ЗАВЕСА СЕКРЕТНОСТИ НАД ШЕЛЬФОМ САХАЛИНА. КОМУ ОНА ВЫГОДНА? / Сергей Пономарев

Восторг, сопровождающий рассказы иных чиновников о сахалинском шельфе, обычно усиливается при упоминании определенных показателей. Называют, например, объем иностранных инвестиций, подлежащих освоению за все время реализации проектов. Он завораживающе большой — 20-40 (в зависимости от числа проектов) миллиардов долларов. Называют также 20 миллионов долларов, ежегодно получаемых областью во внебюджетный фонд, либо говорят о 100 миллионах долларов уже полученных бонусов. Однако «за кадром» остаются другие данные. Сколько денег будет воплощаться в потребительских и инфраструктурных ценностях за счет нашего собственного производства, а не за счет создания новых рабочих мест в США, Великобритании или Японии, оплачиваемых долларами, «прокачиваемыми» через зарегистрированные в России фирмы?

Обо всех ли доходных источниках и своевременно сообщает администрация области населению и представителям этого населения в областной Думе?

Наконец, не слишком ли дешево мы продаем свои недра? Не могли бы мы получить в два, три раза больше доходов от шельфа?

Для того, чтобы правильно ответить на эти вопросы, необходимо, как минимум, знание подлинных текстов соглашений о разделе продукции. По общему правилу, государственные информационные ресурсы являются открытыми и общедоступными за исключением отнесенных к категориям ограниченного доступа. Законом запрещено относить к информации с ограниченным доступом документы, содержащие сведения о деятельности государственной власти, использовании бюджетных средств, других государственных и местных ресурсов.

Выручка от части произведенной продукции, полученной по соглашениям о разделе продукции (СРП) между иностранным партнером и Россией, является источником дохода. На федеральном уровне она поступает в бюджет, а в нашей области — во внебюджетный фонд, хотя дело идет к тому, что и на уровне области эта выручка тоже должна будет поступать в бюджет. Поэтому информация о выручке от раздела продукции относится к открытым и общедоступным государственным информационным ресурсам. Общедоступной должна быть и информация о других финансово-экономических аспектах СРП. Ведь она характеризует, насколько успешно и выгодно для России и ее субъектов действует исполнительная власть, заключая соглашение о разделе продукции, включая рациональность использования ресурсов всех видов, в том числе природных.

Доступ физических и юридических лиц к государственным информационным ресурсам является основой общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, а также за состоянием экономики, экологии и других сфер общественной жизни. Однако в настоящее время документы о СРП во многом засекречены.

Так, 22 июня 1994 г. правительство РФ и глава администрации Сахалинской области заключили соглашение о разработке Пильтун-Астохского и Лунского месторождений нефти и газа на условиях раздела продукции с компанией «Сахалин Энерджи инвестмент компани, ЛТД» (проект «Сахалин-2»). Но в нем отсутствует даже юридический адрес компании и лишь упоминается, что она зарегистрирована на Бермудских островах, а когда и с каким уставным капиталом — неизвестно. Сами же условия соглашения и любая иная информация, документы, полученные от другой стороны, родственных ей организаций, их подрядчиков, субподрядчиков, консультантов и т. п., согласно соглашению (статья 21) являются конфиденциальными. Таким образом, фактически засекреченными оказались принципы финансирования, требования к организации подрядных работ, условия привлечения предприятий российской промышленности к работам по проекту, использования и распределения углеводородов, размеры и даты выплаты бонусов, условия возмещения затрат на геологоразведочные работы, понесенных до даты заключения СРП, налоги и платежи и еще многое другое. Это позволило, в частности, администрации области в представленном в областную Думу проекте областного бюджета на 1999 год скрыть ежеквартальное поступление двух миллионов долларов, причитавшихся области за геологоразведочные работы, не представлять своевременно данные по плановым платежам за недра и о доходах от реализации российской доли углеводородов, что препятствовало принятию обоснованных бюджетно-финансовых документов — бюджета, сметы внебюджетного фонда и др.

Поэтому, для обеспечения «прозрачности» соответствующих соглашений о разделе продукции и своевременного анализа их экономической эффективности, необходимо срочно внести в закон «О соглашениях о разделе продукции» поправки, исключающие возможности конфиденциальности этих соглашений, за исключением геологической, геофизической, геохимической и иной научно-технической информации, а также обязывающие официально публиковать данные о контрагентах, условиях и порядке раздела продукции, сведения о налоговых и иных платежах (экономике проекта) и тексты договоров между РФ и ее субъектами о распределении произведенной продукции, полученной государством в результате СРП. Конечно же, конфиденциальность самих переговоров — обычно необходимое условие успешного их проведения. Но после того, как соглашение заключено, население страны должно знать, насколько счастливее оно станет, насколько комфортнее будет его существование.

Сахалинская областная Дума прислушалась к этим доводам и 19 мая 2000 г. внесла в Госдуму проект федерального закона «О внесении изменений в федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции»».

Думается, что, не дожидаясь федерального законодателя, нам, для начала самим, следует принять специальный областной закон о гласности в сфере соглашений о разделе продукции (по тем соглашениям, которые подписывают наши представители). Это заставит власть строже относиться к переговорам и их результатам, быть честнее с собой и со своим народом, что укрепит доверие к ней.

,
депутат Сахалинской областной Думы

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru