«ПОЛЕ ЧУДЕС» В САЯНАХ / Анатолий Кузовкин

Бизнес-план «поля чудес»

Основной довод руководства РАО «ЕЭС России» в пользу создания ЭМО состоит в том, что у нового объединения якобы появятся средства на ремонт плотины Саяно-Шушенской ГЭС, стоимость которого оценивается в 400 млн. рублей. Однако Федеральная энергетическая комиссия (ФЭК) и так включает в тариф на электроэнергию Саяно-Шушенской ГЭС необходимые для этого затраты, которые в 1998 г. составили 60 млн., а в 1999 г.— 42 млн. рублей. Если требуется, то в тарифе объем финансирования ремонта плотины может быть увеличен. Так что для этого совершенно не нужно отчуждать ГЭС от РАО «ЕЭС России».

Другой довод сторонников создания ЭМО — прибыль РАО «ЕЭС России» в 2000 г. якобы возрастет до 50 млн. долларов (или примерно до 1600 млн. рублей при валютном курсе 32 рубля за доллар). Однако это может быть достигнуто лишь при повышении тарифа на электроэнергию Саяно-Шушенской ГЭС для других потребителей Сибири, а не за счет доходов Саянского алюминиевого завода, который будет входить в ЭМО. Ведь сам СаАЗ нуждается в больших инвестициях на расширение своего производства и вынужден будет брать кредиты. А выплата за них процентов значительно уменьшит прогнозируемую прибыль, в том числе для РАО «ЕЭС».

В бизнес-плане проекта нового объединения показано, что в 2000 г. его чистая прибыль составит 4,5 млрд. рублей, в том числе 1,35 млрд. рублей получат РАО «ЕЭС» и 3,15 млрд. рублей прочие акционеры ЭМО («Сибирский алюминий» и др.). При этом капитальные вложения предусмотрены в объеме 3,4 млрд. рублей (свыше 106 млн. долларов), которые почти все пойдут на расширение мощностей СаАЗа. Поскольку амортизация по СаАЗу на 2000 г. предусмотрена лишь в размере 230 млн. рублей, то финансирование капитальных вложений станет возможным только за счет прибыли и внешних заимствований. Без кредитов же вся прибыль уйдет на капитальные вложения, а на прочие цели (социальное развитие, дивиденды) средств не останется. Поэтому ЭМО вынуждено будет либо брать кредиты, уменьшая свою будущую прибыль (в том числе и долю РАО «ЕЭС»), либо, что более вероятно, снижать долю прибыли РАО «ЕЭС», мотивируя это необходимостью инвестиций. Так что никакой гарантии для РАО «ЕЭС» обогатиться на поле чудес авторов бизнес-плана нет и быть не может.

ГЭС, как дойная корова для «Сибалюминия»

Остается другой путь получения планируемой прибыли — повышение для ГЭС тарифа на электроэнергию, поставляемую на федеральный оптовый рынок электроэнергии и мощности (ФОРЭМ). Определим, до какой величины он должен будет возрасти. ФЭК России утвердил на 1999 г. плановую прибыль для Саяно-Шушенской ГЭС в размере 238 млн. рублей при себестоимости производства электроэнергии, равной 391 млн. рублей, и рентабельности 61%. Плановый объем полезного отпуска электроэнергии станции в 1999 г& составил 19 419 млрд. кВт • ч, а среднеотпускной тариф — 3,2 коп. за кВт • ч при его себестоимости 2копейки. РАО «ЕЭС» предполагает в 2000 г. увеличить прибыль в пять раз — с 10 млн. до 50 млн. долларов. Тогда рентабельность возрастет также в пять раз и превысит 300%, для чего тариф на электроэнергию Саяно-Шушенской ГЭС, продаваемую на ФОРЭМ, потребуется увеличить с 3,2 до 12 коп. за кВт. ч (в ценах 1999 г.). Учитывая, что около трети электроэнергии Саяно-Шушенской ГЭС будет потреблять Саянский алюминиевый завод по тарифу не выше ее себестоимости, оставшиеся 70% электроэнергии поступят остальным потребителям Сибири, но уже по цене 16,4 коп. за кВт • ч, что приближается к тарифу тепловых электростанций: Березовской ГРЭС — 19 коп. и Красноярской ГРЭС-2 — 19,3 коп. за кВт • ч.

Между тем тарифы на электроэнергию для СаАЗа за последние годы были одними из самых низких среди алюминиевых заводов России. В октябре 1999 г. средний тариф для собственных потребителей Хакассэнерго составлял 10 коп. за кВт• ч при тарифе Саяно-Шушенской ГЭС равном 3,2 коп. за кВт • ч.

В соответствии с договором с РАО «ЕЭС» тариф для СаАЗ устанавливается в зависимости от цены алюминия на Лондонской бирже металлов. В 1999 г. этот тариф равнялся 16,8 рубля за МВт • ч при среднем курсе 24 рубля за 1 доллар, а для Красноярского и Новокузнецкого алюминиевых заводов тарифы были установлены равными 10,5 и 8 долл. за МВт • ч соответственно, т. е. существенно выше, чем для СаАЗа. Хотя эти заводы частично получают и электроэнергию Саяно-Шушенской ГЭС. Очевидно, в ЭМО тариф для СаАЗ установят ниже себестоимости производства электроэнергии Саяно-Шушенской ГЭС, так как станция окажется подразделением объединения, а распределение затрат (трансфертных цен) на промежуточную продукцию (электроэнергию для производства алюминия) будет сугубо внутренним делом ЭМО. Поэтому электроэнергия ГЭС, поставляемая на ФОРЭМ, станет дорожать, так как доля электропотребления СаАЗ, согласно бизнес-плану создания АО «ЭМО», разработанному НИИ экономики энергетики РАО «ЕЭС России», должна возрасти с 34,3% в 1999 г. до 47,7% в 2004 г. Соответственно будет увеличиваться и тариф на электроэнергию Саяно-Шушенской ГЭС, поставляемую на ФОРЭМ. А ФЭК будет вынужден утверждать его, так как этот тариф окажется все же значительно ниже стоимости электроэнергии тепловых станций.

Блеф с основными фондами

Согласно проекту, уставной капитал нового общества составит 9,2 млрд. рублей, из которых 2,95 млрд. рублей, или 32%,— доля Саяно-Шушенской ГЭС. Так как эта доля должна равняться примерно стоимости основных фондов ГЭС, получим, что стоимость одного киловатта установленной мощности (6721 МВт) станции составляет всего 432 рубля. На самом же деле стоит такой киловатт на порядок больше. Для доказательства сказанного сравним удельные капиталовложения в строительство Саяно-Шушенской ГЭС и Бурейской ГЭС, приведенные в проектах этих станций. У Саяно-Шушенской ГЭС они в 2,25 раза ниже, чем у Бурейской ГЭС. Допустим, что такое же соотношение сохранялось и в 1999 году. Капиталовложения в строящуюся Бурейскую ГЭС мощностью 2 млн. кВт в ценах 1999 г. составляют 25 млрд. рублей, или 12 500 рублей за киловатт. Тогда удельные капвложения в Саяно-Шушенскую ГЭС в ценах 1999 г. составят — (12 500 руб.:2,25) — 5560 рублей. Так как ввод агрегатов Саяно-Шушенской ГЭС осуществлялся в течение 1979—1985 гг., то необходимо учесть износ ее основных фондов, который приближенно оценивается в 20% при среднем сроке эксплуатации станции 17 лет. Тогда восстановительная удельная стоимость основных фондов Саяно-Шушенской ГЭС с учетом износа составит 4448 руб./кВт., а восстановительная стоимость основных фондов с учетом износа — (4448 руб./кВт х 6721 МВт) — 29,895 млрд. рублей. Это отнюдь не 2,95 млрд. рублей, сумма, в которую оценен вклад Саяно-Шушенской ГЭС в намечаемом уставном капитале ЭМО.

Таким образом, доля ГЭС в уставном капитале ЭМО должна составить не 32, а почти 83%. И поскольку РАО «ЕЭС» принадлежат сегодня 78,9% акций Саяно-Шушенской ГЭС, то доля РАО в уставном капитале ЭМО должна составить не 32, а 65,25%. Иначе говоря, РАО «ЕЭС» должно обладать контрольным пакетом акций в «ЭМО». Следует отметить, что, как показал анализ, восстановительная стоимость основных фондов СаАЗ также почему-то занижена. Примерно в 2,4 раза. Поэтому доля ГЭС в планируемом уставном капитале ЭМО составит приблизительно 66%, а доля гипотетического пакета акций РАО «ЕЭС» — около 52%. Все это лишь подтверждает недостоверность бизнес-плана по созданию нового объединения. А блеф с оценкой его основных фондов очевидно необходим для последующих манипуляций со вторичной эмиссией акций «содружества».

Очевидно, в дальнейшем рыночная стоимость основных фондов станции будет значительно повышаться, следовательно, будет расти и цена акций ЭМО. Может быть, это и является главным стимулом для «Сибирского алюминия» приобрести такой объект? Ведь странно было бы ожидать, что хозяева «Сибирского алюминия» запросто так станут ежегодно отдавать часть своей прибыли в размере 40 млн. долларов РАО «ЕЭС России».

ГЭС хотят просто увести у государства

Годовое время использования установленной (номинальной) мощности Саяно-Шушенской ГЭС составляет 2800—3300, а рабочей, пониженной мощности — 4500—5000 часов. Иначе говоря, станция работает в так называемом полупиковом режиме. Остающийся в резерве запас ее мощности позволяет оперативно реагировать на рост нагрузки в системе, поддерживая тем самым стабильной частоту тока и, следовательно, устойчивость энергоснабжения потребителей. В таком амплуа регуляторов работают все крупные ГЭС страны, обеспечивая устойчивость Единой энергосистемы России, и уже по этой причине контроль над ними не должен передаваться в частные руки.

Следует заметить: СаАЗ потребляет электроэнергию в базисном режиме с максимальной нагрузкой по времени, превышающим 7500 часов в год. Поэтому, кроме электроэнергии Саяно-Шушенской ГЭС, завод использует и электроэнергию других тепловых электростанций с более высокой стоимостью электроэнергии.

  • Отчуждение Саяно-Шушенской ГЭС от РАО «ЕЭС России» допустимо только на основании специального федерального закона.
  • Отчуждение самой крупной ГЭС России, ее мощность составляет 6721 МВт, нецелесообразно по следующим причинам: -это приведет к перекрестному субсидированию ЭМО за счет роста тарифов на электроэнергию для других потребителей Сибири; — государство лишится контроля за деятельностью станции, вследствие чего ухудшится надежность энергоснабжения потребителей;

    -при росте тарифов на электроэнергию для промышленных предприятий ряда регионов Сибири произойдет рост себестоимости соответствующей продукции, что вызовет снижение прибыли и налога на прибыль не только этих предприятий, но и потребителей их продукции.

Естественно, заполучив в управление ГЭС, владельцы «Сибалюминия» захотят увеличить свои дивиденды за счет снижения себестоимости производства, перейдя на максимальную загрузку станции для своих нужд. После чего ее нельзя будет использовать в общесистемных интересах, что приведет к нарушению надежности энергоснабжения сибирских потребителей. Окончательно завладеть ГЭС будет несложно. Для этого ЭМО проведет дополнительную эмиссию акций, например, под предлогом их продажи стратегическим инвесторам (в том числе иностранным) по закрытой и открытой подписке. В результате РАО «ЕЭС» потеряет блокирующий пакет акций и право влиять на работу станции. Обоснование эмиссии будет состоять в том, что нужны, дескать, инвестиции на развитие ЭМО, в том числе Саяно-Шушенской ГЭС, и для увеличения экспорта алюминия. А нынешнее руководство РАО «ЕЭС» не будет возражать против новой эмиссии, мотивируя это увеличением будущих своих прибылей. То есть приводя ту же аргументацию, что и сейчас о выделении Саяно-Шушенской ГЭС из состава РАО.

Между тем дополнительную эмиссию акций на том же СаАЗе провели весной 1998 г. После чего у одного из акционеров завода — компании TWG — пакет акций «усох» с 37,8 до 14,7%, а у другого — «Сибалюминия»,— наоборот, доля акций возросла до 75%.

TWG с ущемлением своих прав и потерей власти на третьем по мощности в России алюминиевом заводе мириться не стала, и началась долгая судебная тяжба. Состоялось 30 судебных разбирательств, и все суды признавали законность новой эмиссии. Однако последнее судебное разбирательство, прошедшее 29 ноября 1999 г. в Московском арбитражном суде, выиграла TWG. Поэтому при такой правовой неопределенности с собственностью СаАЗа неопределенны и прогнозы прибыли, которую якобы получит РАО «ЕЭС», передав Саяно-Шушенскую ГЭС в новое объединение. Зачем все это нужно государству, которое лишится контроля над самой крупной гидростанцией страны, имеющей стратегическое значение для ее безопасности?

А ведь в тех же США в соответствии с Национальной энергетической стратегией крупные ГЭС входят в состав Главного федерального энергетического управления страны. Это Бонневильское энергетическое управление, ГЭС реки Теннесси и др. Бонневильское энергоуправление, к примеру, обеспечивает на северо-западе США дешевой электроэнергией десять алюминиевых заводов.

В Канаде алюминиевой фирме «Алкан» (65% производимого в стране алюминия) принадлежат несколько средних по мощности ГЭС, которые фирма приобрела на собственные средства, а не получила их у государства по бросовым ценам. Однако крупные канадские ГЭС тоже находятся в государственной собственности.

От редакции.

Анатолий Чубайс со товарищи приступил к новой фазе внедрения бандитского капитализма, который он, по его же собственным словам, навязал стране. Теперь чужая собственность захватывается внаглую, при помощи «братков», без всяких там фиговых листков в виде ваучеров, с целью приватизации финансовых потоков, в том числе бюджетных. Недавно таким образом был «переделан» Качканарский ГОК. На очереди Саяно-Шушенская ГЭС и другие крупные электростанции РАО «ЕЭС России», захват и незаконная приватизация которых чреваты дальнейшим развалом энергоснабжения страны, цепочечным ростом инфляции и снижением доходов в казну.

Казалось бы, воспрепятствовать всему этому должны федеральные органы власти и высшие чиновники, призванные блюсти интересы государства и диктатуру закона. Однако происходит нечто странное.

Как стало известно редакции, 19 января по поручению правительства Мингосимущество провело межведомственное совещание, участники которого должны были согласовать и одобрить проект правительственного постановления о создании АО «ЭМО». Хотя полномочий правительства для этого явно недостаточно. Категорически против отчуждения Саяно-Шушенской ГЭС от РАО «ЕЭС России» выступили лишь представители Минтопэнерго, показавшие недопустимость подобного раздела компании, главным акционером которой является государство. Минфин потребовал каких-то дополнительных обоснований для создания «ЭМО», а представитель Минюста, от которого ожидали правовой оценки отчуждения ГЭС, почему-то вообще не явился на совещание. Зато безоговорочно одобрили намерения «реформаторов» министр экономики, а также руководитель ФЭКа и представитель Минналогслужбы. Но эти деятели проявили лишь солидарность с советом директоров РАО «ЕЭС России», который еще в августе прошлого года большинством голосов принял на ура проект ЭМО. Против тогда выступил опять же только представитель Минтопэнерго. А возглавляет совет, как известно, глава президентской администрации. Поэтому комментариев происходящего не требуется. Похоже, обозначенные позиции федеральных мужей отражают водораздел, пролегающий между защитниками интересов олигархических структур и государства. Подтверждают это, в частности, факты и доводы нашей публикации, в том числе блеф в бизнес-плане зачатия нового дитяти олигархов.

Дальнейшую судьбу Саяно-Шушенской ГЭС будет решать российское правительство. Думается, объективности ради проект, символизирующий начало новой фазы передела собственности, должен пройти независимую экспертизу, организовать которую вполне по силам Экспертному совету самого правительства РФ.

, д. э. н., заведующий лабораторией Института микроэкономики Минэкономики РФ

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru