Технические регламенты против стандартов. Конституционен ли Федеральный закон «О техническом регулировании»? / Моисей Гельман

Согласно Энциклопедическому словарю «Конституционное право России»,
федеральные законы – это нормативные правовые акты высшей юридической силы. Принимаются они исключительно законодательным органом государственной власти РФ — Федеральным Собранием, либо народом путем всероссийского референдума, причем, согласно п. 1 ст. 76 Конституции РФ, только по предметам ведения Российской Федерации или совместного с ее субъектами ведения, установленным Конституцией. Она закрепляет верховенство федеральных законов на всей территории Российской Федерации (ст. 4, часть 2).

Предметы ведения Российской Федерации регламентированы ст. 71, а предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов — ст. 72 Конституции. Однако, в упомянутых статьях ни техническое регулирование, ни технические регламенты в качестве предметов ведения не значатся. Не означает ли это, что и Федеральный закон «О техническом регулировании», и технические регламенты, которые согласно этому же акту должны приниматься также в виде соответствующих федеральных законов, противоречат Конституции Российской Федерации?

Следует также заметить, что статьей 71 Конституции к предметам федерального ведения отнесены стандарты. Но именно они законом «О техническом регулировании» почему-то превращены в документы добровольного, то есть необязательного, применения, а сам Закон «О стандартизации» отменен. Тем самым стандарты исключены из конституционного перечня обязательных предметов ведения, что тоже противоречит Конституции.

Спрашивается, хватит ли палатам Федерального Собрания политической воли и здравого смысла обсудить конституционную правомочность закона «О техническом регулировании», угрожающего нашим национальным интересам, и отменить его (см. спецвыпуски газеты “Промышленные ведомости № 9, сентябрь 2006 г. и № 2, февраль 2007 г., а также Российскую бизнес-газету от 12. 12. 2006 г.)? Или кому-то для этого придется обратиться в Конституционный суд?

Ведь далеко неспроста Михаил Фрадков на заседании Правительства РФ 13 апреля 2006 г. при обсуждении исполнения, а точнее, неисполнения закона «О техническом регулировании» заявил:
«Проведена супероперация в интересах наших глобальных конкурентов, и нам предстоит разобраться, кто вверг нас в эту пучину с такой степенью некомпетентности. К 2010 г., когда будут разработаны какие-то технические регламенты, наши конкуренты со своими стандартами будут на Луне».

Этот закон, принятый в 2002 г., по сей день так и не заработал. Причина не только в несоответствии его Конституции. Дело еще и в том, что он по сути своей во многом сомнителен, начиная с неверности его названия (см. “Технические регламенты как фальсифицированные отображения стандартов”. – “Промышленные ведомости” № 2, февраль 2007 г.). Думается, проблема не только в терминологических расхождениях с конституционным перечнем предметов федерального ведения…

Российская газета

Приложение «Россиская бизнес-газета» № 615 от 7 августа 2007 г.

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru