Рост российской экономики потерялся при транспортировке

Лоскутное одеяло макроэкономической статистики, которое старательно вышивают Росстат и Минэкономразвития, продолжает трещать по швам и распадаться на отдельные, не связанные между собой куски. По итогам третьего квартала, согласно Росстату, рост российской экономики ускорился почти вдвое — с 0,9%, до 1,7%. А в октябре вышел на рекордные в этом году 2,2%, сообщило МЭР в оперативном докладе.

Осенний «рывок» обеспечили промышленность и ускорение оптовой и розничной торговли — в сумме они дали 1,2 процента  прибавки к ВВП. В результате годовой прогноз МЭР, который еще летом казался несбыточным, к ноябрю оказался выполнен в точности: за 10 месяцев экономика прибавила 1,3%, как и обещал Владимиру Путину тогдашний глава ведомства Максим Орешкин. При  том, что добыча нефти упала на 1,2%, а газа — на 4,1%, общий промышленный рост ускорился за счет фабрик и заводов обрабатывающего сектора, которые нарастили выпуск на 3,7%. С двузначной скоростью, согласно Росстату, подскочило производство компьютеров, медицинского оборудования, автобусов и локомотивов. На 6,6% выросло производство продуктов питания, на 7% — бензина, на 9,8% — удобрений. Неясным, впрочем, куда делись все произведенные промышленностью товары.

Грузооборот транспорта, согласно Росстату, вместо роста сократился на 0,2%, причем перевозки коммерческих грузов рухнули на 5,6%. Динамика перевозок — это очень хороший индикатор реального уровня деловой активности в российской экономике, говорит директор аналитического департамента «Локо-Инвест» Кирилл Тремасов: согласно Росстату, коммерческий грузооборот сокращается весь год, что «ставит под большое сомнение показатели промышленного роста».

Из статистики следует, что промышленность де-факто работает «на склад». Сентябрьский опрос Института Гайдара показал, что больше половины предприятий — 52% — жалуются на проблемы с реализацией продукции. Внутренний спрос сжимается из-за низкой покупательной способности населения, реальные доходы которого остаются на 9% ниже докризисных уровней, а по экспортным заказам бьют торговые войны и замедление мировой экономики.

В результате российская экономика оказалась в ситуации ускоряющейся промышленной дефляции, указывает главный аналитик Промсвязьбанка Денис Попов: предприятия вынуждены снижать цены на продукцию, причем это касается не только экспортеров, завязанных на котировки мировых сырьевых рынков, но и обрабатывающей промышленности, работающей на внутренний спрос.

Еще один индикатор, который ставит под сомнение промышленный «рывок» — это спрос на рабочую силу, указывает Тремасов: в октябре потребность в работниках (количество размещенных вакансий на бирже труда) снизилась на 0,8% (в сентябре было -0,4% гг). «Годовая динамика этого показателя ушла в отрицательную область впервые с весны 2016 года. Переход этого индикатора в отрицательную область всегда являлся предвестником кризиса в экономике», — предупреждает эксперт.

Портал finanz.ru

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru