ПРЕДСТАВЛЯЕМ КНИГУ От демагогии о «суверенизации» к экономической регионализации

Глобализация захватывает и захлестывает мир. Но одновременно с ней все большую силу набирает и другой, на первый взгляд прямо противоположный процесс — регионализация. И в отечественной, и в зарубежной литературе под регионализацией обычно понимается развитие отдельных регионов и с учетом их специфики в рамках общей (общенациональной) политики, проводимой в государстве. Само понятие «регион» не является конкретным — это и административные единицы разных государств, имеющие различные компетенции решения своих проблем, и экономико-географические либо статистические образования. В ряде случаев под «регионом» понимаются и территории субнационального (межгосударственного) уровня. О нем пишут и говорят значительно меньше, чем о глобализации. Но именно он становится мощным движущим фактором развития многих, особенно географически крупных государств и межгосударственных объединений. В частности, регионализация — политическая, экономическая, юридическая и культурная — стала реальностью современной Европы, такой же реальностью, как и интеграция. С развитием регионализации особое внимание стало уделяться региональным аспектам экономики, социальных отношений, демографических процессов, других общественно-экономических явлений. С регионализацией связано и становление целого ряда новых научных дисциплин, в частности — региональной энергетической политики. Особенно важно понимание объективных процессов регионализации для России — крупнейшего в мире по территории государства, раскинувшегося на многие тысячи километров с запада на восток — от берегов Атлантики до Тихого океана, и с севера на юг — от арктических островов до полупустынь Прикаспия. При этом следует подчеркнуть, что отдельные регионы России традиционно находились далеко не в одинаковых условиях не только с точки зрения их обеспеченности природными ресурсами (что вполне понятно), но и по составу властных полномочий, масштабам социально-экономического развития, уровню жизни населения и другим важнейшим показателям. Естественно, что на том этапе, когда старая государственная административная система была уже сломлена, а новая еще не создана, возникло и начало набирать силу стремление отдельных регионов (особенно республик) решать свои проблема максимально самостоятельно с перетягиванием в свою пользу властных функций, прежде принадлежавших центру. Таким образом, в основе подобного регионального сепаратизма зачастую лежали и лежат вполне объективные социально-экономические и нормативно-правовые корни, имеющие системное значение. Именно они придали этому процессу столь значительные масштабы, что не могло не оказать существенного влияния и на становление региональной энергетической политики, и на обеспечение национальной безопасности страны в целом. Вот почему для России в настоящее время на первое место объективно вышли задачи совершенствования ее административно-территориального устройства и укрепления вертикали государственной власти, направленные на создание в стране единого правового и экономического пространства с учетом специфики составляющих ее частей. Решение этих задач во многом базируется на тщательном анализе сложившихся тенденций и современного состояния экономики и энергетики российских регионов, выявлении проблем и диспропорций в их развитии. Именно этим вопросам и посвящена предлагаемая вниманию читателя монография*. Монография охватывает самый сложный период новейшей истории России — 90-е годы XX в., годы становления нового Российского государства и коренного реформирования его экономики, сопровождавшиеся небывалыми для истории мирного времени спадом производства и социально-экономическим кризисом. Последний анализируемый в монографии год (более поздних данных статистической отчетности на время сдачи монографии в печать опубликовано еще не было) — 1999 г.— стал, по-видимому, переломным в новейшей экономической истории государства. Следующий, 2000-й, останется в памяти первым годом внушительного экономического роста: валовой внутренний продукт (ВВП) возрос на 7,7%, промышленное производство увеличилось на 9,0%, сельскохозяйственное — на 5%. Реальные доходы населения выросли на 9%, прирост инвестиций в основной капитал достиг 17,4%. Однако 2000 г. стал одновременно, по мнению многих специалистов и аналитиков, и годом упущенных выгод. Именно в этом году еще раз (хотя и с противоположным знаком) со всей очевидностью проявилась зависимость России от конъюнктуры мировых энергетических рынков и динамики мировых цен на нефть. Именно в этом году, несмотря на значительный прирост добычи нефти и угля под воздействием небывало выгодных для России цен на энергоресурсы, рухнула энергетика Приморья и страна вплотную подошла к системному энергетическому кризису. В результате еще и еще раз и для федерального центра, и для регионов встает задача — всесторонне проанализировать достигнутое и потерянное, зафиксировать базу и твердо наметить меры, обеспечивающие поступательное развитие и России в целом, и каждого ее региона. Авторы полагают, что их труд поможет в решении этой задачи. В монографии анализ экономики и энергетики регионов России дан по субъектам Федерации и федеральным округам в таком объеме впервые в истории нашей страны. Авторы монографии принимают округа как объективно состоявшееся явление, хотя традиционно более привычно вести подобный анализ по экономическим районам. Поэтому и авторам монографии, и, уверены, читателям будет интересно посмотреть, а что же представляют собой федеральные округа в экономическом и энергетическом плане: каков их экономический потенциал, какова структура производства и потребления, в том числе топливно-энергетических ресурсов, какие из федеральных округов самые «мощные», а какие — «слабые», в том числе по таким показателям, как удельное энергопотребление и электропотребление, энергоемкость и электроемкость валового регионального продукта (ВРП), энергообеспечение, зависимость от завозных энергоресурсов и др. Топливно-энергетический комплекс, или энергетика в широком смысле этого слова,— важнейший сектор экономики, характеризующийся прежде всего системностью и масштабностью. Именно эти особенности ТЭК обусловливают необходимость (независимо от государственного строя и типа экономики) достаточно жесткого отраслевого принципа управления его функционированием. И эти же особенности предопределяют необходимость дополнения отраслевого принципа управления территориальным. В этом плане интересно посмотреть, помогают ли (вернее — могут ли помочь) федеральные округа решить те энергетические проблемы, которые не могли быть решены ни в рамках отдельных субъектов Федерации, ни в крупных экономических районах, снизилась ли (и насколько) территориальная дифференциация основных энергоэкономических показателей в округах по сравнению с крупными экономическими районами, являются ли округа экономически и энергетически самодостаточными, т. е. могут ли они выполнять роль крупных экономических районов? Важное место в монографии занимают вопросы становления и развития региональной энергетической политики. Региональная энергетическая политика — объективная реальность, и авторы с удовлетворением отмечают, что в последнее время о ней много пишут и говорят и специалисты, и политические деятели, и средства массовой информации, что она стала важной составной частью всей государственной энергетической политики. В то же время анализ, проведенный в монографии, показывает, что для современной России характерна чрезвычайно высокая межрегиональная и внутрирегиональная дифференциация: по основным социально-экономическим и энергетическим показателям соседние области различаются в разы, чего в условиях рыночного государства с развитой региональной политикой не должно быть. Особенно это характерно для душевого потребления энергоресурсов и для цен, и тарифов на энергетические ресурсы: стоит пересечь границу того или иного субъекта Федерации, как они уже разнятся в 2—3 раза, а то и более. Все это свидетельствует о том, что действенная региональная энергетическая политика в России еще только формируется, ищутся пути ее развития, и широкое обсуждение этой проблематики, по мнению авторов, чрезвычайно актуально как для строительства современного правового государства, так и в целях формирования высокоэффективной рыночной экономики. И если данная монография заставит читателя задуматься над проблемами региональной энергетической политики, даст ему возможность сделать соответствующие выводы и сформулировать предложения для органов государственной власти о механизмах ее формирования и реализации значит цель, поставленная авторами, будет достигнута. Общий социально-экономический кризис, охвативший Россию в 90-е годы, привел к тому, что сейчас в стране нет ни одной территории (как среди федеральных округов и экономических районов, так и среди субъектов Федерации), которая находилась бы с точки зрения энергетической безопасности в нормальном положении: это касается и обеспечения их топливом в зимних условиях, и старения и воспроизводства основных производственных фондов, и финансово-экономических показателей. Причем ситуация по ряду субъектов Федерации является более тяжелой по сравнению с соответствующими экономическими районами или федеральными округами в среднем. Проведенные авторами исследования показали также, что вклад ТЭК в создание кризисных ситуаций в экономике, как правило, ниже, чем других секторов национального хозяйства, хотя по некоторым субъектам Федерации этот вывод не отражает реального положения дел. В целом ТЭК проявляет себя как мощный стабилизирующий фактор экономики: именно он обеспечивает формирование значительной части налоговых поступлений в консолидированный бюджет страны и является крупнейшим поставщиком валютных поступлений от экспорта своей продукции. В то же время в самом ТЭК могут возникнуть опасные кризисные ситуации, которые вследствие большого потенциального влияния на общественное развитие могут «раскачивать» экономическую ситуацию, выводя ее из состояния равновесия. Исследование всех этих процессов на региональном уровне — также одна из задач, которые ставили перед собой авторы. В работе читатель найдет некоторые выводы, к которым пришли авторы в результате своего исследования. Это прежде всего вывод о том, производить и потреблять энергоресурсов нужно больше, поскольку в современных условиях именно энерговооруженность определяет уровень экономического развития государства; что одновременно необходимо резко повысить эффективность использования топлива и энергии — удельные расходы энергоресурсов должны снижаться; что между различными территориями сложилась огромная разница по основным энергоэкономическим показателям, вызванная как объективными факторами, так и отсутствием действенной региональной политики; что отсутствие такой политики привело к сокращению числа регионов-доноров и росту числа регионов-реципиентов, а также к гипертрофированной концентрации финансовых потоков и капитала всего в одном-двух субъектах Федерации; что большинство территорий, отличающихся наиболее глубоким экономическим кризисом, характеризуется слаборазвитой энергетикой и существенно зависит от внешних связей; что ряд территорий не имеет объективных причин для возникновения кризисных ситуаций, хотя такие ситуации там тем не менее возникают, и определяющим фактором в этом случае является субъективный, обусловливающий провалы в организационном и административном управлении, и др. Однако, полагая, что особый интерес монография будет представлять прежде всего для компетентного читателя, авторы постарались не навязывать ему свои выводы, а дать возможность еще и еще раз проанализировать цифры и факты, подойти к тем или иным выводам самостоятельно. И не беда, если эти выводы могут не совпасть с теми, которые авторы сделали для себя: исследуемые процессы настолько сложны и противоречивы, что одни и те же данные действительно можно толковать по-разному. И именно поэтому нельзя скоропалительно делать из изложенного материала какие-то радикальные выводы: предложенная вниманию читателя монография ни в коей мере не претендует на полноту и всеохватность соответствующих информационных материалов. Задача авторов монографии — внести свой посильный вклад в этот позитивный процесс. Авторы надеются, что их труд будет в первую очередь полезен полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах и сотрудникам их аппарата, руководителям субъектов Российской Федерации, а также всем лицам, заинтересованным в развитии российской энергетики.

Алексей МАСТЕПАНОВ, Владимир САЕНКО, Вячеслав РЫЛЬСКИЙ,

Юрий ШАФРАНИК

* M.: Экономика, 2001. — 476 с.
В газете публикуется введение авторов в книгу.

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru