ТРАКТОРНОЕ И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ МАШИНОСТРОЕНИЕ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ / Сергей Митин

ТРАКТОРНОЕ И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ МАШИНОСТРОЕНИЕ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ / Сергей Митин

Сергей Митин, заместитель министра промышленности, науки и технологий

Российской Федерации, доктор экономических наук

Несмотря на наметившиеся некоторые положительные тенденции в экономике страны, положение дел с технической оснащенностью АПК и экономическое положение предприятий сельскохозяйственного машиностроения остается сложным. Из-за снижения закупок техники, парк основных сельскохозяйственных машин на селе, по сравнению с 1991 годом, сократился на 40-50%. И это снижение продолжается, так как темпы списания техники превышают объемы её поступления в 4-6 раз. Так, по состоянию на 1 июля 2000 года, парк тракторов и зерноуборочных комбайнов в России составлял соответственно 761,2 и 206,3 тысячи единиц. Нынешнее наличие техники на селе, по оценке специалистов, вдвое меньше её потребности для выполнения сельскохозяйственных работ в оптимальные агротехнические сроки. По этой причине потери выращенного урожая зерна достигают ежегодно не менее 10-12 млн. тонн. Кроме того, из-за неудовлетворительного технического состояния уборочной кампании 2000 года не использовалось около 60 тысяч комбайнов, или свыше трети их парка в АПК России.

Кредиторская задолженность предприятий сельхозмашиностроения по состоянию на 1 октября 2000 г. составила 22,2 млрд. рублей и втрое превысила дебиторскую задолженность. Размер этой кредиторской задолженности соответствует годовому объему производства, и половину в ней составляет задолженность перед бюджетами всех уровней и внебюджетными фондами. Каждое третье предприятие отрасли убыточно, а износ основных производственных фондов достиг 70 %.

Тракторным и сельскохозяйственным машиностроением в стране заняты 174 специализированных предприятия с общим количеством работающих около 200 тысяч человек. Еще около 500 предприятий занимаются производством и сбытом сельскохозяйственной техники и комплектующих изделий.

В отрасли акционировано 93% предприятий, но государство с разной степенью участия присутствует в уставных капиталах лишь 20 акционерных обществ.

В 1999 году удалось остановить продолжавшийся в течение восьми лет спад производства сельскохозяйственной техники, в результате которого выпуск тракторов и комбайнов сократился в 10-20 раз по сравнению с 1990 годом. Следует отметить, что спад был приостановлен в том числе благодаря принятым в 1994-1998 годах российским правительством мерам по стимулированию сбыта сельскохозяйственной техники, оказанию предприятиям поддержки в проведении структурной перестройки и освоении новых видов продукции.

Начиная с 1994 года, введена продажа необходимой селу техники по лизингу. За период с 1994 по 2000 годы поставлено по лизингу техники на сумму 9,7 млрд. рублей, в том числе зерно- и кормоуборочных комбайнов 23,2 тысячи штук, а тракторов – 24 тысячи единиц.

Правительством была принята федеральная целевая программа «Машиностроение для АПК России», в рамках которой создано 150 образцов новой сельскохозяйственной техники. Это позволило в 1999 году увеличить объемы её производства по сравнению с 1998 годом в 1,6 раза. Положительные тенденции продолжились и в 2000 году. За 12 месяцев произведено сельскохозяйственной техники на 23 млрд. рублей, что в 1,7 раза больше соответствующего периода 1999 года, изготовлено 19,2 тысячи тракторов и 5,2 тысячи зерноуборочных комбайнов, рост их производства превысил предыдущий год в 1,24 и 2,5 раза соответственно.

Отечественная сельскохозяйственная техника в основном соответствует техническому уровню зарубежных аналогов и требованиям отечественных агротехнологий. Но она более адаптирована к нашим условиям ведения сельскохозяйственного производства и отечественным сортам ГСМ. Кроме того, отечественная техника значительно — от 3 до 6 раз — дешевле зарубежной, более ремонтопригодна и по критерию «цена-качество» сохраняет конкурентоспособность на рынках России и СНГ.

Отрасль сохранила достаточно высокий научно-производственный потенциал и способна удовлетворять потребности АПК России в основных видах сельхозтехники.

Следует отметить: большинство предприятий сельхозмашиностроения, особенно средние и малые, а также предприятия ВПК и других отраслей, на которых сельскохозяйственная техника не является основным видом продукции, адаптировались к рыночным условиям. Произошло это, прежде всего, благодаря реструктуризации и диверсификации производства и системы сбыта. Выпускаемая ими техника совершенна и обеспечивает потребность сельского хозяйства в количественном и качественном отношениях.

Хуже обстоит дело на крупных специализированных предприятиях, прежде всего на тракторных и комбайновых заводах. Построенные в годы плановой экономики на основе жестких технологических линий, имеющие все виды технологических переделов, но отягощенные содержанием вспомогательной и социальной инфраструктуры, эти предприятия не смогли перестроить свой производственный аппарат, оптимизировать мощности и испытывают в настоящее время острый недостаток оборотных средств и инвестиционных ресурсов. Доля только шести таких крупнейших, так называемых «проблемных» предприятий в общем объеме кредиторской задолженности бюджету составляет более 30 %. Положение осложняется ещё и тем, что выпускаемая ими техника в основном устарела и уступает достигнутому мировому уровню по надежности, комфортности условий труда и экологической безопасности. Лишь одно предприятие — Петербургский тракторный завод — имеет сертифицированную по международным стандартам систему качества продукции.

Основной причиной неудовлетворительного финансового состояния предприятий сельскохозяйственного машиностроения является возникшая в годы реформ громадная диспропорция между имеющимися производственными мощностями и низким уровнем спроса на их продукцию. Как известно, после упразднения прежней плановой системы распределения той же сельхозпродукции между ее потребителями и производителями оказались многочисленные посредники – спекулянты, которые нынче присваивают большую часть создаваемой на селе прибавочной стоимости. В частности, за тонну зерна они платят крестьянам тысячу рублей, а перепродают ее за пять тысяч. Так как основная доля выручки от продаж того же зерна минует село, то и сельхозтехника закупается в мизерных количествах, вследствие чего производственные мощности основных предприятий тракторо- и комбайностроения загружены на 15-20%.

Анализ мирового производства и рынка продаж сельскохозяйственной техники указывает на продолжающуюся концентрацию капитала, но уже при определенном насыщении спроса. Мировой рынок сельхозтехники поделен сейчас между пятью крупнейшими транснациональными компаниями: «Джон Дир», «Кейс», «Нью-Холланд», «АГКО» и «Дойц-Фар». Недавно «Кейс» и «Нью-Холланд» объявили о своем слиянии, что приведет к появлению ещё одной крупнейшей корпорации с годовым оборотом, превышающим 12 млрд. долларов. Деятельность этих корпораций отличает высокая концентрация капитала, широкая номенклатура и качество выпускаемой техники, наличие сбытовых и дилерских сетей и собственных финансовых структур, способствующих продвижению их продукции к потребителю.

Однако снижение объема продаж на традиционных рынках (только «Джон Дир» потерял в прошлом году объем продаж примерно в 2,5 млрд. долларов), вынуждает транснациональные компании искать новые рынки сбыта, среди которых российский является самым привлекательным. За последние два года в России было продано 3 тысячи зарубежных тракторов и комбайнов на общую сумму около 6 млрд. рублей, что соизмеримо с четвертью общих затрат федерального бюджета на господдержку села, но не оказывает заметного влияния на увеличение парка сельскохозяйственной техники. Напомню, на 1 июля 2000г. парк тракторов составил 761,2 тысячи, а комбайнов — 206,3 тысячи штук. Поэтому ориентация на оснащение отечественного АПК импортной сельскохозяйственной техникой малообоснованна. Потребность российского села в тракторах и комбайнах сопоставима с их годовым общемировым выпуском, для чего понадобятся колоссальные финансовые затраты (до 20 млрд. долларов ежегодно) на их приобретение. А это незамедлительно приведет к подорожанию всех продуктов питания.

В этих условиях важнейшей целью отечественного сельскохозяйственного машиностроения является сохранение его доминирующих позиций на внутреннем рынке, при повышении технического уровня, качества и надежности выпускаемой техники. Такая принципиальная позиция положена в основу Стратегии развития тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, реализация которой координируется Минпромнауки. Основополагающими целями Стратегии являются обеспечение АПК высокоэффективной техникой и сохранение господствующего положения — до 85 % — отечественной продукции на внутреннем рынке. При этом предусматривается, что частично потребность в сельхозтехнике будет удовлетворяться также за счет ее поставок из стран СНГ – 10- 12% (Белоруссия, Украина), — и до 5% из стран дальнего зарубежья.

В процессе разработки Стратегии были исследованы три возможных сценария. Для каждого из них оценивались емкость рынка (на основе вариантных прогнозов развития платежеспособного спроса российских потребителей), динамика и пути его насыщения.

Первый сценарий — пессимистический, базируется на экстраполяции сложившихся тенденций без принятия радикальных мер по улучшению ситуации. Ему соответствуют среднегодовые поставки тракторов на уровне 12 тысяч, при списании 60 тысяч, а зерноуборочных комбайнов — соответственно 1 и 16 тысяч единиц. В этом случае к 2005 г. парк тракторов составит 521 тысячу и зерноуборочных комбайнов 126 тысяч единиц, т. е. по сравнению с 1990 г. уменьшится соответственно в 2,6 и 3,2 раза. Технологическая нагрузка на машину возрастет в 2-3 раза, сельскохозяйственные товаропроизводители вынуждены будут перейти на упрощенные технологии (пахота, сев, уборка), посевные площади под зерновые культуры сократятся до 31,5 млн. га (в два раза по сравнению с 1990 г.). Кроме того, производство зерна и мяса снизится соответственно до 38 и 2,5 млн. т (в 3-4 раза по сравнению с 1990 г.), а стоимость поставок продовольствия по импорту достигнет 22 млрд. долларов. Такой сценарий не отвечает задачам продовольственной безопасности России и поэтому был отвергнут.

Второй сценарий — перспективный (оптимистический), предполагает полное удовлетворение потребности сельского хозяйства в машинах ориентировочно к 2015 г. с достижением в 2005 г. оснащенности села техникой на уровне примерно 90% от уровня 1990 г. (см. рис. 1). Наращивание поставок техники сельскому хозяйству предполагается в сочетании с интенсификацией ее использования и снижением списания за счет восстановительного ремонта. Этот сценарий позволяет определить перспективные задачи предприятий тракторного и сельскохозяйственного машиностроения.

Потенциальная емкость рынка соответствует полному удовлетворению технологических потребностей сельского хозяйства и других отраслей в технике (см. табл. 1), что позволит реализовать перспективные технологии, выполнять все объемы работ в оптимальные сроки, снизить потери и повысить качество продукции. Необходимые для этого тракторы и основные виды сельскохозяйственных машин определены на основе разработанной РАСХН в 1996 г. на десятилетний период системы технологий и машин для сельскохозяйственного производства России.

3336

Согласно прогнозу развития АПК на период до 2005 г., разработанному Всероссийским институтом экономики, труда и управления в сельском хозяйстве, предполагается восстановить площадь пашни до 127 млн. га (96,2% от 1990 г.), довести производство зерна до 100,9 млн. т (85,8%), сахарной свеклы — до 31,6 млн. т (98%), мяса (по всем видам скота и птицы) в убойном весе — до 9 млн. т (95,7%), молока — до 54,2 млн. т (95,4%), яиц — до 44,7 млрд. шт. (95,4%). Производство картофеля и овощей составит (с учетом вклада личных подсобных хозяйств) ответственно 148 и 179% от уровня 1990 г.

Необходимыми условиями прогнозируемого развития сельского хозяйства являются внедрение высокоэффективных трудо-, энерго-, материалосберегающих технологий и соответствующих технических средств. В земледелии — это минимальные и нулевые технологические воздействия на почву и растения, совмещение операций и процессов; в животноводстве — опережающее развитие высокопродуктивных отраслей (птицеводства, свиноводства), требующее минимальных затрат времени и средств. Для обеспечения предусмотренных сценарием объемов сельскохозяйственного производства необходимо в 2005 г. за счет поставок прогрессивной высококачественной техники увеличить количество тракторов и зерноуборочных комбайнов соответственно до 1280 и 360 тысяч единиц (порядка 90% от уровня 1990 г.) с соответствующим увеличением числа других сельскохозяйственных машин.

Третий сценарий — оперативный — исходит из прогноза социально-экономического развития России на период до 2002 г., разработанного министерством экономики, которым предусмотрен рост производства продукции сельского хозяйства по сравнению с 1999 г. на 3% в 2000 г., на 6% в 2001 г. и на 10% в 2002 г. (см. рис. 2). Для достижения таких результатов необходимо обеспечить в 2001 г. начало роста парка сельскохозяйственной техники с увеличением его к концу намеченного периода на 3% по тракторам и на 5% по зерноуборочным комбайнам. При этом нагрузка на тракторы и зерноуборочные комбайны, составлявшая в 1990 г. соответственно 94 га пашни и 152 га посева зерновых и увеличившаяся в 1999 г. до 151 и 233 га, сохранится в 2001-2002 гг. примерно на том же уровне, поскольку увеличение парка будет соответствовать росту обрабатываемых площадей.

Таблица 1

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИ НЕОБХОДИМЫЕ ПАРКИ ТРАКТОРОВ И ОСНОВНЫХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ МАШИН И ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ ЕМКОСТЬ ВНУТРЕННЕГО РЫНКА (тыс. шт.)

Наименование видов техники Потребный парк Емкость рынка
Тракторы,всего 3780 384
в том числе:    
— сельскохозяйственные 3325 330
— промышленные 373 40
— лесопромышленные 82 14
Зерноуборочные комбайны 500 40
Кормоуборочные комбайны:    
— самоходные 50 5-6
— прицепные 160 18-23
Плуги тракторные 700 70
Культиваторы 500 50
Сеялки 650 65
Картофелесажалки 18 1,5
Жатки валковые 240 20
Комплексы машин для уборки сахарной свеклы 27,2 2,7
Кукурузоуборочные комбайны и приставки 13 1,3
Картофелеуборочные комбайны и копатели 31 3,1
Льноуборочные комбайны 7,2 0,7
Машины для транспортировки и внесения    
минеральных и органических удобрений 190 38
Машины для химической защиты растений 150 30
Раздатчики кормов для КРС 140 20-25
Доильные установки 160 18-20
Двигатели   475
Компоненты техники, млн. руб.*:    
— топливная аппаратура 1325
— гидрооборудование 5220
— резиноармированные гусеницы 80
— ободья колес 374
— шины 1872
* в ценах на ноябрь 1998 г.    

Оперативный сценарий принят в Стратегии в качестве основного. Он подлежит реализации в короткие сроки и должен предопределить темпы насыщения сельского хозяйства техникой в последующий период, т. е. сроки реализации оптимистического сценария.

Реализация сначала оперативного, а затем оптимистического сценариев позволит существенно повысить уровень технической оснащенности сельскохозяйственных предприятий (см. табл. 2).
Однако возможна и неблагоприятная ситуация, связанная с влиянием факторов неопределенности и нестабильности в АПК. В этом случае темпы роста платежеспособного спроса окажутся более низкими, из-за чего закупки техники в 2002 и 2005 годах соответственно уменьшатся на 10-15 и 20-25% по сравнению с приведенными в табл. 2. Это увеличит намечаемые сроки реализации Стратегии на 1-2 года

Выполнение этих задач требует принятия скоординированных мер на предприятиях, регионах и в Федерации в целом.

Следует отметить, что меры прямой государственной поддержки предприятиям оказались неэффективными, а сегодня они просто неприемлемы. В условиях дефицита финансовых и материальных ресурсов особое значение приобретает использование организационного и управленческого ресурса. Проблема решается интеграционными (создание корпоративных структур) и организационными (создание управляющих компаний) методами. Совокупность этих мероприятий позволит не только повысить инвестиционную привлекательность предприятий благодаря увеличению активов и тем самым залоговой массы, но и увеличить эффективность, качество и технический уровень продукции, достичь оптимизации производства при снижении издержек.

И такая работа уже проводится. Создан вертикально — интегрированный Сибирский машиностроительный холдинг с участием Красноярского комбайнового, Алтайского тракторного и Барнаульского моторного заводов. В развитии ОАО «Ростсельмаш» приняли участие отечественные банковские коммерческие структуры, которыми в 2000 году инвестировано около 500 млн. рублей в производство уборочной техники. По мнению Минпромнауки, эту тенденцию следует развивать и создать аналогичные структуры, в частности, на базе Волгоградского, Липецкого и Владимирского тракторных заводов, расположенных в основных аграрных регионах страны. Министерством также поддерживается инициатива предприятий по созданию координационных структур ассоциативного типа, подобных «Союзагромашу».

В условиях дефицита финансовых ресурсов необходимо продолжить работы по развитию машиностроения в регионах с использованием существующих на местах мощностей специализированных предприятий сельхозмашиностроения за счет привлечения для этого ресурсов регионов, а также по созданию машин высокого технического уровня с привлечением зарубежных инвестиций.

3337

На наш взгляд, взаимодействие с зарубежными компаниями, выпускающими сельскохозяйственную технику, необходимо координировать на государственном уровне. В последнее время они вновь активизировали свои действия. Цель — прорваться на российский рынок любыми средствами, в том числе за счет государственных гарантий. Наша позиция такова: никаких привилегий, привлекать зарубежные компании необходимо только путем создания СП. И такие примеры уже есть в Саратове, Самаре, Стерлитамаке. Идут переговоры с Тульским комбайновым и Липецким тракторным заводами. Привлекательность нашего рынка позволяет нам задавать равноправные условия для зарубежных и российских предприятий.

Требуется также принятие экстренных мер по повышению качества, технического уровня и конкурентоспособности выпускаемых тракторов и сельскохозяйственных машин. Минпромнауки считает необходимым решать эту проблему в рамках среднесрочной федеральной программы по созданию и освоению нового поколения техники для села с незамедлительным вовлечением для этого имеющихся резервов.

Следует заметить, что разрабатываемая Минсельхозом с 1996 года программа «Техника для продовольствия России» до настоящего времени не согласована в установленном порядке и в перечень федеральных программ, предусмотренных к финансированию из федерального бюджета в 2002 году, не включена.

Минпромнауки предусмотрено в 2001 году финансирование создания наиболее массовых видов техники – колесных тракторов классов 3 и 1,4 в объеме 8 млн. рублей. Однако это не решает всех проблем. Для разработки минимально необходимого комплекса приоритетных видов сельхозтехники необходимо вложить 2,7 млрд. рублей. А в отсутствие соответствующего программно-целевого документа распыляются и без того крайне ограниченные ресурсы. Так, производство косилок организовано на 17 предприятиях, рулонных подборщиков — на 10.

Принятие упомянутой общефедеральной программы позволит сконцентрировать средства предприятий, регионов и центра, избежать их распыления и нерационального расходования.

Вместе с тем следует внедрить в производство новые высокоэффективные машины, разработка которых завершена: трактора Т-250 Алтайского тракторного завода, семейства тракторов ВТ-100 Волгоградского тракторного завода, пропашного трактора ЛТЗ-155 Липецкого тракторного завода, новых поколений комбайнов «Дон», «Руслан» и «Простор» Ростовского, Красноярского и Тульского комбайновых заводов. Но для демонстрации их качества необходимо усовершенствовать действующую систему сертификации сельскохозяйственной техники. Ведь сертификация сейчас проводится лишь на подтверждение соответствия требованиям безопасности и защиты окружающей среды без учета потребительских свойств сельхозтехники.

В связи с этим требуется повысить роль технических условий в создании сельскохозяйственной техники. Согласно Государственного стандарта «Технические условия», устанавливающего общие правила построения, согласования и утверждения технических условий, они разрабатываются проектировщиком или заказчиком продукции. Техусловия должны содержать полный перечень обязательно контролируемых показателей, в том числе таких, как наработка на отказ, расход ГСМ и другие. К сожалению, подобные требования заказчиком обосновываются нередко чисто формально. Поэтому в соответствующих государственных стандартах необходимо конкретизировать и в чем-то ужесточить качественные показатели сельскохозяйственной техники. Такую работу мы начали проводить вместе с Госстандартом и Минсельхозом.

Известно, что затраты на поддержание в работоспособном состоянии имеющейся техники, её своевременный ремонт и восстановление оказываются в 5-6 раз меньше стоимости приобретения новой техники. Но сейчас заказы на закупку запасных частей составляют всего 5,1% объёма производства продукции сельхозмашиностроения. При повышении производства запчастей до уровня 1991 года — 15,5 %, или 3 млрд. рублей,- удастся восстановить работоспособность не менее 45 — 48 тысяч комбайнов. А за 3 млрд. рублей можно приобрести лишь три тысячи новых комбайнов. Машиностроительные предприятия, в том числе и конверсионные, готовы принять участие во внедрении в АПК имеющихся передовых технологий ремонта и восстановления быстроизнашивающихся деталей и агрегатов их плазменным упрочнением, электронно-лучевой обработкой, наплавкой износостойких материалов.

Для финансовой помощи АПК федеральным бюджетом на 2001 г., в частности, предусмотрено:

  • возмещение разницы процентных ставок по кредитам, полученным сельскими товаропроизводителями в российских кредитных организациях для закупки материальных ресурсов на проведение сезонных работ;
  • направление средств федерального бюджета на увеличение уставных капиталов Российского банка развития в сумме 1 млрд. рублей и Россельхозбанка в сумме 2 млрд. рублей;
  • реструктуризация просроченной задолженности сельхозпредприятий по налогам и сборам, а также по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды;
  • выделение 3 млрд. рублей на пополнение федерального лизингового фонда.

Сейчас предприятия промышленности заключают контракты на поставку селу материальных ресурсов для проведения в 2001 году полевых работ. Предварительные результаты показывают, что с учетом предусмотренных федеральным бюджетом средств, выделенных сельским товаропроизводителям для приобретения необходимой техники, их собственных источников, а также средств регионов в 2001 году ожидаемый уровень платежеспособного спроса на тракторы составит 22 тысячи, а на зерноуборочные и кормоуборочные комбайны — соответственно 9 и 0,6 тысячи единиц.

Для своевременного проведения в 2001 году весенне-полевых и уборочных сельскохозяйственных работ и исключения потерь сельскохозяйственной продукции Минпромнауки России считает целесообразным:

  • перечислить поставщикам 80 % финансовых средств, предусмотренных федеральным бюджетом 2001 года на лизинг сельскохозяйственной техники, в первом полугодии, в том числе до 1 мая — 50 %;
  • разрешить лизинговым компаниям производить первоначальную оплату заводам-изготовителям за поставленную технику в размере до 50 % от её цены;
  • обеспечить выделение средств лизингового фонда лишь на закупку отечественной сельскохозяйственной техники, исключив необоснованную закупку импортной техники, аналоги которой производятся у нас в стране.

Однако любые меры поддержки сельскому хозяйству окажутся эффективными лишь в том случае, если государство создаст условия для роста на селе платежеспособного спроса, в том числе на сельскохозяйственную технику. Этому, в частности, будут способствовать такие рыночные отношения, при которых исключатся возможности обмана и вымогательства выручки у производителей сельхозпродукции. Однако сами по себе такие «пережитки» не исчезнут. Для этого, в первую очередь, необходимо ввести контроль за отпускными ценами. Заслуживает, на наш взгляд, внимания такая мера, как жесткое ограничение – 15-20 процентами – торговой наценки относительно цены, устанавливаемой производителем продукции. Тем самым окажется возможным умерить аппетиты перепродавцов. А чтобы сами товаропроизводители не занижали отпускные цены своей продукции ниже ее себестоимости, в качестве налогооблагаемой целесообразно устанавливать нормативную выручку рассчитанную, исходя из средневзвешенной рыночной цены на данный вид сельхозпродукции в соответствующем регионе. При нарушении этих условий вся дополнительная выручка будет изыматься в доход государства. Таким образом, будут обеспечены условия, при которых и доходы казны возрастут, и сельский труженик сможет получать сполна им заработанное. Тогда у него появятся деньги на приобретение всех необходимых для воспроизводства ресурсов, включая те же тракторы и комбайны.

Иначе говоря, предлагаемые меры увеличения платежеспособного спроса сельхозпроизводителей путем контроля за отпускными ценами позволят замкнуть нынче во многом разорванную воспроизводственную цепочку «товар – деньги – товар», после чего значительная часть денежной выручки от продаж, минуя карманы перепродавцов, потечет к товаропроизводителям, в том числе и на предприятия, производящие сельхозтехнику, чем приумножатся и доходы бюджета. Только так, комплексом макро- и микроэкономических мер, удастся восстановить и развить отечественный парк. И не только его.

Таблица 2

ПРОГНОЗ ПАРКА И ЗАКУПОК ОСНОВНЫХ ВИДОВ ТРАКТОРНОЙ И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ

Наименование видов техники Парк Закупки (на конец года)
2002 г. 2005 г. 2002 г. 2005 г.
Тракторы, тыс. шт. 885 1280 85 200
-количество на 1000 га пашни, шт. 7,1 10    
Зерноуборочные комбайны, тыс. шт. 246 360 35 50
— колич. на 1000 га посевных площадей, шт. 4,7 5,8    
-нагрузка на комбайн, га 213 172    
Картофелеуборочные комбайны, тыс. шт. 15,6 20,4 1 2
-колич. на 1000 га посевных площадей, шт. 35,5 40    
-нагрузка на комбайн, га 28 25    
Кормоуборочные комбайны, тыс. шт. 81,3 160 10 20
-колич. на 1000 га посевных площадей, шт. 5,7 9,8    
-нагрузка на комбайн, га 175 102    
Свеклоуборочные машины, тыс. шт. 16,7 22,5 2,5 3
-колич. на 1000 га посевных площадей, шт. 15,6 16,4    
-нагрузка на машину, га 64 61    
Тракторные плуги, тыс. шт. 291 432 35 90
-нагрузка на плуг, га 427 279    
Культиваторы, тыс. шт. 313 428 30 70
— нагрузка на культиватор, га 415 305    
Тракторные сеялки, тыс. шт. 363 507 30 85
-нагрузка на сеялку, га 294 213    
Доильные установки, тыс. шт. 115 159 15 22
-количество установок на 1000 гол., шт. 9,9 12,8    
Машины для внесения в почву удобрений:        
минеральных, тыс. шт. 36 60 6 12
-нагрузка на машину, га 3116 2012    
органических,тыс. шт. 48,7 107 20 20
-сезонная нагрузка на машину, т 5114 2500    
Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru