доктор экономических наук, профессор
Правительство России при Ельцине и Козыреве приняло решение добиваться возможно более быстрого принятия в ВТО. Новый президент к 2003 г., несмотря на приверженность к либеральной экономической политике, все-таки пересмотрел вопрос, настоял на тщательной подготовке, на необходимости взвесить плюсы и минусы вступления в эту неудавшуюся организацию.
Это, бесспорно, разумный шаг. Но все дело в том, что прозападное лобби уже давно подталкивает страну к незамедлительному вступлению в ВТО. На его стороне такие «веские» аргументы, как необходимость в эпоху глобализации вхождения всех национальных экономик в мировое хозяйство. Но вхождение и даже открытость экономики вовсе не означают отказ от поддержания национального хозяйственного комплекса и перехода в крайних обстоятельствах, при угрозе безопасности, к самодостаточности. Это доказывает развитие крепких государств — США, Японии, Китая, некоторых западноевропейских стран.
Вступление в ВТО для России имеет много плюсов, но и много минусов. Видны сотни вопросов, которые требуют тщательного изучения. Только при четкой программе и путем скрупулезного изучения этих многочисленных и разноплановых внешнеторговых вопросов и взвешенного синтеза можно прийти к обоснованному выводу: больше будет минусов и плюсов, когда вступать и на каких условиях?
Тревожно, что по такому фундаментальному вопросу, как вступление России в ВТО, не наблюдается особых разногласий, дискуссий, нет различных экспертных оценок. Во всяком случае российская общественность не знает о них. Между тем это судьбоносный вопрос. От правильной политики в нем зависит место России в международном разделении труда, ее положение в новой, многоступенчатой иерархии государств. От этого во многом зависит, удастся ли России создать свой экономический регион и стать одним из экономических полюсов мира. Дело подается так, будто речь идет о каком-то второстепенном вопросе или будто вступление принесет России только положительные результаты.
Другие страны основательно изучали этот вопрос, были более осмотрительны, хотя имели несравненно больший опыт. Они исходят из того, что внешняя торговля никогда еще не играла такой важной роли, как в наше время. Никогда еще рынки сбыта не были так насущно необходимы для роста. Из-за рынков сбыта ныне развязывают войны. В Западной Европе, например, неоднократно высказывалось мнение, что США создали в сердце Европы исламистское государство в Боснии с перспективой ослабить своего главного экономического конкурента — Европейский союз. Франция якобы поддержала интервенцию против Югославии из-за боязни потерять рынки сбыта французского вооружения в мусульманских странах.
Австралия вела в 1996 г. яростную кампанию против сравнительно безопасных французских ядерных испытаний с целью вытеснить Францию с тихоокеанских рынков. За Австралией, естественно, стояли США. Самым крупным успехом стран НАТО в 1990-е годы после развала СЭВ и СССР стал беспрепятственный захват внутренних рынков беззащитных новых государств с населением в полмиллиарда человек, с их сравнительно высокой емкостью. Ныне часто повторяют, что со времени прихода к власти Рейгана дипломатия США нацелена, прежде всего, на захват рынков сбыта и энергоресурсов. Многое ныне подтверждает этот вывод.
Внешняя торговля — это состояние постоянной борьбы. Она вполне сравнима с военными операциями. Силы сосредотачиваются в каких-то торговых зонах, регионах или в отдельных отраслях. Для поднятия конкурентоспособности применяются различные средства — вплоть до военных интервенций. Седьмой и Шестой флоты США оберегают поставки дешевой арабской нефти, спецназ Грузии — дешевой казахстанской и азербайджанской нефти и туркменского газа. Таким образом, они обеспе-
чивают конкурентоспособность американских товаров. Их содержит американское государство, то есть оно косвенно субсидирует американский экспорт, что запрещено правилами ВТО.
Внешняя торговля — это контролируемая война. В этой войне сложилось старое проверенное правило: рынки открывают те страны и в тех отраслях хозяйства, где они сильны, то есть если они имеют непоколебимые сравнительные преимущества. Только при этом условии внешняя торговля может быть взаимовыгодной. Соблюдение этого правила всегда более успешно достигалось посредством двусторонних договоров, нежели посредством универсальных правил мировой торговли. Принятие таких правил — идеал для глобальных держав, например для США. Россия же более не сверхдержава, даже не региональный экономический центр, каковыми являются Япония и Китай в Юго-Восточной Азии, а Германия и Франция — в Европе.
Всемирная торговая организация устанавливает именно универсальные правила внешней торговли. Она была создана в 45-ю годовщину НАТО 14 апреля 1994 г. после двенадцати лет Уругвайского раунда, в том числе после восьми лет официальных переговоров. В ВТО вступил и Китай, но лишь после того, как он стал экономической державой, вес которой в мировой торговле больше, чем Африки, Латинской Америки и арабских стран, вместе взятых. Большинство членов в ВТО перешли автоматически из Генерального Соглашения о Тарифах и Торговле (ГАТТ).
Участие в ГАТТе позволяло странам постепенно, в течение десятилетий, избирательно втягиваться в различные торговые соглашения, а следовательно, и в мировой рынок. ГАТТ был как бы меню: хочу беру это блюдо, хочу другое. Основополагающий текст ГАТТ имел всего 38 статей, и ни одна из них не обязывала устранить протекционизм и ввести свободную торговлю. Сам термин — «протекционизм» — в тексте отсутствует. В ГАТТе главными были не правила, вытекающие из четырех принципов, а исключения, позволявшие в некоторой мере учитывать специфику отдельных национальных хозяйст-
венных организмов. Несмотря на сравнительно мягкие условия членства в ГАТТе, США, как и СССР, не подписали это соглашение.
Эта страна крайне осторожно связывает себя формальными обязательствами и не только не стесняется своей несговорчивости, но щеголяет своим упорством и мускулистым ведением переговоров. Более того, США постоянно ведут информационные войны против своих соперников, обвиняя их в неуступчивости, развивая в них комплекс неполноценности. США сочли неудобным для себя устав ГАТТа и прибегли, как обычно, к юридическому крючкотворству. Они объявили ГАТТ не договором, а соглашением об исполнении.
Осторожно и постепенно вступали в ГАТТ и другие экономически сильные страны — Япония, Южная Корея, Германия, Франция, азиатские тигры и тигрята. Они добивались конкурентоспособности разными путями, но всегда расширение экспорта сопровождала, а часто предшествовала, эффективная защита внутреннего рынка. Всегда был в той или иной форме протекционизм и одновременно всемерная поддержка своих экспортеров. Даже в ГАТТ эти страны вступали без торопливости и тем не менее несли иногда миллиардные убытки. Их эксперты умели показать долгосрочные последствия той или иной торговой акции. Золотое правило в солидной международной торговле — семь раз отмерь — один раз отрежь. Протекционистские меры отменяются лишь по мере собственного внедрения на рынки торговых соперников.
Опыт других стран, бесспорно, следует изучать. Но можно сформулировать следующую общую рекомендацию: нельзя решать вопрос о вступлении во Всемирную торговую организацию, не имея четкого представления о целях и стратегии экономического, социального и экологического развития России и не определившись в долгосрочных планах внешнеэкономических связей.
Вступление в ВТО означает, что страна подписывается под всем комплексом правил международной торговли, изложенных подробно и жестко на 450 страницах основного договора и на 20 тысячах страниц различных приложений. Они включают не только правила торговли товарами, но и услугами, интеллектуальной собственностью и телекоммуникациями. Опыт у России во всех этих областях не богат, а главное, ни СССР, ни Россия не участвовали в разработке новых всеобъемлющих правил мировой торговли, так же как не имели опыта участия в ГАТТ.
Могли и хотят ли создатели ВТО отразить особое евразийское положение и особые трудности России, переживающей переходный период, от крайне закрытого к открытому обществу? Конечно, нет. Вот на этом и должна основываться внешнеторговая и внешнеэкономическая стратегии и, соответственно, торговая дипломатия России. И поэтому ни Россию, ни страны СНГ нельзя стричь под общую гребенку ВТО и ее правил.
Следовало бы, повторюсь, прежде всего внимательно изучить опыт других стран. Уже после первых лет работы ВТО наблюдался рост недовольства новыми правилами международной торговли. Антиглобализм считает ВТО своим главным противником. ВТО становится очевидным орудием гегемонизма США и всех глобализаторов. Особенно поучителен опыт Китая и то, как и на каких условиях он вступал в ВТО. Китай внимательно следил за ходом уругвайского раунда, влиял на его ход. Он создал мощный экспортный сектор и имеет огромное, в сотню миллиардов долларов, положительное торговое сальдо только во внешней торговле с США.
Цель американских администраций с самого начала состояла в том, чтобы форсировать вступление Китая, да и России во Всемирную торговую организацию. Еще десять лет тому назад в документе сенатской комиссии было указано следующее: «Вопрос вопросов в том, чтобы по мере того, как Китай становится глобальной экономической державой, он играл по общим правилам торговли и не пытался изменить их в свою пользу… Это может быть достигнуто посредством вступления Китая в ВТО». Китайское правительство возвело плотный протекционистский барьер на многие товары и услуги, создало строгую систему стандартов качества ввозимых товаров и, главное, добилось для отдельных областей права вводить свои особые правила внешней торговли. Это помогло Китаю решить многие, казалось, нерешаемые проблемы.
Правительство Китая консультировали многоопытные гонконгские и сингапурские коммерсанты и банкиры. И все не советовали торопиться со вступлением в ВТО. Их главный совет состоял в том, чтобы Китаю был дан статус слаборазвитой страны, предусматривающий известные послабления от общих правил.
Россия едва ли может добиться для себя статуса слаборазвитой страны, хотя в статистике ООН она уже среди них фигурирует. Ее средний доход на душу населения пока выше, чем в Китае. Но Китай по ряду других показателей намного опередил Россию.
Следовательно, надо подыскивать иные аргументы в пользу предоставления России и странам СНГ, если они того пожелают, особого статуса. В документах ВТО есть положения о странах с переходной экономикой. Но они недостаточны для защиты наших национальных интересов. Россия сама вползает в ловушку свободной торговли, хотя, как показывают правила нового либерализма, она еще долгое время будет оставаться неконкурентоспособной, за исключением нескольких ниш. Нам по-прежнему нечем торговать, кроме сырья и некоторых видов вооружений. Скорой диверсификации экспорта не предвидится. Производить наукоемкую продукцию Россия еще много лет не сможет, не восстановив качество образования.
Вступив в ВТО, российские экспортеры и импортеры не будут вылезать из судов. Принимая во внимание уровень правосознания и юридической подготовки, мы будем регулярно проигрывать процессы и платить огромные штрафы. По этой же причине Россия не сможет ставить неформальные и скрытые протекционистские барьеры, как это наловчились делать изобретательные чиновники богатых стран. Они демонстрируют богатое воображение в юридическом творчестве и находят изощренные способы защищать своих товаропроизводителей. Главное же в том, что для этого нужна политическая воля, которой у ослабленной России в последнее десятилетие почти не отмечалось.
В мире уже привыкли, что Россия постоянно уступает, сдает позиции. Япония, которая особенно активно выступает за свободу торговли, прорывается на американские рынки, ухитряясь плотно прикрывать свои. Ввоз риса в Японию в принципе невозможен, что надежно защищает японское крестьянство. Точно так же особую заботу о защите своего крестьянства проявляет Франция. Россия может совершить трагическую ошибку, оказавшись в ловушке свободной торговли, потому что это вкупе с продажей земли добьет остатки крестьянства.
О продовольственной безопасности страны и самодостаточности придется забыть. Свободная торговля дает парадоксальные результаты: ускоряет экономический рост, в большинстве стран однобокий, и в то же время уничтожает рабочие места, плодит безработицу. Она заставляет правительства жертвовать социальным обеспечением ради конкурентоспособности, что подрывает стабильность в государстве. Благосостояние в мире ныне измеряется уже не столько душевым доходом, но во все большей мере количеством вновь созданных рабочих мест. Свободная торговля доводит международное разделение труда до абсурда, разъедает национальные экономические организмы.
Новое явление состоит и в том, что изменились сами основания для международной торговли. Как отмечалось выше, казалось бы, очевидные сравнительные преимущества все чаще не действуют и дают сбой. Мировое хозяйство изменилось под воздействием молниеносных передвижений капиталов, исчисляемых триллионами долларов в день.
Мир не знал и грандиозной миграции и мобильности рабочей силы, не было такой острой проблемы занятости и колебаний валют. Страны Европейского союза, например, защищены от всех этих факторов многократно: национальными законами, договором об общем рынке и выгодными для них правилами ВТО. Для них свобода торговли — это игра в одни — чужие ворота. Единственно от чего они пока терпят убытки — это от остатков монополии США на мировые деньги. Три четверти запасов центральных банков все еще составляют доллары.
США — автор новых правил торговли — тоже ведут политику двойных стандартов. Чтобы защищаться от новых правил ВТО, США просто заявили, что «в одностороннем порядке резервируют за собой право применять 301-ю статью» своего закона о торговле. Это позволяет квалифицировать как демпинг любую нежелательную иностранную конкуренцию. Французский журнал «Ле Монд дипломатик» откликнулся на новый американский закон так: «Американское правительство всегда проявляло больше воображения и выдумки, чем японцы или европейцы, когда речь шла о защите своих рынков или о способах снижения оплаты наемного труда».
Сумеют ли российские власти так же находчиво обходить торговые правила ВТО или будут действовать также топорно, как все 1990-е годы?
В заключение отметим, что вопрос о правилах международной торговли не закрыт, ВТО терпит от правительств и антиглобалистов одно поражение за другим. Эта организация будет тоже перестраиваться. Уже по этой причине не следует спешить со вступлением в ВТО. Эта ловушка используется Западом как приманка, вроде отмены резолюции Джонсона — Веника в США. Вопрос необходимо тщательно и детально изучать. Для этого необходимо создать и заставить напряженно работать межведомственные рабочие группы, по крайней мере по четырем совершенно несхожим направлениям внешнеэкономических связей: по торговле, по услугам, по интеллектуальной собственности и по телекоммуникациям.
Российские предприниматели и их союзы также должны быть привлечены к разработке отраслевых связей, особенно по сельскому хозяйству и научно-техническому обмену. Общественность страны должна следить за дискуссией экспертов и за ходом переговоров о вступлении в ВТО. Если где и нужна полная гласность, так это в этом вопросе, судьбоносном для нынешнего и будущих поколений граждан России.
Глава из книги «ВТО — дорога в рабство». — М.: изд-во ЭКСМО, 2005. Автор — главный научный сотрудник Института востоковедения РАН
Рисунок Игоря СМИРН