Санкции ударили по Уралвагонзаводу

Санкции против России ощутимо ударили по крупнейшим российским предприятиям. Не стал исключением и Уралвагонзавод. Как заявил генеральный директор УВЗ Олег Сиенко, на фоне проблем в мировой экономике предприятие испытывает значительные трудности с финансированием, а в связи с санкциями вынуждено приостановить ряд крупнейших международных проектов. «Нас подкашивает сегодняшняя экономическая ситуация в стране. Мы находимся в неприятных санкционных условиях. Сейчас стало тяжело с финансированием, поскольку основные наши банки-кредиторы, которые поддерживают нас не только в инвестиционных программах, но и в программах поддержки балансового наполнения средств, – все они попали в санкционные списки», – рассказал Олег Сиенко.

Еще год назад казалось, что позиции УВЗ пошатнуть невозможно. Уралвагонзавод – одно из крупнейших предприятий страны, он  играет одну из первых ролей не только в экономике, но и в политической жизни региона. Достаточно вспомнить хотя бы то, что бывший начальник цеха УВЗ Игорь Холманских после публичной поддержки Путина на президентских выборах совершил головокружительный карьерный прыжок и был назначен на пост полпреда президента в УрФО. Сегодня Уралвагонзавод вынужден приостановить ряд крупных международных проектов в связи с введенными санкциями. В частности, приостановлена работа с американской компанией Caterpillar, с которой еще год назад было подписано соглашение по разработке и строительству магистральных локомотивов. Аналогичная судьба постигла и соглашение с канадской компанией Bombardier, с которой Уралвагонзавод планировал создать совместное предприятие по производству поездов для метрополитена.

По словам Олега Сиенко, доходность предприятий корпорации упала практически до нуля и ситуацию усугубляет не только внешнеполитическая обстановка. Сиенко уточнил, что в России падает спрос на вагоны и основная причина в том, что подвижной состав не списывался уже долгое время. «Большая беда, что нет планового списания вагонов. Нам, конечно, не хотелось бы иметь причины почтить минутой молчания кончину вагоностроения, поэтому нам пришлось создать «УВЗ-Логистик». То, что мы наполняем ее вагонами, и позволяет работать Уралвагонзаводу», – заявил Сиенко.

Выгодные для компании меры оказались не совсем приемлемы для федерального правительства. Заместитель министра транспорта РФ Алексей Цыденов рассказал, что последние два года на рынке вагонов наблюдается перенасыщение: во-первых, из-за сокращения перевозок, а во-вторых, из-за того, что потребители научились эффективнее использовать вагоны и перевозить больше грузов на меньшем количестве транспорта. «Решением вопроса развития вагоностроения будет являться списание старых вагонов. Но надо понимать, что здесь присутствует баланс интересов в основном пользователей транспортных услуг. Любые инвестиции в новые вагоны, в конечном счете, закладываются в стоимость перевозки грузов, в тариф на проезд в транспорте. Ограничивающий фактор – покупательная способность», – отметил Цыденов.

Таким образом, правительству приходится балансировать между интересами крупных промышленников, то есть того же УВЗ, и потребителей. Производителям вагонов уже пошли навстречу: в стране введен новый техрегламент, по которому срок службы вагонов может быть продлен только после модернизации. То есть процедура стала сложнее, и у вагоностроителей появилось больше шансов продать свою продукцию.

Пока УВЗ справляется с ситуацией своими силами, используя новые разработки. Прошедший в Нижнем Тагиле транспортный салон «Магистраль» стал своеобразным бенефисом корпорации. На выставке были представлены образцы других компаний, но количество машин различных подразделений УВЗ затмевало остальные. «Уралтрансмаш» даже представил новый модернизированный вагон, более приближенный к реальности, чем космический R1, показанный на Иннопроме. Трамвай этот сейчас проходит испытания в Нижнем Новгороде, и по словам мэра Нижнего Тагила Сергея Носова, скоро появится и на родине корпорации.

«Нужно подготовиться к вызовам, за черной полосой всегда белая, надеемся, что кризис закончится. В 2015 году мы перейдем на полностью инновационную продукцию, расстанемся с легендарной «соткой», – рассказал Олег Сиенко. Он рассчитывает на поддержку со стороны государства, но прямо об этом не говорит: «рассматривается проект с госгарантиями», «субсидии от государства – это важный шаг», «мы постоянно держим в напряжении Минтранс». Зато в выступлениях полпреда президента в УрФО Игоря Холманских и свердловского губернатора Игоря Куйвашева УВЗ всегда первый в ряду компаний, успешно работающих в отрасли, даже в импортозамещении: новый трамвай, например, сделан только из российских комплектующих.

Что будет дальше не знает никто.

Ольга Балюк

ИА «Федерал Пресс» 

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru