Россия может остаться без кукурузы / Петр Косов

Генсек ООН признал, что рост цен на продовольствие в мировом масштабе поставил под удар все достижения, которых до сих пор удалось добиться в деле борьбы с голодом и недоеданием. Члены «Большой восьмерки» ищут способы ликвидировать продовольственную опасность.

Тем временем цены на кукурузу выросли уже до рекордных 6 долларов за бушель. С января маис подорожал почти на 30%, вслед за ним дорожает кукурузный сироп, что ударит по всему рынку конфет и безалкогольных напитков. Удар будут держать производители альтернативного топлива, которым кукуруза нужна для этанола.
А власти США заявили, что американские фермеры, крупнейшие поставщики кукурузы в мире, вырастят ее на 8% меньше, чем в прошлом году. Это значит, что США недодадут 26-27 млн. тонн товарной кукурузы.

Мир производит (по данным 2007 года) порядка 780 млн. тонн кукурузы в год, из них 330 млн. — в США, 145 млн. — в Китае, 78 млн. — в Европе, и всего 3 млн. тонн у нас в России. При этом в США 81 млн. тонн кукурузы в год идет на производство биоэтанола, в остальных странах еще 10-12 млн. Таким образом, порядка 100 млн. тонн в год из 789 млн. тонн идет на производство биоэтанола, т. е. примерно восьмая часть мирового производства кукурузы выводится из оборота продовольствия.

А еще кукуруза нужна на корм скоту, чтобы у человека было на столе мясо, и для производства многих других видов продовольствия. Поэтому продовольственный дефицит в 2008 году может быть просто катастрофическим. Это голод, если хотите. Точнее, его мощная угроза. Как следствие, резкий рост цен на кукурузу.

Учитывая, что Россия производит всего 3 млн. тонн кукурузы, а потребляет 10 млн., то есть основную часть покупает, можно говорить о серьезной проблеме. Семь миллионов, которых недостает России, взять будет негде. Если не будут приняты экстренные меры по увеличению объемов производства кукурузы в России как за счет пустующих площадей (40 млн. га), так и за счет перераспределения посевных площадей внутри уже существующего объема, можно будет забыть об устремлениях правительства по увеличению объемов производства мяса в России, а также таких жизненно важных продуктов как крахмал, патока, и др.

Однако если посмотреть на настроения отдельных сельхозпроизводителей, которых в буквальном смысле слова запугали страховые компании с ангажированными ими предсказателями погоды, то увеличения кукурузных площадей пока не планируется. Напротив. Скажем, в Ростовской области, где в конце 1980-х годов было засеяно кукурузой свыше 800 га земли, в этом году кукурузный клин едва ли достигнет 300 га. Не наблюдается успокаивающих тенденций и в Волгоградской области. А один Краснодарский край не сможет закрыть потребность в кукурузном зерне.

Между тем дефицит кукурузы может расти. На западные закрома, как уже говорилось, можно не надеяться — Америка напрочь закрыта для России. Что касается Венгрии и Румынии, их резервы будут скорее использованы Евросоюзом. Немного кукурузы может дать Украина. Легко предположить, что Украине будет предпочтительнее продавать ее странам Западной Европы, нежели России.

Между тем сложнейшая ситуация, возникшая в мире, может стать для российских фермеров тем редким шансом, который выпадает раз в 100 лет. Цены на кукурузу и подсолнечник — 10 и 24 рубля соответственно — уверенно приближаются к сказочным. Погода также обещает поддержку: дожди в мае и влажный июнь. Такой благоприятный случай для посевов кукурузы и получения необыкновенной прибыли очень редок.
Жаль будет, если Россия не воспользуется шансом вырастить свой золотой кукурузный початок и укрепить позиции агродержавы.

Петр Косов, президент группы компаний «АгроЗемИнвест»

Ростов-на Дону


Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru