Реформаторы РАО «ЕЭС» у разбитого корыта / Абрам Козлодуев

В  бурном информационном потоке пресс-службы РАО «ЕЭС России» время от времени появляются сообщения, которые неожиданно раскрывают истинную сущность проводимых в энергохолдинге преобразований.

Вот цитата из газеты «Ведомости» от 24 октября 2006 года: «В течение ближайших пяти лет необходимо построить больше 40 электростанций и увеличить производство электроэнергии в четыре раза, говорит Марита Нагога, начальник департамента по работе со СМИ РАО ЕЭС. Эту задачу не решить без привлечения специалистов старшего поколения, отмечает она. Для проектирования и организации строительства новых электростанций понадобились люди, которые занимались подобными проблемами в 1980-х, – добавляет Нагога».

Чуть раньше, 19 октября , на ту же тему высказались «Известия» в материале «Держим газовую паузу»: «На прошлой неделе глава РАО «ЕЭС» Анатолий Чубайс, находясь в Астане, озвучил расчетную оценку необходимых затрат на инвестиционную программу по вводу генерирующих мощностей до 2010 года. Из уст главы РАО «ЕЭС» прозвучала внушительная сумма — 81 миллиард долларов. Инвестиционный план стал поводом обсудить стратегические вопросы развития отрасли.

Вопрос даже не в том, хватит ли этой суммы, учитывая, что Россия 15 лет практически не строила новых электростанций, а сейчас энергопотребление растет быстрее стремящегося к удвоению ВВП, а в том, как она будет освоена. Надежда на руку рынка, который, увидев спрос, тут же подтянет мощности, вызывает сомнения. Рост объемов ввода энергомощностей в ближайшее пятилетие запланирован трехкратный относительно 2001-2005 годов. Но, как заявляют эксперты, оценивающие возможность, например, выполнения программы «Доступное жилье», предполагающей «всего» двукратный рост, на ее осуществление не хватит строительно-монтажных мощностей, а также мощностей индустрии строительных материалов.

В то же время квалифицированных кадров в области энергетического строительства осталось на рынке совсем мало — сказались десятилетия невостребованности. Так что «подтягивать» в общем-то некого, а времени на разгон рынка нет — новые энергомощности нужны были еще вчера. По мнению Сергея Моложавого, генерального директора ОАО «Технопромэкспорт», «неготовность инжиниринговых структур к освоению такого объема рынка — реальная угроза инвестиционным планам РАО «ЕЭС».

Статья в «Известиях» и особенно слова Нагоги означают фактическую констатацию в одном случае и признание в другом краха всей деятельности нынешнего руководства РАО «ЕЭС России» в целом и председателя его Правления, в частности.
Получается, что в компании – монополисте на сегодняшний день не осталось специалистов, способных спроектировать и организовать строительство новых электростанций!

Собственно, «Ведомости» в самом начале своего материала сами иллюстрируют этот тезис: «Опыт людей в предпенсионном возрасте может вновь оказаться востребованным российскими работодателями. Пришло время снова браться за работу, которой в стране почти никто не занимался более 10 лет».

Можно, конечно, спросить, а чем же занималось руководство компании все эти годы? Компании, одной из основных целей которой, как звучит один из пунктов ст. 3 ее Устава, является обеспечение надежного функционирования и развития Единой энергетической системы России, включая изолированные энергосистемы.

Но к чему какие-то еще вопросы? Понятно, что совсем другим: увеличением прибыли, как можно более быстрым выводом на биржу акций дочерних компаний, созданных в процессе реформирования, опционной программой для сотрудников и топ-менеджеров – да мало ли чем… Справедливости ради надо сказать, что в уставном перечне целей компании получение прибыли тоже значится. Но значится чуть ли не на последнем месте, что вполне естественно для электроэнергетики, учитывая социальную составляющую этого производства (слово «бизнес» употреблять как-то не хочется).

И еще один вывод следует из слов М.Нагоги и публикации «Известий»: фактическое признание краха всей политики отечественных «либеральных» реформаторов, начиная с 1992 года; политики финансовой, производственной, кадровой – какой угодно.
Но один из вопросов остается пока без ответа: «Захотят ли те специалисты, которые, оказавшись невостребованными, покинули или вынуждены были покинуть РАО «ЕЭС России», вернуться в эту компанию?».

Впрочем, старые кадры отличались и отличаются несколько иной мотивацией. И вполне вероятно, они ринутся в бой, окрыленные тем, что они, еще относительно не старые, энергичные и опытные люди, нужны той отрасли, которой всегда готовы были посвятить свою жизнь. Эти люди станут просто работать, в очередной раз спасая страну от губительных последствий очередных экспериментов безответственных реформаторов.

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru