К такому выводу пришли участники научно-практической конференции «Минерально-сырьевая политика и национальная безопасность», посвященной 80-летнему юбилею Е. А. Козловского, министра геологии СССР в 1975-1989 годах, президента Ассоциации геологических организаций, вице-президента РАЕН, профессора, доктора технических наук.
В итоговом документе конференции отмечается, что геологическая служба Советского Союза благодаря системному и комплексному изучению недр создала в стране мощную минерально-сырьевую базу, которая стала основой ее социально-экономического развития, национальной безопасности и решения других важнейших проблем.
В 1970-1980 годы были реализованы крупные по мировым меркам проекты. В их числе можно назвать бурение глубоких и сверхглубоких скважин, создание геотраверсов, масштабное изучение Западно-Сибирской и других нефтегазоносных провинций, разведка и выявление крупнейших месторождений углеводородного сырья и иных полезных ископаемых в других регионах страны.
Проводились работы по геологическому изучению Арктики, Антарктики и дна Мирового океана, а также территорий в более чем 40 странах мира. Впервые в мире были начаты комплексные работы по созданию интегрированной системы «Космос-воздух-Земля-скважина», которые прервались по известным причинам в начале 1990-х годов. Осуществлялось сотрудничество в изучении космических объектов, в частности, проводились работы по бурению первой скважины на Луне.
Эффективность деятельности в СССР геологической службы достигалась благодаря единству геологической науки и практики, специализации геологических предприятий, которые сотрудничали с научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими организациями, объективности оценивания количества и качества запасов полезных ископаемых независимой государственной структурой, за счет координации и планирования всех направлений геологических исследований и изучения недр, наличия высококвалифицированных кадров, полноты и доступности необходимой информации и др. Все это обеспечивалось системой управления в рамках Министерства геологии в сочетании с крупными научно-производственными организациями.
После распада СССР положение в минерально-сырьевом комплексе России крайне осложнилось. При адаптации к условиям рыночной экономики был проигнорирован накопленный в СССР опыт, а копирование западных принципов организационного построения систем управления и функционирования геологической службы явилось стратегическим упущением. Пренебрежение отечественным опытом геологического изучения недр и геологоразведочных работ привело в итоге к дисбалансу всей прежней системы.
Пока геологоразведочными и добывающими отраслями России обеспечивается получение 30% ВВП и около 80% валютных поступлений. Однако объемы финансирования не позволяют вести исследования в труднодоступных районах и увеличивать глубину геологического изучения недр с целью создания минерально-сырьевого поискового задела для будущего. А заделы для текущих и среднесрочных геологоразведочных работ исчерпаны. В результате приросты запасов по большинству видов важнейших полезных ископаемых не компенсируют снижения объемов их добычи. Декларируемые при этом высокие приросты запасов не корреллируются с объемами и видами выполняемых геологоразведочных работ, и поэтому объективность этих данных вызывает большие сомнения.
Намеченное увеличение ВВП страны к 2020 г. в 2,5-3 раза приведет к возрастанию потребления минеральных ресурсов 1,5-2 раза. Однако Государственная программа изучения и воспроизводства минерально-сырьевой базы (МСБ) до 2020 года даже при ее полной реализации позволит компенсировать не более 70% выбывающих запасов. Поэтому сокращение разведанных запасов к 2020 г. станет одним из главных препятствий экономического роста в России.
Вместе с тем, имеющиеся производственные мощности малы для выполнения объемов и видов работ, намеченных до 2020 года. Государственной геологической службы России уже фактически не существует — она представлена лишь подразделениями центрального аппарата Роснедр и его территориальными органами. При этом ФГУПы ни нормативно, ни организационно не являются составными частями геологической службы.
Обеспеченность работ кадрами для геологического изучения недр не превышает 13% от их обеспеченности в передовых зарубежных странах. Недопустимо снижены полномочия и роль Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых (ГКЗ), а ее ведомственная подчиненность несовместима с ролью независимого экспертного органа.
Кроме того, социальная защищенность работников геологических предприятий находится на низком уровне. Их деятельность в сложных природных, зачастую экстремальных условиях не компенсируется ни уровнем зарплаты, ни соответствующим медицинским обслуживанием, ни пенсионным обеспечением. Эти и другие факторы привели к резкому снижению престижа специальностей геологического профиля, оттоку кадров в иные сферы деятельности и возникновению их дефицита.
В результате приватизации поставлена на грань выживания и в значительной степени ликвидирована отраслевая система прикладных научных организаций. Отечественная система геологического информационного обеспечения, формировавшаяся и эффективно действовавшая в течение трех столетий, в настоящее время структурно разобщена из-за отделения от нее территориальных информационных ресурсов.
Перечисленные факторы свидетельствуют о системном кризисе геологической отрасли и, в частности, дисбалансе геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы. Кризис может быть ликвидирован только осуществлением комплекса системных мер в рамках научно обоснованной минерально-сырьевой политики. При ее разработке необходимо учитывать, что в последние годы в нашу жизнь вошло понятие глобализации. При этом речь идет о попытке утверждения «нового мирового порядка», что означает передачу национальных минеральных ресурсов под контроль «первого мира» и устранение национальных экономических границ.
Вхождение России в международный сырьевой рынок требует обеспечения конкурентоспособности за счет внедрения высокотехнологичных процессов в добычу и переработку минерального сырья и учета национальных интересов. В «Концепции национальной безопасности Российской Федерации» (Указ Президента РФ от 17.12.97. № 1300) в качестве главных угроз для минерально-сырьевой сферы указаны следующие: — гипертрофированное развитие экспорта топливно-энергетических ресурсов влечет за собой снижение энергообеспечения национальной промышленности и ограничивает возможности ее эффективного функционирования и развития, особенно в условиях экспансии на рынок России зарубежного оборудования, товаров и продовольствия;
— рост вывоза из страны стратегических и критических видов минерального сырья и материалов, не сопровождается эффективным использованием соответствующих валютных поступлений в национальной промышленности и экономике.
Все это требует переосмысления положения дел в минерально-сырьевом комплексе, создания новой законодательной базы, которая была бы ориентирована не только на недропользование, но, в первую очередь, на исследование недр и обеспечение перспективы развития комплекса на длительную перспективу, защиту отечественной минерально-сырьевой базы от хищнической эксплуатации и разбазаривания.
Учитывая вышеизложенное, участники конференции считают необходимым поддержать Постановление Совета Федерации «О состоянии геологического изучения недр в Российской Федерации» от 15 октября 2008 года № 347-СФ, в котором дана объективная оценка положения дел в исследовании недр и поставлен вопрос о необходимости коренных преобразований в отрасли. Ведь социально-экономическое развитие России, ее геополитическое положение и роль в мировом сообществе в настоящее время и перспективе в значительной степени определяются минерально-сырьевым потенциалом и государственной стратегией его использования. Вместе с тем, национальная безопасность России во многом зависит от состояния исследования недр, уровня изученности территории страны, обеспеченности страны стратегическим минеральным сырьем и технологий его переработки.
Последствия сложившейся ситуации рельефно проявятся через 10-15 лет, но тогда точка невозврата будет пройдена бесповоротно. Чтобы не допустить такого развития событий
необходимо изменить сложившееся отношение государства к исследованию недр, образовав Министерство геологии и недропользования, и возложив на него решение следующих проблем:
— восстановление системы стратегического исследования недр с целью создания перспективного задела обеспечения страны важнейшими видами полезных ископаемых;
— научно-аналитическую разработку минерально-сырьевой политики на длительную перспективу — 20, 30, 50 лет;
— анализ и оценку перспектив потребления, экспорта, импорта минерального сырья и разработку предложений по покрытию его дефицита; — разработку предложений по созданию запасов минерального сырья и материалов для обеспечения деятельности государства в особых условиях;
— определение приоритетных интересов государства по минерально-сырьевым ресурсам и материалам в других регионах и странах и выработку соответствующих политических и экономических предложений;
— анализ и оценку действующих нормативно-правовых документов на соответствие их стратегическим целям государства и выработку предложений по их усовершенствованию; — контроль и оценку государственного минерально-сырьевого баланса;
— обеспечение защиты геологических интересов России в мире.
В рамках решения перечисленных проблем потребуется:
— разработать федеральный закон о геологическом изучении недр и воспроизводстве минерально-сырьевой базы или внести соответствующие изменения в Закон «О недрах»; — разработать и реализовать меры по созданию научно-производственной системы управления геологоразведочными процессами;
— скорректировать блок природоресурсного, антимонопольного и налогового законодательства в части геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы;
— разработать и реализовать меры по координации всех видов геологических исследований и геологоразведочных работ независимо от ведомственной принадлежности и организационного статуса предприятий исполнителей и заказчиков; — разработать и реализовать меры по социальной защищенности работников геологической службы, в первую очередь, работающих в экспедиционных условиях;
— воссоздать сбалансированную систему геологоразведочных работ с современным организационным, технико-технологическим и кадровым обеспечением;
— изменить статус Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых, подчинив ее непосредственно Правительству Российской Федерации; — добиться передачи из Росимущества в ведение Роснедр ФГУП и акционерных предприятий с государственной долей собственности, осуществляющих основную деятельность в сфере геологического изучения недр;
— подготовить предложения по реформированию системы подготовки и переподготовки кадров по геологическим специальностям.
Участники конференции одобряют в принципе решение Правительства о разработке стратегии развития геологической отрасли до 2020 года (протокол совещания у Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 12.11 2008 г., № ВП-П9-28 пр.), но высказались против формального отношения к этой проблеме, обюрокрачивания ее сути и смысла.
Участники конференции заявили, что готовы организовать независимую экспертизу для неконъюнктурной оценки положения дел в исследовании недр, а также предложить решения проблем, накопившихся в последние годы в отрасли, и пути ее вывода из кризиса.