Троянский конь для России

                                                                          Газета «Правда пять», август 1997 г.
Если о российской экономике судить по ее непрерывно ухудшающемуся состоянию, то происходящее с ней, лукаво именуемое реформированием, напоминает длительную осаду и разрушение некогда могучей крепости. Причем на стороне осаждающих выступают не только многочисленные американские советники и кураторы Международного валютного фонда, подменившего собой директивный орган страны прежних времен — ЦК КПСС, им изнутри помогают и многочисленные участники «пятой колонны».

Однако предпринимавшиеся последние 5,5 лет штурмы не дали желаемого результата: российская экономика, хотя и находится в денежной блокаде, пока жива. Поэтому сейчас ведется новое наступление и по директиве МВФ готовится второе блокадное кольцо — для энергетического удушения страны. Первое его апробирование, видимо, для проверки реакции общества, новое руководство РАО «ЕЭС России» и Минтопэнерго уже провело в двух областях — Кемеровской и Астраханской: им из-за долгов, порожденных денежной блокадой, вдвое сократили подачу электроэнергии.

Столь «мудрое» хирургическое лечение искусственно вызванной денежной дистрофии экономики (нет потребителей — нет проблемы неплатежей) явится блестящим завершением «шоковой терапии», которое поручено осуществить новому поколению последнего ельцинского призыва молодых и достойных продолжателей дела Гайдара, в числе которых значится бывший нижегородский губернатор Борис Немцов.

Происшедшее и происходящее за последние 15 лет в нашей стране складывается в достаточно стройную систему множества взаимосвязанных событий, которые сами по себе не случаются. А все замышлялось не так давно.

Как СССР постигла участь древней Трои

В начале 1980-х годов тогдашний член Совета политического планирования американского госдепартамента и госсекретарь США, небезызвестный Збигнев Бжезинский передал администрации США свой доклад «План игры. Геостратегическая структура ведения борьбы между США и СССР». Этот доклад представлял собой практическое руководство по развалу СССР. Но он оказался впоследствии пригодным и для России. В его основе лежала четкая стратегическая концепция: «Децентрализовать империю (советскую) — значит вызвать ее распад… Любая значительная децентрализация, даже исключительно в экономической сфере, усилит потенциальные сепаратистские настроения среди граждан Советского Союза нерусской национальности. Экономическая децентрализация будет неизбежно означать политическую децентрализацию».

Все это означало намерения раздробить единую кооперационную экономику СССР на «суверенные» части, которые без технологических и организационных связей постепенно исчезнут, что неизбежно приведет и к развалу политического единства страны. По сути, речь шла о продолжении «холодной войны» до победного конца, но иными методами и средствами. А целью этой войны, как говорилось еще в 1959 г. в законе № 86-90, принятом конгрессом США, являлось «расчленение советского монстра на 22 государства». То есть речь шла не только о разделении СССР, но и России, от которой
собирались отделить Сибирь, Дальний Восток, Идель-Урал, Казакию. Видимо, тогда подзабыли о Чечне и других автономиях Кавказа. Но впоследствии намерения скорректировали.

Все происшедшее после этого с СССР и нынче происходящее по тому же сценарию Бжезинского с Россией удивительно напоминает мифологизированную историю с троянским деревянным конем. Согласно ей после нескольких лет безуспешной осады греками древней Трои осаждавшие в одну из ночей вдруг скрытно ушли в море, объявив тем самым как бы окончание войны. А перед крепостными стенами оставили громадную

объемную деревянную фигуру коня. Торжествующие троянцы недоумевали по этому поводу, и кое-кто, надо полагать, сотрудники местной безопасности, пытались вразумить горожан проверить внутренности «дара».

Однако вмешались некие потусторонние силы, и троянцы, не посмотрев дареному коню в зубы, затащили его в город. А внутри него сидел отряд греков. Ночью они открыли люк, перерезали стражу у городских ворот и впустили в крепость греческое войско, которое скрытно и незаметно — радаров тогда не было — подплыло в это время к Трое. Столь согласованные действия оказались возможными тоже благодаря неким потусторонним силам. В результате греки разрушили Трою, и она исчезла навеки.
С провозглашением в СССР «перестройки» возникли благоприятные условия для осуществления намеченных планов по его развалу. Как и в истории с Троей, был дан знак о якобы окончившейся миром «холодной войне» Правда, американские войска не уплыли из Европы. Тем не менее, отечественные «реформаторы» собственноручно затащили в страну заранее подготовленного «деревянного коня» Бжезинского.

Эйфория бездумья и разрушительства, охватившая высшее советское и партийное руководство последних лет существования СССР, густо замешенная на проповедях о перестройке, привела к развалу государственности и ее важнейшей опоры – КПСС, а также силовых структур: армии, МВД, разведки и контрразведки. Взамен же ничего равноценного не создали.

Голоса, предупреждавшие о содержимом потомка «троянского коня», оставались без внимания. Выскочившие из него закордонные бойцы «невидимого фронта» провели огромную работу по дестабилизации обстановки в советских республиках Прибалтики, Закавказья и Средней Азии, а также по созданию в них «народных фронтов», требовавших суверенитета и независимости. В этом их активно поддерживали многочисленные, как-то вдруг народившиеся российские «демократы».

Но они не ограничивались лишь поддержкой амбиций рвавшихся к власти отдельных национальных и националистических групп, приведших к известным кровавым событиям. Для ускорения развала СССР ими были спровоцированы также чеченская «революция» и забастовки российских шахтеров. Активно велась и соответствующая идеологическая пропаганда. Как известно, троянская история советских времен завершилась четвертованием уже сломленного СССР по приговору беловежской «тройки».

Осада России

Однако «конь Бжезинского» предназначался для осуществления долговременной стратегической геополитики Соединенных Штатов, в которой Советский Союз являлся лишь внешней крепостной стеной. А потому создавался «конь», подобно орбитальной станции «Мир», надолго, для работы вахтовым методом со сменными экипажами, решающими различные геополитические задачи.

Нынешняя — расширение американского присутствия в Европе путем продвижения НАТО к границам России. Действительно, если «холодная война», как утверждается, закончилась, а Варшавский договор почил в бозе, то чем еще можно оправдать существование фактически возглавляемого США Североатлантического военного союза, в который вступают новые страны, а остальные желающие становятся предварительно «партнерами ради мира»? Президент РФ может бесконечно долго радоваться «особым» отношениям с НАТО, но от этого страна получит не больше, чем от пребывания Бориса Николаевича в столь любимой им сауне.

Чтобы продвигаться на Восток (новый «дранг нах остен»?) необходимо поддерживать репутацию России как пугала. Каким образом? Путем создания в ней неустойчивой обстановки — политической, экономической, социальной, чреватой захватом ядерного оружия криминальными структурами. Пугают Европу и возвратом к власти коммунистов, а также вероятностью их экспансии в соседние страны. Вместе с тем поддержанием реноме пугала за счет разрушения политического единства и экономики России решается еще одна важная задача — уничтожение России как потенциально великой и богатой державы, способной в будущем противостоять геополитическим устремлениям США, намеренным контролировать весь мир.

Конечно же, все происшедшее и происходящее оказалось возможным во многом благодаря попустительству и некомпетентности российского руководства, среди которого были и есть, может быть в силу своего интеллекта и невольные, исполнители и пособники задуманного разрушения страны.
Политический ее развал начался с призыва к автономным республикам взять суверенитета столько, сколько они могут «съесть». Поэтому некоторые президенты нынешних субъектов РФ могут теперь угрожать выходом из России, если федеральная власть намеревается эту власть употребить даже во благо людям. Примером тому является руководитель Северной Осетии. А история с Чечней?

Но основной упор извне сделан был на экономическую децентрализацию России, что по Бжезинскому неизбежно приведет к полной ее децентрализации политической. Речь идет о так называемой экономической реформе. В качестве ее основы очередной вахтой из «деревянного коня» через послушное российское руководство (многие «реформаторы» стажировались за рубежом) стране была навязана порочная модель рыночной экономики, от которой уже давно отказался весь мир. В ней рынок абсолютизировался: провозглашались полная свобода рыночных отношений и невмешательство в них государства. То есть речь шла об анархии, лукаво именуемой «либерализмом». При этом анархии рыночных отношений подчинили даже такие нерыночные сферы, как здравоохранение, образование, наука, культура, от уровня которых зависят существование и развитие социума, а, следовательно, и самого государства.

Проводники и исполнители навязанной России модели дикого рынка исходили не из экономической целесообразности и социальных интересов, а, воспользовавшись всеобщей растерянностью и дезорганизацией управления, вызванных распадом СССР и отсутствием в стране гражданского общества, руководствовались лишь губительными для России политико-идеологическими целями, удивительно совпадающими с доктриной Бжезинского. При этом вновь в угоду надуманной идеологии, на сей раз псевдорыночной, были проигнорированы интересы большей части населения, которую загнали в нищенство и полунищенство.

На такое могли пойти не только исключительно безнравственные люди, которых, надо полагать, подбирали специально, но и не особо блещущие умом, если они только не нанятые — «пятая колонна» — исполнители задуманного. Ведь когда рынок удовлетворяет устремлениям лишь небольшой, причем далеко не безупречной части общества, неизбежен социальный взрыв и развал государства. Именно поэтому в тех же США, чьи советники вылезли из «коня Бжезинского», рыночные отношения жестко регламентируются государственным регулированием в сочетании с индикативным (рекомендательным) планированием.

Делается это подобно управлению уличным движением, подавляющему потенциальный хаос состязательности (кто быстрее доберется до нужного места) его участников — водителей и пешеходов, чем в значительной мере предотвращаются возможные аварии и жертвы. Но, помимо государства, там анархию рыночных отношений внутри своих структур давят и крупные корпоративные объединения. Кстати, созданию подобных транснациональных объединений, в частности финансово-промышленных групп, у нас даже законодательно чинятся громадные препятствия.

Как же в рамках «реформ», помимо создания барьеров на пути организации транснациональных производственных объединений, осуществляют экономическую децентрализацию России? Начало ей было положено развалом СССР, так как при этом оказалась разобщенной некогда единая кооперационная советская экономика. Ведь в недалеком прошлом половина продукции российских предприятий производилась по кооперации со смежниками из других советских республик. А основными мерами по дальнейшему разобщению (децентрализации) российской экономики явились всеобщая либерализация (по-русски — вседозволенность), всего и вся и обвальная, за бесценок, бесконтрольная приватизация, приведшие к масштабной криминализации власти, бизнеса и общества.

О степени криминализации власти свидетельствует такой факт. Как недавно сообщило радио «Свобода», согласно социологическим исследованиям, проведенным некоторое время тому назад в Санкт-Петербурге, правоохранительным и силовым органам доверяют всего 2-3 процента населения этого города. А по уровню коррупции во властных структурах Россия уступила мировое первенство лишь нескольким латиноамериканским и африканским странам.

При приватизации, которая рассматривалась как самоцель, были разрушены кооперационные и технологические цепочки уже между российскими предприятиями и даже внутри многих из них. Вопреки интересам страны и ее безопасности такими стратегическими системами, как энергетическая и телекоммуникационные, а также многими оборонными предприятиями, частично завладели зарубежные компании, которые не намерены их развивать.

Но главная надежда по экономической децентрализации России возлагалась, видимо, на создание в стране денежного дефицита, что должно было резко уменьшить производство продукции и привести к сворачиванию товарообмена между субъектами Федерации, а, следовательно, к окончательному разрушению единства экономического базиса российской политической надстройки. Для этого «реформаторы» провозгласили свободу ценообразования, пообещав, что все подорожает не более чем втрое, вчетверо. Рынок, мол, все отрегулирует и защитит. В противном случае президент пообещал стать Анной Карениной.

Между тем рынок — это всего лишь индикатор спроса и предложения, подобный поплавку в бачке унитаза. И должен быть связан с регулятором, в роли которого выступает человек. Поэтому в странах с цивилизованной рыночной экономикой цены регулируются государством и корпоративными промышленными объединениями. К примеру, члены Европейского союза еженедельно договариваются о стоимости сельхозпродукции, чем конкуренция переведена в сферу снижения затрат на ее производство и повышения качества.

В полной мере «свободу» рынка на Западе почувствовали некоторые российские металлургические предприятия: за попытки дешевой распродажи металлов против них возбуждались антидемпинговые процессы. А крупные западные корпорации, в частности финансово-промышленные группы, производящие около половины общемировой продукции, реализуют ее по ими же устанавливаемым твердым ценам, что исключает анархию.

Как известно, авантюра с либерализацией цен обернулась обвальной инфляцией, возросшей с начала 1992 г. более чем в 10-12 тысяч раз. Причем она продолжает увеличиваться, и с гораздо большим темпом, нежели утверждает официальная статистика.

При этом пенсии в сравнении с 1991 г. возросли примерно всего в 3000 раз, средняя зарплата — в 4000 раз, все сбережения тружеников пошли прахом, а на грани бедности и ниже ее оказалось примерно 70 процентов населения страны. Зато зарплата высших руководителей государства возросла за эти годы примерно в 15-20 тысяч раз без учета привилегий, которые достаются им либо даром, либо за символическую плату (дачи, путевки и др.). А некоторые из них за «особые» заслуги еще получают и баснословные авансы и авторские гонорары, в том числе в валюте, за написанные кем-то вместо них книги, которые мало кто покупает, либо вовсе не написанные.

Следует обратить внимание на одну из особенностей «реформ». Думается, далеко не случайную. Как известно, приватизация началась спустя год после либерализации цен. Возросшая за это время инфляция «съела» как средства предприятий, так и личные накопления граждан. А потому производственные коллективы не смогли выкупить средства производства и даже получить их в обмен на обесцененные ваучеры, которые к тому же беззастенчиво выцыганивали многочисленные инвестиционные фонды, вскоре прощально помахавшие ручкой обманутым в массе своей гражданам.

По две «Волги» на ваучер, обещанные Анатолием Чубайсом, они не получили, а завладевшие немалым пакетом акций российские банки и иностранные фирмы вкладывать деньги в доставшееся им почти даром имущество не желают. К тому же российский банковский капитал явно не способен переварить съеденное: он раздроблен и суммарно относительно невелик, будучи равен активам западных банков, замыкающих по этому показателю первую их сотню. А причины такой относительной скудости отечественного банковского капитала и его отрыва от промышленного следующие.

Когда цены обвально росли, стоимость в текущих ценах создаваемой товарной массы, а также валового внутреннего продукта при этом соответственно увеличивалась (хотя физические объемы значительно уменьшались), покупательная способность рубля падала, а дополнительных денег в обращение для поддержания баланса товарной и денежной масс, Т.е. чтобы можно было выкупать произведенную продукцию, выпускали все меньше и меньше.

«Живые» деньги — суммарно наличные и безналичные — в последние годы не превышают примерно 13 процентов от годового ВВП (для сравнения: в Германии денежная масса составляет по отношению к ВВП 30 процентов, а в США 120 (!) процентов). Чтобы его выкупить, имеющаяся денежная масса должна обернуться за год 7-8 раз. Но столь быстро деньги крутятся, только если ими спекулировать: давать в долг на короткое время под большие проценты.

Так в основном банки и поступают. Из-за дефицитности бюджета главным их клиентом является само правительство РФ, продающее краткосрочные облигации под большие проценты. Даже сейчас по этим облигациям выплачивается 35-40 процентов, а прежде платили примерно до 200 процентов годовых. Доходы правительственных ростовщиков весьма велики. Только в прошлом году внутренний долг правительства РФ по облигационным займам возрос с 80 трлн. до 237,1 трлн. рублей, а в бюджет из них попало всего … 35,3 трлн. рублей. Остальные деньги ушли на погашение прежних выпусков облигаций и выплату по ним процентов, составляющих в среднем более половины стоимости самих облигаций, то есть примерно 120 трлн. рублей, которых в этом году не достает в федеральном бюджете.

Таким образом правительство непрерывно роет под государством расширяющуюся яму в виде пирамиды заимствований — внутреннего и внешнего долга, превысившего уже многие квадриллионы рублей. Что же касается финансовых спекуляций, именуемых «услугами», то их доля в ВВП превышает половину, в то время как товарная продукция составляет всего лишь примерно 40 процентов. Причем в производственной сфере, благодаря которой только и может прирастать общественное богатство, а, следовательно, и соответствующая денежная масса, денег, после того как оборотные средства предприятий съела инфляция, оказалось, кот наплакал.

Какой же из банков при наличии столь привлекательных правительственных облигационных пряников и скудости собственного капитала станет вкладывать свои средства в промышленность и ждать рискуя от одного года до нескольких лет их возврата? Поэтому в прошлом году через банковские счета российских предприятий прошло всего 22 процента денежной массы, или 64 трлн. рублей. А произвели они продукции … на 1274 трлн. рублей, имея, таким образом, в обороте лишь 5 процентов от выданного «на-гора» товарного объема.

И хотя производство продукции по сравнению с 1991 г. в сопоставимых ценах уменьшилось более чем вдвое, искусственно созданным денежным голодом не удалось пока окончательно задушить российскую экономику. И в том громадная заслуга «красных» директоров. Они, и в прежние времена не очень-то деньгами распоряжавшиеся, перешли на бартер, составляющий сейчас до половины товарооборота. Иначе говоря, в стране с участием властей всех уровней создана динамично меняющаяся система взаимного товарного и ресурсного снабжения.

Однако в отличие от бывшего Госснаба, распределявшего продукцию непосредственно ее потребителям, нынче она попадает по назначению путем многочисленных обменных операций. Ведь при бартере выстраиваются многоступенчатые цепочки обмена одного товара на другой, нередко типа шила на мыло … Даже зарплату почти повсеместно выдают большей частью продуктами и потребительскими товарами, полученными также по бартеру. Такой натуральный обмен времен первобытного общества значительно снижает скорость товарного обращения и приводит к увеличению цен на 30-40 процентов. То есть является весьма значимым фактором инфляции.

«Живыми» деньгами оплачивается всего 5-10 процентов производимой продукции, Т.е. в пределах существующего денежного оборота предприятий. А остальные примерно 40 процентов товарооборота «оплачиваются» взаимными долгами и суррогатом денег — векселями. Именно этими обстоятельствами объясняются также и задолженности по налогам в бюджеты, а отнюдь не всеобщим сокрытием денежных доходов. Конечно, кто-то крадет, но нельзя же воровать 90 процентов производимой в стране продукции.

Подводя итоги пяти с половиной лет «реформирования» российской экономики, можно также утверждать, что путем денежного удушения добиться ее полной децентрализации по Бжезинскому пока не удалось, и товарообмен, пусть и вдвое меньший, чем в прежние времена, да к тому же почти полностью в натуральной форме, в стране сохраняется. Однако успехи осаждающими достигнуты, и немалые. Так, из-за увеличения тарифов на перевозки и безденежья экономика Дальнего Востока оказалась в значительной мере изолированной от остальной части страны, а хозяйство и население Севера просто исчезают. Изменившиеся соотношения цен, главным образом на транспорт и топливно-энергетические ресурсы, в сочетании с грабительскими налогами сделали большинство российских товаров неконкурентоспособными и слабо востребуемыми, что также способствовало снижению товарообмена между регионами. Причем существенно возросла неравномерность по стране социально-экономического положения.

Так, по данным правительственного Рабочего центра экономических реформ, сегодня 17 регионов из 89 существующих производят 58 процентов ВВП, причем только одна Москва дает 13,1 процента, в то время как, к примеру, хваленая Нижегородская область всего 1,7 процента, то есть почти столько же, сколько Якутия. Крайне непропорциональны и выплаты налогов в федеральный бюджет: Москва — 26 процентов, С.-Петербург — 3,7, Московская область — 4,8, Самарская область 2,9, та же Нижегородская — 2,7 процента и т.д. Велико между регионами различие и в прожиточном минимуме. Чтобы собрать больше налогов, некоторые региональные администрации всеми правдами и неправдами ограничивают ввоз особо ликвидной продукции из других областей, если подобная производится местными предприятиями. В первую очередь это касается водки. Так устранением конкурентов увеличивают производство местной продукции и поступление налогов.

Обобщая, можно сказать, что спустя пять с половиной лет после начала «реформ» рынок в стране так и не создан. Ведь одним из его основных характерных признаков является свобода товарообмена, обеспечиваемая свободой денежного обращения. А у нас из-за инициированного дефицита денег товаропроизводителю за его продукцию «платят» либо долгами, либо другим товаром, зачастую ему не нужным. И он вынужден брать его и искать следующего «покупателя». В противном случае придется сворачивать производство. Да и налоги в бюджеты платят в основном разнообразной «натурой». Так, не редкость, когда, к примеру, электростанции за отпущенную электроэнергию берут в уплату навоз, минеральные удобрения, сельхозтехнику и многое другое, засчитываемое в счет налогов и необходимое местным администрациям для поддержания того же сельского хозяйства. А денег не хватает не только для обновления своего производства, но и на зарплату. Какая уж тут свобода рыночных отношений, о которой столько твердят?

Впрочем, дело не только и не столько в несостоявшемся рынке. Ведь все специально так и сделано, чтобы в стране не возникли цивилизованные рыночные отношения. Но под прикрытием псевдорыночных реформ были созданы условия для возникновения необратимости многого. Самое трагичное то, что в науке и производственных отраслях исчезли не только преемственность поколений кадров, но и многие высококвалифицированные работники: кто подался в «челноки» и коммерческие структуры, а кто вообще уехал из страны. Чтобы восстановить прежний кадровый потенциал специалистов, без которых невозможно развитие экономики, потребуются многие годы.

«Реформы» лишили также страну большинства высокоуровневых технологий и даже целых отраслей, таких как радиоэлектронные, точное станкостроение, составляющих основу технологической базы экономики. Не состоялась и масштабная конверсия военнопромышленного комплекса, а с упразднением Миноборонпрома исчез государственный орган, который мог бы ее координировать. Приватизация же предприятий создала значительные препятствия на путях структурной перестройки экономики. Перечень достижений по ее развалу можно продолжить. Но так как российская экономика вопреки намерениям доморощенных «шокотерапевтов» и их закордонных идеологов и советников от денежной дистрофии пока не умерла, то есть блиц-криг против нее не увенчался полным успехом, решено было скорректировать тактику осады: помимо денежной начать еще и энергетическую блокаду.

Директива МВФ: умереть от энергетической блокады

Начиная «реформы», руководство страны наивно рассчитывало на большие иностранные инвестиции и для этого избавило российскую промышленность от собственных денег. Однако на расчищенное от рублей производственное поле долларовый дождь так и не пролился, лишь кое-что перепало нефтяной и газовой отраслям, в чьей продукции Запад заинтересован. При этом из России за рубеж утекает капитала ежегодно, по оценкам, раз в 20 больше, чем притекает иностранных кредитов.

Правительство оказалось заложником своей порочной кредитно-финансовой политики. И так как при денежной «засухе» мало что попадает в казну, то оно вынуждено, как отмечалось, все время прибегать не только к внутренним, но и к внешним заимствованиям. В феврале прошлого года правительство РФ подписало с МВФ меморандум, в котором изложена весьма своеобразная «трехлетка» для экономики России, направленная по существу на ее окончательное разрушение. В обмен на выполнение условий меморандума МВФ выдает правительству РФ кредит на сумму 10,2 млрд. долларов, но не сразу, а равными на протяжении трех лет порциями (сейчас поквартально) в качестве награды за предварительно выполняемые российской стороной определенные директивные задания.

Первым из них явилась отмена в прошлом году экспортных пошлин на нефть и газовый конденсат. Но так как эти пошлины в виде доходов были уже заложены в прошлогодний бюджет, правительство для компенсации потерь увеличило акциз на нефть в среднем с 30 тысяч до 70 тысяч рублей за тонну. Это вызвало ее подорожание на внутреннем рынке в среднем с 320 тысяч до 390 тысяч рублей за тонну. И тем самым сработал заряд очередного витка инфляции с нарастающим ценовым эффектом во всех отраслях промышленности — от производства топлива и электроэнергии до машиностроения и транспортных услуг.

В частности, тарифы на электроэнергию на так называемом оптовом рынке в августе прошлого года вынужденно увеличили на 60 процентов. Естественно, подорожание всего и вся подстегнуло и темпы роста неплатежей, в том числе в бюджеты всех уровней, и дальнейшее сворачивание производства. А 22 декабря прошлого года глава миссии МВФ в России Юске Хоригучи направил правительству РФ и ряду министерств «памятную записку», в которой излагались для исполнения первоочередные меры «в области структурных реформ», а также контрольные экономические показатели на 1997 г.

В частности, правительству предписывалось держать денежную массу по отношению к ВВП в среднем за год на уровне 12,6 процента, что меньше, чем в 1996 г. Одновременно дано задание уже в IV квартале этого года довести сбор платежей за электроэнергию и газ, включая прежнюю задолженность, до 110 процентов, причем не менее 90 процентов должно быть собрано «живыми» деньгами. Вместе с тем предписывалось существенно сократить перечень неотключаемых от электро- и газоснабжения «стратегических потребителей», а остальных, к коим относится сегодня подавляющее большинство, за неплатежи лишать энергоресурсов. Не останавливаясь на прочих «первоочередных мерах в области структурных реформ» (ограничение индексации пенсий, продажа госпакета акций 550 предприятий, увеличение тарифов пассажирских железнодорожных перевозок, прекращение выдачи субсидий селу и многое другое), а также на условиях подписанного с МВФ меморандума, представляющих собой беспардонное вмешательство во внутренние дела страны, необходимо отметить следующее.

Кардинальным с точки зрения намеченного окончательного развала российской экономики является требование «памятной записки» прекратить электроснабжение предприятий-должников, что при директивно ограничиваемой МВФ денежной массе упомянутым выше соотношением с ВВП неизбежно приведет к их гибели. Но не только. Ведь при этом исчезнут многие виды продукции, используемые в многоступенчатых бартерных цепочках, благодаря которым выживает и сама электроэнергетика.

Поэтому конец наступит и для нее. Хотелось бы напомнить, что, если задания МВФ не будут выполнены, правительству РФ прекратят выдачу последующих порций кредита. Так что ему деваться некуда.
Собственно говоря, дополнение денежной блокады экономики энергетической и явилось новым тактическим приемом, цель которого — завершить экономическое разобщение России. Для содействия его осуществлению в «коня Бжезинского» высадили дополнительно десант из Нижнего Новгорода во главе с Борисом Немцовым, а в помощь прислали новых «специалистов» из МВФ и Всемирного банка.

Чтобы исключить саботаж исполнения директив МВФ, необходимо было согласно тому же упомянутому меморандуму по займу отделить якобы для конкурентной борьбы электростанции от «нерыночного» естественного монополиста РАО «ЕЭС России». Все это лукаво именуется реформированием и реструктуризацией, а по сути направлено на разрушение единства энергосистемы страны, что должно усугубить ее экономическую децентрализацию. И еще необходимы были исполнители задуманного.

Со студенченской скамьи — в министры энергетики

В апреле нынешнего года новый первый вице-премьер Борис Немцов в составе нижегородского десанта привез в Москву из Нижнего Новгорода президента небольшого банка, 29-летнего Бориса Бревнова, и сделал его новым первым вице-президентом РАО «ЕЭС России». А уже 30 мая всеми правдами и неправдами добился его избрания акционерами РАО в Совет директоров компании, который назначил Бревнова председателем правления, то есть, по сути, неофициальным министром энергетики страны.

Одновременно некая коммерческая фирма «АВ Имидж» (в московском регистре она не значится) организовала в средствах массовой информации бойкую рекламу новому руководителю РАО «ЕЭС России» (любопытно, на чьи деньги?), которая должна была показать его незаменимость. Так как именно от электроэнергетики сейчас во многом зависит судьба российской экономики и страны в целом, обществу, надо полагать, далеко не безразлично, кто стоит сегодня у ее руля. А компетентность и намерения нынешнего кормчего РАО «ЕЭС России» вызывают огромные сомнения. И вот почему.

Судя по одному из интервью, Бревнов окончил два нижегородских вуза. В 1992-м или в 1’993 г. он получил диплом инженера-электромеханика, и в 1993-м или 1994 г. — диплом по специальности «социально-экономическое планирование». То есть учился он одновременно в двух институтах, причем, видимо, заочно, так как уже в 1992 г. возглавил Нижегородский банкирский дом. К тому же в то же самое время Бревнов был еще и местным депутатом и стажировался (на кого?) в США. Специалисты-энергетики наверняка знают по собственному опыту, сколько времени отнимали занятия (если, конечно, учиться, а не числиться) лишь на одном факультете института.

Таким образом, по специальности электромеханика, а это далеко не одно и то же, что производство и передача электроэнергии, которыми Бревнов взялся управлять в масштабах всей страны, он не проработал ни одного дня. Что же касается его второй специальности, то она имеет весьма отдаленное отношение к электроэнергетике. К слову, специфика энергосистем такова, что для них экономистов готовят специальные факультеты, так как они должны разбираться в технологиях и технике производства, передачи и распределения электроэнергии, прямо влияющих на экономику энергосистем. Ну, а работа Б. Бревнова в банке была связана в основном с относительно мелкими спекулятивными денежными операциями. Банк-то небольшой, не входит даже в список первых по денежным показателям 100 банков России. А ведь несколько самых крупных из них с трудом по западным меркам дотягивают даже до средних.

Еще Бревнов, как следует из одного его интервью, курировал финансовые вопросы в ОАО «Нижновэнерго», членом Совета директоров которого являлся. Однако такое кураторство вызывает определенные сомнения, так как Совет директоров не занимается оперативными делами. К тому же эта деятельность явно не принесла дивидендов профессиональной репутации Б. Бревнова, так как нижегородская энергосистема убыточная, о чем он в беседе,естественно, умолчал.

Таким образом, ни по своему образованию, ни по опыту и стажу работы, а также достижениям молодой специалист Бревнов никак не мог претендовать на роль управляющего стратегически и жизненно важной для страны огромной и сложной системой. Если бы он пришел работать на какую-нибудь электростанцию, то по диплому электромеханика его назначили бы в лучшем случае стажером мастера участка вспомогательного электрооборудования, а к должности допустили бы лишь после сдачи
экзамена по правилам эксплуатации и технике безопасности электроустановок. В энергосистему его вряд ли взяли бы работать: не та специальность, а ответственность громадная. Если бы он нанимался на работу по второму диплому, приняли бы его (без блата) рядовым экономистом, а скорее всего, социологом согласно специальности.

Если же говорить об истинной банковской деятельности (а не о мелком ростовщичестве), связанной с кредитованием крупных промышленных проектов, то Б.Бревнов был весьма далек от нее. К тому же он не имеет специального образования по финансам и кредиту. Поэтому утверждение Б.Бревнова в интервью журналу «Профиль», что руководить РАО «ЕЭС России» его якобы пригласил бывший президент, а ныне глава Совета директоров этой компании Анатолий Дьяков, прошедший все ступени производства и управления, думается, отдает большим-пребольшим лукавством.

Во-первых, в РАО уже работают специалисты высочайшей, не чета Б. Бревнову, квалификации, что подтверждается надежным до недавних пор энергообеспечением страны, а во-вторых, для этого необходимо как минимум предварительно возглавлять ячейку системы энергоснабжения страны региональную энергетическую компанию АО-энерго или крупную электростанцию. Кроме того, требуется досконально знать технологию и технику построения самой единой энергосистемы и иметь большой опыт управления такой системой, экономика которой целиком и полностью определяется не только ее базисом, но и физически связанными с ним потребителями электроэнергии. Но и это не все. Учитывая финансовый кризис в стране, неконкурентность многих видов продукции, необходимость упорядочить тарифы и др., требуется, наконец, отказаться от старой отраслевой политики только производить И распределять электроэнергию и перейти к политике эффективного энергоснабжения, основанной на экономически целесообразном сочетании развития генерирующих мощностей и энергосбережения. Ведь сэкономить у потребителя 1 кВт.ч стоит в 3-5 раз дешевле, чем его произвести с учетом создания соответствующей мощности (подробнее см. «Правду пять» от 10.06.97 «Грядут электробаталии регионов с центром. Как их избежать?»).

Однако новый «министр» энергетики начал свою деятельность с ничем не обоснованных и широко разрекламированных деклараций, названных «проектом», уменьшить неплатежи в отдельно взятой отрасли (см. «Правду пять» от 9.07.97 «Мыльная опера» на сцене РАО «ЕЭС России»).
Вызывает крайнее удивление, почему акционеры РАО «ЕЭС России», многие из которых возглавляют или возглавляли крупные производственные коллективы, по холопски безразлично проголосовали на своем собрании за Бревнова, которому они как молодому специалисту вряд ли доверили бы управление даже каким-нибудь цехом в своем хозяйстве. А ведь голосование было тайным. И еще. Вызывает также недоумение, почему такой «зубр»- хозяйственник, как Виктор Степанович Черномырдин, допустил к руководству топливно-энергетическим комплексом вообще и электроэнергетикой, в частности, людей, не имеющих соответствующей профессиональной и производственной подготовки: радиофизика Бориса Немцова и «ростовщика» Бориса Бревнова. Или для Виктора Степановича только «Газпром — наш дом», главу которого он не отдал на заклание Борису Немцову?

За какие же заслуги Бориса Немцова и Бориса Бревнова назначили на столь ответственные должности? Непродуманные новации «провинциала-1» всем хорошо известны и свидетельствуют об отсутствии должного профессионализма. Это проявилось даже в немудреном пересаживании чиновников, что само по себе было заведомо убыточным, из иномарок в «Волги». Обвинения в саботаже проведения аукционов по продаже правительственных «вольво» и прочих иностранных автомашин, которые Б. Немцов высказал в адрес ответственных лиц, — лишнее подтверждение поверхностного подхода к проблемам: «саботажники» не могут оставить правительство без транспорта, ведь денег на массовую закупку новых отечественных машин взамен иномарок не выделили.

Впрочем, это мелочи, а Борис Ефимович не работал заведующим гаражом. Есть более значимые «проколы», наносящие вред государственным интересам. Вспомним недавнее, подписанное под патронажем Б. Немцова и по его настоянию соглашение с Азербайджаном об освоении спорного нефтяного месторождения на Каспии. Соглашение вскоре аннулировали, так как оно наносило огромный вред межгосударственным отношениям России. Или другой факт.

После недавнего визита Б.Немцова в Китай российские предприятия не получили заказа, о котором почти договорились, стоимостью в 1 млрд. долларов на поставку турбин и другого оборудования для строящейся китайской гидроэлектростанции «Три ущелья». А внезапное, весьма некрасивое увольнение руководителя компании «Роснефть», которое не только противоречило всем законам, но и наносило громадный ущерб экономическим интересам как самой компании, так и страны (см. «Правду пять» от 6.05.97 «И вот прискакал фельдъегерь»)? Постановление правительства об этом было вскоре отменено. Недавно под его патронажем создан проект коммунальной реформы, построенной на песке.

Замена прежнего руководства энергетической политикой страны, прямо скажем, на непрофессионалов, видимо, понадобилась для скорого исполнения — профессионалы сопротивлялись — упомянутых выше директив МВФ. Часть из них, как отмечалось, направлена на то, чтобы под лозунгами внедрения в нерыночной российской среде рыночных отношений лишить предприятия электроэнергии, если они не будут ее оплачивать деньгами, которых у них из-за денежной блокады просто нет в нужных количествах. Процесс этот кое-где уже «пошел» и чреват окончательным крахом промышленного производства и социальными взрывами. Но для придания ему масштабности и «цивилизованности» он осуществляется под прикрытием — тактика прежняя — «реформирования» единой энергетической системы России.

Сценарий самоубийства, или Кто эффективнее разрушит энергосистему страны

29 июня этого года «Независимая газета» опубликовала весьма странное объявление. Сделано оно было от имени некой, неизвестно кем на то уполномоченной Группы реализации реформ в электроэнергетическом секторе. В объявлении говорилось, что российское правительство обратилось во Всемирный банк с просьбой о предоставлении займа для реализации проекта реформ в электроэнергетическом секторе, часть которого планируется (направить) на оплату услуг консультантов по контракту». И далее следовал перечень проблем (о них немного ниже), по которым приглашались консультанты на конкурсной основе.

Таким образом, из объявления однозначно следовало, что якобы разработан некий проект технического, организационного и принципиального экономического переустройства системы энергоснабжения страны, для реализации, т.е. осуществления, которого запрошен займ. Правда, смущало, для чего понадобились консультанты. Ведь за реализацией (внедрением) любого проекта всегда следят (осуществляют надзор) его авторы-разработчики и они же при необходимости консультируют исполнителей. Но главное было не в этом.

Громадные сомнения вызвала целесообразность надуманных многих разделов проекта, перечень которых приводился в упомянутом газетном объявлении. В первую очередь это относилось к «коммерциализации и реструктуризации сети передачи электроэнергии», включающих «создание экономически жизнеспособной сети». Но в России уже существует такая сеть, и за передачу по ней электроэнергии взимается плата с потребителей, То есть она «коммерциализирована». Кроме того, эта сеть проектировалась как неотъемлемая часть единой энергосистемы, в которую входят и электростанции, таким образом, чтобы обеспечивались перетоки электроэнергии между регионами, расположенными в различных часовых поясах, по мере смены дня и ночи.

Помимо высокой надежности, одним из критериев построения системы в целом и ее сети линий электропередачи являлась минимизация топливных затрат и потерь электроэнергии во всей системе, благодаря чему достигается максимальная прибыль. Поэтому говорить о необходимости создания в России экономически жизнеспособной сети передачи электроэнергии могут только люди, совершенно незнакомые с российской электроэнергетикой.

А вот раздел «коммерциализация и реструктуризация генерирующих компаний», суть которого заключается в «создании независимых и жизнеспособных генерирующих компаний из числа существующих в РАО «ЕЭС России», внушил весьма серьезные опасения. Ведь «независимость» электростанций, которые сегодня во многом подчинены РАО, как раз и позволит начать энергетическую блокаду российской экономики, что непосредственно вытекает как следствие из упомянутых неисполнимых нынче директив МВФ об обязательной денежной оплате за электроэнергию. Поэтому из-за дефицита денежного обращения правительству РФ придется выбирать одно из двух: либо запретить дальнейший натуральный товарообмен, тогда остановятся и предприятия, и «независимые» электростанции, либо отказаться от оставшейся части кредита МВФ.

Такая патовая ситуация заставила поинтересоваться, чем же авторы проекта обосновали свои решения, а также кто проводил экспертизу проекта. И с огромными трудностями, несмотря на активное противодействие в получении информации ближайшего окружения нового «начальника» РАО «ЕЭС России», а также сотрудников Группы реализации реформ в электроэнергетическом секторе, опубликовавшей объявление о конкурсе консультантов, и деятельность которой окружена ореолом секретности, по крохам все же удалось кое-что выяснить.

Оказалось, что «группа реализации», в которой 15 человек, состоит наполовину из
непонятно чем профессионально привлекательных молодых граждан США, а остальные, 20-летние мальчики и девочки, как говорится, на подхвате, и даже пресс-секретарь, приехали из Нижнего Новгорода — ельцинский призыв в действии — вместе с Борисом Бревновым. Он и организовал эту группу по рекомендации Всемирного банка, став ее неформальным руководителем. А официально группой — очередной вахтой «деревянного коня» — руководит американка, некая Кэтрин Свитц. Кстати, там нет ни одного энергетика и, видимо, этим объясняется намерение «специалистов» из США создать (по заказу) в России «жизнеспособную сеть передачи электроэнергии».

Не успела «группа реализации» появиться в Москве, как спустя месяц Всемирный банк предоставил правительству РФ займ на один год в размере 5,4 млн. долларов для подготовки проекта «реформ», а фактически для финансирования этой группы. Кому поручено распоряжаться деньгами великая тайна, и создается впечатление, что выданы они для чьего-то личного пользования. История с этим займом, думается, позволяет понять, почему молодой специалист Б. Бревнов был назначен на столь высокий и ответственный пост. Дело в том, что Всемирный банк — весьма бюрократическая организация и рассмотрение в нем заявок на кредиты затягивается обычно на 1,5-2 года. Получить же там деньги за месяц можно только по большому блату. На презентации «мыльной оперы» в РАО «ЕЭС России» иллюзорного «проекта» уменьшения неплатежей за электроэнергию — в конце июня этого года Б. Бревнов горячо благодарил банк за «понимание ситуации».

Очевидно, этому «пониманию» во многом поспособствовала супруга Бревнова госпожа Гретчен Уилсон, гражданка США и сотрудница Международной финансовой корпорации — подразделения того самого Всемирного банка. Уилсон-Бревнова, как и ее супруг, оказалась на редкость разносторонним специалистом. Она несколько лет провела в Нижнем Новгороде, участвуя во многих видах коммерческой деятельности, и завоевала расположение многих местных политиков, в первую очередь тогдашнего нижегородского губернатора Б.Немцова, с которым, как говорят, ее связывает большая дружба. Руководила она, в частности, инвестиционным проектом своей корпорации на Балахнинском бумажном комбинате (АО «Волга»), которому сейчас грозит банкротство.

Бурная деятельность г-жи Уилсон и ее деловое сотрудничество с Нижегородской областью не предотвратили деградацию экономики последней. Возможно, на лучшее просто времени не хватило. Теперь семейная чета «многостаночников» будет реформировать российскую электроэнергетику. Однако, как сообщила руководительница «группы реализации», никакого проекта этих самых реформ, о «реализации» которого извещало газетное объявление … не существует. А изложено в нем, оказывается, только техническое задание на разработку проекта. Надо отметить, безобразно написанное и по профессиональной сути своей неграмотное.

Дело в том, что составляли это ТЗ для нас как руководство к действию … эксперты Всемирного банка. Их работа оплачена из упомянутого выше займа, выделенного на «подготовку» проекта. По этому ТЗ в банке должны принять решение о выделении другого кредита — уже на разработку самого проекта реформ в размере 40,1 млн долларов. Почему столько, а не больше или меньше — неясно. Неизвестно кто и как определял эту сумму и размер займа на «подготовку» проекта, а также как будут контролироваться эти расходы. Вызывает удивление и то, почему российские налогоплательщики должны оплачивать работу иностранных, причем некомпетентных граждан, которую качественно могут выполнить наши собственные специалисты, перебивающиеся нынче с хлеба на квас.

Между тем, как показывает даже поверхностный анализ ТЗ, составленного в духе директив МВФ, оно не выдерживает критики. Вряд ли возможно подобное беспардонное и бесконтрольное вмешательство во внутренние дела, к примеру, тех же США. И у нас можно было не допустить пренебрежения к собственной стране и не запускать ТЗ на орбиту, если бы новые начальники российской энергетики во главе с первым вице-премьером Немцовым хотя бы следовали установленным правилам и передали, как положено, ТЗ для его оценки в правительственный Экспертный совет. Ведь проекты, финансируемые за счет иностранных кредитов, получаемых под гарантии правительства РФ, а здесь именно этот случай, должны подвергаться обязательной экспертизе в правительстве на всех стадиях разработки: само ТЗ, далее технико-экономическое обоснование инвестиций и собственно проект в целом. Любопытно, кто позволил тому же Бревнову пренебречь установленным порядком?

Как известно, прежде чем отдать шить портному пальто, костюм или платье, закройщик проводит обследование фигуры клиента, с тем чтобы обосновать техническое задание исполнителю. Таков же порядок и при разработке различных проектов. Их начальным этапом обязательно являются исследование, обоснование и разработка самого ТЗ. Однако бывший банкир и его «группа реализации» пренебрегли «обмериванием клиента», продемонстрировав элементарное незнание основ проектирования систем. О полной несостоятельности одного из разделов задания по реформированию российской электроэнергетики «созданию экономически жизнеспособной сети передачи электроэнергии» — говорилось выше. Столь же абсурден и раздел ТЗ о создании независимых компаний — электростанций. Цель такой новации, по замыслам авторов ТЗ, — обеспечить конкуренцию на так называемом оптовом рынке электроэнергии.

Кто же на нем будет состязаться? Гидравлические электростанции исключаются, так как они используются одновременно для регулирования частоты в энергосистеме страны, Т.е., помимо производства электроэнергии, являются и средством управления. Вне конкуренции оказываются и атомные станции. Так как специфика работы АЭС требует непрерывной их загрузки на полную мощность, им отдается предпочтение перед тепловыми электростанциями. При том, что в общей потенциальной (установленной) мощности всех электростанций России доля АЭС составляет примерно 11 процентов, ГЭС — 21, а ТЭС — 68 процентов, в прошлом году АЭС выработали 36 процентов от всей электроэнергии, полученной в стране, ГЭС — 19, а ТЭС — 45 процентов. Постоянно на оптовый рынок работают около 15 самых крупных тепловых станций, которые в прошлом году произвели примерно треть всей электроэнергии.

Большинство же ТЭС «трудится» в системах централизованного водяного теплоснабжения, одновременно вырабатывая электроэнергию для местных нужд, и зачастую не имеет технического выхода на оптовый рынок. Причем действующая электрическая мощность таких станций (их называют ТЭЦ) зависит от времени года. В теплые месяцы часть котлов на них гасится, так как снижается потребность в горячей воде для отопления. А потому отключаются и работающие в блоке с такими котлами паровые турбины и электрогенераторы: горячую воду, получаемую за счет отработанного тепла, прошедшего через турбины пара, некуда девать. Устраивать же на оптовом рынке состязание между упомянутыми примерно 15 станциями — они называются ГРЭС — просто бессмысленно: во-первых, из-за сравнительно небольшого количества производимой ими электроэнергии; во-вторых, из-за разбросанности по стране, что приведет к значительным потерям электроэнергии при передаче ее на большие расстояния; в-третьих, такие мощные станции должны загружаться по плану и гарантированно на «всю катушку», так как их требуется заблаговременно обеспечивать большим объемом топлива, а снижение мощности приводит к удорожанию производства киловатт-часа; в-четвертых, существуют жесткие графики экономически оптимальных перетоков электроэнергии между регионами разных часовых поясов, в реализации которых немалая роль заранее отводится ГРЭС.

Сегодня многие ТЭС из-за отсутствия топлива — нечем платить за него вследствие неплатежей потребителей — загружены всего на 20-30 процентов, а потому, как отмечалось, значительно удорожается себестоимость киловатт-часа. Спрашивается: можно ли организовать соревнования по бегу между людьми, у которых покалечены или вовсе отсутствуют ноги? Эксперты Всемирного банка убеждают нас, что такое возможно, а новый руководитель РАО «ЕЭС России» благословил подбор консультантов для написания соответствующего сценария «состязаний». Впрочем, как отмечалось выше, конкуренция «независимых» компаний служит лишь фиговым листком для прикрытия развала единства энергосистемы страны и организации энергетической блокады безденежных предприятий, коих подавляющее большинство. То есть речь идет об осуществлении плана Бжезинского по децентрализации и уничтожению остатков экономики России.

Кредитно-валютная кормушка

О том, что затеявшие разработку проекта «реформирования» российской электроэнергетики озабочены лишь ее развалом, свидетельствует не только порочность и безграмотность упомянутого ТЗ, состоящего из случайно надерганных и придуманных для этого проблем. Дело в том, что подобные крупные проекты создаются опытными комплексными коллективами разработчиков, притершихся друг к другу и совместимых между собой по многим показателям. Причем возникают такие коллективы не за один

день. И у каждого проекта обязательно имеется руководитель. А здесь предполагается собрать со всего света случайных людей — консультантов, которых по скрываемым «группой реализации» критериям будет отбирать кредитор — Всемирный банк. К тому же у будущего проекта нет научного руководителя, и никто не смог ответить, будет ли таковой. Да и как он сможет контролировать и координировать• работу случайного для него и неорганизованного сообщества кем-то отобранных по формальным признакам исполнителей?

Однако самое удивительное, что проект — программа комплексного обновления и развития российской электроэнергетики до 2010 года причем, как единой системы — уже существует. Его в 1995 г. разработали российские и американские специалисты, объединившиеся в группу. Сделали они это по заданию Виктора Черномырдина и вицепрезидента США Альберта Гора, возглавляющих в качестве сопредседателей российскоамериканскую Комиссию по экономическому и технологическому сотрудничеству. Проект широко обсуждался и у нас, и за океаном, комиссия «Гор-Черномырдин» его одобрила, после чего Виктор Степанович, как говорят сведущие люди, поручил «запустить» его в работу. С тех пор следы проекта затерялись. Можно предположить, что с подписанием соглашения с МВФ о «трехлетке реформирования» экономики России, предусматривающего ее энергетическую блокаду, о проекте комиссии «ГорЧерномырдин» в обмен на получение кредита требовалось позабыть. Ни слова о нем не сказано и в ТЗ на новый проект, выданном Всемирным банком для разработки сценария самоубийства России, причем за ее же собственные деньги.

Подробный анализ всей порочности и негативных последствий от исполнения задания Всемирного банка по осуществлению директив МВФ выходит за рамки статьи. Хотелось бы надеяться, что такой анализ проведут компетентные федеральные органы. Одновременно они, возможно, прольют свет и на то, почему для канцелярской и рутинной организаторской работы, связанной с реформированием российской электроэнергетики, приглашены граждане США, получившие широкий доступ ко многим документам. Между тем для РАО «ЕЭС России» установлен официальный перечень стратегически значимых сведений, знакомиться с которыми можно только специально допущенным лицам.

Бревнов, «устранявший» недавно энергетический кризис в Приморье, почему-то возил туда с собой граждан США, работающих в упомянутой «группе реализации», хотя многие объекты «Приморэнерго» и их характеристики входят в «закрытый» список. Наверняка не имеют разрешенного допуска к секретам российской электроэнергетики и некоторые члены правления РАО «ЕЭС России», работающие в нем по совместительству, приглашенные Бревновым. Это представители нескольких коммерческих фирм, в том числе одной американской — «Артур Андерсен», которая недавно через своего посланца, еще до проникновения вправление РАО, пыталась разузнать о весьма деликатной информации этой российской энергетической компании. Кстати, при разработке проекта комиссии «Гор-Черномырдин» некоторые американские коллеги таюке проявили живейший интерес к закрытым сведениям о нашей электроэнергетике. Но эти попытки, как поведал один из руководителей проекта, были деликатно и откровенно пресечены.

Следует подчеркнуть, что значительная часть ТЗ Всемирного банка открывает широкий доступ для проедания его кредитов за счет российских налогоплательщиков. В частности, речь идет о «содействии развитию связей с общественностью». Под прикрытием «содействия» проводилась широкая презентация и реклама нового председателя правления РАО «ЕЭС России» Б. Бревнова частной фирмой. За счет полученного нами кредита сотрудники «группы реализации» летают к себе на родину, поскольку и там определенная «общественность» интересуется делами в России и нуждается в определенных сведениях.
Вскоре после своего назначения Бревнов в интервью журналу «Профиль», отвечая на модный вопрос, сказал: «В Нижнем я ездил на служебной «вольво», в Москве — на «двадцать девятой» «Волге»… Но пользоваться иномаркой в сегодняшнем моем положении, когда я работаю в компании, которая не всегда может вовремя платить зарплату персоналу, неэтично».

Зарплату по контракту с РАО «ЕЭС России», которая была положена советом директоров компании молодому специалисту Борису Анатольевичу Бревнову, составляет в месяц … 15 тысяч долларов, или почти 90 млн. рублей. Так что и в этом соблюдена «этика». А недавно Б. Бревнов выписал себе командировку в Сочи, где официально пробыл 10 дней. Конечно же, летал он на курорт не загорать, а посоветоваться о делах компании с отдыхавшим там от трудов праведных Борисом Немцовым. Однако засекреченность и продолжительность командировки дали повод некоторым злым языкам утверждать, что в это время председатель правления РАО якобы навещал свою супругу, находящуюся сейчас в США.

Что же касается дел компании, то после прихода в нее Бревнова они значительно ухудшились. Из-за дефицита топлива эпидемия отключения электроэнергии распространяется от Приморья на всю страну. В прежние годы руководство РАО активно помогало своим дочерним предприятиям АО-энерго и электростанциям готовиться к зиме и накапливать топливо. Сейчас на большинстве тепловых станций его остается всего на 2-3 дня работы, так как не на что закупать. Многие региональные энергокомпании, получая в уплату за электроэнергию 10-15 процентов «живыми» деньгами, руководствуются принципом «своя рубашка ближе к телу», и электростанциям выделяется из этих денег, как правило, не больше одного процента. Для пропорционального распределения даже столь мизерных выплат в РАО «ЕЭС России» давно разработали положение о специальных транзитных счетах, на которые должны поступать деньги за электроэнергию, а банки — в установленном порядке их распределять.

Но новое руководство РАО так и не удосужилось добиться его внедрения. А изданный недавно Б. Бревновым приказ спровоцирует дальнейший рост неплатежей и судебные иски к самой компании. Дело в том, что из-за денежного дефицита РАО «ЕЭС России» гарантировало в свое время прием специальных «энергетических» векселей в счет оплаты за электроэнергию. Сейчас эти гарантии Бревновым незаконно аннулированы, а прием векселей разрешен лишь по долгам потребителей, возникших до 1 августа этого года. Но при этом требуется 40 процентов задолженности, что также незаконно, выплачивать «живыми» деньгами. Немало таких векселей выдало и само РАО «ЕЭС России», «оплачивая» подобным образом, в долг, необходимые ресурсы и оборудование. Поэтому аннулирование выданных прежде гарантий компании по безусловному приему «энергетических» векселей и отказ тем самым исполнить свои же долговые обязательства и возвратить долги есть не что иное, как элементарное жульничество.

Однако судебные иски от него пострадавших, как водится, будет оплачивать не виновник, а руководимая им компания. Естественно, за счет потребителей, налогоплательщиков, а также работников самого РАО «ЕЭС России» и его дочерних предприятий, и так месяцами не получающих зарплату, вследствие чего Бревнов вынужден ездить на «Волге». Активно занялся он и заменой руководителей некоторых региональных энергосистем, подготавливая благоприятную для себя среду. Однако действует он вопреки закону и уставу РАО, согласно которому этих руководителей принимает на работу Совет директоров и заключает с ними контракты. Впрочем, как заключил такой контракт и с самим Бревновым. Поэтому вызывает удивление неподконтрольность его деятельности, кстати, ограничиваемой уставом РАО только решением текущих оперативных вопросов.

Таковы далеко не все дела, компетентность, мораль и нравственность одного из вольных или невольных исполнителей завершающего этапа плана Бжезинского по децентрализации и развалу экономики России. При столь ударной его творческой деятельности цели этого плана вполне могут быть достигнуты и без полного, предписанного МВФ «реформирования» российской электроэнергетики. Тем более что после бездумной или с умыслом распродажи Госкомимуществом значительной части пакета акций РАО «ЕЭС России» (28 процентов из них уплыло за рубеж), правительство РФ фактически утратило контроль за важнейшей стратегической системой страны.

Послесловие: нежелательные американцы

Эта статья отнюдь не направлена против США и ее народа. В ней предпринята попытка рассказать о недальновидной политике правителей двух стран, удивительным образом совпадающей по давно сформулированным целям и упорному нежеланию прислушаться к многочисленным голосам, призывающим прекратить удушение России, чреватое мировыми катаклизмами из-за резкого нарушения баланса сил и интересов в мире.

Одна из последних таких попыток предпринята группой видных ученых-экономистов — лауреатами Нобелевской премии из США и российскими академиками. В мае этого года они направили правительствам рф и США проект с конкретными рекомендациями по экономическим реформам в России. В нем, в частности, настоятельно советуется придать экономическим преобразованиям системный и организованный характер при непосредственном участии самого государства. Представителя этой группы Маршалла Поумера, приехавшего в Москву, по его просьбе принял Борис Немцов, который всячески обласкал посланца и, наобещав с три короба, переправил своим помощникам. Те же начали играть им в «футбол», поэтому заокеанский гость уехал восвояси не солоно хлебавши.

А вот администрация США оказалась куда более честной и откровенной. Она пригласила одного из американских авторов проекта в Госдепартамент, и принявший его чиновник сказал, что деятельность нобелевских лауреатов, надумавших помочь России встать на ноги, противоречит стратегическим интересам Соединенных Штатов. Как поведал недавно видный экономист профессор Стенфордского университета Михаил Бернштамм, в США имеется список нежелательных для России американцев, неофициально направленный туда Анатолием Чубайсом. К слову, Чубайс был возвращен во власть по настоянию администрации США и по требованию МВФ в качестве одного из условий выдачи трехлетнего займа.

Но 24.08.97 г. влиятельная американская газета «Вашингтон пост» опубликовала о нем весьма нелестную статью, в которой из-за «сомнительной честности г-на Чубайса и коррумпированности российского правительства» администрацию США призывают их больше не поддерживать. Что же касается списка нежелательных для Чубайса лиц, к коим, как оказалось, причислен и Бернштамм, то почтенный профессор узнал о нем случайно, когда его неоднократные попытки оформить командировку в Москву всячески пресекались администрацией родного университета. Причина, видимо, в том, что в бытность свою экономическим советником Верховного Совета РСФСР он выступал и против «шоковой терапии» Гайдара, и против приватизации по Чубайсу.

Можно ли сомневаться в успехе завершения плана Бжезинского, разработанного в интересах геополитики Соединенных Штатов, когда существует такая трогательная солидарная забота властей двух стран о чистоте проводимой стерилизации России и защите этой акции от инакомыслия?

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru