Управление государственной собственностью в Китае. «Китайская гомеопатия» вместо «шоковой терапии» / Ли Чуаньтун

Большинство стран, входивших прежде в мировую социалистическую систему, оказались склонны к скорейшему переделу национального имущества без достаточного внимания к проблемам модернизации государственных предприятий и эффективного управления ими. Китай, раньше других приступивший к рыночным преобразованиям хозяйства, выбрал путь постепенных реформ собственности.

Методам «шоковой терапии» в КНР была противопоставлена «китайская гомеопатия». Первые результаты такого подхода пока выглядят лучше, что, конечно, не снимает с повестки дня необходимости своевременной корректировки стратегии и политики.

Формирование системы управления государственным имуществом в Китае происходило и происходит при широком обращении к западному опыту и опыту стран с переходной экономикой. Китайской экономической мысли нельзя отказать в оригинальности, однако пока она не дотягивала до статуса некой новой и уникальной теории. Вкратце основные достижения в области теории и практики управления собственностью в КНР можно свести к следующим.

Реформу системы собственности в Китае нельзя отождествлять с приватизацией. Эта дефиниция не подходит по целому ряду причин. Появление в экономике новых укладов рядом с государственным сектором на первом этапе реформ и разгосударствление части собственности в дальнейшем трактуются как диверсификация или демократизация форм собственности. Многообразие форм собственности нацелено на достижение оптимальной эффективности (не только экономической) всей системы общественного производства.

Целевой подход к собственности во многом снимает противоречие между частным и общественным. Если оценивать роль государства в экономике не только по статистическим параметрам госсектора, но и по действенности государственного регулирования экономических процессов, а также конкурентоспособности госпредприятий, то эту роль следует признать ведущей.

К государственным предприятиям китайская статистика относит: унитарные (неакционерные) предприятия, в число которых, в частности, входят так называемые «естественные монополии»; государственные корпорации (акционерные общества, в которых капитал полностью принадлежит государству); акционерные предприятия с государственным контрольным пакетом акций; смешанные государственно-частные предприятия с преобладанием государственного пая.

В 1980-е годы получило распространение создание смешанных предприятий с участием иностранного капитала. С конца 1990-х годов реформирование госсектора шло в соответствии с принципом «чжуада, фансяо» (держать крупное, отпускать мелкое). Методы разгосударствления малых предприятий отличались большим разнообразием и включали: акционирование предприятий с последующим выкупом государственного пая за счет фонда предприятия; продажу акций работникам и менеджерам; продажу государственного пая на фондовом рынке.

В соответствии с программой модернизации госсектора в конце 1990-х годов развернулось создание крупных корпораций, которые по методам управления все больше сближались с предприятиями негосударственных форм собственности.
80% средних и мелких государственных предприятий в Китае были реформированы на рубеже веков (продажа, акционирование, сдача в аренду), что позволило создать конкурентную среду для экономики в целом. Очень быстрый рост производства в частном секторе (в 3-5 раз в 1998-2003 гг.) сопровождался увеличением выпуска продукции в госсекторе на 70%.

К сожалению, многие мероприятия в области реформирования предприятий были проведены без необходимой гласности. Продажа акций по низким ценам работникам и менеджерам привела к «утечкам» госимущества, чрезмерному росту доходов управленческой верхушки. Стали высказываться предложения притормозить разгосударствление и упорядочить уже проведенные преобразования.

После смены в 2002-2003 гг. высшего руководства страны обсуждение этой темы шло уже в контексте концепции «гармоничного общества» и сохранения приоритета общественных форм собственности как гарантии социалистического пути развития. В 2003 г. был создан Комитет по контролю и управлению госимуществом с сильными полномочиями, под начало которого перешло 30 региональных управлений и 260 соответствующих подразделений в городах.

Предшественник Комитета – Управление по делам госимущества (УГИ) просуществовало 10 лет (1988-1998 гг.). Одной из главных заслуг этого органа считают проведение достаточно полной инвентаризации государственного имущества и организацию вместе с Государственным статистическим управлением нескольких промышленных переписей.

Произошло размежевание конечного собственника и инвесторов. Конечный собственник – государство, два уровня инвесторов – центральное и местные правительства. В права инвесторов входят важнейшие кадровые назначения, принятие основных решений, распоряжение имуществом. Все эти права близки к правам собственника, но не идентичны им.

«Временные положения, касающиеся управления и контроля над государственным имуществом», принятые в 2003 г., предусматривают ряд институциональных мер в данной области. Это специальные правительственные уполномоченные на наиболее важных государственных объектах, ревизионные комиссии, внешние контролеры министерства финансов, а также представители Государственного статистического управления.

Особо отмечу, что законодательная работа ведется в соответствии с концепцией управления госимуществом, разработанной Академией общественных наук Китая в 1988 г. Уже более 10 лет идет разработка «Закона о государственном имуществе». И хотя Китай достаточно далеко продвинулся в деле формирования единой структуры управления собственностью, решение задачи рационального соотношения различных форм собственности может растянуться на долгие годы.

Определенную роль могут сыграть и внешние факторы: из мирового опыта известно, что в периоды экономического застоя удельный вес госсектора обычно растет, а в годы оживления экономики, наоборот, снижается.

В настоящее время доля государства в таких конкурентных отраслях, как жилищно-коммунальное хозяйство, легкая промышленность, сфера торговли и некоторых услуг, опустилась примерно до 30%. Но в отраслях «естественных монополий» и финансах государственное участие составляет 80% и более. Еще выше удельный вес государства в телекоммуникациях и средствах массовой информации.

Госсектор лидирует по общей величине основных фондов (около половины), банковских кредитов (две трети) и инвестициям (47%). Его доля в налоговых поступлениях составляет 35%, в занятости – 31%.

В Китае государственные предприятия часто сосредоточены в отраслях с менее ярко выраженной рыночной ориентацией, и их социальная нагрузка, как правило, выше, чем у частных. Помимо технологической эффективности (интенсивности использования ресурсов) и экономической эффективности (зависящей от объемов платежеспособного спроса) существует целевая (функциональная) и институциональная эффективность.

С этой точки зрения, чисто экономический подход к государственным предприятиям неприемлем. Оценка места государственной собственности в отдельных странах должна включать не только доходность, но также функциональную роль в хозяйстве и значимость для общества.

Современная корректировка социально-экономической стратегии в духе построения «гармоничного общества» символизирует, с одной стороны, определенный возврат к китайской культурной традиции, с другой — к марксистскому наследию, что позволяет отнестись более внимательно к вопросам демократизации управления и социальной справедливости. Это не означает отказа от разгосударствления там, где это целесообразно. Функцию управления государственным имуществом могут выполнять как государственные, так и негосударственные организации. Ли Чуаньтун, директор Института экономики и политики Дальнего Востока, г. Яньтай, провинция Шаньдун

Фонд стратегической культуры

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru