Российский рынок геофизических услуг

В. В. Лаптев, директор по развитию геофизического приборостроения ОАО НПФ «Геофизика» г. Уфа Я. К. Нуретдинов, первый заместитель генерального директора ООО «ТНГ-Групп» г. Бугульма

За десятилетия экономических преобразований российский геофизический комплекс пережил жёсткие испытания: дезинтеграцию мощных отраслевых геофизических структур, «освобождение от непрофильных активов», акционирование с приватизацией, неконтролируемый запуск на внутренний рынок иностранных компаний, тотальное прекращение инновационного и инвестиционного финансирования со стороны государства и нефтегазовых компаний. Хотя при этом он и понёс значительный урон, однако выстоял и приобрёл ценный опыт выживания в конкурентной борьбе с мировыми геофизическими лидерами. Геофизическая наука, приборостроение и образование России не только сохранили и упрочили свой потенциал, но даже при скудных финансах смогли обеспечить конкурентоспособность отечественного сервиса. Назрела необходимость перехода от стихийного к цивилизованному геофизическому рынку с соблюдаемыми всеми участниками правилами и нормами отношений.

Главными проблемами, над решением которых необходимо сосредоточить усилия геолого-геофизического сообщества, являются ликвидация негативных последствий от самоустранения государства, владельца недр, от регулирования геофизического рынка, низкие цены на геофизический сервис, поглощение геофизических активов иностранными компаниями, интеграция геофизического сервиса, низкий уровень инвестиций и инноваций. Для их решения крупные геофизические компании и ведущие геолого-геофизические общества в марте 2012 г. образовали Объединённый комитет по совершенствованию российского геофизического рынка, члены которого разработали дорожную карту поэтапного создания регулируемого геофизического рынка. Вот ее основные положения.

Включение государства в регулирование геофизического рынка. Государство является собственником недр, выдаёт недропользователям лицензии на разведку и разработку месторождений, утверждает запасы и проекты разработки месторождений, осуществляет надзор за рациональным и экологически безопасным использованием недр. Само государство может выступать в роли заказчика поисковых или разведочных геофизических работ. Оно по определению заинтересовано в качественной информации о состоянии минерально-сырьевой базы страны, в конфиденциальности этой информации в целях обеспечения государственной и энергетической безопасности.

В решении всех этих вопросов отечественные геофизические компании, независимо от форм собственности, являются для государства важнейшими партнёрами. Включение государства в отношения недропользователь – геофизическая компания позволит гармонизировать эти отношения на рынке, смягчить диктат и давление со стороны нефтегазовых компаний, установить на рынке прозрачные, цивилизованные отношения.

Смена приоритетов и мотивации тендерных комитетов. Затраты на геофизический сервис, к примеру, в 2011 г. составили лишь 4% (80 млрд. рублей) от общих инвестиций в нефтегазовый комплекс в размере 2 трлн. рублей. Качественная, то есть достоверная геофизическая информация позволяет открывать месторождения с меньшими затратами, повышать эффективность разработки нефтегазовых залежей, бурения и ремонта скважин, экономя таким образом немалые средства.

Объединённый комитет предлагает аккредитовать при Федеральном агентстве Роснедра Геофизический центр по метрологии, который должен будет обеспечивать в масштабе страны единство геофизических измерений с целью получения качественной информации о минерально-сырьевых ресурсах и состоянии их разработки. Как во всех цивилизованных странах, при Роснедрах должен быть создан Государственный банк первичной информации о недрах. Это позволит, наряду с решением других задач, повысить требования к качеству передаваемой в банк геофизической информации. Реестр поставщиков качественных геофизических услуг. Разрабатывается стандарт добровольной аттестации организаций на право проведения геофизических исследований и работ на территории Российской Федерации и порядок оценки их компетентности. После введения в действие этого стандарта орган сертификации проводит по заявкам геофизических компаний аттестацию и выдаёт сертификат компетентности, на основании которого компания может быть включена в Реестр поставщиков качественных геофизических услуг. Далее Роснедра рекомендует недропользователям при проведении тендеров допускать к участию прежде всего компании, вошедшие в указанный Реестр. Ценовая политика недропользователей в отношении компаний геофизического сервиса.

Геофизика является наукоёмкой и высокотехнологичной сферой нефтегазового сервиса. Для обеспечения её конкурентоспособности необходимо вкладывать значительные финансовые средства в инновации, оснащение новой техникой и технологиями. Компания Schlumberger, например, тратит только на НИОКР около 2 млн. долларовсут., а Китай на финансирование НИОКР в области каротажа предоставил своим разработчикам на безвозвратной основе 10 млрд. юаней на 5 лет.

В России за годы работы в рыночных условиях ни государство, ни недропользователи на развитие отечественной геофизики не потратили ни копейки. Напротив, эгоистическая ценовая политика нефтегазовых компаний в отношении отечественного геофизического сервиса поставила его на грань выживания. Для устранения реальной угрозы перехода России в полную технологическую зависимость от иностранного геофизического сервиса, отечественные нефтегазовые компании и государство должны создать режим наибольшего благоприятствования для российских геофизических компаний, независимо от их форм собственности.

Рентабельность качественного геофизического сервиса таких компаний не должна быть менее 20%. Необходимо разработать и профинансировать государством и нефтегазовыми компаниями целевую программу повышения конкурентоспособности российской геофизики. Такие меры позволят окрепнуть отечественной геофизике, геофизической науке и приборостроению, и вернуть утраченные позиции на внутреннем и мировом рынках. С этой целью по заданию Объединённого комитета разрабатываются региональные расценки, сметные нормы и тарифы с учётом современной техники и технологии геофизических работ. Консолидация геофизических активов и создание крупных корпораций. Такие попытки со стороны государства предпринимались неоднократно, однако должного успеха не имели. Более успешно решает эту проблему частный капитал. Активизация иностранного сервиса по поглощению отечественных геофизических активов не оставляет времени для манёвра. Не следует забывать, что геофизический сервис является носителем стратегической информации о состоянии минерально-сырьевой базы страны и играет ключевую роль в обеспечении энергетической безопасности России. В США и Китае по этой причине присутствие на их рынках иностранного сервиса ограничивается 3-5%. В России американские корпорации контролируют уже около 35% геофизического рынка. Поэтому необходимо объединить усилия государства и крупного российского капитала в создании крупных многопрофильных корпораций нефтегазового сервиса, способных вернуть под свой контроль внутренний рынок и занять достойное место на глобальном рынке. Китай с такой задачей справился блестяще. Саморегулирование геофизического рынка. Созданный геолого-геофизическим сообществом Объединённый комитет по совершенствованию геофизического рынка состоит из представителей руководства ведущих геофизических компаний, которые не могут в силу своей должностной занятости уделять много времени работе на общественных началах. В соответствии с действующим законодательством эту работу можно было бы поручить саморегулируемой организации (СРО). Для адаптации федерального закона «О СРО» к особенностям геофизического рынка требуется внести в него поправки, суть которых по аналогии со строителями связана с обязательным лицензированием участников рынка. Гласность. Принято решение о перепрофилировании журнала «Геофизический вестник» в бизнес-журнал, освещающий проблемы геофизического рынка с анализом и результатами его мониторинга, представлением участников рынка, информацией о работе тендерных комиссий, выступлением специалистов нефтегазовых и сервисных компаний, представителей власти, учёных и приборостроителей. Всё это будет способствовать установлению на рынке прозрачных, цивилизованных отношений. Предложенная дорожная карта при относительно малых финансовых затратах будет способствовать:

— росту энергетической безопасности Российской Федерации благодаря выполнению геофизических работ отечественными компаниями и ограничению при этом доступа иностранного сервиса к информации о потенциале и состоянии минерально-сырьевой базы страны;

— обеспечению технологической независимости нефтегазового комплекса России от иностранного сервиса и возвращению интегрированных отечественных компаний на глобальный рынок высокотехнологичных геофизических услуг. Потенциальный доход от экспорта этих услуг может составлять $ 10-15 млрд. в год;

— переводу экономики России с сырьевого на инновационный путь развития с созданием дополнительно более 100 тысяч высокооплачиваемых рабочих мест; — снижению социальной напряжённости среди специалистов нефтегазового сервиса;

— активизации взаимодействия геофизического и оборонно-промышленного комплексов в создании конкурентоспособной техники и технологий для освоения арктического шельфа России, информационного сопровождения разработки сланцевого газа и нефти, гидроразрыва пластов и горизонтального бурения скважин.

В решении предложенных геолого-геофизическим сообществом задач гармонично сочетаются интересы государства, отечественной нефтегазовой отрасли и сферы геофизических услуг. Дело в консолидации усилий.

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru