвиг фон Мизес (1881−1973), Карл Шлезингер (1889−1938), Х. Майер (1879−1955), Рихард фон Штригль (1891−1942), Лео Илли (урожд. Зенфельд) (1888−1952), Бенджамин Андерсон (1886−1949), Фрэнк Феттер (1863−1949);

В России одним из представителей австрийской школы являлся Г. В. Лебедев (1957−2004), на сегодня - Борис Львин, Юрий Кузнецов, Вадим Новиков, Григорий Сапов, Александр Куряев, в Белоруссии - Ярослав Романчук.

ТЕОРИЯ ПРЕДЕЛЬНОЙ ПОЛЕЗНОСТИ, направление политической экономии, возникшее в последней трети 19 в. Разрабатывали представители австрийской школы: У. Джевонс, Л. Вальрас, К. Менгер, Э. Бем-Баверк и др. Согласно предельной полезности теории, ценность товаров определяется их «предельной полезностью» на базе субъективных оценок человеческих потребностей. Предельная полезность какого-либо блага обозначает ту пользу, которую приносит последняя единица этого блага, причем последнее благо должно удовлетворять самые маловажные нужды. При этом редкость товара объявляется фактором стоимости. Субъективная стоимость - это личная оценка товара потребителем и продавцом; объективная же ценность - это меновые пропорции, цены, которые формируются в ходе конкуренции на рынке. По мере постепенного насыщения потребностей субъекта полезность вещи падает. Предельной полезности теория пытается дать совет, как наилучшим образом распределить средства для удовлетворения потребностей при ограниченности ресурсов. Современные экономисты используют предельной полезности теорию, акцентируя внимание на изучении закономерностей потребительского спроса, анализе предложения, исследовании рынков и ценообразования на микроэкономическом уровне.

Бем-Баверк БЕМ-БАВЕРК (Bohm-Bawerk) Эйген (1851-1914), австрийский экономист. Выступил с обоснованием предельной полезности теории.

1) ценность вещи измеряется величиной предельной пользы этой вещи

2) основа ценности – наименьшая польза, которая позволяет в конкретных условиях потреблять эту вещь рациональным образом


3) цена товара как следствие субъективных оценок материальных благ участникам обмена

4) теория ожидания (рабочие в отличие от капиталистов недооценивают свое будущее, не стремясь к ожиданию плодов своего труда)

5) признает возникновение прибавочной стоимости в процессе переноса капиталом своей ценности на продукт, но за основу самовозрастания стоимости берется время, в течение которого оборачивается капитал

6) процент на капитал является общеэкономической категорией там, где имеет место обмен текущего и будущего потребления

ВИЗЕР (Wieser) Фридрих Фрайхерр фон (10 июля 1851, Вена - 23 июля 1926, Санкт-Гильген), австрийский экономист, представитель австрийской школы, более всех способствовавший ее организационному оформлению.

Вклад в науку

Визер известен целым рядом работ, посвященных изложению основных идей австрийской школы. Он прославился тем, что дал яркие запоминающиеся названия и формулировки многим идеям маржинализма. Именно он впервые употребил термины «предельная полезность» (Grenznutzen), «вменение» (Zurechnung), «первый закон Госсена».

Визера привлекали и проблемы экономического развития. Он рассматривал его как социальный процесс, в котором решающая роль принадлежит выдающимся личностям-вождям (Fuhrer), пионерам (Pionier), или новаторам (Neuerung). Следует отметить, что Й. Шумпетер, будучи учеником Визера, использовал всю эту терминологию в своей теории экономического развития, движущей силой которого он также считал индивидуальную активность отдельных способных на риск и новаторство личностей.

ДЖЕВОНС (Jevons) Уильям Стэнли (1 сентября 1835, Ливерпуль -13 августа 1882, Гастингс), английский логик, экономист, один из основателей неоклассического направления в экономической теории.

Научный вклад

В историю экономической мысли Джевонс вошел в первую очередь как автор книги «Теория политической экономии» (The Theory of Political Economy), выход которой в 1871 одновременно с основными трудами австрийских экономистов К. Менгера и Л. Вальраса ознаменовал начало маржиналистской революции. В этой работе, а также в вышедшей в 1874 книге «Принципы науки - трактат о логике и научном методе» (The Principles of Science: A Treatise on Logic and Scientific Method) Джевонс сформулировал свой знаменитый тезис о том, что «наша наука должна быть математической хотя бы потому, что имеет дело с количествами». Хотя экономические зависимости можно описать и словами, но математический язык, по его мнению, более точен и легче воспринимается. Чтобы экономическая наука действительно стала точной, она нуждается в расширении и совершенствовании статистических данных, которые позволят дать формулам количественную определенность. Свою теорию Джевонс характеризовал как соединение «механики полезности и собственного интереса».

Джевонс был в принципе сторонник невмешательства государства в экономику. Как и большинство его современников, он считал, что если участвующие в экономическом торге стороны имеют равные позиции, одинаковый доступ к информации, государство обязано обеспечить лишь правила и способы выполнения контрактов. Но ни в коем случае не вмешиваться в процесс торга. Однако при нарушении этих условий вмешательство государства, по его мнению, обязательно. В частности, он выступил в защиту «фабричных законов», ограничивающих продолжительность рабочего времени, регулирующих условия труда, причем не только в промышленности, но и в сельском хозяйстве, и в торговле. Он считал возможным предоставление государством некоторых видов общественных услуг (безопасность, выполнение законов, образование, культура и т. п.). Однако полагал, что государственные формы предпринимательства всегда обходятся дороже, чем частные, вследствие бюрократического регулирования и отсутствия конкуренции. И только практика, по его словам, могла «в большинстве случаев определять, что выгоднее обществу: доверить выполнение определенных услуг коллективным действиям государства или частному интересу».

8. Англо – американская (Кембриджская школа)

Альфред Маршал МАРШАЛЛ (Marshall) Альфред (26 июля 1842, Лондон - 13 июля 1924, Кембридж), английский экономист, основатель Кембриджской школы. По влиянию на развитие экономической теории 20 века его можно сравнить с Вальрасом, а его книга «Принципы экономической науки» (Principles of Economics) является, пожалуй, единственной книгой по экономической теории 19 века, которую можно рекомендовать изучающим микроэкономику даже в конце 20 века.

Главный труд

Слава Маршалла как ведущего экономиста-теоретика долгое время основывалась на его лекциях, поскольку, стремясь к совершенству, он мучительно долго (около двадцати лет) писал и готовил к печати свой главный труд «Принципы экономической науки» (1890). Именно в этой книге впервые термин «политическая экономия» аргументированно заменяется на термин экономика (хотя само слово употреблялось и ранее). Благодаря активной преподавательской деятельности и влиянию «Принципов» Маршалл доминировал в британской экономической науке с 1890-х до начала 1930-х годов.

Вклад ученого

Хотя за долгую научную жизнь Маршаллом было опубликовано более 80 трудов, его основной вклад в экономическую теорию содержится в упомянутых выше «Принципах экономической науки», ставших «библией» экономистов первой половины 20 века.

Смысловым центром его труда, ядром, вокруг которого сложилась его структура, является книга V: «Общие отношения спроса, предложения и ценности» (в русском переводе - стоимости). Именно в этой книге Маршалл дает основы абстрактного теоретического анализа рыночного равновесия.

Основные достижения Маршалла в области теории спроса связаны с концепциями кривой спроса (demand curve), эластичности спроса (elasticity of demand) и потребительского излишка (consumer surplus).

Работы Маршалла оказали огромное влияние на его современников. Сама фигура Маршалла знаменует собой рубеж в развитии западной экономической мысли конца 19 - начала 20 века. С одной стороны, его синтез оказался вершиной всего предшествующего развития неоклассического направления, начавшегося в 1870-х гг. прошлого столетия. И в то же время он стал основателем знаменитой Кембриджской школы, членами которой были А. Пигу, а также молодые Дж. Кейнс, Дж. Робинсон и другие, проложившие новые пути развития экономической мысли в 20 век.

Один из представителей неоклассической экономической теории.

1) центральное место – проблема рыночного формирования цен

Рыночная цена – результат пересечения цены спроса и предложения

Равновесная цена – в точке равновесия спроса и предложения (крест Маршала)

Идеальная картина рыночного взаимодействия – спрос и предложение в равной степени влияют на изменение цены

На разных отрезках времени проявляются разные закономерности (в краткосрочном периоде спрос берет на себя роль главного регулятора цены, в долгосрочном – предложение)

2) концепция об эластичности спроса – показатель зависимости объема спроса от изменения цены

Эластичности спроса зависит от трех факторов: предельной полезности, рыночной цены и денежного дохода

3) чтобы иметь более низкие издержки разумная производительность будет стремиться к самому эффективному сочетанию факторов производства

4) теория распределения – (условия спроса и предложения, которыми определяется цена факторов) четыре фактора производства:

Земля – рента

Труд – заработная плата

Капитал - процент

Фактор организации - прибыль

что составляет в сумме национальный дивиденд

Дж. Кларк- автор многочисленных трудов. Он предложил новый подход к изучению политической экономии в целях приближения к точным наукам. По аналогии с теоретической механикой Дж. Б. Кларк разделил экономическую теорию на два раздела - статику и динамику. Исходное значение он придавал анализу статики, то есть экономического положения общества в неподвижности, «в равновесии». Кларк придерживался теории предельной полезности, которую он видоизменил. «Закон Кларка» состоит в том, что полезность товара распадается на составные элементы («пучок полезностей»), после этого ценность блага определяется суммой предельных полезностей всех его свойств.

Австрийская школа политической экономии – школа, внесшая наиболее весомый вклад в разработку идей маржинализма, теоретическими принципами которой являлись субъективно-психологический подход к анализу экономических явлений и теория предельной полезности.

Австрийская школа возникла в 70-х гг. XIX столетия в стенах Венского университета в Австро-Венгрии. Ее представителями являлись профессора этого университета Карл Менгер (1840-1921), Фридрих фон Визер (I85I-I926) и Ойген Бем-Баверк (1851-1919). В соответствии с их концепцией предметом политической экономии является изучение психологии человека, занятого в сфере экономики. Объектом ее исследования, полагали они, является индивидуальное хозяйство, являющееся первичным элементом капиталистического общества. Общественное производство они рассматривали как простую арифметическую сумму этих элементов. Для изучения законов, свойственных всей общественной экономике, необходимо сначала изучить механизм их действия в пределах одного изолированного хозяйства, а затем распространить полученные результаты на всю совокупность хозяйств.

Экономисты австрийской школы стояли на позициях меновой концепции , ограничивали экономические отношения отношениями обмена, которые якобы определяют отношения, складывающиеся в сфере производства.

Центральное место в концепции австрийской школы занимает теория ”предельной полезности” , согласно которой в основании цены товара лежит не стоимость и даже не потребительная стоимость. Единственной реальностью хозяйственного блага является его ценность, которая определяется субъективной оценкой полезности данного блага продавцом и покупателем. Эта оценка зависит во-первых, от имеющегося запаса блага, т.е. от его редкости или изобилия, во-вторых, от степени насыщения потребности в нем, т.е. от интенсивности потребности. По мере удовлетворения потребности в том или ином благе их ценность падает.
В конечном счете, ценность блага определяется полезностью предельного его экземпляра, удовлетворяющего наименее настоятельную потребность в нем. Предельная полезность – субъективная оценка человеком полезности последней единицы запаса определенного блага и определяет меновые пропорции, в которых происходит обмен одних благ на другие.

Подобный подход австрийцы положили в основу своей теории цены, которая в их представлении есть результат столкновения на рынке различных субъективных оценок полезности какого-либо блага покупателем и продавцом. При этом покупатель якобы определяет субъективно максимальную границу цены, а продавец – ее минимальную границу. В реальной рыночной практике все обстоит по-иному, вопреки “перевернутой” логике представителей австрийской школы. Попытались австрийцы психологизировать и трактовать как своеобразную полезность и категорию издержек производства. С этой целью они разработали теорию производительных благ. Они разделили все блага на потребительные, удовлетворяющие личные потребности и производительные, к которым отнесли труд и средства производства. Последние не имеют своей полезности, так как не удовлетворяет непосредственно человеческие потребности. Они – потенциальные потребительные блага. А их полезность определяется полезностью тех потребительских благ, которые могут быть созданы с их помощью. Отсюда следовал вывод: ценность благ определяется ценностью издержек производства, а ценность последних – предельной полезностью предельного производительного блага.


Представители австрийской школы попытались создать субъективно-психологическую концепцию распределения, известную под названием "теории вменения". С этой целью они сконструировали такие категории, как "настоящее благо" и "будущее благо". По их утверждению то благо, которым человек пользуется сегодня, более ценно, чем то же благо, но предназначенное для использования в будущем. К настоящим благам относится заработная плата, а труд рабочего -благо будущее. Прибыль австрийцы рассматривали как разницу между оценкой "настоящего" и "будущего" блага. Она является результатом "ожидания" капиталиста, который авансирует капитал и, следовательно, отказывается от "настоящего блага" во имя "будущего блага".

Таким образом, каждому производительному благу "вменяется" соответствующая часть потребительских благ, созданных этими факторами.

При всех недостатках и слабостях учения австрийской школы следует отметить, что затронутые в нем проблемы имеют важное значение для понимания механизма функционирования рынка. Изучение и прогнозирование спроса и предложения, особенностей конкретных рынков, является актуальной задачей, стоящей перед экономической наукой в современных условиях.
В этом отношении использование некоторых положений теории предельной полезности, созданной этой школой, является плодотворным и полезным.

В XX в. наибольший вклад в развитие австрийской школы внесли Людвиг фон Мизес (1881 - 1973) и Фридрих фон Хайек (1899- 1992) . Благодаря им идеи австрийской школы вышли далеко за пределы Венского университета .

Наиболее полно взгляды Л. Мизеса изложены в работах «Общественное хозяйство. Исследования социализма» (1922), «Либерализм » (1927), «Критика интервенционизма» (1929), «Эпистемологические проблемы экономики» (1933), «Человеческая деятельность", трактат об экономике» (1949), «Основания экономической науки : очерки методологии» (1962).

Работы Ф. Хайека «Монетарная теория и торговый цикл » (1929), «Цены и производство» (1931), «Прибыль , проценты и инвестиции» (1939), «Чистая теория капитала» (1940). Последняя крупная работа ученого «Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма» вышла в 1988 г. Посвящены экономическим проблемам XX в.

Методология и методы. Отрицая пригодность применения в исследованиях социальных явлений методов естественных наук, Л. Мизсс разработал общую теорию человеческой деятельности - праксиологию и определил место экономической науки в системе научных знаний. Раздел экономической науки, изучающий теорию рыночного общества, он назвал каталлактика}.

Ф. Хайек разработал концепцию рассеянного знания. По сто мнению, исследователь, изучающий природные явления, имеет дело с объективными фактами, т.е. независящими от мнения людей, социальные науки изучают человеческие действия, поэтому вещи являются такими, какими их представляет себе человек. Индивидуальные, субъективные мнения для исследователя являются конечными. Социальные науки имеют дело со знаниями субъективного характера, и само знание не может существовать в концентрированном виде, поскольку оно рассеянно среди множества индивидуумов. Концепция рассеянного знания направлена против сторонников централизованного управления, которые обосновывают свои требования контроля и управления социальными процессами тем, что можно использовать всю совокупность знаний в систематически интегрированной форме.

Учитывая рассеянность знаний и их субъективный характер, применять в исследованиях социальных процессов такие методы естественных наук, как измерения и эксперименты, по мнению Ф. Хайека, бесполезно. Макроэкономический метод, пытающийся с помощью математики устанавливать причинные связи между гипотетически измеряемыми сущностями или статистическими совокупностями и не учитывающий субъективного характера экономических ценностей, им отвергался.

Теория общественного развития. В своих работах Ф. Хайек доказывал, что применение особых методов в изучении социальных явлений обусловлено особенностями предмета и объекта исследования, поэтому он уделял значительное внимание объяснению процесса возникновения и развития мировой цивилизации. По его мнению, ее формирование стало результатом протекающей спонтанно культурной эволюции. Спонтанный, или стихийный, эволюционный процесс, длившийся тысячелетия, в котором участвовало огромное число различных факторов, был процессом формирования сложноорганизованной структуры - расширенного порядка , который часто не совсем удачно называют капитализмом .

Расширенный порядок формировался из непреднамеренного следования людьми определенным моральным традициям, лежащим в основе конкурентного рыночного порядка. Благодаря традициям, обучению, подражанию, состоявшим в основном из запретов, устанавливались допустимые пределы свободы при принятии индивидуальных решений. Новые правила распространялись и закреплялись потому, что придерживавшиеся их группы начинали успешнее воспроизводиться и включать в свой состав отстающих.

Ф. Хайек доказывал, что спонтанно сложившиеся институты, не являясь результатом преднамеренных человеческих действий, стали основой развития цивилизации, и всякая попытка установить контроль или заменить спонтанные процессы сознательным руководством неизбежно положит предел этому развитию.

Концепция порядка. Центральное место в рассуждениях Ф. Хайека занимала концепция порядка. Он отмечал, что ближайшими эквивалентами понятия «порядок» являются «система», «структура» и «модель». Главное в понятии «порядок» отводилось «упорядочиванию».

Классифицируя порядки по принципу их возникновения, он выделил два вида порядков - устроенный и возникший. Предполагалось, что устроенный порядок был создан кем-то в результате обдуманного упорядочивания, т.е. целенаправленного конструирования элементов общества. Отсюда проистекает конструктивистский рационализм. Возникший порядок создан силами, находящимися внутри системы. Это - самовоспроизводящийся, стихийный порядок. Задачей экономической теории является изучение возникшего порядка.

Устроенные порядки относительно просты и всегда служат целям их создателя. Стихийные порядки более сложные, они не имеют прямого предназначения. Их действия направлены на поддержание или восстановление этого порядка.

Теория рынка и рыночной экономики. Л. Мизес разработал динамическую теорию рынка, в основе которой лежит концепция целеустремленной человеческой деятельности. Эта теоретическая разработка противостояла теории рынка, разработанной неоклассической школой и основанной на статике концепции экономического равновесия.

Ученый считал, что рыночная экономика - эго общественная система разделения труда в условиях частной собственности на средства производства. Управляет этой системой рынок. Рынок - процесс, приводимый в движение усилиями множества индивидуумов. Рыночный процесс является совокупностью отдельных действий множества членов рыночного сообщества. Состояние рынка в любой момент времени определяется структурой цен. Рыночные цены помогают производителям разобраться в том, что производить, как и в каком количестве. Рынок направляет действия индивидуумов, чтобы они наилучшим образом удовлетворяли потребительский спрос, выполняли желания окружающих. В этих условиях государство, как общественный аппарат сдерживания и принуждения, создает, сохраняет и оберегает среду, в которой рыночная экономика может благополучно функционировать .

Теория предпринимательства. Л. Мизес разработал теорию предпринимательства. Для него, предприниматель - это человек, действующий в условиях неопределенности, которая свойственна любой деятельности. Никакие материальные блага или деньги не гарантируют от влияния неопределенности в будущем, поэтому использование любых материальных благ или денег для производства, т.е. для обеспечения будущего, само по себе является предпринимательской деятельностью.

Предприниматели являются главной движущей и координирующей силой рыночного процесса. Л. Мизес разработал принцип, позволяющий отличить предпринимателя от непредпринимателя. Предприниматель - это человек, на которого ложатся убытки от использованного капитала. Его деятельность состоит в принятии решений. Стремясь наиболее дешевым способом удовлетворить потребительский спрос, он решает, для каких целей следует использовать факторы производства. Таким образом, решения предпринимателей определяют распределение капитала между различными отраслями производства, и тем самым осуществляется координация в рыночной экономике.

Теория цен. В основе разработанной Л. Мизесом теории цены лежит концепция индивидуализма и субъективизма. Сущность теории можно свести к двум положениям.

  • Во-первых, цепы - это явление рыночное. Они порождаются рыночным процессом и являются спинным мозгом рыночной экономики. Вне рынка цен не существует. Цены нельзя произвольно сконструировать. Они являются равнодействующей стечения определенных рыночных факторов, действий и реакций членов рыночного сообщества.
  • Во-вторых, источником определения цен являются субъективные оценки потребителей. Цены представляют собой общественное явление, так как формируются в результате взаимодействия оценок всех участников рынка. Каждый индивидуум, покупая или нс покупая, продавая или не продавая, вносит свой вклад в установление рыночных цен. Но чем больше рынок, тем меньший вес имеет вклад индивидуума. Цена является результатом не равенства оценок, а, напротив, разницы оценок.

Теория монополии. Исследуя процесс ценообразования, Л. Мизес вывел теорию монополии.

Основным ее критерием является монопольная цена. Существуют только две категории цен - конкурентные и монопольные. Соответственно и рынок может быть либо конкурентным, либо монопольным. На конкурентном рынке нет ценовой политики продавцов. Продавцы продают столько, сколько могут продать по рыночной цене. Конкурентные цены в максимальной степени соответствуют интересам потребителей. Монополист проводит собственную ценовую политику. Ему выгоднее изымать с рынка часть предложения, чтобы получить специфический монопольный доход, до тех пор, пока в результате падения спроса выручка от продажи совокупного запаса по цене, превышающей конкурентную, не станет меньше, чем совокупная выручка от совокупных продаж по конкурентной цене. Монопольные цены нарушают господство потребителей и демократию рынка. Они негативно влияют на потребление, поскольку увеличившиеся расходы на монопольный продукт сокращают расходы на другие товары. Исключением является патентное и авторское право, поэтому изобретатели и писатели имеют стимул и возможность заниматься творчеством, а общество получает соответствующий продукт.

Монопольные цены возникают при монополии предложения. Условием ее образования является разница в плодородности различных участков земли или эффективности отдельных факторов производства. Но чаще всего монополия - это результат целенаправленной деятельности государственной власти: таможенные барьеры; договорные картели, в которые вступают предприниматели, пользуясь возможностями, предлагаемыми протекционистскими тарифами; лицензии, которые закон определяет в качестве необходимого условия для обслуживания потребителей; пошлины.

Теория экономического равновесия. Теория экономического равновесия, ставшая базовой в изучении экономических явлений представителями неоклассического направления, утвердилась в результате «маржиналистской революции». По мнению Л. Мизеса, ее недостаток в том, что экономисты-математики при решении экономических проблем используют аналогии и методы из классической механики. Статичная математическая модель экономического равновесия не учитывает роли предпринимателя в динамичном рыночном процессе. В реальной экономике именно действия предпринимателя не позволяют экономической системе достичь статичного состояния равновесия.

Ученый считал, что модель равновесных цен целесообразна лишь для наглядного представления проблем и мало пригодна в практической деятельности. Теория цены основывается на нереальном предположении, что все участники в полной мере владеют рыночной информацией и поэтому в состоянии извлечь максимум выгоды из наиболее благоприятных возможностей покупки и продажи. В построении модели используются известные прошлые цены будущие цены, можно только прогнозировать. В своей повседневной деятельности предприниматели не руководствуются равновесными ценами.

Теория интервенционизма или деформированная рыночная экономика. С начала XX в. все большее распространение стала получать концепция государственного регулирования хозяйственных процессов, называвшаяся «дирижизмом » (от франц. dinger - управлять), или «этатизмом» (от франц. etat - государство). Л. Мизес использовал термин «интервенционизм » (от лат. interventio - вмешательство). Систему интервенционизма он определял как деформированную рыночную экономику. Ее особенностью является то, что оставаясь рыночной она представляет собой третий путь развития экономики, находящийся между капитализмом и социализмом.

Рассматривая методы интервенционизма в отношении их эффективности и влияния на функционирование рыночной экономики, Л. Мизес пришел к выводу, что целый ряд мер интервенционизма, например, «справедливое» налогообложение, минимальные и максимальные цены, минимальные ставки заработной платы, минимальные процентные ставки, кредитная экспансия, протекционистские барьеры и пр., в целом негативно влияют на функционирование рынка. Поскольку они всегда ограничивают объем производства и количество благ, доступных для потребления, складывается, как правило, более плохая ситуация, по сравнению с предшествующей, которую и хотели изменить. И самое главное, интервенционизм стремится конфисковать «излишек» у одной части населения и отдать его другой части.

Теория экономического кризиса. В 1930-е гг. Л. Мизес вместе с Ф. Хайеком активно выступили против кейнсианства. Они доказывали, что длительная депрессия 1930-х гг. была полностью вызвана ошибочной денежной политикой правительств до и после кризиса 1929 г.

По мнению ученого, причиной экономического подъема и кризиса была проводившаяся тогда правительством США кредитная экспансия. Ее суть состояла в том, что банки, стремившиеся получить прибыль, расширили кредитование за счет выпуска банкнот или открытия текущих счетов, которые не были обеспечены в полном объеме золотыми резервами и значительно превышали лимит, обусловленный их собственными активами, а также фондами, вверенными им банковскими клиентами. Этим банки способствовали снижению ставки процента ниже уровня, который установился бы на рынке без их вмешательства.

Искусственное снижение ставки процента увеличивало инвестиционный спрос. Снижение ставки сыграло определяющую роль в экономическом росте. Полученные предпринимателями деньги иод низкие процентные ставки инвестировали в проекты, которые до снижения ставки процента не являлись прибыльными. Экономические проблемы возникли потому, что увеличение денежной массы не сопровождалось увеличением материальных средств и рабочей силы. В результате роста спроса на средства производства и рабочую силу повышалась заработная плата, а увеличившийся спрос на потребительские товары привел к повышению их цены.

Пока продолжается кредитование, продолжают расти и цены, и заработная плата. Но этот инфляционный процесс не может длиться бесконечно.

Период депрессии, наступающий после подъема, Л. Мизес охарактеризовал как восстановительный: восстанавливается система ценообразования; ликвидируются диспропорции, возникшие в сфере производства товаров как производственного, так и потребительского назначения. Л. Мизес считал, что в условиях депрессии попытки «стимулировать» экономическую активность новым расширением кредита если и решат «трудности текущего момента, то в самом недалеком будущем это вызовет еще более худшую ситуацию» . В такой период следует прекратить инфляцию, отказаться от регулирования цен и ставок заработной платы.

По мнению Ф. Хайека, главным источником сбоев рыночного механизма является инфляция. Ученый считал, что экономисты постоянно неправильно употребляют термин «инфляция». В первоначальном и подлинном значении - это чрезмерное увеличение количества денег, приводящее к росту цен. В то же время рост цен, вызванный нехваткой продуктов из-за неурожая, нельзя считать инфляцией. Так же неправильно было бы называть инфляцией общий рост цен из-за нехватки нефти и других энергоносителей, приводящий к абсолютному снижению уровня потребления, если только упомянутая нехватка горючего не была предлогом для дальнейшего увеличения денежной массы. Возможна, однако, и такая инфляция, которая наносит серьезный урон функционированию рынка без какого- либо роста цен, если этому росту создают препятствия. В действительности подобная «подавляемая» инфляция чревата еще большей дезорганизацией экономической деятельности, чем открытая .

Ф. Хайек доказал, что инфляция имеет только негативное влияние на экономику, даже умеренная инфляция порождает, в конечном счете, повторяющиеся периоды депрессий и безработицы . Объяснял он эго тем, что, во-первых, чтобы решить проблему полной занятости с помощью инфляции, она должна постоянно набирать темп, а это в итоге может привести к нарушению функционирования рыночной экономики. Во-вторых, такая инфляция порождает еще большую безработицу, чем та, которой хотели воспрепятствовать.

Инфляция нарушает рыночный процесс координации. Она дезориентирует размещение трудовых ресурсов. В результате ресурсы направляются на виды деятельности, которые могут поддерживаться только благодаря дополнительным инвестициям, финансируемым за счет продолжающегося увеличения денежной массы. Дополнительный приток денег ведет к изменениям в относительной интенсивности спроса на различные виды товаров и услуг, к дальнейшим изменениям соотношений цен и соответствующим переменам в ориентации производства и размещении факторов производства, включая и трудовой. Чем продолжительнее инфляция, тем больше рабочих мест будет от нес зависеть.

к тому же в прошлом снижение ценности денег неизменно шло рука об руку с экономическим упадком» .

Программа экономической стабилизации. Для выхода из кризиса и бесперебойного функционирования рыночной экономики в долгосрочной перспективе Ф. Хайек считал необходимым:

  • - отказаться от термина «полная занятость», так как уровень занятости зависит от инфляции. Максимальной занятости можно достичь лишь при правильно функционирующем рынке, который за счет свободной игры цен и заработков установит соответствие спроса и предложения в каждом секторе экономики. Поэтому первоочередная задача - стабилизация денег, а не стабилизация полной занятости;
  • - в условиях кризисного состояния экономики предотвратить увеличение денежной массы или, по крайней мере, снизить темп ее роста до темпа, соответствующего реальному росту производства. Эти меры увеличат безработицу, но зато выявят все пороки в размещении труда, вызванные в прошлом инфляцией. Недопустимо устанавливать контроль над заработной платой и ценами. Постепенное снижение темпа инфляции выгоды не принесет;
  • - лишить профсоюзы возможности влиять на рост заработной платы. «Пока заработная плата, и в частности относительная заработная плата в различных сферах производства, не будет вновь подчинена законам рынка и не станет по-настоящему гибкой (для одних групп к понижению, для других - к повышению), по-прежнему будет отсутствовать всякая возможность неинфляционной политики», - писал Ф. Хайек;
  • - провести реорганизацию системы государственных финансов: сократить государственные расходы; установить контроль над приростом денежной массы, предоставить центральному банку право отказывать правительству в кредитах за счет дополнительной денежной эмиссии;
  • - окончательно разуверившийся в способности и желании правительств создать стабильную денежную систему, он потребовал «заменить правительственную валютную монополию и национальные валютные системы свободной конкуренцией между частными эмиссионными банками». Тем самым, по его мнению, правительства лишатся монополии на эмиссию денег и будет создана система конкурентных валют.

Концепция децентрализованных систем. Экономический процесс, по мысли Ф. Хайека, сопровождается непредвиденными изменениями. Следовательно, возникает потребность в объяснении того, как осуществляется приспособление экономической системы к непрерывным изменениям или как осуществляется процесс координации. Координация экономической деятельности в масштабах хозяйственной системы неразрывно связана с процессами воспроизводства информации и ее оперативного распространения среди участников экономического процесса. В решении этой проблемы спонтанный, конкурентный механизм имеет преимущества перед системой централизованного, т.е. планового, управления.

Человека, принимающего хозяйственное решение, прежде всего, волнует насколько дороже или дешевле стала стоимость нужных ему предметов. Именно здесь и возникает экономический расчет или, как определил ученый, чистая логика выбора - механизм классификации возможных человеческих установок, техника описания взаимосвязей различных частей одного плана. Решения определяются из заданных предпосылок (желания и известных фактов). Важнейшую роль здесь играют цены. Основная функция системы цен - это передача информации, на основании которой индивидуумы координируют свою деятельность и приспосабливают производственную деятельность к изменившимся обстоятельствам. В этом суть рыночного, т.е. конкурентного механизма координации, позволяющего с помощью цен использовать «рассеянное среди множества индивидуумов знание». Соответственно всякая попытка искусственно корректировать ценовой механизм (регулировать цены) нарушает этот естественный процесс адаптации экономической системы.

В рыночной системе непрерывный процесс изменений и координации, прежде всего, связан с конкуренцией. История цивилизации подтверждает, что общества, живущие по законам конкуренции, быстрей добиваются процветания. Особенно необходима конкуренция неразвитым обществам, для которых главной задачей является выявление нераскрытых возможностей.

Концепция социалистической экономики. Связывая прогресс цивилизации с процессом спонтанной самоорганизации, Ф. Хайек доказал, что замена конкурентной системы централизованно управляемой (социалистической) приведет к падению производительности и экономическому упадку. Он не отрицал необходимости планирования - комплекса взаимосвязанных решений о размещении имеющихся ресурсов. Всякая экономическая деятельность - есть планирование. Необходимо только понять, нужно оно или нет, должно ли планирование осуществляться централизованно, единой властью или его следует разделить между многими индивидуумами.

Прежде всего ученый обращал внимание на роль цен в координации экономического процесса. Цены - это не объективные признаки вещей, а лишь отражение той или иной ситуации в обществе в данное время и в данном месте. Устранение рыночного механизма ценообразования, лишает центр информационной функции цен, в результате он уже не может владеть в полном объеме информацией, необходимой для составления плана. В рыночной системе эта проблема решается автоматически с помощью системы цен. «...Тот факт, что единая центральная власть должна решать экономическую проблему распределения ограниченного количества ресурсов между практически бесконечным числом конкурирующих целей, и составляет проблему социализма как метода» , - писал Ф. Хайек.

В такой ситуации центр не может оперативно передавать информацию о необходимости корректировки деятельности из-за отсутствия механизма обмена информацией между центром и участниками хозяйственного процесса. Создание разнообразных способов передачи информации людям, строящим на ее основании свои планы, является центральной проблемой любой теории, объясняющей экономический процесс. Вопрос о наилучшем способе использования знания, о построении эффективной экономической системы является одним из главных и для экономической политики.

Я. Корнай, комментировавший ход дискуссии Л. Мизеса и Ф. Хайека но проблемам социализма и Ф. Хайека с О. Ланге , писал: «Хайек оказался прав в каждом пункте спора. Реформаторы, которые пытаются идти к рыночному социализму по следам Ланге, на горьком опыте своих стран то и дело убеждаются в иллюзорности его надежд» .

  • Л юл виг Эдлер фон Мизес рол и лея в 1881 г. в г. Лемберге (в настоящее время город Львов). Образование получил в Венском университете.С 1913 г. - профессор Венского университета. В первые послевоенныегоды разрабатывай антиинфляционные меры. В 1926 г. создал Австрийский институт бизнес-циклов. С 1934 г. работал профессором в Высшеминституте международных исследований в Женеве. В 1940 г. эмигрировал в США, преподавал в Высшей школе деловой администрации, а затемв университете Нью-Йорка. Скончался в 1973 г.
  • Фридрих Август фон Хайек родился в 1899 г. в Вене. В 1918 г. поступил в Венский университет, где изучал право, экономику, философиюи психологию. В 1921 г. получил степень доктора права, а в 1923 г. - степень доктора по экономике. С 1927 по 1931 г. - директор Австрийскогоинститута экономических исследований. В 1931 г. уезжает в Англию.С 1950 г. работает в университете Чикаго. В 1962 г. возвращается в Европу,преподает в университетах Фрайбурга и Зальцбурга. В 1974 г. «за новаторские работы по теории денег и теории экономических колебаний,а также за глубокий анализ взаимозависимости экономических, социальных и институциональных явлений» удостоен Нобелевской премиипо экономике. Скончался в 1992 г.
  • Современная австрийская школа экономики тесно связана с деятельностью созданного в 1982 г. Института Людвига фон Мизеса. Институт публикует труды экономистов австрийской школы, в нем ведутсянаучные исследования.

Период 60-70 годов XIX в. считается переломным моментом в развитии экономической науки. Именно тогда одновременно в трех школах, которые по месту возникновения называют австрийской, лозанской и кембриджской, сформировались теоретические основы неоклассического подхода. Его исходным пунктом и основой ориентации экономического анализа стала субъективная теория стоимости, разработанная на основе принципа предельной полезности.

Наибольшую известность и международное признание получила австрийская школа. Ее основы заложил Карл Менгер (1840-1921), выпустивший в 1871 году работу «Основания политической экономии». Его теоретические воззрения получили развитие в работах двух других его учеников и сотрудников - Фридриха Визера (1851-1926) и Ойгена Бем-Баверка (1851-1914).

Основные работы Визера:

  • «Происхождение и главные законы народохозяйственной стоимости» (1884)
  • «Естественная стоимость» (1889)

Важнейшие работы Бем-Баверка:

  • «Основы теории ценности хозяйственных благ» (1886)
  • «Капитал и процент» (1884-1889)

Взгляды этих ученых схожи и дополняют друг друга. Менгер разработал основы теории предельной полезности применительно к индивидуальным актам обмена. Визер, которым был введен в оборот термин «предельная полезность», использовал эту теорию для оценки стоимости издержек производства. Бем-Баверк развил дальше взгляды своих предшественников, создав развернутую теорию процента. Поэтому можно говорить о единой теории предельной полезности австрийской школы.

Главной чертой методологии австрийской школы является логико-дедуктивный качественный анализ. Он направлен на изучение поведения хозяйствующего субъекта, чтобы через него вскрыть причину и сущность всех экономических явлений. Это так называемый атомистический метод или метод «робинзонад». Другая сторона метода - субъективно-психологический анализ, так как психология хозяйствующего индивида в этой теории определяет все экономические цели. Так, К.Менгер считал экономическую науку недостроенной отраслью психологии.

Австрийская школа пренебрегала количественным анализом, т.е. не затрагивала вопросы соизмерения и сравнения полезности. Она использовала словесное изложение, что в то время, сделало ее популярной по сравнению с работами У.Джевонса и Л.Вальраса.

Главная особенность подхода, предложенного австрийской школой, состоит в следующем: сведение стоимости к затратам труда, земли и капитала неприемлемо. Стоимость (ценность) определяется степенью полезного эффекта определенного блага. При этом различалась объективная ценность (рыночные цены), которая существует независимо от сознания человека и субъективная. Субъективная ценность показывает, во сколько данный человек ценит ту или иную вещь с точки зрения своего благополучия. Ценность вещи, утверждает Бем-Баверк, измеряется ее предельной пользой, т.е. ценность определяется не полезностью каждого товара, а полезностью последней единицы запаса определенного потребительского блага. Предельная полезность зависит, таким образом, от запаса (редкости) блага и от интенсивности самой потребности в нем. Чем выше интенсивность потребности при данном запасе благ, - тем выше предельная полезность для индивида. Наоборот, чем больше запас блага при данной интенсивности, - тем ниже предельная полезность.

Бем-Баверк выделяет три основных правила, которыми должны пользоваться участники процесса общественного обмена:

  • во-первых, обмен должен приносить выгоду (т.е. благо, получаемое в обмен, обладает большой полезностью, чем отдаваемое)
  • во-вторых, каждый стремиться совершить сделку с большей для себя выгодой
  • в-третьих, лучше совершать сделку с меньшей выгодой, чем вообще отказаться от обмена

Эту проблему австрийцы представляют следующим образом. Рынок - это пункт, где сталкиваются интересы (оценки) продавцов и покупателей. (Напомним, что данная ступень абстракции не предполагает наличия производства и ни один из участников обмена не сопоставляет предлагаемую ему цену с затратами труда). У каждого их них имеется своя оценка реализуемого товара. Так покупатель лошади исходит из того, насколько ему нужна лошадь и какова ее полезность, а продавец из того, какой ущерб его хозяйству принесет продажа лошади. Иными словами, согласно этой теории, у каждого участника обмена - покупателя и продавца - имеются уже заранее выработанные субъективные оценки. Австрийская школа рассматривает рыночную цену как равнодействующую субъективных оценок продавцов и покупателей.

Допустим, имеется один покупатель и один продавец. Покупатель оценивает лошадь в 100 денежных единиц, а продавец - в 80. Бем-Баверк доказывает, что субъективная оценка продавца - нижняя. Внутри этих границ и устанавливаются цены. В случае двусторонней конкуренции между продавцами и покупателями границы установления цены определяются сверхсубъективной оценкой последнего из вступивших в сделку покупателей и субъективной оценкой наиболее сильного из устраненных с рынка продавцов, а снизу - субъективной оценкой последнего из вступивших в сделку продавцов и субъективной оценкой наиболее сильного из устраненных с рынка покупателей. Так как на рынке есть другие покупатели и продавцы, возникает конкуренция, которая «толкает» цену то вверх, то вниз, и при наличии значительного числа участников обмена цена окажется в более узких границах, чем при изолированном обмене.

В результате индивидуальные предельные полезности определяют то, сколько товара В его владельцы предложат в обмен на товар А, и, наоборот. В результате обмена индивидуальные предельные полезности стихийным путем на рынке превращаются в общественную предельную полезность товаров В и А. Эта полезность измеряется той ценой, при которой спрос и предложение взаимно покрывают друг друга. При установлении общественной оценки предельной полезности того или иного товара на уровне индивидуальной оценки «предельного покупателя» все другие покупатели (чьи оценки выше) получают ощутимую выгоду. Ту же самую выгоду получает и каждый покупатель (кроме «предельного»), если он приобретает по одинаковой рыночной цене несколько единиц товара, предельная полезность которого для него убывает.

Определенное внимание в концепции австрийской школы отводится оценке производственных благ. Их ценность (стоимость) выводится из предельной полезности потребительских благ. Так, по Бем-Баверку, не стоимость муки определяет стоимость хлеба, а наоборот, стоимость хлеба определяет стоимость муки, которая, в свою очередь, определяет стоимость пшеницы, ржи и т.д., т.е. издержки производства получают ценность от своих продуктов. Ценность факторов, участвующих в производстве, носит, таким образом, производный, «вмененный характер».

Наиболее оригинальной из разработок австрийской школы можно считать теорию процента Бем-Баверка. Для примера представим, что кредитор представляет заемщику на один год денежные средства в размере 1000 денежных единиц. Так как владелец денег предполагает уменьшение своих оценок предельной полезности, получение от должника той же суммы 1000 денежных единиц привело бы к снижению его благосостояния. Поэтому кредитор, подчиняясь принципу рационального поведения, не намерен мириться с такой перспективой, и требует возврата не 1000 денежных единиц, а 1100. Тем самым он компенсирует возможное ухудшение своего благосостояния в будущем году. Образовавшаяся разница (100) расценивается Бем-Баверком как процент, а обмен представляется эквивалентным.

В основе этой теории лежит исходный принцип австрийской школы, который сводится к тому, что выше ценятся предметы настоящего времени, нежели будущие блага. На его основе и был установлен психологический закон недооценки будущих благ. Важной является и сама постановка вопроса о роли фактора времени при оценке благ. В дальнейшем эта идея получила глубокую разработку.

Идеи австрийской школы оказали серьезное влияние на методологию экономической науки. Это относится, прежде всего, к субъективному подходу, разработанному в рамках философско-этической концепции. Именно «человеческий фактор», индивид с его стремлением к максимально полному удовлетворению потребностей явились для австрийской школы точкой отсчета.

Теория предельной полезности стала основой современной теории потребительского выбора, позволила выявить мотивировку микроэкономического поведения отдельных личностей. Она предопределила подход не только к решению проблемы индивидуальной полезности, но и оценку общественных полезностей и предпочтений.

Австрийская школа появилась в 70-х гг. XIX в. Самые яркие ее представители – Карл Менгер (1840 – 1921), Ойген (Евгений) Бем-Баверк (1851 – 1914) и Фридрих фон Визер (1851 – 1926). Они явились основателями совершенно нового направления, которое стали называть «маржинализм », т. е. «предельный» Позже маржинализм назвали переворотом в экономической науке и присвоили название «маржиналистской революции».

Сейчас эта теория используется в микроэкономике , показывая образование издержек и цен, поведение потребителей, поведение фирмы в условиях ограниченных ресурсов и т. п.

Экономические воззрения Ойгена Бем-Баверка

Ойген (Евгений) Бем-Баверк (1851 – 1914) – дворянин и друг детства Фридриха фон Визера, ученик Карла Менгера. Окончил юридическое отделение университета в Вене, где учился вместе со своим другом, хотя был государственным деятелем высшего звена (министром финансов , председателем Верховного апелляционного суда). А преподавателем он был сравнительно недолго (1880 – 1889). Свои известные работы он писал лишь в начале карьеры. Бем-Баверк получил пожизненное членство в верхней палате парламента. Его работы оказали огромное влияние на экономическую науку. К ним относят «Права и отношения с точки зрения учения о народнохозяйственных благах» (1881), двухтомник «Капитал и процент» (первый том – «Капитал и прибыль » (1884 г.), а второй том – «Позитивная теория капитала» (1889 г.)), «Основы теории ценностей хозяйственных благ» (1886), «К завершению марксистской системы» (1890).

Главная цель книги «Основы теории ценностей хозяйственных благ» – это доказательство правильности «закона величины ценности вещи ». По этому поводу Бем-Баверк пишет так:

«Ценность вещи измеряется величиной предельной пользы этой вещи».

Ойген Бем-Баверк, так же как и Карл Менгер, полагал, что чем больше у человека в распоряжении однородных благ, тем меньше ценится каждая отдельная штука, если все другие условия одинаковы. По его мнению, человек на практике быстрее осознал пользу предельной полезности, чем наука вывела это определение.

Бем-Баверк не без основания считается одним из крупнейших представителей «австрийской школы». Теория о проценте и капитале – вот самая главная заслуга О. Бем-Баверка. Он подчеркивал три причины, по которым появился и существует процент:

  1. люди склонны ожидать, что, возможно, ресурсы будут редки и повысятся в цене;
  2. люди склонны недооценивать свои потребности в будущем;
  3. использование капитала увеличивает получение прибыли, а также время получения.

Беем-Баверк полагал, что цена – субъективная стоимость, которая опирается лишь на желания покупателей , а никак не зависит от издержек на производство этого товара. Также он полагал, что предмет ценен лишь тогда, когда является полезным и редким (например, соль в тех местах, где ее нет в свободном доступе, а лишь привозят изредка торговцы.). Процесс приобретения товаром ценности можно разбить на два этапа: сначала появляется необходимость приобрести товар, а затем его становится мало, возникает ажиотаж с возможным повышением цены, если рассматривать тот же пример с солью. Таким образом, посредством спроса и предложения на рынке создается усредненная цена.

Учение Карла Менгера

Карл Менгер (1840 – 1921) – дворянин по происхождению, экономической теорией занялся в 1867 г., до этого занимался юриспруденцией. И все же это не помешало ему стать первым заведующим кафедрой экономической теории в университете Вены. Карл Менгер – один из ярчайших представителей экономистов своего времени. Недаром он стал главой австрийской школы. Он является автором работ «Основание учения о народном хозяйстве» («Основание политической экономии ») (1871)

и «Исследование о методе общественных наук и политической экономии в особенности» (1883), а также статьи «Деньги» (1909). Над первой книгой он работал усерднее всего, и она даже была переиздана, хотя и после смерти автора. В мировом масштабе Карла Менгера не признавали около полувека, ведь его первая работа была переведена на английский лишь через пятьдесят лет после смерти автора. Это стало стимулом для его последователей, и они еще усерднее взялись за продолжение исследований в направлении, указанном им Карлом Менгером.

Его по праву считают родоначальником маржиналистской революции, хотя были и другие ученые, которые начинали вместе с ним. Возможно, это связано с тем, что Менгер достаточно сильно опирается на произведения представителей классической школы и лишь расширяет и уточняет их исследования. С другой стороны, он вводит много нового. Например, Карл Менгер полагает, что цена – это субъективное свойство товара и совершенно не зависит от издержек на производство этого товара. Лишь спрос и предложение могут регулировать цены на товар.

В своей первой работе Карл Менгер пишет, что благо – предмет, который удовлетворяет какую-либо человеческую потребность. Когда Карл Менгер проводил свои исследования, он опирался лишь на единичное хозяйство, которое было взято отдельно от других, т. е. были созданы идеальные теоретические условия, но практика все же выходит за рамки этих исследований.

Карл Менгер и его последователи делят все блага на порядки: первый порядок удовлетворяет непосредственные желания человека, а остальные (второй и т. д.) необходимы для получения первого.

Также Карл Менгер вводит понятие хозяйственных благ. У человека есть два желания, но в данный момент выполнить он может только одно, поэтому придется выбирать, что представляет собой большую пользу, и целесообразно его использовать (экономить блага).

Карл Менгер делит все блага на два типа: экономические и неэкономические. Затем он описывает переход одних в другие. (Если какого-то блага в данный момент больше, чем его требуется, то оно перестает быть экономическим.) Таким образом, товар или благо ценны, пока они редки.

Он считает, что обмен должен быть выгоден обеим сторонам, а иначе получается «шило на мыло и обратно».

Считается, что именно Карл Менгер первым разработал теорию о существовании дополняющих товаров, т. е. когда один товар совершенно не нужен без другого.

Все его исследования считаются огромным вкладом в развитие экономической мысли того времени, да и современности тоже.

Экономические воззрения Фридриха фон Визера

Фридрих фон Визер (1851 – 1926) – барон, представитель австрийской школы, друг и шурин Бем-Баверка, ученик и последователь К. Менгенра. Стал заведующим кафедры после него, а до этого работал в Университете Праги. Получил пожизненное членство в верхней палате парламента. Известен как автор трудов «О происхождении и основных законах экономической ценности» (1884), «Естественная ценность» (1889), «Теория общественного хозяйства» (1914), «Социология и закон власти» (1926).

Фридрих фон Визер полагал, что государство не должно запрещать частную собственность , а иначе все вновь соберется в руках государства, а точнее – его чиновников. Из этого вряд ли выйдет толк, поскольку государство не сможет управлять всем так же мобильно, как частный собственник. К тому же чиновники скорее всего сами пожелают стать владельцами частной собственности, что опять-таки приведет к безалаберному управлению этой собственностью. Ведь у чиновников и так достаточно дел, кроме управления собственностью как таковой. Этот ученый критикует тех, кто выступает против частных владений и частной собственности. Ведь частная собственность – это толчок к развитию общества в целом. Человек эгоистичен по своей природе вообще и поэтому никогда не будет работать на кого-то так же хорошо, как на себя. А работать на себя человек имеет возможность, лишь обладая частной собственностью.

Он первым предложил способ определения суммарной полезности.

Фридрих Визер был также практиком, работая какое-то время министром торговли . Он запомнился как человек, который дал маржиналистам множество терминов (предельная полезность, первый закон Госсена).

Визер считал, что нужно применять равновесный подход (ценность производительных благ не может меняться, так как все производственные комбинации являются оптимальными).

Фридрих Визер усовершенствовал теорию своего учителя Карла Менгера, чтобы не существовало остатка, который не распределили, и назвал эту теорию «вменением». По его мнению, существовали два вида вменения:

  1. общее;
  2. специфическое.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!