Проблемы и перспективы отечественного перестрахования / Алексей Лайков

Российский рынок перестрахования характеризуется нестабильностью при его недостаточной развитости, что обусловлено, прежде всего, недостаточной развитостью и неустойчивостью самой системы прямого страхования в нашей стране.

Подлинная картина состояния дел вуалируется тем, что в последние годы наблюдался определённый рост показателей российского страхового рынка. За 2004-2006 годы общий сбор страховых премий увеличился на 32,5%, в том числе в 2006 г. – на 23,2%.

Такая динамика была обусловлена скачкообразным ростом операций по нерисковому обязательному медицинскому страхованию (на 115% в течение 2004-2006 годов), значительным ростом страховых сумм в сфере имущественного страхования юридических лиц (в течение 2003-2005 годов средняя страховая сумма по договору добровольного страхования выросла втрое), заметным увеличением в 2006 г. числа страхователей ОСАГО среди юридических лиц вследствие появления финансирования у ранее не страховавшихся бюджетных предприятий и организаций регионального и муниципального уровня, а также беспрецедентным ростом импорта легковых автомобилей в 2006 г. (в 1,6 раза в стоимостном выражении) и, соответственно, ростом автокредитования и связанного с ним вменённого страхования, осуществляемого, как правило, по завышенным тарифам.

В свою очередь, рост бюджетного финансирования расходов на обязательные виды страхования и рост расходов отдельных категорий потребителей на добровольное страхование определялись главным образом благоприятной конъюнктурой сырьевого экспорта и изменениями в распределении поступающих от него доходов.

Это стало особенно заметно в 2006 г., когда, по сравнению с предыдущим периодом, на 35% (с 20 до 27 дол. США за баррель) была повышена цена отсечения доходов от нефтяного экспорта и на внутренний рынок был вброшен дополнительный объём нефтедолларов. Эти изменения привели к росту бюджетных доходов и платёжеспособности ограниченной группы потребителей, и тем самым повлияли на динамику показателей страхового рынка. Но она не была обусловлена развитием самого рынка страхования и расширения его воспроизводственной базы.

Это подтверждается продолжающимся снижением доли страховых взносов в ВВП: в 2004 г. она составляла 2,81%, в 2005 г. – 2,27% , в 2006 г. – 2,25%. Страхование в стране развивается пока инерционно, следуя за колебаниями макроэкономической конъюнктуры.

Спонтанный рост страховых сумм в индустриальном секторе экономики, вменённое страхование, непосредственно зависящее от состояния потенциально кризисного рынка потребительского кредитования, и бюджетное финансирование расходов на обязательное страхование, которое критически зависит от колебаний внешнеэкономической конъюнктуры, не могут расцениваться как факторы устойчивого роста страхового рынка. Такое качество роста, к сожалению, не может гарантировать участникам рынка и потенциальным инвесторам стратегически значимой положительной динамики.

Сложность ситуации на отечественном страховом рынке породила и проблемы перестрахования. При ограниченности и невысоком качестве клиентской базы рост капитализации отечественных поставщиков перестраховочных услуг и увеличение ёмкости размещаемых за рубежом перестраховочных программ защиты их портфелей приводят не столько к повышению качества перестраховочной защиты, сколько к обострению конкурентной борьбы за передел узкого рынка.

Это ведёт к проявлениям демпинга, коррупции, снижению эффективности перестраховочных операций и, в конечном счёте, к подрыву доверия к отечественному перестрахованию в целом, что, в свою очередь, существенно ограничивает возможности импортозамещения в перестраховочной деятельности.

Пока качество роста рынка прямого страхования будет оставаться низким, коррупция в страховании и перестраховании, скорее всего, преодолена не будет. Ведь главным содержанием рыночных отношений в условиях стагнации клиентской базы является передел рынка, а главным орудием такого передела (помимо демпинга и захвата источников воспроизводства с использованием административного ресурса) является коррупция.

Узость рынка прямого страхования негативно отражается на перестраховочных операциях. Те отдельные поставщики, которые испытывают сегодня удовлетворение от роста объёмов перестрахования, должны более внимательно анализировать его источники. Во-первых, это скачкообразный рост страховых сумм, во-вторых, «трофейное» освоение клиентской базы тех экспоставщиков, которые уходят с рынка.

Действие этих факторов краткосрочное, а в части роста страховых сумм — фиктивное. Основой для привлечения серьёзных инвесторов такое качество роста перестраховочных операций стать не может: узкий, стагнирующий рынок неустойчив, подвержен постоянному переделу и поэтому не привлекателен для долгосрочных инвестиций.

Очевидно, что отечественный страховой и перестраховочный рынки нуждаются в расширении своей воспроизводственной базы за счёт вовлечения в сферу обслуживания новых групп потребителей. При этом следует учитывать, что макроэкономическая конъюнктура, за которой следует отечественный страховой и перестраховочный рынок, не всегда будет такой, какой была в 2006 г., когда отечественная экономика достигла пика доходов от сырьевого экспорта, ставших, в свою очередь, основой неравномерного роста платёжеспособного спроса на страхование.

Прогнозы МЭРТа и Центра стратегических разработок при Правительстве РФ говорят, что в среднесрочной перспективе отечественной экономике и, соответственно, отечественным потребителям страховых услуг придётся столкнуться с серьёзными ограничениями. При сохранении нынешней социально-экономической политики остановка роста мировых цен на нефть и рост импорта могут привести в 2009 г. почти к обнулению торгового и платежного балансов России.

Это, в свою очередь, вызовет ослабление рубля, которое приведёт к бегству капиталов и остановке роста ВВП. Такое развитие событий может стать причиной резкой девальвации рубля и системного кризиса экономики, который охватит предпринимательский сектор, банковскую систему, и негативно отразиться на состоянии внутреннего спроса.

Хотя в прогнозы девальвацию рубля пока не закладывают, при сохранении нынешней экономической политики возможности обеспечения диверсификации экономики и её избавления от сырьевой зависимости остаются небольшими. Может затормозиться и реализация социальных программ. От этого пострадают и бизнес, и домашние хозяйства, формирующие платежеспособный спрос, в том числе и на страхование.

Особую тревогу в этих условиях вызывают перспективы платежеспособности предпринимательских структур, составляющих основу воспроизводственной базы российского страхового рынка: ослабление рубля за счет «пересыхания» потока нефтедолларов неизбежно развернет направление иностранных инвестиций в сторону от российской экономики.

При этом и структура инвестиций остаётся большой проблемой: при нынешних темпах чистого притока капиталов — 41 млрд. долларов в прошлом году и 67 млрд. долларов за первые шесть месяцев 2007 г. — лишь чуть больше 2% капиталовложений идет в машиностроение. Спекулятивная составляющая в притоке капитала остаётся значительной и это таит в себе угрозы, что признаёт руководство Минфина и ЦБ. Таким образом, современный «рост инвестиций» пока в очень малой степени связан с диверсификацией экономики и потребностями её перехода от сырьевой к инновационной модели развития.

Значительный рост расходов, которые предстоит нести потенциальным потребителям страховых и перестраховочных услуг на продукцию и услуги естественных монополий в течение 2007-2010 годах, возможность возникновения в среднесрочной перспективе дефицита платёжного баланса РФ вследствие роста импорта позволяют сделать вывод, что при сохранении нынешней социально-экономической политики выйти на новое качество рынка страхования и перестрахования внутри страны не удастся. Поэтому расширение клиентской базы отечественных поставщиков перестраховочных услуг пока возможно, главным образом, за счёт экспансии на внешние рынки на основе государственно-частного партнёрства.

Глобальные конкурентные преимущества России, а также накопленный страной с начала нынешнего века экономический потенциал могут и должны быть конвертированы сегодня в поддержку внешнеэкономической экспансии отечественных перестраховщиков.

 Их зарубежные конкуренты активно используют в рыночных отношениях свои глобальные конкурентные преимущества, заключающиеся, прежде всего, в лёгком доступе компаний, являющихся основными поставщиками капитала для международных перестраховщиков, к мировому рынку капитала, который в существенной степени поддерживается пока ещё значительными эмиссионными возможностями Федеральной резервной системы США. В этих условиях использование накопленного потенциала российской экономики для поддержки отечественного перестраховочного бизнеса представляется вполне оправданным.

Российские поставщики перестраховочных услуг достигли нужного профессионального уровня, накопили необходимый опыт и знания, достаточные для расширения операций и активизации присутствия российского капитала в зарубежных странах. Экспорт перестраховочных услуг имеет не только значение самостоятельного и перспективного вида бизнеса, но может служить и серьёзной опорой для надёжной защиты российских инвестиционных программ за рубежом, расширения экспорта высокотехнологичных товаров и услуг.

Препятствиями для реализации предпринимательского потенциала российских экспортёров перестраховочных услуг является их небольшая, по мировым меркам, капитализация и отсутствие достаточно высоких международных рейтингов финансовой устойчивости. Эти проблемы являются следствием, прежде всего, неблагоприятных макроэкономических условий функционирования страхового рынка, сложившихся в конце прошлого века. В настоящее время, после достижения в стране макроэкономической стабилизации, сформировались предпосылки для качественного сдвига в развитии отечественного перестрахования и, в частности, для реализации его экспортного потенциала.

Для этого представляется целесообразным активно использовать возможности создаваемой в настоящее время российской государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности». На такую возможность обращалось внимание в ходе XI Всероссийской конференции «Перестрахование – взгляд в будущее», проходившей в Москве 29-30 марта 2007 г. О необходимости участия Банка развития в перестраховочных операциях говорилось также на заседании Правительства РФ 17 мая 2007 г.

Потенциал Банка развития может быть использован для поддержки экспорта перестраховочных услуг отечественными поставщиками через предоставление им гарантий Банком. На основе этих гарантий может быть обеспечена эффективная деятельность российских экспортёров перестраховочных услуг и защита от рисков среднесрочных и долгосрочных инвестиционных проектов российского бизнеса, реализуемых в рамках новой внешнеэкономической стратегии.

Суть гарантий такого рода — в государственной поддержке отечественных экспортёров (в нашем случае экспортёров перестраховочных услуг). Таким образом, речь идет не о прямом участии Банка развития в перестраховочных операциях. Правильнее искать аналогию в существующей практике предоставления государственных гарантий поставщику страховых услуг при страховании авиаперевозок от военных рисков, рисков угона и других рисков ответственности авиаперевозчиков перед третьими лицами.

Правила предоставления государственной гарантии по соответствующим обязательствам утверждаются постановлением Правительства РФ. В Федеральном бюджете РФ на 2007 г. на эти нужды предусмотрено 25,5 млрд. руб. Представляется целесообразным поддержать это перспективное направление развития отечественного перестрахования, подготовив необходимые предложения для органов государственной власти и обеспечить их реализацию.

Предложение по государственным гарантиям экспорта перестраховочных услуг — очередная попытка направить мысли и усилия участников рынка в русло позитивного развития, которое только и способно вывести их из заколдованного круга передела.

Алексей Лайков,
ООО «Страховой брокер «РИФАМС»
,

кандидат экономических наук

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru