ВЗАМЕН ГАЗОВОЙ ПАУЗЫ — КАНСКО-АЧИНСКИЕ УГЛИ / Станислав ЛевЧИК

Уголь опять всему голова?

Известно, что вследствие ожидаемого падения добычи на месторождениях Западной Сибири и отставания при этом освоения новых месторождений на Ямале, в Тюменской области и Баренцевом море «Газпром» вынужден будет постепенно сокращать поставки природного газа для нужд электроэнергетики: в 2000 г.- на 12 млрд., в 2001 г.- на 15 млрд., в 2002 г.- на 15 млрд. и в 2003 г.- на 21,7 млрд. кубометров по сравнению с 1998 г. Далее, вплоть до 2010 г., ежегодное потребление газа на электростанциях будет сохраняться на уровне 110 млрд. кубометров.

Как показывают исследования, замена газа на другое топливо приведет (если считать в ценах середины 1999 г.) к ежегодным дополнительным затратам по топливной составляющей на электростанциях в размере 640 млн. долларов и дополнительному расходу электроэнергии на собственные нужды станций на сумму около 90 млн. долларов. Рост этих двух составляющих вызовет в РАО «ЕЭС России» повышение среднего тарифа на электроэнергию (при неизменном уровне рентабельности) по нашим расчетам на 15%.

В качестве альтернативы природному газу у электроэнергетиков имеются только мазут и уголь. При этом мазут, будучи втрое дороже газа, невыгоден. Поэтому единственным возможным топливным ресурсом оказывается уголь. Мы не будем останавливаться на причинах ценового перекоса, но факт остается фактом: начиная с 1992 г. цена на газ держится ниже цены на уголь (сейчас это соотношение составляет 1 : 1,5). Хотя с учетом потребительского эффекта на тепловых электростанциях (ТЭС) стоимость газа должна более чем в 1,3 раза превышать стоимость угля. Однако газ российским потребителям в последние годы продается по цене ниже его себестоимости. К слову, это явилось одной из причин возникновения дефицита капиталовложений на разведку и добычу газа на новых месторождениях, что и привело к падению его добычи в 2000 г.

Другие возможные решения по замещению газа на электростанциях — увеличение производства электроэнергии на АЭС и ГЭС — не позволят значительно и быстро восполнить намечающееся сокращение поставок газа.

Спрашивается, где взять уголь? На наш взгляд, вполне приемлемый выход из создавшегося положения — это резкое наращивание добычи и использования в электроэнергетике экологически чистых и дешевых канско-ачинских углей. Дело в том, что с переводом большинства ТЭС в европейской части России и Сибири на газ (с 1970 по 1990 гг.), его потребление на тепловых станциях выросло в четыре раза. В то же время угледобычу на разрезах КАТЭКа в последние годы практически приостановили, а уже вскрытые пласты, например, на «Березовском разрезе» № 1, засыпали породой, чтобы они не окислялись.

Поэтому сейчас на КАТЭКе имеются законсервированные производственные мощности, готовые к выемке, а также разведанные запасы угля, подготовленные к добыче дешевым открытым способом с помощью высокопроизводительной техники непрерывного действия. А вот увеличение добычи кузнецких углей потребует значительных инвестиций и нескольких лет на сооружение шахт. Кроме того, отпускная цена бородинского угля КАТЭКа в 1 кв. 2000 г. была в 1,86 раза меньше кузнецкого рядового угля и в 2,1 раза меньше кузнецкого марки «Т» (тощего).

Весьма важное преимущество этих углей по сравнению с кузнецкими (единственные угли, которые могут составлять им конкуренцию по части запасов, разведанных площадей и возможности добычи угля дешевым открытым способом) и в их большей экологичности. В отличие от кузнецких, зольность которых достигает до 29%, они являются низкозольными со средней зольностью 8-12%. И те и другие угли низкосернистые (0,3-0,6%). Но в золе канско-ачинских углей высоко содержание тугоплавкой окиси кальция (от 26 до 42%). С одной стороны, это недостаток, так как затрудняет жидкое шлакоудаление, но с другой — важное преимущество, так как в процессе сжигания угля в топке образуются сернистый и фосфорный ангидриды,

т. е. вредные вещества нейтрализуются и оседают затем в электрофильтрах. Поэтому в районе расположения электростанций, где сжигаются канско-ачинские угли, практически не выпадают кислотные дожди.

Следует заметить, что сжигание 20 млн. т энергетических углей и порядка 18 млн. т мазута для компенсации недопоставок на электростанции около 30 млрд. м3 природного газа будет сопровождаться дополнительным загрязнением атмосферы вредными выбросами: 33 млн. т углекислого газа, 0,6 млн. т окислов серы, 1,1 тыс. т окислов азота. Это, естественно, вызовет дополнительные затраты на экологические мероприятия.

Плата тепловых электростанций за нормативные выбросы в атмосферу (10 кг/т.у.т. вредных веществ) составляет около 175 тысяч долларов в год. Плата за сверхнормативные загрязнения обычно производится с учетом пятикратного повышающего коэффициента, т. е. взимается в виде штрафов. При сжигании канско-ачинских углей экономия затрат на экологическую составляющую за счет снижения вредных выбросов по сравнению с сжиганием других энергетических углей будет составлять около 3%. С учетом же повышающего коэффициента суммарные штрафы за загрязнение атмосферы будут примерно на 15% ниже.

К недостаткам канско-ачинских углей обычно относят их высокую влажность — до 33% и склонность к самовозгоранию, которая, впрочем, характерна практически для всех углей. Поэтому при правильном хранении и даже при сверхдальних перевозках до сих пор не зафиксировано ни одного случая загорания вагонов в пути (при транспортировке углей в Венгрию на расстояние свыше 6000 км вагоны находятся в пути свыше 1 месяца).

Еще одно значимое преимущество канско-ачинских углей состоит в том, что при наличии финансирования можно практически сразу, в течение 2-3 лет, начинать их полномасштабную добычу, т. е. выходить на проектную мощность на крупнейших существующих разрезах Березовском № 1 и Бородинском № 1, а также добывать уголь попутно на вновь осваиваемых разрезах.

Так как основную тяжесть по ликвидации последствий снижения поставок природного газа на нужды электро- и теплоэнергетики, по нашему мнению, должен принять на себя Канско-ачинский угольный бассейн, то необходимо соответственно увеличить и добычу на его разрезах.

В 1999 г. на КАТЭКе было добыто всего 36,5 тонн угля. Поэтому в ближайшие 3-4 года необходимо довести добычу канско-ачинских углей до 86 млн. т в год, что вполне возможно, если обеспечить соответствующее финансирование. Для этого можно использовать часть «угольного транша», а также выделенные на эти цели средства «Газпрома» и РАО «ЕЭС России».

Такого количества угля окажется вполне достаточно, чтобы обеспечить замену газа по мере снижения его поставок на электростанции. Рекомендуемая динамика добычи угля в Канско-ачинском бассейне на период до 2005 г. приведена в табл. 1.

Таблица 1 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ДОБЫЧА УГЛЯ (млн. т)

Разрезы Производственная мощность 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г.
Березовский № 1 55 8,9 24,0 26,0 26,0 30,0 30,0 30,0
Бородинский № 1 40 19,0 30,0 32,0 32,0 40,0 40,0 40,0
Назаровский 15 6,9 8,0 10,0 10,0 12,0 12,0 12,0
Переяславский 5 1,7 2,0 3,0 3,0 4,0 4,0 4,0
Итого 115 36,5 64 71 71 86 86 86

Везти или не везти?

Возникает вопрос: где с наименьшими затратами и с максимальным экономическим эффектом можно использовать канско-ачинские угли?

Есть две альтернативы: либо сжигать их вблизи мест добычи и электроэнергию передавать в Центр, либо транспортировать их по железной дороге или трубопроводам на ТЭС Центра, Средней Волги, Урала и Западной Сибири.

Трубопроводный транспорт недостаточно апробирован и является весьма далекой перспективой. Что же касается производства электроэнергии в районе

КАТЭКа, то в ближайшие годы там не планируется строительство новых генерирующих мощностей. К тому же до сих пор не достроена Березовская ГРЭС № 1 и еще не начато строительство Березовской ГРЭС № 2, хотя уже много лет существует ее дирекция. А самое главное — отсутствуют высоковольтные линии для передачи электроэнергии в Центр. Дело в том, что практически разграблена вся магистраль на напряжение 1150 кВ, проходящая через Казахстан. Даже в центре России полностью разворовали алюминиевый провод на линии постоянного тока Экибастуз — Тамбов.

Итак, остается один выход — возить пока уголь в Центр. Однако увеличение объемов его перевозок примерно на 50 млн. т в год может привести к перебоям на железнодорожном транспорте. Дело в том, что железнодорожные пути из Сибири в центр России имеют ограниченную провозную способность. Вместе с тем, для увеличения объемов перевозок канско-ачинских углей необходимо в Кузбассе построить небольшой участок железной дороги Инголь — Латыши протяженностью 134 км. И, наконец, понадобится увеличить количество подвижного состава, обновить железнодорожные пути и системы связи и сигнализации. Все это потребует в ближайшие три года немалых капитальных затрат, оцениваемых примерно в 20 млрд. рублей. Тем не менее удельные капвложения и удельные эксплуатационные затраты при транспортировке тонны угля суммарно не превысят, по оценкам, 200 рублей.

По данным Института конъюнктуры углей, средние цены на канско-ачинские угли в первом полугодии 2000 г.- 61,6 руб/т — полностью обеспечивают рентабельность их добычи. Если сопоставить отпускные цены на газ и эквивалентное по энергии количество канско-ачинских углей, то в 2003 г. стоимость недопоставленного газа (22 млрд. м3) составит порядка 7,5 млрд. рублей, а стоимость эквивалентного по энергии угля (50,2 млн. т) оценивается всего в 3,1 млрд. руб. т. е. примерно в 2,4 раза меньше. Другими словами, использование канско-ачинских углей в качестве основного топлива на ТЭС России позволит, не повышая цены на газ, получить нормальное соотношение цен газа и угля, равное 2,4. Это позволит потребителю таких углей без особого ущерба выделять деньги на дополнительные затраты, необходимые при сжигании на ТЭС угля даже с учетом стоимости его транспортировки.

В настоящее время наибольшие тарифные льготы МПС предоставило красноярским углям, в связи с чем транспортная составляющая 1 т канско-ачинских углей даже при сверхдальних (свыше 4000 км) перевозках по сравнению с теми же кузнецкими углями стала гораздо ниже. Например, при железнодорожной транспортировке бородинского и кузнецкого углей из Сибири в Центр на Рязанскую ГРЭС стоимость бородинского угля, несмотря на разницу в расстояниях, оказывается на 49% ниже, чем кузнецкого (см. табл. 2). Преимущество канско-ачинских углей сохранится даже при отмене льготных тарифов МПС.

Таблица 2 СТОИМОСТЬ РАЗЛИЧНЫХ УГЛЕЙ НА РЯЗАНСКОЙ ГРЭС

Маршрут (уголь) Расстояние км Ж/д тариф за перевозку 1 т Ср. цена 1т. угля (без НДС) Стоимость 1т. угля на ГРЭС Стоимость 1т.у.т. угля на ГРЭС,
Кузбасс-Рязань (кузнецкий Т) 3765 121,22 169,7 290,42 414,89
Бородино-Рязань (бородинский) 4190 85,20 54,50 139,70 279,40

Погазовали и будет

Развитие транспорта топливно-энергетических ресурсов из Сибири должно определяться рациональным соотношением объемов перевозок угля и передачей электроэнергии. Причем критериями рациональности являются экономические показатели и надежность энергоснабжения потребителей.

Если рассматривать проблему с точки зрения обеспечения надежности электроснабжения, то сооружение ГРЭС, работающих на привозном угле, непосредственно в Европейском макрорегионе является предпочтительным. При этом тепловые станции мощностью порядка 2-2,5 млн. кВт наиболее приемлемы по совокупности всех критериев — экономических, экологических и надежностных.

Завершение строительства всех Березовских ГРЭС можно ожидать в течение 2010-2015 гг. К 2010 г. можно ожидать завершение строительства линии напряжением 1150 кВ Итат — Омск — Челябинск — Уфа — Балаково — Михайлов по которой после ее пуска будет передаваться около 20 млрд., а к 2015 г.- до 39 млрд. кВт ч электроэнергии. Но этого количества будет явно не хватать для обеспечения все возрастающей потребности в электроэнергии в Центре страны. Поэтому необходимо уже в настоящее время срочно приступать к проектированию и строительству новых ГРЭС в Центре, на Урале, Средней Волге и Западной Сибири для работы с канско-ачинскими углями.

Другой возможностью экономии газа является реконструкция и модернизация оборудования электростанций, запроектированных на сжигание угля, но сжигающих в настоящее время газ, с целью возврата их к первоначальному топливному режиму. По данным института «Энергосетьпроект» это возможно на 41 тепловой станции. В их число входят 15 ГРЭС и 26 городских ТЭЦ общей мощностью 23,3 млн. кВт.

На модернизацию этих станций потребуется 34,9 млрд. руб., в т. ч. на экологические мероприятия свыше 20 млрд. рублей. Общее количество сэкономленного газа достигнет 15 млрд. куб. м., а удельные капитальные затраты составят порядка 1490 руб./кВт, в том числе 860 руб./кВт — на экологию.

Для первоочередного перевода ряда ТЭС Европейской части и Западной Сибири на сжигание канско-ачинских углей мы из упомянутых 41 рекомендуем 20 станций суммарной мощностью 15,9 млн. кВт, в число которых входят 12 ГРЭС и 8 городских ТЭЦ, но с меньшими удельными затратами на их переделку под уголь примерно в 1,5 раза (867 руб./кВт) и вдвое меньшими удельными затратами на экологию (около 400 руб./кВт). При этом годовая экономия газа составит 9,3 млрд. кубометров. Если этот сэкономленный за два года газ продать в Западной Европе, то прибыль от него составит около 500 млн. долл. США.

При валютном курсе 28 руб./долл. затраты на «переделку» предлагаемого набора ТЭС с газа на уголь составят около 400 млн. долларов. Если «Газпром» на реконструкцию первых 20 ГРЭС из упомянутых 500 млн. долларов выделит необходимые средства, то они могут окупиться за два года, что явится весьма эффективным экономическим мероприятием.

Анатолий Кузовкин, д. э. н., профессор
, к. т. н. Институт микроэкономики

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru