Вдали от нефтяного чуда / Жорж Киок

Пятнадцать лет прошло после распада СССР, и сегодня Владимиру Путину приходится признать очевидное: несмотря на огромные доходы от нефти, которые, например, позволяют стране досрочно расплачиваться с долгами, экономический разрыв между регионами в России продолжает расти.

На следующий день после трагедии в Беслане хозяин Кремля потребовал создать федеральную комиссию по Северному Кавказу – одному из беднейших регионов Федерации. Словно подчеркивая приоритетность этой проблемы, президент назначил главой комиссии Дмитрия Козака. Его доклад был передан правительству в декабре прошлого года, но все осталось по-прежнему. Российский министр финансов Алексей Кудрин еще «не учел» в своей политике ни одной из рекомендаций, содержавшихся в этом докладе. Он не выделил региону никаких бюджетных средств, хотя страна уже многие годы купается в нефтедолларах. Сознавая, к чему может привести экономическая «балканизация» этой обширной территории, Путин выказывает раздражение.

Озабоченность Кремля вполне обоснованна. Разрыв в доходах на душу населения между самой богатой и самой бедной из российских провинций составляет 1 к 35! Это соотношение бросает тень на пресловутый экономический рост последних лет. Правительство поторопилось радоваться, когда в прошлом году число людей, живущих за чертой бедности, опустилось ниже планки в 20%. Ибо за этим общим улучшением в действительности скрываются усиливающиеся диспропорции.

Два богатейших региона – Тюмень (с региональным доходом в 8981 доллар на душу населения) и Москва (6603 доллара) в совокупности дают треть российского ВВП. В первое время после кризиса 1998 года они давали лишь четверть ВВП, о чем свидетельствует доклад, опубликованный инвестиционным банком «Атон». Сегодня же 10% населения производят треть внутреннего валового продукта.

Доклад подтверждает существование в стране «провинций-рантье». На самую богатую из них приходится 70% добываемой в России нефти. Из 20 наиболее благополучных регионов 8 находятся в Сибири, богатой природными ресурсами, остальные 12 расположены в европейской части России (Центр, Северо-Запад, Юг и Поволжье), где имеются крупные города. Благодаря развитости своего рынка Москва занимает второе место по доле в национальном богатстве.

Инвесторы хорошо знают эту карту. Из 8,3 млрд. долларов прямых иностранных инвестиций, полученных Россией в 2002 году, около 70% концентрировались в пяти регионах, на первый из которых – Москву – пришлось 35% (3 млрд. долларов). Самое последнее место занимают республики Северного Кавказа: за Северной Осетией, где на душу населения приходится 768 долларов регионального дохода, следуют по убывающей Карачаево-Черкесия (652 доллара), Дагестан (525 долларов) и Ингушетия (253 доллара).

Бедные районы являются по преимуществу аграрными. Малопроизводительное еще при советском режиме, сельское хозяйство рухнуло вместе с распадом СССР. Недоступность кредитов, архаичная механизация, нерачительное использование земель – все это привело к тому, что сегодня половина сельскохозяйственной продукции в России производится на индивидуальных участках размером не более полгектара, на которых трудится 30 млн. человек! Неудивительно, что 70% населения сельских районов стремится переселиться в города.

Тем не менее, все регионы (кроме одного) заявили о значительном приросте регионального дохода в 1999-2002 годах. Даже в беднейшем из них – Ингушетии – этот прирост составил за данный период 60%. Автор доклада объясняет это «эффектом базы», при котором прирост увеличивается, когда стартовый уровень низок. Таким образом, глубокий кризис все предыдущие годы маскировало «экономическое чудо», подаренное стране нефтью и газом.                                                                                                                       Inopressa.ru

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru