Трагедия в Кемерово: очередное катастрофическое эхо развала в стране нормативно-технического регулирования

Виктор Яковлев,

заместитель директора ООО «Дексан»

 г. Шебекино, Белгородской обл.

Трагедия в Кемерово в торгово-развлекательном центре унесла десятки жизней, причём, что самое ужасное, в большинстве своём, детских. Трагедия очередная и, видимо, не последняя, сопровождаемая цветами, свечами, соболезнованиями, трауром, обещаниями тотальных проверок пожарной безопасности в торговых центрах и клятвенными заверениями президента в наказания виновных. Но ведь всё это уже было  и после «Хромой лошади», и после сгоревшего самарского УВД, и после казанского «Адмирала» и других катастроф с человеческими жертвами. Как-то этот печальный ритуал становится привычным для общества, исключая, конечно, родных и близких погибших. Пусть они простят меня за эти вынужденные сравнения. Просто горькая реальность такова, что онагде-то ещё может повториться. Помнится такой итальянский фильм был «Следствие закончено, забудьте»… Так вот, пока раны не затянулись и память свежа, я хочу попытаться найти ответ на мучающий всех вопрос – как это всё могло случиться? Для этого придется отойти от эмоций и обратиться к фактам, о которых обычно не сообщают СМИ.

Бывший санитарный врач России Геннадий Онищенко 26 марта на телепередаче «60 минут», выразив искренние соболезнования родным и близким погибших, произнёс загадочную фразу: «Я бы очень хотел, чтобы здесь стоял господин Абызов».  Михаил Абызов — глава правительственной подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций, министр по делам «Открытого правительства», усиленно добивался сокращения проверок бизнеса, и убедил Дмитрия Медведева «не кошмарить бизнес». Мы не раз слышали от премьера эту формулировку. И такое постановление – о «заморозке» проверок  правительством было принято. Я как-то недавно обращался в Роспотребнадзор с жалобой на действия обслуживающей компании и услышал в ответ: «Нам теперь запретили проверки». У меня и раньше закрадывались сомнения, как это можно оставить бизнес без контроля и проверок. Нет, проверять, конечно,  нужно обязательно, но так, чтобы не мешать.

Понятно, что проверки – палка о двух концах и всё хорошо в меру. С одной стороны, если не контролировать бизнес, начнётся анархия, а, с другой — можно довести бизнес до разорения, а то и до тюрьмы. Как признавался один проверяющий, недостатки можно найти у любого, поэтому им спускают план по штрафам. Да я и сам читал, что в каком-то году контрольным и надзорным службам установили годовой план сбора штрафовна  90 млн. рублей. Вот и крутись. И здесь приходится искать золотую серединку между двумя крайностями, так сказать, компромисс, причём, не только между проверяющим и проверяемым, но и между ведомствами. Не секрет, что выполнить все требования безопасности и экологии можно, если только закроешь производство или бизнес. Вы спросите, какое отношение всё это имеет к трагедии? Сейчас расскажу, откуда корни растут.

В конце декабря 2002г. Госдума приняла роковой закон 184-ФЗ «О техническом регулировании», которым отменялись ГОСТы, точнее, обязательное выполнение их становилось делом добровольным. А вместо ГОСТов планировалось разработать технические регламенты, которые должны были содержать требования не к качеству продукции  и проводимых работ, как в ГОСТах, а лишь к их безопасности,на что отводилось 7 лет! При этом товаропроизводителям разрешалось самим разрабатывать и утверждать Технические условия (ТУ), по сути –свои стандарты. А Технические регламенты разрешалось разрабатывать тоже любому лицу, но утверждать их доверялось только Думе.

Когда я прочитал в еженедельнике АиФ этот абсурд с комментариями соавтора закона А.В. Данилова-Данильяна о реформе технического регулирования и грядущей свободе бизнеса, то схватился за голову и написал в АиФ, что эта свобода будет похлеще отмены ПДД  — Правил дорожного движения, когда на дорогах при действующих ПДД гибнет до 20 тысяч человек в год. Многие специалисты обращались тогда  в правительство и Госдуму, предупреждая, что этот закон приведёт к катастрофам с многочисленными жертвами. В 2006 г. премьер М.Фрадков признал: «Проведена супероперация в интересах наших глобальных конкурентов, и нам предстоит разобраться, кто вверг нас в эту пучину с такой степенью некомпетентности. К 2010 г., когда будут разработаны какие-то технические регламенты, наши конкуренты со своими стандартами будут на Луне».

Вот что писала газета  «Промышленные ведомости» в 2008 г.: «Ничем не обоснованная замена прежней нормативно-технической базы страны, насчитывавшей около 170 000 документов, на не определённое до сих пор количество необходимых технических регламентов, потребует громадных финансовых затрат и отвлекает Госдуму и правительство страны от решения насущных задач. За пять лет после принятия закона было потрачено свыше 800 млн. рублей на псевдореформу технического регулирования и ничего почти не сделано. За эти деньги уже давно можно было обновить стандарты и другие нормативные документы, согласовав их с международными с учётом национальных интересов страны. Но отменить порочный закон не решаются»  (см. «Распиливание бюджетных средств по Закону «О техническом регулировании». – «Промышленные ведомости» № 6, июнь 2008 г.). «

Вы когда-нибудь слышали, чтобы американский конгресс или немецкий бундестаг рассматривал и утверждал технические документы? Я — нет.

Летом 2008 г. был принят Федеральный закон № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», основанный на СНиП 21-01-97, который определял основные положения и общие принципы обеспечения пожарной безопасности. Цель этого технического регламента — защита жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров. Закон устанавливал общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

Теперь самое главное. Введение этого закона имело значительные негативные административно-технические последствия для собственников зданий и сооружений. Регламентом вместо обязательного порядка соблюдения определенных правил пожарной безопасности было введено их добровольное декларирование.  Тем самым основную ответственность обеспечения пожарной безопасности на объектах защиты перенесли на их собственников. Собственники должны были самостоятельно определять какие требования необходимо выполнять на конкретном объекте для обеспечения его пожарной безопасности. Для этого ввели специальную форму — Декларацию пожарной безопасности.

Декларация пожарной безопасности — форма оценки соответствия, содержащая информацию о мерах пожарной безопасности, направленных на обеспечение на объекте защиты нормативного значения пожарного риска. То есть, теперь собственник мог не согласовывать свои бизнес-проекты с МЧС, а просто от себя гарантировать обеспечение требований пожарной безопасности, поскольку оно стало добровольным. После этого стали проверять только выполнение содержимого деклараций. Но упомянутое правительственное постановление временно отменило проверки малого и среднего  бизнеса, включая пожарную безопасность, что и спровоцировало  жертвы в Кемерово. Именно поэтому, скорее всего, истинных виновников трагедии не найдут. Мелочь какую-то, стрелочников, накажут, а погибших «спишут» на несчастный случай. Однако если заглянуть в этот регламент и посмотреть требования пожарной безопасности к помещениям и зданиям, то даже непосвящённому человеку станет ясно, что здание ТЦ «Зимняя вишня» вообще было непригодно для массовых мероприятий.

Понимая, что требования пожарной безопасности не могут быть пущены на самотёк, обеспокоенные региональные службы пожарного надзора неоднократно обращались в МЧС России с соответствующими запросами и предложениями о продолжении действия прежнего СНиП, содержавшего обязательные для исполнения нормы пожарной безопасности.  МЧС России письмом №19-2-11-3075 от 27.07.2015 г. разъяснило, что «согласно положениям ч.4 ст.4 и ч.1 ст.151 «Технического регламента о требованиях пожарной безопасности» должностные лица при проведении государственного контроля (надзора) за выполнением требований пожарной безопасности на объектах защиты, применяют требования (нормы), содержащиеся в СНиПах СССР».

Таким образом, МЧС признало, что, сколько ни выдумывай и  ни изощряйся в модернизации нормативной документации, а лучше советских противопожарных нормативов ничего не придумаешь. А то ведь некоторые губернаторы давят на подчинённых архитекторов и проектантов, что они, мол, цепляются за старые нормы, пора их забыть и выкинуть на помойку, так как  21-й век на дворе. Правительство же РФ вообще разрешило не контролировать несколько лет выполнение малыми и средними предприятиями требований пожарной безопасности. В результате жертвами оказались свыше 60 жителей Кемерово.