Русские идут на Сити / Терри Макалистер

К концу года российские компании собираются увеличить свое представительство на Лондонской фондовой бирже до 2,5 млрд. фунтов. Некоторые инвесторы встречают это с воодушевлением, но возникают опасения, не разразится ли скандал, который подорвет репутацию Сити. Российское ОАО «Пятая оптовая генерирующая компания » (ОГК-5) – последний новичок в ряду компаний, разместивших свои ценные бумаги.

Они были выпущены по максимальной предполагавшейся цене, и, как сообщается, цена выставленных на продажу бумаг превысила первоначальную сумму подписки в шесть раз. Крупнейшая Трубная металлургическая компания также получила крупный доход от продажи глобальных депозитарных расписок (ГДР) в Лондоне, собрав почти 500 млн. фунтов. Подобный выпуск акций сулит выгоды российскому правительству и другим инвесторам. Также он означает крупные доходы для инвестиционных банков Сити и юристов, помогающих осуществить выпуск ценных бумаг.

Однако среди институциональных инвесторов растет беспокойство по поводу стандартов корпоративного управления, и появляются опасения по поводу возможного скандала вокруг российских фирм. Ряд критически настроенных ведущих британских институциональных инвесторов в прошлом году обратился к Лондонской фондовой бирже с просьбой ужесточить правила для новых компаний, приходящих на рынок, однако, без особого успеха.

Питер Батлер, сотрудник инвестиционной компании Governance for Owners, говорит: «У лондонского Сити возрастают проблемы с репутацией, поскольку складывается впечатление, что индивидуальных вкладчиков заставляют самостоятельно оценивать новых игроков на рынке».

Мощная полемика в СМИ вокруг выпуска акций нефтяной группы «Роснефть», получившей большую часть своих активов из рук конкурирующей компании ЮКОС при необычных обстоятельствах, как ожидалось, снизит энтузиазм по поводу появления российских ценных бумаг. Однако успех этих продаж, которому способствовала покупка долей такими успешными компаниями, как British Petroleum, свидетельствует, скорее, о росте интереса к ним в Лондоне, чем о падении.

ОГК-5, обеспечивающая около 6% российской электроэнергии за счет электростанций в Москве и других городах, установила цену за свои ценные бумаги в 9 центов – это высокий показатель, при том, что предполагаемая цена размещения составляла от 7,6 до 9,5 центов. Эта цена позволила компании улучшить финансовые показатели, увеличив доходы за 2006 год в 20 раз. Для сравнения, в среднем подобные компании на развивающихся рынках увеличивают показатели в семь раз, а их западные конкуренты – в восемь.

Дмитрий Скрябин, аналитик управляющей компании «Атон», говорит, что данная цена необоснованна. «Инвесторы, приобретающие эти акции, рассчитывают, что стратегические инвесторы повысят номинальную стоимость акций и поднимут цены», – считает он.

Помимо традиционно сильных отраслей российской экономики, таких как тяжелая и нефтегазовая промышленность, выпуск своих ценных бумаг планируют также фармацевтические компании («Фармастандарт») и застройщики. Планируют продажу акций и компании из республик бывшего СССР, в числе которых казахская нефтегазовая группа «Казмунайгаз» и крупнейший банк Казахстана «Казкоммерцбанк», а также межотраслевой конгломерат «Евразийская промышленная ассоциация».

Аналитики «Альфа-Банка» считают, что российские компании хотят добиться увеличения общей прибыли от продажи ценных бумаг до 2,5 млрд. фунтов всего за два следующих месяца. Аналитики признают, что это станет серьезной проверкой доверия инвесторов к России.

Хотя большинство западных инвесторов оптимистично оценивают перспективы развития страны при динамичном, пусть и авторитарном управлении Владимира Путина, их беспокоят споры с зарубежными инвесторами, подобные конфликту вокруг Shell.
Один из крупнейших промышленных инвесторов Великобритании, компания Cooperative Insurance Society, выразила опасения в связи с приходом российских и восточноевропейских компаний в Лондон.

Она отказалась от предложения о покупке акций «Казахмыса», казахской группы по добыче меди, и «Роснефти». Иэн Джонс, глава отдела инвестиций CIS, говорит: «Как можно это истолковать? Люди, вкладывающие в них деньги, – это спекулянты, а не вкладчики».

Но с этим согласны не все. Елена Шэфтон, управляющая восточноевропейским фондом компании Jupiter Asset Management в Лондоне, уверена, что российские компании, достигли больших успехов, в частности, в развитии стандартов управления. По ее словам, эти изменения во многом произошли после предъявления налоговых претензий к ЮКОСу, которые привели к банкротству этой нефтяной группы и отправке в сибирскую колонию ее учредителей.

«Многие сырьевые компании в прошлом не платили налогов и занимались трансфертным ценообразованием, но дело ЮКОСа столь сильно напугало компании, что они изменили методы работы и улучшили корпоративное управление».
В целом российские фирмы похожи на остальные, говорит она. Инвесторам необходимо понимать их отчетность и оценивать силу менеджмента, подчеркивая мощь российской экономики, которая приведет к появлению новых кандидатов на размещение ценных бумаг в Лондоне. Когда в СМИ разгорелись споры об акциях «Роснефти», ей не показалось, что это отпугнет инвесторов. «Да, был негативный пиар, но нет, он не повлияет на инвесторов».

Российские компании не обязаны ужесточать собственное корпоративное управление, открывать информацию об исполнительных платежах и менять структуру совета директоров. Это не нужно, поскольку компании выпускают глобальные депозитарные расписки, а не акции. ГДР предъявляют более низкие требования к раскрытию информации и корпоративному управлению, нежели акции.

Батлер убежден, что Лондонской фондовой бирже следует проводить четкое различие между фирмами, которые признают и не признают единый кодекс корпоративного управления. Однако Лондонская фондовая биржа, кажется, не торопится что-то менять и отвергает обвинения в стремлении заполучить новые компании любой ценой, заявляя, что предпринимаются «достаточные меры предосторожности». The Guardian – Inopressa.ru

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru