Почему предприятия оборонки подвергаются дискриминации?. Закон должен регламентировать качество товара, а не его декларирование / Валерий Оверчук

заместитель генерального директора по качеству ОАО «Долгопрудненское научно-производственное предприятие»
Принятие Закона «О техническом регулировании» (далее Закон) создало немало проблем предприятиям оборонно-промышленного комплекса в продвижении гражданской продукции к российскому потребителю. Дело в том, что задуманный как Закон «О качестве продукции и услуг» в ходе разработки и согласований он претерпел значительные изменения: из него исключили «качество».

Закон распространяется как на товары народного потребления, так и на сложную наукоёмкую оборонную продукцию. Причем для них установлены одинаковые требования к содержанию, порядку разработки и согласования технических регламентов, а также к порядку установления и подтверждения требований по безопасности и др. Но на практике реализовать это достаточно сложно, а зачастую невозможно, поскольку в этих сферах действуют разные подходы, принципы, критерии и условия создания, применения продукции и оценки её соответствия.

В отношении сложной, потенциально опасной техники (атомной, авиационной, ракетно-космической и др.) на государственном уровне всегда предъявлялись повышенные требования по безопасности. За многие десятилетия были созданы и успешно себя зарекомендовали системы обеспечения безопасности, надёжности и качества, контролируемые со стороны государства и основанные на государственных и отраслевых нормативных документах. Главная задача этих систем состоит в сопровождении создаваемых изделий на всех этапах их жизненного цикла, начиная от разработки и заканчивая утилизацией.

Положение о том, что в отношении любой продукции государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется исключительно на стадии обращения продукции (ст. 33), для сложной техники не применимо. При этом Закон исключил все отраслевые стандарты, в том числе те, а их преимущественное большинство, которые не содержат требований по безопасности, но необходимы для создания качественной, то есть надёжной и безопасной продукции.

Но национальные стандарты и стандарты организаций, предусмотренные законом, не могут в полной мере заменить отраслевые стандарты. А перевод до 2010 года всех отраслевых стандартов в национальные стандарты и стандарты организаций потребует весьма существенных затрат.

Зато Закон предоставляет теперь товаропроизводителю максимум свобод на рынке России, освобождая его от выполнения массы требований к изготавливаемому им товару (услуге), которые установлены соответствующими нормативными документами – государственными, отраслевыми и межгосударственными стандартами. Главное требование – обеспечить безопасность товара для общества, человека, окружающей среды.

Обеспечил безопасность, поставляй товар на российский рынок, декларируя его качество, а покупатель, якобы, сам разберется, что хорошо, а что плохо. Однако время показало, что Закон не работает на качество товара и, вместе с тем, поставил потребителя в трудное положение.

Закон предписывает разработку в определенные сроки технических регламентов в каждой отрасли промышленности. Технический регламент должен определять перечень требований и норм, соблюдение которых обеспечивает безопасность человека, среды обитания, сферы применения, окружающей среды. При этом такая безопасность подтверждается сертификатом соответствия норм безопасности, разработанных в соответствии с Законом и изложенных в соответствующем техническом регламенте. Задумано хорошо, а получилось как всегда.

Технические регламенты должны включать исчерпывающие перечни обязательных требований к характеристикам продукции и связанным с ней процессам, что создаёт большие трудности при их разработке и согласовании.

Во-первых, нет однозначного критерия понятия «исчерпывающий перечень обязательных требований». Также существуют разногласия в критериях установления самих требований – неясно, что это должно быть: фиксированные, интервальные или граничные значения, вероятностные показатели или качественные характеристики и т.д. А для сложной продукции включать в технические регламенты значительный перечень характеристик и их количественных значений без ссылок на ранее разработанные нормативные документы представляется невозможным.

Вместе с тем практика принятия нормативно-технических регламентов в виде законов, носящих технический характер, как за рубежом, так и у нас в стране отсутствует. Кроме того, принятие подобных документов в виде федеральных законов для сложных технических систем и объектов, которым присущи большое количество требований и высокая динамика изменения характеристик, устанавливает существенные ограничения для их оперативного изменения.

Тем не менее во многих отраслях промышленности и сферах услуг попытались быстро после опубликования Закона разработать и зарегистрировать в Ростехрегулировании ведомственные нормы безопасности, на основании которых начали раздавать подведомственным предприятиям отрасли сертификаты соответствия.

Федеральное агентство железнодорожного транспорта пошло еще дальше: проигнорировав номенклатуру продукции, в отношении которой законодательными актами предусмотрена обязательная сертификация, издало свою номенклатуру объектов железнодорожного транспорта, подлежащих обязательной сертификации в Российской Федерации. А сертифицировать продукцию поручило собственному органу – Регистру сертификации на Федеральном железнодорожном транспорте.

После чего от имени ОАО «Российские железные дороги» разослало всем производителям железнодорожной техники телеграфное указание, что при производстве и ремонте железнодорожной техники необходимо применять комплектующие, сертифицированные в указанном выше Регистре.

Аналогичная ситуация сложилась и в других отраслях промышленности, где также действуют свои Регистры сертификации — морской, авиационный, военный… Можно возразить, ведь это хорошо, что созданы структуры нормативно-технического регулирования. Но что они регулируют? Ведь они нередко попросту препятствуют проникновению хороших, но чужих оборудования и комплектующих в «свою» отрасль производства. Не секрет, что в России сертификат на систему менеджмента качества предприятия, выданный одним Регистром, не признается другим, хотя все они прошли аккредитацию в Ростехрегулировании.

А что можно сказать о продукции общего производственно-технического назначения, применяемой во многих отраслях промышленности? Производитель, изготовивший такую продукцию, испытавший и сертифицировавший ее в органе по сертификации, с которым работает много лет, не сможет её продать предприятию в другой отрасли без подтверждения соответствия в органе по сертификации, «приписанном» к этой другой отрасли.

Мне могут возразить, что условия безопасной эксплуатации в каждой отрасли свои. Но это не так. Основа безопасности – не нанесение вреда человеку и окружающей среде. Всё остальное наносное, выдуманное чиновниками с целью запрета проникновения товара из других, нередко более развитых отраслей промышленности, и, в первую очередь, из оборонных.

К примеру, на ряде авиационных предприятий страны прекрасно развита технология изготовления сложных резервуаров и сосудов из коррозионно-стойких металлов, работающих под давлением. При этом качество сварных соединений у них одно из лучших в мире. Но по дорогам России продолжают двигаться автомобильные и железнодорожные цистерны из черного металла, срок жизни которого не превышает 25-28 лет. А почему?

Дело в том, что закупка такой техники производится в каждой отрасли своими снабженческо-закупочными органами, на основе конкурса желающих продать товар. А в числе прочих условий – наличие сертификата соответствия нормам безопасности в данной отрасли, и цена, приближенная к объявленной в конкретном лоте. Подчеркиваю, именно наличие сертификата соответствия нормам безопасности, а не сертификата качества.

В результате принятия Закона потребитель оказался просто обманут сложившейся системой сертификации. Он получает сертификат соответствия и не получает сертификата качества товара. В чём их различиеСертификат качества подтверждает соответствие товара принятым в России нормам, правилам, директивам, стандартам и техническим условиям.

 Если, например, это кресло, оно должно выдерживать 60-100 тысяч посадок человека весом 80-100 килограмм (в зависимости от класса, категории), гарантированный срок службы должен быть не менее 3-5 лет, а для металлических конструкций — 20-25 лет, оно должно иметь соответствующую податливость мягких элементов, износостойкость обивки в зависимости от вида и т.д. Подобных требований набирается три десятка. А сертификат соответствия, в зависимости от сферы применения, требует только обеспечения пожарной безопасности и отсутствия вредных выделений в процессе использования кресла.

Что делает добросовестный производитель, руководствуясь требованиями международной системы качества в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001-2000 г., а для оборонных предприятий еще и требованиями стандартов СРПП ВТ? Он проводит полный цикл приемо-сдаточных испытаний и поставляет продукцию на рынок, декларируя её качество сертификатом и представив сертификат соответствия. Недобросовестный же производитель собирает продукцию из покупных комплектующих и поставляет продукцию на рынок, лишь декларируя качество.

Итак, Закон значительно сузил требования к сертификации продукции, ограничив их оценкой соответствия только требованиям по безопасности, установленным в технических регламентах. Хотя сертификация в большинстве случаев предполагает проведение оценки соответствия продукции (наряду с требованием безопасности) целому комплексу требований, включая функциональные, технологические, конструкционные, экономические, эргономические, установленные в соответствующей нормативно-технической документации.

Ведь изделие, отвечающее всем требованиям безопасности, но функционально, технологически, экономически не соответствующее ожидаемым показателям, может оказаться невостребованным. Поэтому необходимо, чтобы при сертификации наряду с требованиями по безопасности, оценивается целый комплекс свойств продукции, характеризующий её качество.

Замечу, Закон «О техническом регулировании» разрешает не руководствоваться требованиями директивных документов и государственных стандартов в части качества товара практически всем отраслям промышленности, кроме оборонных. Естественно, у недобросовестного производителя себестоимость единицы товарной продукции гораздо ниже и он победит в конкурсе при закупке больших партий тех же кресел.

Мне могут возразить, что со временем покупатель разберется. Но со временем и недобросовестный производитель или поменяет вывеску над дверью своей фирмы или проведет испытания в полном объеме, когда товарная ниша будет им уже занята.
Я приношу извинения за примитивный пример с креслом, но он наиболее понятен, так как вероятно многие видели демонстрационные ролики, рекламировавшие механизм испытания «встал-сел» шведского кресла, продаваемого через систему магазинов «ИКЕА».

Таким образом, сформировав систему отраслевых регистров сертификации, мы, может быть, и обеспечили какую-то безопасность для человека и среды, но создали ложную систему сертификации товара, вводящую в заблуждение потребителя.

Ситуация такова, что оценкой товаров производственно-технического назначения и сравнительными испытаниями однотипного товара по критерию цена — качество в России никто не занимается. Поэтому недавний призыв первого вице-премьера Сергея Иванова шире использовать передовые технологии «оборонки» останется только призывом до тех пор, пока в России не будут созданы одинаковые условия для всех товаропроизводителей.

Наше предприятие относится к оборонным отраслям промышленности, и поэтому мы смело взялись за разработку и производство продукции различного назначения: от авиационного до медицинского. Еще до выхода Закона практически вся продукция была нами сертифицирована на соответствие требованиям ГОСТов или технических условий на добровольной или обязательной основе, а система качества предприятия имела сертификат соответствия требованиям ГОСТ Р ИСО 9001 и СРПП ВТ.

В прошлом году мы предложили производимый нами и сертифицированный в добровольном порядке высоковольтный электрический соединитель ряду вагоностроительных и вагоноремонтных заводов. Но все они в один голос потребовали сертификат соответствия, выдаваемый Регистром сертификации на железнодорожном транспорте, не признавая сертификат «Энергосерта», полученный нами в 2005 году.

Если сертификация в «Энергосерте» нам обошлась почти в 60 тысяч рублей, то «железнодорожный» Регистр в 2006 году запросил с нас 60 тысяч рублей только за рассмотрение документации, причем ранее уже согласованной с МПС России, и еще 613 тысяч рублей за проведение самих испытаний.

Это ли не способ не пустить чужака из оборонки на свой рынок, прикрываясь положениями Закона, который ст. 5 предписал предприятиям оборонных отраслей не отступать от сложившейся системы разработки и производства, основанной на требованиях заказчика и ГОСТов, а остальным участникам рынка дал полную свободу. Главное — «декларируй качество».

Если мы на пороге вступления в ВТО, то любая продукция должна соответствовать требованиям международных норм, директив и стандартов. Поэтому необходимо восстановить Закон «О сертификации продукции и услуг». Этим законом должно быть предписано признание сертификатов соответствия, выданных любыми Регистрами на одинаковую продукцию. Необходимо устранить все ведомственные барьеры на пути распространения продукции и услуг при их сертификации.

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru