Законопроект по развалу отечественной системы измерений. Очередная диверсия против страны под прикрытием «реформы технического регулирования» / Моисей Гельман

Кому и Конституция не указ

В Правительстве РФ рассматривается проект нового федерального закона «Об обеспечении единства измерений» для последующей передачи его в Государственную думу. Законопроект разработан в Минпромэнерго.

Однако ознакомиться с ним могут лишь избранные – на сайте министерства, как это положено, документ для публичного обозрения не «вывесили». Более того, он даже не рассматривался в Ростехрегулировании — федеральном органе, отвечающем за метрологию. Все это представляется весьма странным.

Как показал анализ, документ вызывает большие сомнения относительно его соответствия Конституции Российской Федерации. А если он будет принят Федеральным Собранием в качестве правового акта, это приведёт к развалу отечественной системы измерений, являющейся составной частью международной. Поэтому Россия будет исключена из сферы международной торговли, международных коммуникаций и всех других областей международного сотрудничества, в том числе экономического и научного, связанных с измерениями, как неспособная поддерживать их международное единство.

Вместе с тем, принятие упомянутого акта угрожает существованию экономики, бизнеса и национальной безопасности страны. В доказательство сказанному ниже изложены некоторые принципиальные соображения.

Согласно п.1 ст.76 Конституции РФ федеральные законы принимаются исключительно по предметам ведения Российской Федерации или её совместного с субъектами Федерации ведения. Перечень этих предметов регламентирован ст.71 и ст.72 Конституции. Однако среди них единство измерений не значится, а указаны лишь два из множества средств – эталоны и метрическая система, — необходимых для его обеспечения.

Правда, в Федеральном законе «О техническом регулировании» (ст.6 и ст.7) говорится о необходимости принятия технических регламентов в статусе федеральных законов, устанавливающих «минимально необходимые требования» по обеспечению единства измерений (замечу, условие, ввиду его явной недостаточности и неопределенности, совершенно абсурдное).

Но ни техническое регулирование, ни технические регламенты Конституцией также не отнесены к предметам федерального или совместного с субъектами РФ ведения. Поэтому упомянутые федеральные законы с точки зрения их правомочности тоже весьма сомнительны, требующие правовой оценки Конституционного суда России.

Но дело не только в нарушении конституционного права. Обсуждаемый законопроект — документ совершенно безграмотный, нарушающий основные каноны метрологии, науки об измерениях, и международные принципы поддержания их единства. При этом авторы законопроекта продемонстрировали полное непонимание сути измерений и стратегической значимости для страны их единства.

Глобализация измерений без обвеса

Как известно, измеряться могут только физические величины – их значения и характеристики. Под измерением понимается сравнение неизвестного значения измеряемой величины с фиксированным определённым значением однородной с ней величины, принятым за единицу. Фиксированное значение воспроизводится специальным средством измерения – мерой, например, гирей массой в 1 кг, которая с весами образует рабочее средство измерения для взвешивания. Сумма этих единиц и какой-то ее дробной части, уравновешивающая с допускаемой погрешностью измеряемое значение, представляет искомый результат.

Измерениями охвачены все сферы деятельности человечества и среды его обитания. Чтобы, к примеру, выпускать качественную конкурентоспособную продукцию, необходимо строго, путём измерений, контролировать её характеристики на всех этапах производства. А при продажах требуется подтверждать соответствие показателей её качества заявленным изготовителем. Во избежание разнобоя в оценках продукции одного вида и качества, но изготовленной разными предприятиями, используют единообразные методы и средства измерений, обеспечивающие идентичность результатов контроля, то есть с определённой погрешностью в заданном интервале и в одних и тех же единицах.

Такой подход к проведению измерений называется обеспечением их единства. Оно должно соблюдаться не только для сертификации продукции, но и при измерениях её количества во время продаж, чтобы, допустим, килограмм картошки, тонна металла или кубометр газа весили во всем мире соответственно одинаково и продавцы с покупателями не несли убытков. Метрологическое единство необходимо для надежного управления различными объектами, объективности научных исследований, обеспечения обороноспособности страны, мониторинга окружающей среды, международного сотрудничества в различных сферах и многого другого. Словом, во всех случаях измерений.

Чтобы обеспечивать их единство мировое сообщество располагает международными эталонами единичных значений различных физических величин, в том числе эталоном килограмма массы, а каждая страна имеет соответствующие национальные копии, время от времени сличаемые для корректировки с международными оригиналами.

Эти копии именуются государственными первичными эталонами. По воспроизводимым ими эталонным значениям соответствующих величин периодически устанавливают (корректируют) значения соответствующих мер, тех же гирь, рабочих средств измерений. Делается это чтобы их погрешность оставалась в заданных интервалах. Такая процедура называется метрологической поверкой.

Государственные первичные эталоны, которых в России 122, это уникальные меры, обладающие наивысшей достижимой на сегодня точностью. Для её поддержания первичные эталоны хранят в особых условиях в соответствующих метрологических НИИ, где доступ к ним разрешен только учёным хранителям и некоторым другим сотрудникам.

Между тем, средств измерений в нашей стране, подлежащих периодической поверке, насчитывается, по оценкам, порядка 1 млрд. единиц. Поэтому для своевременной и беспрепятственной поверки такого громадного множества измерительных приборов и систем была создана достаточная база копий первичных государственных эталонов – вторичных эталонов, чуть менее точных по отношению к соответствующим первичным и потому более дешевых.

Имеется несколько видов таких копий, отличающихся точностью. Наименее точные – рабочие эталоны, они составляют основную часть базы (порядка 90%) и располагаются непосредственно в многочисленных поверочных лабораториях по всей стране, где по ним поверяются рабочие средства измерений. А сами рабочие эталоны время от времени сличаются для корректировки с первичными, но не напрямую, а опосредованно, через другие, более точные вторичные эталоны, размещённые в региональных центрах метрологии, которые сличаются с первичными непосредственно.

Такая организация эталонной базы в виде пирамиды со ступенчатой передачей соответствующих эталонных значений позволяет минимизировать обращение к уникальным первичным эталонам, сохраняя их стабильность и точность, и обеспечивает своевременную поверку всего множества рабочих средств измерений по всей стране.

Ликвидация эталонной базы

Однако представленный Правительству РФ законопроект фактически ликвидирует национальную эталонную базу, так как в нём отсутствует перечень всей совокупности эталонов, обеспечивающих воспроизведение и передачу размеров единиц физических величин поверяемым средствам измерений.

В законопроекте говорится лишь о первичных эталонах и о неких «эталонах единиц величин», непонятно как соотносящихся между собой, так как в нем не регламентирована какая-либо схема воспроизведения и передачи размеров единиц физических величин поверяемым средствам.

Казалось бы, если существуют первичные эталоны, должны быть, как общепринято, и вторичные. Однако в законопроекте отсутствуют обязательные вторичные эталоны – копии соответствующих первичных. Отсутствуют и специальные эталоны, в том числе оборонного назначения, воспроизводящие единицы физических величин в особых условиях, и являющиеся для этих условий первичными эталонами.

Замечу, к примеру, только при производстве и испытаниях атомной подводной лодки используется свыше 90 специальных эталонов. Нет в законопроекте упоминания и о международных эталонных шкалах, в том числе о значимой шкале температур, воспроизводимых соответствующими эталонными установками.

Отсутствие необходимой полноты эталонной базы приведёт к ликвидации в стране не только единства измерений, но самой национальной системы средств измерений, так как исчезнет возможность их метрологической поверки.

Помимо этого, в законопроекте искажено определение и содержание самого единства измерений, как исключительно государственной политики, и вопреки международным нормам допускается приватизация всех эталонов, кроме государственных первичных, а также добровольность поверки неопределённого множества средств измерений без указания соответствующих критериев.

Добровольность поверки позволит, к примеру, не только обвешивать покупателей. Тем самым будет узаконен и противоправный, бесчеловечный приказ министра Зурабова о том, что средства измерений, предназначенные для использования в медицине, отныне таковыми не являются. Поэтому теперь в больницах и клиниках пациентов при диагностике заболеваний и лечении будут обманывать, так как врачи, используя, допустим, термометр, кардиограф или томограф, не будут знать, насколько эти приборы врут.

Неизвестными окажутся и истинные дозы излучения медицинских рентгеновских установок. Нельзя будет доверять результатам различных анализов, в том числе качества лекарственных препаратов, и еще многому другому. Зато в Россию теперь можно беспрепятственно ввозить опасные для применения медицинские приборы и установки, такие как, например, электронные тонометры, которые указывают ложные значения кровяного давления.

Поэтому, ликвидировав росчерком пера измерения в медицине, отвечающий за нее министр обрек многих людей на мучения и смерть, а медицинское обслуживание населения – на развал. Иначе чем вредительством все это назвать нельзя.

Подмена в законопроекте вторичных эталонов некими «эталонами единиц величин» и возможность их приватизации приведут к «лоскутной» приватизации, по частям, всей системы поверки средств измерений. В результате разрушится ее организационное и технологическое единство, а тем самым и организация обеспечения единства измерений.

Ведь владелец эталона, к примеру, килограмма, сам сможет решать, сколько в нем должно быть грамм. В законопроекте никаких ограничений на то нет, а согласно его п. 1 ст. 7 «единицы величин передаются средствам измерений… с помощью эталонов единиц величин,.. прослеживаемых к государственным первичным эталонам соответствующих единиц величин» (? – Авт.). Трудно сказать что это: от лукавого или по безграмотности. Но такая с позволения сказать «норма» в законодательном акте наводит на грустные размышления.

Законопроект против физики и бухгалтерии

Искажены в законопроекте также понятие и содержание собственно измерений, которые совершенно необоснованно распространены на любые величины, в том числе бухгалтерские и банковские, к примеру, баланс и кредит. Хотя, как отмечалось выше, измеряться могут только физические величины путём их сравнения с эталонными значениями соответствующих однородных величин, воспроизводимыми соответствующими мерами.

Что касается бухгалтерских или банковских величин, то они вычисляются путём проведения обычных арифметических операций, ничего общего с измерениями и использованием эталонов не имеющих. Ведь применяемые для этого калькуляторы или ЭВМ не являются средствами измерений хотя бы потому, что в них отсутствуют меры. Да и какой эталон может быть создан, к примеру, для сальдо, просто числа?

Искажение понятия измерений позволило надуманно распространить действие законопроекта (п.3 ст.1) и тем самым государственное метрологическое регулирование на многие сферы деятельности, абсолютно не связанные ни с измерениями, ни с обеспечением их единства. Это выполнение государственных учётных операций, оказание услуг почтовой связи, проведение банковских, налоговых и таможенных операций, выполнение работ по расфасовке товаров и др.

Хотя требования к единству измерений относятся к средствам для их осуществления, тем же весам и гирям, а не к видам деятельности, где они применяются. Видимо, кто-то очень заинтересован в новом административном, уже «метрологическом» надзоре в этих сферах, что чревато также расширением возможностей для коррупции.

Помимо изложенных, законопроект содержит множество других принципиально ошибочных и надуманных положений.

Так, в нем регламентируется проведение непонятно какой и для чего нужной аттестации методов и методик измерений, хотя речь должна идти о метрологической аттестации средств измерений, но о ней вообще ничего не сказано. Мера, техническое средство измерения, ложно трактуется как значение величины, то есть как число, и отсутствует определение эталона как высокоточной меры. Введено новое для метрологии понятие «прослеживаемость», понять смысл которого совершенно невозможно. Перечень можно продолжить.

Так что авторы документа оказались совершенно не в ладах и с терминологией, манипулирование которой и ее толкованием позволяет манипулировать положениями законопроекта. Зато в нем отсутствуют такие значимые для обеспечения единства измерений понятия как нормируемые метрологические характеристики средств измерений, подлежащие контролю при их поверке, в том числе виды и нормируемые интервалы погрешностей, и их математическое представление, а также многие другие необходимые положения и нормы метрологии.

Таким образом, неоднозначность, ошибочность и неопределенность значительного числа положений этого документа позволит также использовать его в корыстных целях.

Россия окажется изгоем, лишится экономики и оружия…

Итак, представленный законопроект направлен на упразднение эталонной базы страны, а тем самым на развал единства измерений, и, следовательно, на ликвидацию национальной системы измерений. Если такой закон примут, Россия, как отмечалось, будет исключена из сферы международной торговли, международных коммуникаций и всех других областей международного сотрудничества, в том числе экономического и научного, связанных с измерениями, как неспособная поддерживать их международное единство.

При этом внутри страны возрастет опасность для жизни людей и угроза техногенных катастроф, будет нарастать хаос в управлении различными объектами, в том числе транспортными, в торговых расчётах, связанных с измерениями различных физических величин, допустим, количества электроэнергии или газа… Под угрозой окажется реализация инновационных национальных программ, таких как по нанотехнологиям и микроэлектронике, требующих высокоточных измерений.

Из-за исчезновения специальных эталонов возникнет угроза обороноспособности страны. Правда, в законопроекте (п.6 ст.1) говорится, что «порядок (? – Авт.) обеспечения единства измерений в области обороны и безопасности устанавливается Правительством РФ». Но, по всей видимости, это не более чем лукавая уловка, чтобы военные не выступили против законопроекта, неприемлемость которого для них очевидна.

Спрашивается, чем общие принципы обеспечения «военного» единства измерений должны отличаться от международных? Или согласно предложенному законопроекту в стране должна появиться параллельная нынешней общегосударственной и во многом аналогичная ей эталонная база для оборонных целей? Но на ее создание потребуется уйма времени и бюджетных средств. Поэтому под угрозой закрытия окажутся также спутниковая радионавигационная система ГЛОНАСС, метрологически и технически благодаря «гражданским» эталонам совместимая с американской, и вообще все космические проекты. Список можно продолжить дальше.

Вместе с тем, принятие такого закона может блокировать наше вступление в ВТО. Если нас всё же туда примут, то метрологическая несостоятельность России в сочетании с законом «О техническом регулировании», который фактически лишил российские товары нормативно-правовой защиты, приведут отечественные экономику и бизнес к краху.

В частности, из-за метрологической недостоверности контроля характеристик отечественной продукции ее российские сертификаты и подтверждения соответствия не будут восприниматься за рубежом и на внутреннем рынке. Это приведет к дальнейшему вытеснению отовсюду наших товаров и увеличению импорта, в результате чего многие российские предприятия могут обанкротиться.

Однако возможности для расширения импортных закупок в ближайшие годы будут исчерпаны, в частности, из-за весьма вероятного возникновения дефицита платежного баланса в валюте (см. «Очередной мистический прогноз министра финансов. Обещанная девальвация рубля – блеф или от некомпетентности?» – «Промышленные ведомости» № 4, апрель 2007 г.).

Обратно к конституционным стандартам

Выход видится в восстановлении обязательности применения всего комплекса существующих ГОСТов – национальных стандартов в области метрологии и единства измерений. Они проверены многолетней практикой и удовлетворяют международным требованиям. Но потребуется некоторая их корректировка.

Стандарты, как и эталоны, согласно ст. 71 Конституции РФ отнесены к предметам федерального ведения и по ним должны быть приняты федеральные законы, обязательные для исполнения. Однако обязательность применения стандартов, как и сам закон “О стандартизации”, в нарушение Конституции были ликвидированы законом “О техническом регулировании”, весьма сомнительным, что отмечалось выше, с точки зрения конституционного права.

Поэтому добровольность использования нормативно-технических документов еще больше усугубляет тревожную ситуацию в деле измерений и несоблюдения их единства. Это уже нанесло громадный ущерб стране и обществу (см., к примеру, в этом номере статью «К чему приводит добровольность стандартизации по закону «О техническом регулировании». Из-за необязательности ГОСТа по точности измерения количества добытой нефти бюджет лишается громадных доходов»).

Вновь регламентировать правоприменение и разработку ГОСТов в области метрологии можно принятием рамочного федерального закона с условным названием «Государственная эталонная база для обеспечения единства и поверки средств измерений». Тем самым не только будут соблюдены нормы Конституции, но и сохранено в стране международное единство измерений, которое, согласно международным соглашениям, Россия поддерживает уже более сотни лет.

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru