Россия раздумала поднимать автопром собственными средствами? / Сергей Сенинский

Российский АвтоВАЗ может перейти под контроль альянса автомобильных компаний Renault и Nissan в течение 2-3 лет, заявил Сергей Чемезов, руководитель госкорпорации «Ростехнологии», одного из трех главных акционеров крупнейшего российского автозавода.

О том, что нынешняя доля международного франко-японского автомобильного альянса в «АвтоВАЗе» с нынешних 25 процентов может быть увеличена до контрольного пакета акций, ранее заявил руководитель Renault-Nissan Карлос Гон после встречи с премьер-министром Владимиром Путиным. Renault-Nissan может выкупить долю в «АвтоВАЗе» у российской инвестиционной компании «Тройка Диалог», которая, как у самого альянса и у госкорпорации «Ростехнологии», составляет сейчас 25 процентов. Предварительные переговоры ведутся уже почти два года. В случае успешного завершения сделки крупнейший в России производитель легковых автомобилей окажется под зарубежным контролем.

Еще в начале 2000-х  такое казалось просто немыслимым. Российское государство было уверено, что сможет поднять национальный автопром собственными силами лишь с небольшой помощью со стороны зарубежных компаний. Но в итоге от этой идеи отказались. Правда, лишь в отношении производства легковых автомобилей, напоминает аналитик по машиностроению из банка «ВТБ-Капитал» Владимир Беспалов:

– Первым «поворотным» пунктом можно, считать соглашения о режиме «промышленной сборки», которые подписывались до 2007 года и определяли льготные условия сборки зарубежных автомобилей в России. Окончательное решение было принято в результате мирового экономического кризиса. В принятой в начале этого года стратегии развития российского автопрома говорится, что государство намерено развивать сегмент легковых автомобилей с помощью зарубежных компаний,  вплоть до передачи соответствующих российских активов под контроль иностранцев. Однако производство автобусов и грузовых автомобилей государство по-прежнему относит к стратегическим секторам экономики. Оно готово сотрудничать с иностранными производителями в этих сегментах, но под контроль иностранных производителей ключевые активы в них передаваться не будут.

Но даже по мере расширения в России производства зарубежных моделей легковых автомобилей или совместно разработанных, как планируется на АвтоВАЗе,  в обозримом будущем его ориентируют, в первую очередь, на внутренний рынок. Если говорить о каком-то экспорте легковых автомобилей, то, скорее, на рынки СНГ. Экспорт в другие страны маловероятен, – считает Беспалов.

Соглашения о «промышленной сборке» иностранных автомобилей в России предусматривают постепенную локализацию здесь же производства комплектующих к ним. При локализации производства комплектующих ключевой фактор – крупные объемы, которые делают производство автозапчастей прибыльным бизнесом. Однако спрос после кризиса восстанавливается медленно. Руководитель автомобильной практики по России и СНГ международной аудиторской и консалтинговой компании Ernst & Young Иван Бончев отмечает, что политика государства в отношении локализации производства комплектующих несколько изменилась:

– Видно, что объемы производства иномарок в России относительно малы. Даже вместе взятые зарубежные производители иномарок в России пока недостаточно интересны большинству поставщиков комплектующих. Увеличение доли альянса Renault-Nissan в «АвтоВАЗе» до контрольного пакета акций само по себе интересно для зарубежных производителей комплектующих. Но, разумеется, самая главная предпосылка локализации – это объемы производства автомобилей. Даже если сделка по увеличению доли Renault-Nissan в «АвтоВАЗе» не состоится, альянс все равно давно планировал включение российского завода в собственную глобальную систему по закупкам комплектующих для новых моделей, выпуск которых начнется в конце будущего года, – говорит Бончев.   Радио Свобода

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru