ВОСТОЧНЫЙ ДОНБАСС — РАЗОРЕННАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КЛАДОВАЯ РОССИЙСКОГО ЦЕНТРА / Александр Портнов

ВОСТОЧНЫЙ ДОНБАСС — РАЗОРЕННАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КЛАДОВАЯ РОССИЙСКОГО ЦЕНТРА / Александр ПортновЭнергетика Центральных районов России сейчас базируется исключительно на газе и нефти, поступающих за многие тысячи километров из месторождений Сибири. Любой перебой в подаче энергетического сырья означает остановку десятков тысяч промышленных предприятий и национальную катастрофу России. Казалось бы, правительство должно быть максимально заинтересовано в развитии месторождений энергетического сырья, расположенных поблизости от таких важнейших регионов, как Московская, Тульская, Владимирская области, Северный Кавказ и др. Вспомним, что на местном торфе работал первенец плана ГОЭЛРО — Шатурская электростанция, а шахты Тульского угольного бассейна спасли Москву и Центральные районы во время Великой Отечественной войны. Использование местных ресурсов всегда помогало обеспечить население работой, а также теплом в зимний период. Но нынешняя действительность выглядит совсем иначе.

95% высококачественного угля России, известного под названием «антрацит», содержится в восточной части угленосных структур Донбасса, которые протягиваются с Украины. В РСФСР активно разрабатывали месторождения этих углей: еще в 1990 году в Восточном Донбассе действовало 67 угольных шахт и добывалось 28,8 млн. тонн высококачественного угля, поступавшего главным образом на тепловые электростанции Центральных районов. Однако с началом так называемых «реформ» начался массовый развал угольной промышленности: в 2001 году количество действующих шахт в Восточном Донбассе сократилось до 21, а угля в них добывалось всего 9,5 млн. тонн. Все эти поистине преступные действия Правительство РФ объясняло «реструктуризацией», за которой стояло закрытие многих десятков якобы нерентабельных шахт с огромными запасами антрацита. На самом деле небольшие капитальные вложения могли бы обеспечить их дальнейшую эффективную работу в течение десятков лет.

Рассмотрению актуальнейшей проблемы возрождения угледобывающей промышленности Восточного Донбасса посвящена вышедшая в 2003 году в Ростове-на-Дону монография «Минерально-сырьевая база углей Восточного Донбасса (в свете экономического развития европейской части России)». Монография вышла под редакцией докторов технических наук Е. Я. Диколенко и Е. А. Козловского, подготовлена она коллективом специалистов, в числе которых Бранчугов В. А., Жигуленкова А. И., Журбицкий Б. И., Козловский Е. А., Коломенский Г. Ю., Косинский В. А., Краев А. Г., Петров И. Ф., Постников В. И., Старокожева Г. И., Файдов О. Е.

В монографии подчеркивается, что сложившаяся в нашей стране в последнее десятилетие структура топливно-энергетического баланса (газ — 50%, нефть — 30%, уголь — 12%, прочие источники — 8%) не может сохраняться долго вследствие сокращения запасов нефти и газа и быстрого роста цен на них. Между тем гарантом энергетической безопасности России и особенно ее центральных регионов может служить уголь, запасы которого в стране огромны. Задача монографии — показать потенциальные возможности разоренного «реструктуризацией» угледобывающего региона, где вполне возможна организация высокоэффективного производства на основе самофинансирования, реконструкции и строительства шахт нового поколения, расширения сферы технологического использования антрацитов, а также отходов углеобогащения и переработки углей. Высокое качество антрацита позволяет использовать его не только как топливо, но в значительной мере для получения таких ценных продуктов, как термоантрацит, карбид кальция, карбид кремния, активированный уголь, фильтраты. Угленосные структуры содержат значительное количество метана (до триллиона куб. м), часть которого (до 100 миллионов куб. м ежегодно) также может быть использована в качестве энергетического сырья.

За последнее десятилетие добыча угля в России уменьшилась почти вдвое, что для отрасли означает катастрофу. В 2000 году было добыто всего 257,86 млн. тонн угля, причем переработке на обогатительных фабриках подверглось менее трети добытого угля (31,5%). Россия резко отстает от многих стран, широко использующих уголь в качестве главного энергетического продукта. Так, например, доля угольного топлива в производстве электроэнергии составляет (в процентах) в Польше — 90, Австралии — 90, Чехии — 70, Китае — 72, Германии — 54, в США — 52, тогда как в безмерно богатой углем России — всего лишь 12 (!). При этом на фоне вымерзающих в зимнюю стужу российских городов наблюдается устойчивая тенденция снижения добычи угля и недопоставка его электростанциям. Резкий дефицит топлива в Центральных районах ведет к импорту низкокачественного угля из Польши и Казахстана, тогда как российские шахты с высококачественным антрацитом залиты водой и уничтожены. В то же время отмечается рост экспорта русского угля: он достиг в 2001 году 42 млн. т.

Анализ, проведенный Рабочей группой по вопросам государственной политики развития угольной отрасли Госсовета Российской Федерации, выявил ряд причин катастрофического положения в угледобывающей отрасли. К ним, в частности, относятся:

  • массовое закрытие шахт и разрезов в основных угледобывающих регионах страны;
  • диспропорция между директивно формируемыми ценами на природный газ и свободными рыночными ценами на уголь;
  • значительная доля импортного угля из Казахстана на внутреннем рынке Урала и Сибири;
  • отсутствие стратегического государственного подхода к регулированию отношений между угледобывающими компаниями, железными дорогами и потребителями угля;
  • высокая степень изношенности основных фондов угледобывающих предприятий;
  • значительный дефицит инвестиций.

В итоге государство не в состоянии оптимизировать топливно-энергетический баланс, но зато оно всецело способствует разорению угледобывающей промышленности, увольнению сотен тысяч шахтеров, хищнической добыче (без дальнейшей разведки) выявленных еще в советское время запасов. Таким образом, недооценка роли Восточного Донбасса является одной из причин системного кризиса угледобывающей отрасли, поразившего Россию.

В действительности антрацит Восточного Донбасса имеет исключительное значение в перечне полезных ископаемых Центральных районов России. Его общие кондиционные ресурсы оцениваются в 24,2 млрд. тонн, разведанные — в 6,5 млрд. тонн. Выгодное географическое расположение, наличие транспортных коммуникаций, близость к потребителям обусловили относительно низкую стоимость угля. Например, тонна донецкого угля в Ростовской области стоит 430—530 рублей, что значительно ниже стоимости углей, привезенных за тысячи километров из Кузбасса.

В монографии приведены данные о балансовых запасах и прогнозных ресурсах различных месторождений, дана геолого-экономическая оценка угольной сырьевой базы, показана конкурентоспособность и дан прогноз цен на донецкие угли до 2010 года, рассмотрена возможность их использования для получения нетрадиционной продукции, изучены вопросы экологии и возможности использования углепромышленных отходов. В итоге авторы приходят к выводу об экономической выгодности наращивания добычи высококачественных углей Восточного Донбасса как ценного комплексного сырья и возможности доведения к 2010 году уровня добычи до 11 млн. тонн. Однако, подчеркивают авторы, без программы государственной поддержки угледобывающей отрасли системный в ней кризис приведет к катастрофическим и необратимым последствиям.

,
профессор Московской геолого-разведочной академии

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru