Россия спотыкается на пороге IPO / Эндрю Крамер

В начале этого года российские компании рассчитывали заработать миллиарды долларов на размещении акций, используя страсть инвесторов к новым рынкам. Планировалось 25 размещений – почти вдвое больше, чем в 2005 году. Однако эти планы столкнулись с реальностью.

Государственная нефтяная компания «Роснефть» начала год с объявления о намерении заработать 20 млрд. долларов, осуществив крупнейшее размещение, и обойти телекоммуникационную компанию NTT DoCoMo, заработавшую в 1998 году на IPO 18 млрд. долларов. Но теперь ожидается, что «Роснефть» заработает около 10 млрд. долларов, когда выйдет на рынок в июле.

В апреле агентство Morgan Stanley отказалось от участия в сделке с акциями от имени мясоперерабатывающей компании «Черкизово Груп» из-за спора о цене компании.
Недавно сеть телеканалов CTC Media Inc. стала первой российской компанией, зарегистрированной в Nasdaq, но лишь после снижения цены акции с 16-18 до 14 долларов, рекомендованных ее гарантами Morgan Stanley и Deutsche Bank. Среди двух десятков российских компаний, планирующих выйти на открытые торги, «будут паршивые овцы, которые портят все стадо», заявил исполнительный директор банка «Уралсиб» Ричард Огдон, выразив страхи всех инвесторов.

Неуверенное движение России отличается от успехов ее конкурента, Китая. В день, когда состоялся дебют CTC Media, Банк Китая заработал 9,7 млрд. долларов на крупнейшем в мире размещении акций за шесть лет. Это наводит на мысль, что российские компании выходят на открытые торги слишком рано, исходя из неверных посылок или завышая цену своих акций, отмечают критики. Инвесторы задают также вопросы, указывая на непрозрачность в отчетности некоторых российских компаний и их несоответствие стандартам корпоративного управления.

Например, нынешней зимой офшорный энергетический посредник, компания Rosukrenergo, ведущая сделки «Газпрома» с Туркменией и Украиной, заявила, что планирует размещение акций, хотя она окружена такой завесой секретности, что в справочниках нет даже номера ее телефона. Что касается «Роснефти», то компании досталось имущество, отобранное у ЮКОСа в ходе налогового конфликта 2004 года, и угрозы исков со стороны акционеров ЮКОСа ослабили энтузиазм, хотя резервы компании почти не уступают резервам Exxon Mobil.

К концу нынешнего года 25 российских компаний, вероятно, разместят свои акции — в прошлом году их было 13, а в 2004 году – шесть.

За десятилетие после распада СССР всего 13 российских компаний разместили свои акции. Другие российские компании, которые участвуют в торгах, выпустили акции во время приватизации начала 1990-х годов, когда правительство придумало ваучеры, чтобы продать государственное имущество, и оно сосредоточилось в руках маленькой группы богатых собственников.
Среди российских компаний, которые вышли на открытые торги через размещение, а не приватизацию, 70% не достигают показателей российского биржевого индекса, хотя лишь немногие потеряли в цене, говорится в обзоре, опубликованном Deutsche Bank в апреле.

Одной из таких компаний была Amtel-Vredestein, производящая шины, которая переоценила свой потенциальный рынок и завысила стоимость акций во время размещения. Это одна из причин нынешних опасений инвесторов.
В прошлом году Россия заняла восьмое место среди развивающихся экономик по количеству размещений акций, отстав от Израиля и Польши. Но по критерию стоимости акций Россия заняла второе место с 5,2 млрд. долларов, отстав лишь от Китая с его 19,4 млрд. долларов.

Ожидается, что в этом году российские размещения принесут 17,5 млрд. долларов, хотя многое зависит от того, что произойдет с IPO «Роснефти». «В этом году активность размещений резко выросла, – заявил Харви Савикин, управляющий инвестиционного фонда Firebird Management в Нью-Йорке. – Мы в этом не участвуем, но рады, что у людей есть такая возможность». Савикин отметил, что его беспокоит «цена, которую требуют компании, извлекая выгоду из высокой ликвидности» российских ценных бумаг.

Эрик Краус, аналитик Nikitsky Russia Fund, высказался откровеннее: «Владельцы компаний неожиданно обнаруживают у себя активы и стремятся обналичить свою долю. Движущей силой размещений в значительной мере является жадность, и это не самый привлекательный момент для инвесторов, желающих вложить средства в ту или иную компанию».                                                                                   The New York Times — Inopressa.ru

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru