Сквозь тернии к московским звездам / Иосиф Зельман

«Великая капиталистическая революция» в России одним махом разрушила прежние правила игры, которые были обязательными для всех слоев общества, но ничего не дала взамен. В результате сегодня предприятия и организации существуют по своим сложным и не всем понятным законам, а аппарат управления — от муниципального до государственного — по своим. Ареалы распространения этих законов, равно как и области интересов той и другой частей нашего общества, до сих пор представляли собой две параллельные плоскости, лишь изредка где-то соприкасавшиеся вопреки законам классической стереометрии. Усилия московских общественных организаций промышленников направлены на изменение этих геометрических закономерностей с целью обеспечения соприкосновений и пересечений этих плоскостей в обоюдных интересах и, в первую очередь, в интересах государства.

Борьба за выживание в условиях жесткого прессинга со стороны естественных монополий объединила Московскую конфедерацию промышленников и предпринимателей и Гильдию московских промышленников с аппаратом управления столицей. В результате были сорваны попытки монополизации рынка нефтепродуктов в Москве. Кроме того, буквально «вытрясена» из Мосэнерго возможность перехода предприятий на более выгодный им одноставочный тариф по оплате электроэнергии. В то же время пока не удается сблизить позиции в вопросах землепользования предприятий.

Введение выкупа права аренды кроме собственно арендной платы, повышение ставок налога за землю в 4,3 раза за один год, нежелание признавать ставки выкупа земли, установленные законом РФ,— все это абсолютно несправедливо в отношении предприятий, которые десятилетиями стоят на своей земле, политой потом и даже кровью их работников, облагораживают эту землю, строят на ней новые производства, сажают газоны и скверы.

РСПП вышел с законодательной инициативой — считать землю выкупленных или выкупаемых предприятий собственностью коллектива владельцев без всяких дополнительных оплат. Конечно, можно отчасти понять и муниципалов — даже самым неангажированным чиновникам трудно найти золотую середину между тяжелым бременем оплаты предприятием за землю, на которой оно стоит, и возможностью сохранения его как стабильно функционирующего и развивающегося налогоплательщика — недополучить средства в бюджет Москвы страшновато, уничтожить серьезный завод — сегодня, слава богу, подсудно!

Менее антагонистические, но все же очевидные противоречия существуют в вопросе горзаказа. Пресловутые 10% максимально допустимой разницы между стоимостью продукции московских и немосковских предприятий, закрепленные к тому же законодательно Мосгордумой, душат московского производителя. Одна только стоимость потребительской корзины в Москве напрочь уничтожает возможность конкуренции нашей продукции с немосковской. Но я абсолютно уверен — никто никогда серьезно не обосновывал, каков же реальный выигрыш столицы от выполнения муниципальных заказов московскими предприятиями. Главная его часть содержится в структуре цены любой продукции или услуг. Все виды налогов, кроме подоходного, а также налоги от продавцов материалов и комплектующих изделий, изготавливаемых или даже только приобретаемых в Москве, оплата коммунальных услуг, оплаты во внебюджетные фонды и многое другое следует учитывать в виде выигрыша города от покупки произведенных в его границах товаров и услуг. К этому добавляются подоходный налог с работников предприятия или организации, налоги с торговых, увеселительных, культурных организаций, банков, в которые эти работники ежемесячно несут свои деньги. Покажите мне того гения и, безусловно, потенциального Нобелевского лауреата в области экономики, который просчитал все это плюс то, чего я не учел, получив те самые уже упомянутые 10%. Кстати, интересно было бы узнать, какую долю в них занимает стоимость погашения социальных взрывов рабочих московских предприятий, разваливающихся в отсутствие заказов, в то время как один только строительный комплекс столицы мог бы обеспечить сотни заводов Москвы заказами на свою комплектацию?

До настоящего времени большинство московских предприятий было в состоянии решать только часть комплекса задач, стоящих перед заказывающими департаментами мэрии, что бывало одной из причин, хотя и не главных, отказа от их услуг. Сегодня предлагается участие общественных организаций промышленников и предпринимателей как комплексных подрядчиков при выполнении крупномасштабных и интегрированных по задачам работ, дифференциация которых производится уже внутри подрядчика по видам деятельности в рамках заказа. Для каждого конкретного цикла работ создается временный коллектив предприятий, способный осуществить весь цикл. При этом могут привлекаться как мощности основного производства, так и вспомогательных — ремонтных, строительных и других служб предприятий. Ясно, что путь к взаимопониманию достаточно труден, но не безнадежен. В конце концов, марксистский тезис о единстве и борьбе противоположностей достаточно плотно впаян в нашу память. Потому, в конечном итоге, мы рассчитываем на безусловное достижение консенсуса, который для узкого круга избранных, не стыдящихся великого русского языка, я осмелюсь назвать согласием.

Главная задача, стоящая сегодня перед Москвой,— техническое перевооружение хотя бы важнейших для страны и города промышленных предприятий. «Враг народа № 1» А. Б. Чубайс прав в одном — только энергоэкономичные и высокопроизводительные производства сегодня имеют право на жизнь. Другого нам не дано. Правы и мы — власти должны дать возможность предприятиям зарабатывать на техперевооружение. Если не стоит задача превратить центр научно-технической мысли и высоких технологий в пародийный гибрид Вашингтона, Нью-Йорка и Лас-Вегаса, мы должны объединить усилия всех, кто хочет сохранить и улучшить сегодняшнюю столицу великой России. Мы живем в старинном, великом и юном городе, дышим его не очень чистым воздухом, видим одно и то же небо. Так давайте вместе решать его старые и новые проблемы. Вспомним слова героя любимого многими мультфильма: «Ребята! Давайте жить дружно!»

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru