Правовым регулированием цен против хаоса инфляции / Михаил Лев

В условиях рыночной экономики цена имеет ключевое значение для эффективной деятельности как хозяйствующих субъектов, так и потребителей. В силу этого правовое регулирование ценообразования и ценовая политика государства являются первостепенными в решении экономических и социальных задач, включая ограничение инфляции. В соответствии с пунктом «ж» статьи 71 Конституции Российской Федерации основы ценовой политики находятся в исключительном ведении Российской Федерации, что требует принятия федерального закона, определяющего ее основные принципы. Законодательного определения порядка установления и регулирования цен уполномоченными на то государственными органами требует также Гражданский кодекс Российской Федерации (пункт 2 статьи 242). В настоящее время государственная политика цен и порядок ценообразования регламентированы в сфере естественных монополий. Кроме того, под государственным контролем находятся цены на продукцию оборонного значения и протезно-ортопедические изделия, оплата населением жилья, коммунальных, ритуальных и социальных услуг, надбавки к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, платные медицинские и санитарно-эпидемиологические услуги, цены на продукты детского питания и некоторые другие. Отсутствие единого закона о ценообразовании «компенсируется» множеством других законов и подзаконных актов. Это более 30 законов, десятки указов президента и постановлений Правительства Российской Федерации, а на региональном уровне они дополняются постановлениями (распоряжениями) субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Во всем этом сложно разобраться даже специалисту. Еще тяжелее обстоят дела с правообеспечением контроля за регулируемыми государством ценами. В последнее время президент страны и ряд политических деятелей не раз выражали озабоченность ростом цен на социально значимые товары, в первую очередь медикаменты. Однако в сфере ценообразования на важнейшие виды продукции, а также социально значимую продукцию (услуги) полностью отсутствует нормативная регламентация контроля за исполнением законодательства, а органы контроля за ценами, действующие во всех субъектах Российской Федерации, не имеют никаких полномочий по проведению проверок, санкций за нарушение регулируемых государством цен. Единственный действующий в настоящее время правовой акт — Указ Президента РФ от 28.02.95 г. № 221, в соответствии с которым к предприятиям и организациям, нарушившим нормы законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), применяются санкции в виде взыскания всей суммы излишне полученной выручки и штрафа в таком же размере, а при повторном нарушении — штрафа в двойном размере. Нормы же, определяющие понятие правонарушения в сфере регулирования цен и порядок применения санкций, отсутствуют. Поскольку взыскание штрафов может производиться только по решению суда, а органы контроля, не имея законодательного статуса, лишены права предъявления в суд исков в защиту государственных интересов, большая часть выявленных нарушений остается безнаказанной. В бюджет поступают лишь штрафы, добровольно выплачиваемые предприятиями-нарушителями. Новым Кодексом об административных правонарушениях установлен штраф с юридических лиц в размере от 400 до 500 минимальных размеров оплаты труда, что составляет от 40 до 50 тысяч руб. Однако, как показывает практика применения взысканий за правонарушения в сфере регулирования цен, например в Москве в 2001 г. в 70% случаев административных правонарушений составляли дела, сумма излишне полученной выручки по которым не превышала 40 тыс. руб., в том числе в 18,4% дел — до 1 тыс. руб., в 20,4% дел — до 5 тыс. руб. В то же время в 27,2% дел об административных правонарушениях сумма излишне полученной выручки составляла от 50 до 400 тыс. руб. Таким образом, Кодекс не позволяет применять штрафную меру с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, имущественного положения правонарушителя и иных существенных обстоятельств деяния, что нарушает принципы справедливости наказания, его индивидуализации и соразмерности. Поэтому в одних случаях столь большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права частной собственности. В других случаях этот штраф не компенсирует потери общества. Избежать несправедливости можно взысканием, помимо административного штрафа, всей суммы излишне полученной выручки. Следствием установления государственного регулирования цен является ограничение дохода, который может быть получен в результате производства (реализации) отдельных видов продукции (услуг). Нарушение государственной дисциплины цен ведет к получению дохода за счет других лиц, интересы которых охраняет государство, ограничивая цены. Нарушитель не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которую он получил за счет нарушения прав и охраняемых законом интересов других лиц и государства. Поэтому эта часть имущества должна быть возвращена их владельцам, что представляет собой его законное изъятие, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности. Поскольку взыскание всей суммы излишне полученной выручки не относится к штрафам за административное правонарушение, применение такой санкции в соответствии с требованиями Гражданского кодекса должно быть установлено соответствующим законом. В тех случаях, когда есть возможность установить потребителей, пострадавших от завышения цен, закон должен предусматривать возврат потребителям незаконно полученных с них сумм, что позволит не только осуществлять карательные меры, но и восстанавливать социальную справедливость. Причины нарушения ценового законодательства имеют субъективный и объективный характер. К объективным можно отнести отсутствие единой концепции государственной ценовой политики, наличие множества законов и подзаконных актов, регламентирующих отдельные вопросы ценообразования. Одной из главных субъективных причин является отсутствие правового регулирования ценовой и контрольной деятельности. Новый Кодекс об административных правонарушениях (статья 14.6) так определяет понятие нарушения порядка ценообразования: «завышение или занижение регулируемых государством цен.., установленных надбавок (наценок) к ценам.., а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования». Следовательно, в правоприменительной деятельности неизбежно различное толкование установленного порядка ценообразования хозяйствующими субъектами и контрольными органами. Законность в сфере контроля за ценами могла бы быть обеспечена введением единых правовых норм, критериев и стандартов государственного регулирования цен, а также функций государственных органов, осуществляющих контроль за реализацией законодательства о регулировании цен. В настоящее время в Государственной Думе Российской Федерации находится на рассмотрении проект Федерального закона «О государственном контроле за порядком применения цен и тарифов», который определяет систему соответствующих контрольных органов, принципы их деятельности, компетенцию, основные задачи и направления деятельности, ответственность должностных лиц. Эти нормы создают предпосылки для эффективного осуществления государственной ценовой политики, направленной в том числе на ограничение инфляции. Слово за депутатами и правительством.

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru