1:32 18 сентября 2006

Почему акционеры «Газпрома» игнорируют швейцарские связи компании? / Михаил Корчемкин

Дмитрий Фирташ зарабатывает сотни миллионов долларов в год не потому, что может продавать газ по цене более высокой, чем «Газпром». Фирташ, загадочный украинский бизнесмен, оказался ключевым игроком на европейском газовом рынке в период повышенной тревожности по поводу безопасности поставок. В этом году он объявил, что вместе с «Газпромом» является совладельцем Rosukrenergo, совместного предприятия, играющего центральную роль в доставке газа из России и Центральной Азии на Украину и Запад.

Его богатство основано на сниженной цене газа, которую предлагает российская газовая монополия. Согласно финансовым отчетам, в первой половине 2005 года «Газпром» продавал российский газ Rosukrenergo по цене 93 доллара за тысячу кубометров. Во второй половине года цена была снижена до 80 долларов, что является единственным случаем снижения цен «Газпромом» в прошлом году. Обратите внимание на то, что Rosukrenergo экспортирует газ в Европу, где средний ценовой барьер поднялся со 174 долларов за тысячу кубометров в первой половине 2005 года до 205 долларов во второй.

Неясно, почему «Газпром» предпочел Rosukrenergo своему собственному немецкому подразделению ZMB GmbH, которое находится в его полной собственности и имеет безупречную репутацию и большой опыт продажи среднеазиатского газа в Европе и бывших советских государствах. По всей видимости, «Газпрому» нужен иностранный посредник для транспортировки среднеазиатского газа по России, чтобы не платить экспортные пошлины.

Немецкое подразделение «Газпрома» сделало бы эту работу лучше, потому что все доходы от деятельности остались бы в России для налогообложения и выплаты дивидендов. В случае с Rosukrenergo половина доходов пошла господину Фирташу и Ивану Фурсину, совладельцам этой швейцарской компании.

В 2005 году Rosukrenergo получила прибыль в 740 млн. долларов. Половина ее поступила Фирташу и Фурсину. Примечательно, что Rosukrenergo решила выплатить 96% (да, 96%!) своей прибыли за 2005 год в виде дивидендов. Это не похоже на принципы распределения прибыли надежного долгосрочного партнера. По нашей оценке, чистая прибыль Фирташа и Фурсина в этом году составляет около 3 млн. долларов в сутки, в то время как в прошлом году она составляла 1 млн. долларов.

Почему западные акционеры закрывают глаза на особые отношения «Газпрома» и Rosukrenergo? Они не хотят резать курицу, несущую золотые яйца, в ситуации, когда акции монополии приносят огромные доходы. Карл Маркс говорил: «Когда имеется достаточная прибыль, капитал становится смелым; … при 100% он попирает все человеческие законы». Соответственно, если доходы ниже этого уровня, у закона есть шанс нанести ответный удар.

Если рыночная стоимость «Газпрома» будет расти слишком медленно или падать, неизбежны судебные иски, особенно со стороны американских инвесторов. Это станет проверкой марксизма на практике и серьезным ударом для «Газпрома». Как любит цитировать президент Владимир Путин, «суров закон, но это закон». Михаил Корчемкин, президент аналитической компании East European Gas Analysis, США Financial Times – Inopressa.ru