Поставки российской электроэнергии в Беларусь… не прекращались / Моисей Гельман

Многие официальные лица и транслирующие их высказывания пресс-службы и СМИ зачастую грешат ошибочным либо двусмысленным трактованием комментируемых событий. Наглядным тому примером являются недавние сообщения об отказе ОАО «Интер РАО ЕЭС» поставлять Беларуси электроэнергию из-за небольшой задержки с оплатой, и последующем восстановлении поставок. На самом же деле, как показано ниже, они не прерывались. Следовало говорить не о поставках электроэнергии, а о ее продаже по контракту, что в случае электроснабжения через единую энергосистему России далеко не одно и то же. Поэтому  официальное словосочетание «прекратили поставки» было воспринято журналистами, а через них почти всей прочей публикой, как «отключили Беларуси рубильник», хотя на самом деле этого не было.

Тут же послышались многочисленные утешительные комментарии, что, мол, импорт российской электроэнергии  сравнительно невелик – примерно 12% от среднесуточной потребности республики. Поэтому соседи без особых усилий смогут компенсировать недостающую электроэнергию, и человеческих жертв, читалось между строк сочувствия, удастся избежать. Ведь многим еще памятна гибель нескольких пациентов в российских больницах, в том числе новорожденной девочки, когда Анатолий Чубайс отключениями потребителей начал «бороться» с неплатежами. А возникли они тогда в результате предыдущей деятельности Анатолия Борисовича в качестве первого вице-премьера и министра финансов правительства РФ. Так что дело Чубайса продолжают достойные его последователи, для которых деньги превыше всего. Даже выше интересов страны, учитывая, что Беларусь и Россия – Союзное государство.

Напомню, «прекратили поставки» электроэнергии в Беларусь 29 июня, на следующий день белорусская сторона свои долги оплатила, однако «Интер РАО ЕЭС» «возобновлять поставки» не торопилось. Как объяснил представитель компании, возникли серьезные причины, в которых разбираются. Что за причины,  объяснить он отказался.  Но о них стало известно, когда президент страны «разрешил возобновить поставки».

Замечу,  тот же представитель «Интер РАО ЕЭС» уверял меня, что «прекратило поставки» электроэнергии в Беларусь руководство компании. Поэтому  решение высшего должностного лица  их возобновить, то есть  вмешательство президента страны в хозяйственную деятельность акционерного общества, вызывает недоумение. Во-первых, оно противоречит законодательству.  Во-вторых, «Интер РАО ЕЭС» в принципе не могло лишить Беларусь электроэнергии. И вот почему.

Бывшим советским республикам в наследство от СССР досталась единая энергосистема (ЕЭС), которой сообща, стыдливо умалчивая об этом, пользуются почти все постсоветские государства, включая даже Грузию и прибалтийские республики. Исключение составляют Туркмения и Таджикистан.

Образно говоря, ЕЭС представляет собой несколько сообщающихся бассейнов, размещенных на разных территориях, куда «сливается» электроэнергия всех электростанций, действующих на территории России и других упомянутых выше стран, и оттуда же она «черпается» потребителями. Достоинства единой системы  —  использование одних и тех же электростанций для электроснабжения разных территорий по мере смены там дня и ночи, высокая надежность электроснабжения благодаря параллельной работе электростанций и уменьшение при этом требуемой их суммарной мощности, капитальных и текущих затрат, а в итоге – себестоимости киловатт-часа. 

Каждый «бассейн» – это громадное электрическое кольцо, которое образовано из высоковольтных магистральных линий электропередачи. Одно из колец, условно — европейское, охватывает центральные и северо-западные области России, Беларусь, всю Прибалтику и Украину. К нему подключены все электростанции, расположенные на этих территориях, и от этого же кольца через понижающие напряжение подстанции получают электроэнергию потребители этих стран. Ее количество, передаваемое в кольцо и потребляемое из него каждой страной, измеряется электросчетчиками. Взаимные расчеты производятся по ежесуточным сальдо – разнице в стране между  перетоками электроэнергии в кольцо и из кольца.

До «прекращения поставок» ежесуточное сальдо перетоков Беларуси было отрицательным, то есть потреблялось там электроэнергии больше, чем поставляли электростанции республики в кольцо. Превышение соответствовало упомянутым выше 12% от  среднесуточного потребления. Чтобы прекратить поставки электроэнергии необходимо было отключить от европейского кольца линии электропередачи 750 кВ и 330 кВ, идущие из центральной части России до белорусской границы. Но в этом случае потребовалось бы кардинально изменить режимы работы кольца и схемы электроснабжения многих регионов. Понадобилось бы также компенсировать прекращение перетока в кольцо электроэнергии из самой Беларуси – республика ее экспортирует  при снижении внутреннего потребления, в частности, по ночам.

Но, как сообщили в Центральном диспетчерском управлении ЕЭС, европейское кольцо все дни «отлучения» от него Беларуси работало в том же режиме, что и до того. Неизменными оставались и схемы подсоединения к нему всех стран. А вот электростанции «Интер РАО ЕЭС» даже несколько увеличили суточную выработку электроэнергии. Лишь сальдо перетоков электроэнергии на белорусском направлении из отрицательного стало нулевым. Объясняется все это просто.

Генерирующие компании, включая «Интер РАО ЕЭС», не имея своих линий электропередачи, поставляют электроэнергию не конкретным потребителям, а через линии Федеральной сетевой компании (ФСК) в общие «бассейны» – упомянутые электрические кольца. К кольцам, как отмечалось, постоянно присоединены страны-потребители. Эти же страны в большинстве своем являются и экспортерами-поставщиками электроэнергии, то есть поставляют ее избыток в соответствующее кольцо.

Подписав контракт с Беларусью о продаже электроэнергии, «Интер РАО ЕЭС» на самом деле обязалось лишь выставлять свой виртуальный товар на выходах своих электростанций для его последующей передачи до белорусской границы другой компанией – ФСК. При этом «Интер РАО ЕЭС» фактически не несет никакой ответственности за последующую его доставку потребителю. Отсутствие ответственных лиц за электроснабжение потребителей, как единого и неделимого процесса, –  одна из бед послереформенных реалий российской электроэнергетики. Ведь для такой ответственности — не на словах и бумаге — необходимо обладать и распоряжаться всей совокупностью  соответствующих технических средств. Поэтому «прекратить поставки» электроэнергии потребителям ни одна из генерирующих компаний не может физически.

Импортируемая Беларусью электроэнергия  – 12% среднесуточного потребления — требуется для обеспечения части пиковой нагрузки в республике, которая обычно не превышает примерно трети базовой (средней). После приостановки в «Интер РАО ЕЭС» контракта с Беларусью в республике, надо полагать, несколько снизили потребление электроэнергии в часы пик и одновременно перевели на максимальную мощность электростанции. Они с целью экономии топлива работали с несколько заниженной мощностью, при которой удельный расход топлива минимален. Одновременно в республике, возможно,  уменьшили и экспорт в кольцо белорусской электроэнергии, используя ее для собственных нужд.

Снизив пиковую нагрузку и  обеспечив ее целиком за счет собственных ресурсов, белорусские энергетики добились суточного нулевого сальдо перетоков электроэнергии. Естественно, поставки электроэнергии в Беларусь при этом сохранились, но в меньшем объеме. Ведь, как отмечалось, никто республику от европейского кольца не отсоединял. А при поддержании суточного нулевого сальдо перетоков несанкционированного отбора электроэнергии, или, попросту говоря, ее воровства не происходило.

Замечу, некоторое увеличение выработки электроэнергии в «Интер РАО ЕЭС» в дни «блокады» белорусской стороны может свидетельствовать о снижении экспорта электроэнергии из Беларуси.  Вполне возможно, что таким образом компенсировалась возникшая ее недостача в кольце.

Итак, очередной скандал хозяйствующих субъектов, напоминающий детскую ссору, завершился, вызвав много недоуменных вопросов. Как известно, Беларусь испытывает трудности с валютой. Доля России во внешнеторговом обороте Беларуси в прошлом году составила 46,4%, а Беларуси  во внешнеторговом обороте России — 4,3%. При этом Россия поставила Беларуси продукции на 18,058 млрд., а Беларусь России – на  9,816 млрд. долларов.

Спрашивается, почему в Союзном государстве при внешнеторговых расчетах перепасовывают друг другу доллары, то есть замораживают их, отвлекая от воспроизводства экономики, вместо того чтобы перейти к клиринговым расчетам путем взаимозачетов поставок продукции? Тогда нашему союзнику не пришлось бы искать валюту для  оплаты возникшего из-за ее дефицита долга «Интер РАО ЕЭС». Составил он всего около 1,5 млрд. рублей, а прошлогодняя выручка компании превысила 61,39 млрд. рублей.

Модернизация экономики России потребует ее реиндустриализации путем восстановления кооперационных производств функционально и потребительски завершенной продукции.  Иначе не обеспечить роста внутреннего платежеспособного спроса и доходов в бюджет,  что необходимо  для модернизации и воспроизводства экономики.

В РСФСР  в советские времена половина продукции производилась по кооперации с предприятиями других союзных республик. Тогда Беларусь справедливо называли главным сборочным цехом Союза и без него нам не обойтись. Ведь многие белорусские предприятия сохранились, и их продукция продается в России. К примеру, в прошлом году Беларусь поставила России почти 21 тысячу тракторов. Поэтому отключение республики от ЕЭС, произойди оно на самом деле, ударило бы и по нашей стране. Воистину, не плюй в колодец, пригодится воды напиться!

Моисей Гельман


«Интер РАО ЕЭС», поставки  электроэнергии в Беларусь, Союзное государство, модернизация экономики, СО-ЦДУ

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru