Техноэтикет в загоне / Натали Хэнман

 Где бы ни появился нынешний городской житель, везде его сопровождает неизменный шумовой фон, исходящий от различного рода пищалок, верещалок и дребезжалок.
Коммуникаторы, плееры, мобильные телефоны и ноутбуки превратили нас в болтунов и придурков, целиком погруженных в шумы, которыми мы платим за возможность беспрерывного общения. Прогресс высоких технологий оказался таким быстрым, что обогнал наше умение с ними обращаться.

Как рассказывает эксперт по этикету Франсес Эдмондс, изобретение «Правил дорожного движения» понадобилось человечеству лишь тогда, когда машин стало действительно много. Так почему бы теперь, когда у каждого есть мобильный телефон, не выработать в рамках всего общества какой-то единый стандарт, что-нибудь вроде «Правил мобильного общения»?

У каждого из нас наверняка найдется не одно неприятное воспоминание. Разве вам ни разу не писали по SMS «Прошла любовь» или «Вы уволены»; разве никогда в жизни просмотр любимого фильма в кинотеатре не прерывался чьим-нибудь дребезжащим, как старческие кости, звонком; разве никогда так не было, что в автобусе вашу с таким трудом и тщанием подобранную музыкальную композицию влегкую глушит сосед своим громыхающим в наушниках рэпом?

Телефонный оператор T-Mobile провел исследование, в результате которого выяснилось, что сильнее всего «перегрев» от мобильных технологий ощущается на рабочем месте: 62 процента работающих в Великобритании на собственной шкуре испытывают отсутствие у людей нормальных манер обращения с мобильным телефоном. Это исследование доказывает, что развитие технологий делает людей более грубыми, а непродуманное пользование ноутбуками и мобильными телефонами вызывает у собеседников чувство ненужности и безнадежности. Многие даже требуют от своих компаний разработать правила пользования мобильными телефонами на работе.

Коммуникационные волны накатывают одна за другой, так что человек просто тонет в цифровом море одиночества, и понятно почему. Теперь, когда любой разговор то и дело прерывается требовательным писком SMS, электронной почты или телефонного звонка, такой вещи, как «разговор один на один», так же как и общительности, которую подобные контакты в свое время развивали в людях, более не существует.

Перенос из самого центра беседы куда-то на ее задворки, когда собеседника уносит кто-то с того конца телефонной линии, сегодня может произойти совершенно неожиданно. Но, если телефон не звонит или коммуникатор не желает дрожать и прыгать по столу, иногда получается еще хуже: собеседник начинает часто и беспокойно просматривать список сообщений или без конца стучит по кнопке обновления. Или представьте себе полный самолет пассажиров, после долгого полета вдруг как по команде откапывающих в багаже свои мобильники и просматривающих непринятые звонки. Хуже всех из них, кстати, выглядят те, кто таковых не обнаружил, кто включает телефон и видит в ящике пустоту. Как будто для осознания собственной важности или популярности нам обязательно необходимо подтверждение извне.

Если бы вы действительно хотели бы выказать хоть чуточку интереса к тому, с кем разговариваете, будь то начальник, друг-подруга или кондуктор в автобусе, вы бы отключили телефон вообще. Даже отключение звонка — не более чем притворство. Использование виброзвонка — просто еще один способ, используемый надменными начальниками, дабы продемонстрировать свое высокое положение. Как почти неуловимый звук двигателя роскошного «Роллс-Ройса», тихое жужжание на столе уже лучше, чем какой-то там обычный звонок — и все же этот звук раздражает. Если вы действительно такая важная персона, что не можете провести ни часа без контакта с внешним миром, или если вы, может быть, ждете какого-то суперважного звонка и промедление смерти подобно, потрудитесь хотя бы вежливо об этом сказать, прежде чем начинать частную беседу.

Хорошие манеры — это отражение взгляда человека на мир и на то, как чувствуют себя другие. И мобильные телефоны в этом случае лишний раз подчеркивают нашу, в сущности, асоциальность. Отменять встречу или рвать личные отношения через SMS — это проявление эмоциональной слабости, а уж если вы при этом пишете что-нибудь вроде «имхо» или «асап» — совершенно неприкрытая демонстрация неграмотности и того, что на других людей у вас, видите ли, нет времени. Но самое страшное — это смайлики. Можно по электронной почте написать мерзейшее письмо, а потом просто припечатать в конце ’:-(’ — шучу, мол! Тем самым демонстрируется высшее проявление пассивной агрессивности.

Тут кое-кто насмехался над помощниками Кеннета Кларка, говоря, как это, дескать, у кандидата на место лидера консерваторов даже мобильного телефона нет. Кларк сам потом разъяснил: телефон у него, конечно, есть. Просто он не всегда его включает. Если напомнить, что всего в Великобритании 65 миллионов мобильников, то для меня манера Кларка выделяет его в некую особую категорию. И если время, которое он проводит наедине с миссис Кларк, действительно свободно от высоких технологий, значит, в этой особой категории он, по крайней мере, не один. «The Guardian» — Inosmi.ru

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru