Проблемы подготовки специалистов для ОПК / Б. А. Виноградов

д. т. н., профессор

В «Основах политики Российской Федерации в области развития оборонно-промышленного комплекса» определены такие, в частности, приоритетные задачи как создание единой системы подготовки, переподготовки и закрепления кадров, включающей необходимые для этого меры экономического стимулирования, и расширение использования для образовательных целей базы самих предприятий ОПК.

Низкий уровень заработной платы на предприятиях оборонного комплекса привел к потере престижности трудиться на них и серьезным кадровым потерям. Особенно остро проблема стоит в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах, где имеется много хорошо оплачиваемых вакансий вне ОПК.

Слабый приток молодых специалистов и плохие материальные возможности для их последующего закрепления на предприятиях привели к «разрыву поколений» из-за утери знаний, навыков и опыта при старении и уходе на пенсию высококвалифицированных кадров прежних поколений.

Отсутствие стимулов и возможностей для притока и закрепления молодежи на предприятиях ОПК особенно сказывается в конструкторско-технологических областях деятельности. Многолетние «реформаторские» усилия Минобрнауки РФ не дают положительного результата, и поэтому, в частности, возникла громадная диспропорция между потребностью промышленности в специалистах и способностью отечественной системы образования своевременно готовить кадры требуемой квалификации – от рабочих специальностей до ученых-исследователей.

В советское время большое значение в профессиональном обучении рабочим специальностям играли учебные центры на самих производствах. Падение объемов производства в ОПК в 1990-е годы привело к существенному сокращению как прямых заказов предприятий на подготовку рабочих кадров, так и финансовой помощи с их стороны для этих целей. Недостаточное финансирование и крайне слабая материально-техническая база большинства ПТУ, готовивших кадры для отраслей народного хозяйства, в том числе связанных с ОПК (машиностроение, радиоэлектроника, металлообработка и др.), привели к резкому уменьшению выпуска промышленных рабочих.

Существенное влияние на ситуацию оказали снижение рождаемости населения, рост наркомании и малолетней преступности, потеря престижности начального профтехобразования. Появилось прочно укоренившееся в среде молодежи представление о бесперспективности этого уровня образования как образования для бедных.

В 2000-2005 годы подавляющее большинство ПТУ было передано в ведение регионов, что привело к дальнейшему сокращению их числа, уменьшению количества обучающихся и перепрофилированию и нацеленности на быстрое удовлетворение сиюминутных потребностей рынка образовательных услуг. Следует отметить и отсутствие действенного контроля и реальной помощи со стороны федеральных органов управления.

Тем не менее, при сохраняющихся общих тенденциях в ряде регионов и крупных городах страны, в первую очередь, в Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде, осуществляется целенаправленная поддержка этого уровня профессионального образования. Там в значительной мере сохранились база, кадры и направления подготовки тех ПТУ, которые остались в структуре ряда крупных оборонных предприятий или тесно взаимодействовали с ними.

В среднем профессиональном образовании при перепрофилировании многих техникумов и колледжей на подготовку экономистов, юристов, менеджеров и т. п. также резко уменьшился выпуск специалистов для отраслей материального производства. Многие из них перешли на ускоренное — за 3-3,5 года — получение студентами высшего образования на базе среднего профессионального.

Произошла потеря отраслевой направленности большинства средних учебных заведений, ранее ориентированных на подготовку кадров для отраслей народного хозяйства, в частности ОПК, возрос в них объем платного обучения, и уменьшилась престижность этого уровня профтехобразования.

Вместе с тем сокращаются потребности народного хозяйства в специалистах с дипломом «техник», происходит интеграция колледжей с вузами и переход части техникумов в структуру вузов в качестве колледжей. Из-за низких зарплат и пенсий в техникумах работает много преподавателей-пенсионеров. Стареет и материально-техническая база. Однако федеральными органами управления не выработана целенаправленная позиция о дальнейшем существовании, преобразовании или развитии техникумов. Они практически сохранились только в России и Германии.

В 1990-е годы также резко снизились объемы финансирования государственной сферы высшего образования. Законодательно закрепленный принцип власти: «Мы не можем дать вам денег, мы дадим вам свободу» привел не только к широкой автономии вузов и переименованию большинства из них в университеты и академии, но и к росту объемов платного образования со снижением во многих из них качества подготовки специалистов.

Практически во всех государственных вузах, ранее ориентированных на подготовку кадров для ОПК, создание новых факультетов — экономических, юридических и других, неинженерных, специальностей привело не только к резкому увеличению количества платных студентов, но и перепрофилированию вузов. Характерный пример — Тульский государственный университет (ранее Тульский политехнический институт). Этот вуз в советское время в значительной степени был ориентирован на подготовку кадров для ОПК. Ныне это многопрофильный классический университет, в котором удельная доля студентов, обучающихся специальностям, связанным с ОПК, значительно уменьшилась.

Платное образование дает вузам дополнительный доход, равный или больше бюджетного финансирования, и позволяет существовать, но без возможности обновлять материально-техническую базу.

Потеря отраслевой направленности вузов, являвшихся в СССР ведущими учебными заведениями для министерств «девятки», открытие в них непрофильных специальностей, кафедр и факультетов, значительная доля «платных» студентов, потеря традиционных баз для практики студентов и многие другие факторы привели к снижению требовательности и качества подготовки специалистов для ОПК.

Слаба и материально-техническая база многих технических вузов, они не обладают современными лицензионными программными продуктами по проектированию изделий, моделированию физических процессов, и прочими средствами, необходимыми при подготовке специалистов для передовых и наукоемких отраслей. Низкая оплата труда, нередко недостаточная квалификация и старение преподавательского состава, снижение общественного статуса ученого-педагога, разрастание управленческого и вспомогательного персонала усугубляют ситуацию.

В то же время, превращение в университеты ведущих технических вузов, привело к усилению фундаментальной подготовки студентов, что позволило удержать достаточно высокий уровень образования. Некоторые российские университеты перешли к форме сотрудничества с предприятиями, получившей название «стратегическое партнерство». Такая схема, развивающая известную систему московского физтеха (базовых кафедр), реализована в последние годы в Санкт-Петербурге, где Электротехнический университет организовал стратегическое партнерство с ведущими радиоэлектронными предприятиями. Интересная инновационная система создана в МИЭТе (Зеленоград).

При совместной разработке учебных программ эти вузы стараются учитывать требования потребителей — предприятий отрасли. На предприятиях-работодателях создаются базовые кафедры, учебно-научные лаборатории, студенческие конструкторско-технологические бюро, различные центры и т. д.

Многие преподаватели, являясь ведущими экспертами в области автоматизации технологических процессов, проектирования изделий, разработки управляющих программ и т. п. вместе со студентами участвуют в производстве наукоемкой продукции. Промышленность и ведущие вузы объединяют силы, при этом фундаментальное образование остается за традиционной системой профессиональной подготовки кадров, а корпорации подключаются на последних курсах.

Развитие международных связей ведущих вузов привело к постоянному мониторингу качества образования в них. Промышленность требует от вузов адаптации к быстро изменяющимся условиям, которые диктует конкурентная среда и международная интеграция проектировщиков и производителей различной продукции. Совершенно очевидно, что вузы должны обеспечить опережающее образование, чтобы не оказаться на обочине технического прогресса.

Это не только российские, но и мировые тенденции развития образования. Так, например, за последние 15 лет в Соединенных Штатах закрылось около ста колледжей, предлагавших четырехгодичные образовательные программы. За тот же период число корпоративных университетов выросло там с 400 до 2000.

Крупные IT-бизнес – структуры активно создают корпоративные университеты.
На наш взгляд, в обозримом будущем корпорации не смогут заменить исторически существующие научные школы, которые сконцентрированы в государственных университетах и дают серьезное фундаментальное образование.

Даже при значительном общем падении уровня преподавания и исследований, многие вузовские научные школы не только сохранились, но и произошла их интеграция с институтами РАН, отраслевыми НИИ. Опыт показывает, что базовые (корпоративные) кафедры, используя многолетнюю научную базу вузов, за счет тесной работы с предприятиями и при их существенной финансовой поддержке, могут создать образовательные программы, позволяющие готовить специалистов, отвечающих современным требованиям.

Поскольку инновационное развитие экономики возможно только благодаря целенаправленным мерам, предпринимаемым, в первую очередь, государством, начинает изменяться его отношение к высшей школе. Наметились и сценарии подхода к современной подготовке высококлассных специалистов. Вот два из них, наиболее предпочтительных на мой взгляд.

Сценарий 1. Восстановление системы дополнительного профессионального образования для целевой переподготовки и повышения квалификации специалистов, требуемых для разработки приоритетных образцов новой техники в рамках государственной программы вооружений. Для этого нужно провести комплексный анализ нынешнего кадрового обеспечения ОПК, разработать концепцию и программу формирования современной системы повышения квалификации специалистов, создать пилотные центры, отработать организационные и экономические механизмы, принципы взаимодействия различных структур и т. д. После апробации пилотных проектов можно будет подготовить необходимую нормативно-правовую базу.

Сценарий 2. Современные тенденции развития профессионального образования в мире связаны с созданием многопрофильных крупных университетских комплексов. Поэтому, наряду с восстановлением и развитием системы дополнительного профессионального образования, необходимо будет приступить к проработке вопроса создания федеральных университетов ОПК как составной части создаваемой сети федеральных университетов.

При этом возникает множество проблем, для решения которых потребуется создание соответствующей нормативно-правовой базы. Очевидно, что необходимо будет законодательно решить, в частности, вопросы государственного распределения выпускников и выделения им жилья. По мнению ряда специалистов, подобные университеты не должны иметь «коммерческих» студентов.

Не стану высказывать подробно свое мнение о предпочтительности того или иного сценария из их множества. Отмечу лишь, что если думать о будущем, то надо создать образцы высшей школы будущего. Принятие решения И. В. Сталиным о создании МИФИ и МФТИ, как и Наполеоном — Политехнической школы, позволили не только обеспечить оборонные отрасли страны высококвалифицированными кадрами, но осуществить опережающее развитие этих отраслей и системы образования страны в целом. Это решение на многие годы подняло на высокий уровень планку требований к качеству подготовки специалистов в ведущих отечественных вузах.

Без четких стратегических целей бессмысленны любые реорганизации вузов. Сейчас необходимо четко понять, зачем и как проводить их реорганизацию. В законе «Об образовании» понятие «государственный статус образовательного учреждения» (тип, вид и категория) определяется в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ.

Представляется целесообразным в понятии «категория» выделить «федеральные исследовательские университеты» и «федеральные университеты». Нами предложено создать федеральные исследовательские университеты с использованием базы ведущих научных учреждений РАН. Их функционирование может быть подобно федеральным (национальным) лабораториям в США. На наш взгляд, это одна из эффективных форм интеграции науки, образования и промышленности.

В обоснование сказанного приведу пример из области нанотехнологий. В последние десятилетия в РАН, некоторых отраслевых НИИ и вузах проведены исследования по целенаправленному изменению структуры и свойств материалов на молекулярном и надмолекулярном уровнях и возможности использования этого эффекта в различных областях науки и техники. Комплексность исследований различных объектов в схеме «состав-структура-свойства-технология» требуют объединения усилий, и подобный опыт координации накоплен в Академии наук.

Развитие исследований (экспоненциальный рост научно-технологических работ в этой области за очень короткое время) требует быстрого обновления знаний, поэтому нужен исследовательский университет. Задача подобных академических исследовательских университетов обеспечить научно-технологический прорыв и опережающую подготовку научных кадров для наукоемких технологий будущего.

Последующая коммерциализация полученных результатов требует создания соответствующего инновационного бизнес-окружения такого университета и его тесной связи с промышленностью. Такой путь обеспечивает прорывы в развитии наукоемких междисциплинарных исследований и ведет к разработке передовых технологий, чем всегда отличались оборонные отрасли.

Очевидно, федеральный исследовательский университет должен быть небольшим по численности студентов, но со значительным числом магистрантов, аспирантов и докторантов. Интересный проект такого академического исследовательского технологического вуза с использованием базы Санкт-Петербургского научного центра РАН и активным участием вузов пробует воплотить в жизнь Нобелевский лауреат, академик Ж. И. Алферов.

Важно четко понять различия и стратегические цели создания таких вузов, а также учитывать необходимость решения различных проблем, в том числе, в наметившейся политике обеспечения инновационного развития страны. Приведу частный, но интересный пример.

На построенной недавно на Дальнем Востоке Бурейской ГЭС, которая является достижением отечественной гидроэнергетики, работают выпускники местных амурских вузов. Но там нет «свежих» выпускников Московского энергетического, С-Петербургского политехнического и других ведущих энергетических вузов страны. Это не случайность, а тенденция, вызванная односторонним перемещением абитуриентов из регионов в ведущие, как правило, столичные вузы. Сложилась также практика отъезда молодых людей для учебы за рубежом и их последующего там оседания.

Конечно, это естественные процессы, связанные с интеграцией страны в мировое экономическое и социально-культурное пространство. Лучшие выпускники школ будут покидать свои регионы, что, очевидно, может привести к закреплению отставания и дальнейшему их ослаблению, особенно отдаленных.

Характерен пример Дальнего Востока, теряющего население, причем государственные решения по переселению соотечественников не улучшают ситуацию. Поэтому необходимо, чтобы федеральные университеты способствовали привлечению и закреплению в отраслях и регионах живущих, окончивших школу и работающих там молодых людей, путем их целевой подготовки, переподготовки и повышения квалификации молодых специалистов – инженеров, техников и рабочих.

Важнейшие проблемы интеграции науки образования и промышленности в структурах нарождающихся федеральных университетов, их нацеленность на конечный результат требуют детального рассмотрения. Промышленные корпорации, объединения и предприятия должны не только создавать базовые кафедры и центры в вузе, но стать в некотором роде управляющими кампаниями таких университетов, формируя заказы на кадры, НИР-ОКР и контролируя их выполнение.

Необходимо отметить, что прежде в отечественной оборонной промышленности помимо вузов существовали хорошо развитые отраслевые институты переподготовки и повышения квалификации кадров. В процессе экономических преобразований были разрушены межотраслевые и внутриотраслевые связи Институтов повышения квалификации, многие из них перепрофилировались под текущую конъюнктуру рынка труда.

А из-за деградации системы дополнительного профессионального образования фактически утрачена возможность оперативной постановки новых образовательных программ по направлениям, востребованным высокотехнологичными производствами ОПК. Это усложнило адаптацию обороной промышленности и науки к новым условиям разработки и производства приоритетных образцов высокотехнологичного и интеллектуального и их кадрового обеспечения.

В последние годы в ОПК предприняты меры по сохранению и развитию кадрового потенциала, но кардинальных изменений не произошло, что свидетельствует о системном характере проблемы. В качестве концептуальной основы предлагаются следующие решения:

— восстановление и развитие системы дополнительного профессионального образования;

— создание и развитие системы корпоративных вузов в ведущих крупных объединениях и предприятиях ОПК по типу заводов-втузов с подготовкой и распределением на работу специалистов-практиков на базе бакалавров и техников;

— формирование научно-образовательных центров в прорывных направлениях развития техники и наукоемких технологий на базе ГНЦ, ведущих ОКБ и НПО с подготовкой и распределением на работу магистров и специалистов, а также подготовкой кандидатов и докторов наук.

Все это в сочетании с организационно-финансовыми механизмами планирования и экономического стимулирования позволит создать общефедеральную комплексную систему подготовки и переподготовки кадров для ОПК с учетом территориального распределения предприятий. Создаваться система должна поэтапно.

На первом этапе надо осуществить отбор и поддержку соответствующих пилотных центров (корпоративные вузы, научно-образовательные центры и учреждения дополнительного профессионального образования), а также соответствующих образовательных проектов. В пилотных центрах должны быть разработаны современные образовательные методики с привлечением для этого высококлассных специалистов предприятий и вузов.

На втором этапе необходимо будет проанализировать результаты первого этапа, после чего разработать соответствующую нормативно-правовую базу и принять решение о создании полноценной системы.

На третьем этапе надо будет завершить формирование системы и провести точечное финансирование новых направлений подготовки и переподготовки кадров.

Подключение к решению этих задач инженерных и научных кадров производственных предприятий, а также конструкторско-технологических и научных организаций, обеспечивающих выполнение государственного оборонного заказа, будет способствовать устойчивому развитию кадрового потенциала ОПК.

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru