Правительство бросило малый бизнес на произвол судьбы / Дмитрий Верхотуров

Правительство бросило малый бизнес на произвол судьбы / Дмитрий ВерхотуровНедавно прошла 6-я Всероссийская конференция «Малый бизнес — экономическая основа развития местного самоуправления», на которой было представлено 270 делегатов из 61 региона России. Но если на первой конференции присутствовал Президент России Владимир Путин, то на шестой не было даже членов Оргкомитета по ее проведению: председателя Совета Федерации Сергея Миронова, президента Торгово-промышленной палаты России Евгения Примакова и министра экономического развития и торговли России Германа Грефа. Если Примаков не смог присутствовать потому, что был в командировке, то остальные члены Оргкомитета не присутствовали по непонятным причинам. Видимо, тяжелое положение малого предпринимательства кажется им несущественной проблемой.
В своем докладе вице-президент ТПП РФ Сергей Катырин обрисовал картину размещения российского малого предпринимательства и его тяжелые проблемы. 40% всех предприятий малого бизнеса сконцентрированы в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях.

За пределами этих регионов их количество резко падает. Такая концентрация малого бизнеса в столичных городах приводит к тому, что 70% малых предприятий занимается предоставлением услуг и розничной торговлей, тогда как только 30% заняты в сфере материального производства. Понятно, что такая структура очень нестабильна. Развитие крупных торговых сетей вытесняет с рынка розничной торговли малые предприятия, что приводит к их разорению.

Выход один — переориентация большей части малого бизнеса на сферу материального производства. Но и здесь есть ряд проблем. Оказывается, что наша промышленность не в состоянии выполнять заказы малых предприятий на оборудование и комплектующие изделия. Сергей Катырин привел в качестве примера Новосибирскую область, где 150 малых предприятий новосибирского Академгородка заказывали необходимое оборудование и материалы в странах ЕС, потому что российские предприятия не могли взять их заказы.

Вторая проблема — острейшая нехватка финансовых ресурсов. Сергей Катырин подчеркнул, что 90% малых предприятий нуждаются в привлечении кредитов для начала своей деятельности, и общая потребность сектора в финансах составляет около 1 трлн. рублей. Но Центробанк считает, что кредитовать малый бизнес — дело безнадежное, и поэтому сразу же после прошлогодней 5-й конференции представителей малых предприятий сделал им большой подарок, отнеся кредиты для них к категории «проблемных».

Заместитель министра экономического развития и торговли Андрей Шаронов акцент в своем выступлении сделал именно на финансировании малого бизнеса. Но как это замечательно прозвучало! Шаронов заявил, что Правительство России приняло, наконец, программу поддержки малого предпринимательства, выделив на это дело из бюджета аж 1,5 млрд. рублей. Заметим, что этой суммой поддержки правительство покрывает только 0,15% потребностей сектора в финансовых ресурсах, и трудно назвать это как-то иначе, чем поддержкой «для очистки совести». Даже если представители МЭРТ будут настаивать на завышенной цифре оценки финансовых потребностей, то все равно удельный вес федерального бюджета в финансировании отрасли малого предпринимательства не выйдет за пределы 1%.

Анонсировав столь неслыханную щедрость государства, Андрей Шаронов обрадовал представителей малого бизнеса еще и тем, как эти средства будут расходоваться. Он заявил, что из бюджетных средств будут финансироваться «бизнес-инкубаторы», экспортно-ориентированные малые предприятия, создание инфраструктуры поддержки инновационного бизнеса, а также субсидирование процентной ставки по кредитам.
Что ни пункт, то удивление.

Например, Андрей Шаронов заявил, что в рамках этой программы будет создано 45 бизнес-инкубаторов, которые могут создать 1000-1100 предприятий с 9-11 тысячами рабочих мест. И это государственный размах? Над такой программой просто нельзя не иронизировать. 11 тысяч рабочих мест не смогут решить проблему безработицы даже в пределах Садового кольца, не то, что по всей России. У государственной программы в России, если она рассчитывает хоть на какой-то эффект, число создаваемых рабочих мест должно идти на миллионы.

Каким образом государство поддержит экспортно-ориентированный малый бизнес? Простым способом. Вот когда у малого предприятия появится экспортный товар, то государство субсидирует прохождение сертификации. Как хорошо задумано! Малый предприниматель возьмет грабительский кредит, заплатит всем чиновникам, закупит оборудование за границей по умопомрачительным ценам, оплатит разработку нового товара, закупит материалы и произведет этот самый экспортный товар, и только тогда государство соизволит помочь ему выйти на мировой рынок.
Есть в программе громкое слово — «развитие кредитования малого предпринимательства». Но под этим понимается, что государство будет только субсидировать процентную ставку по кредиту. По тому самому, который Центробанк отнес к категории «проблемных».

В своем выступлении Андрей Шаронов подчеркнул, что основной целью государства в поддержке малого предпринимательства является «стимулирование граждан к занятию предпринимательской деятельностью». По всей видимости, цель правительства состоит в том, чтобы загнать граждан в такую сферу деятельности, где государство ловко и быстро вывернет их карманы. А разговоры о пользе малого предпринимательства и программа «поддержки» только выполняют роль благопристойной вывески. Хотелось бы, конечно, чтобы такая оценка оказалась ошибочной.

В завершение своего выступления Андрей Шаронов гордо сообщил, что в результате выполнения этой программы ожидается, что вес сектора малого предпринимательства в ВВП поднимется к 2008 году до 20%. Между тем, давно пора называть вещи своими именами. Государственная помощь малому предпринимательство в размере 0,15% от потребности, отнесение кредитов малым предприятиям к категории «проблемных», создание смехотворно малого количества бизнес-инкубаторов — это вредительство. По своим смехотворно малым масштабам такая помощь не способна оказать сколько-нибудь значительного воздействия на развитие малого предпринимательства, тогда как промедление с развитием этого сектора наносит реальный ущерб экономике.

Конференция наглядно показала, что малое предпринимательство в России если и может на кого-то рассчитывать, то только на свои собственные силы и на свои собственные финансы. Ресурс развития заключается в нем самом, и только за счет самостоятельного развития малое предпринимательство может стать материальной основой для местного самоуправления.

Учитывая, что местное самоуправление по Конституции РФ отделено от федеральной власти, и по новому закону, вступающему в силу в 2006 году, полномочия местного самоуправления еще больше расширяются, может в некоторой перспективе сложиться интересная экономико-политическая ситуация. Уже сейчас есть трещина между местным самоуправлением и федеральной властью, и между малым и крупным бизнесом. А со временем она может увеличиться, что приведет к серьезному противостоянию между местными властями и центром, как в политике, так и в экономике.                                                                                                                            «Росбалт»

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru