Забытый полк непризнанных ветеранов Великой Отечественной войны. Об обделенных победной медалью работниках фронтовых ремонтных бригад авиапрома

Прошло более 63 лет после окончания Великой Отечественной войны. Уже почти не осталось среди нас тех, кто работал во фронтовых ремонтных бригадах Наркомата авиационной промышленности СССР, а также летчиков, летавших на самолетах, отремонтированных этими бригадами на полевых и фронтовых аэродромах.

После внезапного нападения фашистских армад на СССР, на наших военных аэродромах передовой дислокации были выведены из строя тысячи боевых машин. С первых дней войны Наркомат авиационной промышленности СССР (далее — Авиапром) и его предприятия превратились в военно-производственный лагерь.

Перед отраслью встало множество задач, решать которые необходимо было круглосуточно и одновременно. Это производство самолетов, находившихся на стапелях авиазаводов, завершение подготовки к массовому выпуску машин нового поколения, разработка которых, в основном, была выполнена в 1936-40 г., и восстановление самолетов, выведенных из строя во время боевых действий.

В это же время происходила эвакуация на восток ряда авиазаводов, и для серийного выпуска самолетов нового поколения требовалась серьезная реконструкция действующих предприятий и немедленное строительство новых.

Важнейшей задачей являлось обеспечение должного качества боевых машин. Стало ясно, что необходимо срочно наладить взаимодействие предприятий Авиапрома и фронтовых авиасоединений ВВС, ВМФ и частей ПВО. Хотя технический состав авиационных частей проявлял буквально чудеса для поддержания нормального эксплуатационного состояния авиационной техники, однако устранять серьезные повреждения могли только хорошо подготовленные заводские специалисты.

Поэтому в Авиапроме и ВВС Наркомата обороны были организованы Управления полевого ремонта — (УПР). В Авиапроме курировал эту структуру зам. наркома П. А. Воронин. На серийных авиазаводах были созданы эксплуатационно-ремонтные отделы (ЭРО), а в их составе — фронтовые ремонтные бригады.

Возвратившись из очередной командировки с фронта и получив новое задание, члены ремонтных бригад вновь улетали на фронт с грузом запасных частей и материалов. Ни бомбежки, ни штурмовки, ни осенние дожди, ни морозы не могли являться преградой — фронту нужны были боеспособные самолеты.

Авторы этих строк вместе работали в ЭРО московского авиазавода № 82 (сейчас Тушинский машиностроительный завод), где выпускались истребители «ЯК-7Б». В 1943 г. одному из нас было 29, другому — 17 лет. Первый окончил в 1940 г. МАИ, был сначала мотористом, а затем — руководителем одной из бригад, а второй — слесарем — механиком по измерительным приборам, затем инженером по подготовке производства ремонтных операций.

Мы вместе работали во фронтовых бригадах под Воронежем, Курском и Орлом, Харьковом, Киевом, Ленинградом и на других фронтовых направлениях. Прыгали в траншеи при бомбежках, терпели аварии при перелетах, спали в плащ — палатках около тех самолетов, которые ремонтировали… В общей сложности мы провели в командировках на фронтах примерно 1,5 года.

После окончания войны мы еще долго работали в Авиапроме. Старший был одним из руководителей в Управлении внешних сношений, младший почти полвека работал в ОКБ, которым руководил С. В. Ильюшин, а затем Г. В. Новожилов, после чего около 30 лет возглавлял метрологическую службу отрасли.

Все послевоенные годы мы часто задавались вопросом: «Как могло случиться, что в «Положении о медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне в 1941-45 г.» в числе лиц, подлежавших награждению этой медалью, не указали работников фронтовых ремонтных бригад Авиапрома, которые так же, как и технический состав фронтовых авиационных частей, обеспечивал на полевых аэродромах боеготовность военно-воздушных сил страны?». Хотя ею награждали даже вольнонаемных, работавших в тыловых воинских частях Наркомата обороны.

Вероятнее всего, на волне праздничной победной эйфории и при наличии многомиллионной армии кандидатов для награждения этой медалью из числа военнослужащих и вольнонаемных воинских частей, а также работников тыловых заводов Наркомата обороны, группу в 2-3 тысячи специалистов Авиапрома и, наверное, других ведомств, работавших во фронтовых частях, посчитали «мелочью».

Решения этого вопроса «в рабочем порядке» удостоились немногие. А справедливость по сей день так и не восторжествовала, несмотря на многочисленные обращения непризнанных ветеранов войны в различные властные органы и Министерство обороны.

Заметим, награждение этой медалью, которую все мы, живые и мертвые, несомненно, заслужили, позволяет получить статус ветерана-участника ВОВ, и увеличить размер пенсии еще живущих.

Напомним, что авторы этих строк, а таких как мы насчитывалось с пехотный полк, находились на фронтах примерно по 1,5 года каждый, рискуя быть убитыми или ранеными. Забытые участники войны из Авиапрома за время боевых действий ввели в строй, по информации нашего наркомата, порядка 30 тысяч самолетов, которые оставили «хорошую» о себе память врагу.

Думается, что и сейчас высоким инстанциям не поздно вспомнить об остающихся еще в живых бывших работниках фронтовых ремонтных бригад Авиапрома, которых, вероятно, уже не более десятка. Вряд ли кто-то еще обратится куда-нибудь по этому поводу, так как самому молодому из нас уже за 80 лет.

Мы уже не надеемся на справедливое решение вопроса, что явилось бы, пусть и весьма запоздалой, но какой-то данью признательности забытым участникам Великой Отечественной войны.

Кедров Владимир Алексеевич, 1914 г. рождения

Перельштейн Евгений Львович, 1926 г. рождения

Москва

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru