Трансазийский коридор экономической реанимации стран СНГ / Вячеслав Комаров

Разрыв многих кооперационно-технологических, инфраструктурных, торговых, Трансазийский коридор экономической реанимации стран СНГ / Вячеслав Комаровсоциальных, информационных связей между государствами, бывшими республиками СССР, создал принципиально иные политические и экономические реалии на постсоветском пространстве. Казалось бы, образование СНГ явилось результатом понимания необходимости продолжения хотя бы экономического взаимодействия этих стран с целью сохранения и дальнейшего развития их по-тенциалов. Причем, одним из основных факторов выхода стран Содружества из экономическо-го кризиса и подъема национальных экономик должны были стать межгосударственные инве-стиции. Однако межгосударственное инвестирование в Содружестве по сей день находится на «началь-ном» этапе. В 2003 году в экономику России из других стран СНГ в виде инвестиций поступило 890 млн. долл. (в том числе из Казахстана – 195 млн. долл. и из Узбекистана – 89 млн. долл.), в то время как из стран дальнего зарубежья – 29 699 млн. долл., или в 33 раза больше. Инвестиции же России в экономику стран СНГ в том же году составили 544 млн. долл. (основной полу-чатель Казахстан) или почти вдвое меньше чем страны Содружества вложили в Россию. В дальнее зарубежье Россия инвестировала 23 264 млн. долл., что в 43 раза превышает ее инвестиции в страны Содружества. Что может придать качественное ускорение этому процессу? В Москве 19 ноября 2004 года прошла Международная конференция «О развитии международного научно-технического сотрудничества по проекту Трансазийского коридора развития». Основными ее организаторами выступили правительства Москвы и Ханты-Мансийского автоном-ного округа. В ней приняли участие представители законодательных и исполнительных орга-нов, экономических и научных организаций России и азиатских стран СНГ.

Так как инвестиционное взаимодействие стран СНГ находится в зачаточном состоянии, то требуются прорывные решения. Первым значимым в этом направлении как раз и может стать межгосударственный инвестиционный проект «Трансазийский коридор развития» с участием России, Казахстана, Узбекистана, Туркмении, Таджикистана и Киргизии, основанный на интеграции их базовых ресурсов. Речь идет о коридоре между меридианами с 55-го по 650 северной долготы протяженностью от Карского до Аравийского моря, который имеет богатейший, во многом не освоенный природный и людской потенциал. Хозяйственное освоение его ресурсов предполагается в рамках формирования единого социально-экономического пространства сво-бодного предпринимательства. Материально-техническую основу коридора развития должны составить межтерриториальные проекты, такие как транспортный, строительный, промышлен-ный, агропромышленный, топливно-энергетический и водообеспечивающий.

Очевидно, что для реализации этого стратегически важного проекта целесообразно создать международный консорциум типа транснациональной корпорации с контрольным пакетом акций у государств – участников Содружества. Инвестиционную привлекательность проекту прида-дут значительное снижение транспортных издержек на всем Евразийском континенте благодаря комплексной загрузке Северного морского пути и Транссиба, открытие новых рынков сбыта, ранее недоступных из-за транспортных ограничений, снижение зависимости от портов Прибалтики, Финляндии и Дальнего Востока, создание в перспективе свободной экономической зоны и зоны свободной торговли в границах указанного коридора от Северного морского пути до Ирана. Вот что сказал на конференции о перспективах этого коридора мэр Москвы Ю.М. Лужков. «Наш анализ показал, что если потенциал этого региона использовать с учётом интересов всех стран, так или иначе заинтересованных в заселении и развитии этих земель, то, вне всякого со-мнения, возникнут мощнейшие синергетические эффекты, которые эти страны никогда не по-лучат, если каждая из них будет сидеть на своём сене. Именно эта философия и именно эти предварительные расчёты убедили нас в том, что в данном регионе можно начать социально-экономический и политический процесс, подобный тому, который более 50 лет назад начался в Европе с созданием “Европейского объединения угля и стали”. Мир убедился на практике, что синергетика взаимовыгодного, добросовестного сотрудничества стран Европы вышла далеко за рамки согласованного использования железорудных и угольных месторождений. Вполне реа-листично предположить, что и трансазийский проект, начавшись, образно говоря, как «Российско-Центразийское объединение воды и солнца» послужит мотором аналогичных социально-экономических и политических процессов на благо наших народов. Для этого все мы должны проявить государственную мудрость и дальновидность, должны, хотя бы в этой сфере, поставить долгосрочные интересы наших стран и народов впереди сиюминутных политических или меркантильных выгод. Необходимо запустить социально-экономический процесс, который, пусть не быстро, но неуклонно двигал бы нас к этой благородной цели. Мы убеждены, что продвижение проекта Трансазийского коридора развития явится как бы стратегическим мостом из непростого настоящего в достойное будущее, внесет заметный вклад в развитие производительных сил всех стран-участниц проекта». Безусловно, проект вызовет интерес не только у отечественных, но и у зарубежных инвесторов Европы и Азии, в первую очередь у иранских и индийских финансистов. Одним из главных инвесторов проекта должен стать «Межгосбанк СНГ», созданный странами Содружества для фи-нансирования межгосударственных инвестиционных проектов. «Трансазийский коридор развития» может возвратить государствам СНГ уверенность в своих силах и помочь выйти из затянувшегося экономического кризиса не меньшего, чем «великая американская депрессия». Когда во время этой депрессии встал вопрос о выборе либо благопо-лучия конкретного человека либо догмы «свободного рынка», президент США Рузвельт сделал выбор в пользу человека, сломав при этом множество догматов, которые до него считались незыблемыми. Рузвельт в кратчайшие сроки сумел заставить нацию поверить в то, что кризис может быть преодолен. Он поставил целью мобилизовать как можно большее число людей, вернуть их к активной, созидательной жизни, помочь им обрести цель, мечту, идеал, смысл жизни. «Счастье не в простом владении деньгами, — говорил Рузвельт, — оно в наслаждении от достиже-ний, блаженстве от творческих усилий. Удовольствие от работы и ее моральное стимулирова-ние не должны быть забыты в бездумных поисках недолговечных доходов. Эти мрачные дни будут стоить усилий, если они научат нас, что нашим настоящим назначением является не при-служивать кому-то, а служить себе и своим соотечественникам». Основными направлениями нового курса кабинета Рузвельта в этот кризисный период стали повышение роли правительства в деле создания рабочих мест, усиление государственного планирования и контроля за различными видами транспорта, связи и другими услугами, которые имеют общественных характер, стимулирование и реорганизация использования природных ресурсов через рост занятости людей на производстве продукции, обеспечение контроля за на-циональной валютой в целях ее оздоровления, предоставление помощи наиболее пострадавшим от депрессии и краха банковской системы, установление строгого контроля над банковским кредитованием и инвестициями. Этот опыт, несомненно, пригодится и при осуществлении про-екта «Трансазийский коридор развития». Этому во многом будет способствовать наработанная в СНГ правовая база по межгосударственной инвестиционной, лизинговой и строительной дея-тельности. Для реализации проекта также очень интересен опыт международного объединения МЕРКО-СУР, в который входят страны Латинской Америки и Карибского бассейна: Аргентина, Брази-лия, Парагвай и Уругвай, при особом статусе Чили и Боливии. Это интеграционное объедине-ние называют также Общим рынком Южного конуса. МЕРКОСУР является одной из крупнейших экономических группировок мира. Это интегриро-ванный рынок Латинской Америки, где сосредоточено 45% ее населения (более 200 млн. чел.), 50% совокупного ВВП (свыше 1 трлн. долл.) и 40% прямых зарубежных инвестиций. В гло-бальном масштабе МЕРКОСУР по размерам и потенциалу — второй после ЕС таможенный союз и третья экономическая группировка после ЕС и САЗСТ (Североамериканская зона свободной торговли). В январе 1994 г. члены МЕРКОСУР приняли протокол о взаимной защите и поощрении инве-стиций, что придало мощный импульс интеграции стран Южного конуса. Сейчас на различных стадиях реализации находятся несколько крупномасштабных инвестиционных проектов в об-ласти энергетики и транспорта, среди которых выделяются строительство суперавтострады Сан-Пауло – Буэнос-Айрес протяженностью 2 100 км (стоимость первой очереди 3 млрд. долл.) и строительство моста Колония – Буэнос-Айрес длиной 51 км (стоимость около 1 млрд. долл.). Особый интерес вызывает проект «Единый водный путь в бассейне рек Парагвай и Парана» протяженностью 3 440 км и стоимостью 1,3 млрд. долл. Он настолько корреспондируется с проектом «Трансазийский коридор развития», что опыт его реализации должен быть тщательно изучен и использован.

Правительствами государств, членов МЕРКОСУР, интеграция рассматривается в качестве стра-тегического приоритета национального развития, которая, стимулируя технологическую мо-дернизацию и структурную перестройку экономики, позволяет наиболее адекватно адаптиро-ваться к международному разделению труда, успешно конкурировать с другими международ-ными группировками и занимать достойное место в мировой экономике. Очередь за странами СНГ.

Вячеслав Комаров,
сопредседатель Лизинговой конфедерации СНГ, начальник Управления Департамента экономической политики Правительства Москвы, кандидат экономических наук

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru