По стопам Карла Великого к глобальной безопасности. Для безошибочного контроля за пусками в мире ракет требуется его международное метрологическое единство / Моисей Гельман

В конце первого тысячелетия нашей эры Карл Великий, дабы пресечь жульничество в торговле, ввёл на подвластной ему тогда территории нынешней Западной Европы государственную единицу измерения длины. Она представляла собой размер стопы Его Императорского величества. Так появился фут, по-английски ступня.

Похоже, это и стало началом государственной и международной метрологической политики соблюдения единства измерений, международной их стандартизации. Такая политика направлена на то, чтобы, к примеру, килограмм картошки в Нью-Йорке и Нью-Васюках весил одинаково. Это достигается при помощи международного эталона массы, по которому через его копии во всём мире периодически поверяют весы и гири.

О проведении общей политики единства измерений многие страны договорились еще во второй половине ХIХ века, после чего были созданы международные эталоны множества единиц физических величин.

Разнобой в этом деле спустя тысячу лет чреват последствиями, по тяжести уже несоизмеримыми с потерями населения от торгашеских махинаций. В конце 1984 г. «Боинг-767» канадской авиакомпании чудом избежал катастрофы. Пилоты еле посадили самолёт на подвернувшуюся к счастью под руку пустующую автодорогу. На высоте 10 тысяч метров разом отказали двигатели, так как внезапно иссякло горючее.

Причиной явилась разница в градуировке приборов контроля наличия керосина в баках в … четыре раза: у канадцев – в галлонах, в Европе (за исключением Великобритании) на автозаправщиках в аэропортах – в литрах. Это обстоятельство при заправке по какой-то причине упустили из вида, и баки авиалайнера оказались полупустыми. Подобные происшествия, причем, с более тяжкими последствиями, случались не единожды.

Этот случай приведён для того, чтобы напомнить: измерения – важные процедуры контроля и распознавания различных процессов, явлений и объектов. Однако не каждый осознает опасность разнобоя в их оценках сегодня. Например, при автоматическом распознавании следов сгорающих в атмосфере остатков, скажем, мирного искусственного спутника Земли. Ведь их вполне, как это не раз бывало, можно спутать с подлётными характеристиками боевой ракеты. И если предпримут «ответные» меры, то …
Словом, судьбы современного человечества всё больше зависят от международного метрологического взаимопонимания. Поэтому весьма актуальна разработка межгосударственной политики, опирающейся на единообразие и высокую точность методов и средств контроля, чтобы во имя безопасности на Земле безошибочно распознавать и идентифицировать современные процессы и явления. И не только в военной сфере, где необходимо единство контроля за состоянием современных вооружений и других систем, а всех процессов, протекающих на территориях, акваториях и в околоземном пространстве. В пределах государственных границ конкретной страны, и вне этих границ.

Мир стал заложником многих своих научно-технических достижений. Прежде всего, атомных электростанций. Так называемый «мирный атом» сделал бессмысленным дальнейшее увеличение мощи оружия. Теперь катастрофически поражающий ракетный удар может быть уже нанесён и неядерными средствами. Достаточно успешной ракетной атаки с помощью обычного фугаса по какой-либо АЭС, чтобы не только целое государство, но и континент оказались пораженными. Причём, на столетия. И для этого ракета совсем не обязательно должна быть межконтинентальной…

Чернобыль еще раз показал, что у человечества для выживания нет альтернативы всеобщему разоружению. Но оно невозможно без предварительной отработки систем достоверного контроля за состоянием уже существующего оружия. Ведь его невозможно уничтожить на Земле в одночасье.

А объективное доверие не возникает вдруг. Само по себе. Но если каждая страна будет самостоятельно создавать собственные национальные средства контроля, как это происходит, разнобой во множестве таких средств может привести к глобальной катастрофе. Эта проблема усугубляется тем, что далеко не идеальны и сами многочисленные методы и модели идентификации упомянутых процессов и объектов. В итоге страдает достоверность оценок, и неоднозначно трактуются результаты контроля и распознавания.

Так, по данным американских учёных только за период с января 1979-го по июнь 1980 года система предупреждения о ракетном нападении США выдала 3804 ложных сигналов. Данные о наших «достижениях» не публиковались. Однако на этот счёт обольщаться не стоит. Вот один только факт.

В феврале 1989 г. вследствие неоднократного попадания в поле зрения советской радиолокационной системы сгоравших в атмосфере остатков американского спутника морской разведки система выдала траекторию якобы летящей в нашу сторону межконтинентальной баллистической ракеты. Ложную информацию распознали лишь … на центральном пункте управления.

Первоначальный вариант этой статьи был опубликован еще в 1990 г. Более поздними сведениями автор не располагает. Но даже если за прошедшие 16-17 лет количество обнаружений ложных объектов сократилось в мире на порядок, степень опасности для человечества от таких ошибок не уменьшилась. Ведь для ответного ядерного удара может оказаться достаточно одной единственной погрешности.

Эти проблемы можно было уже давно решить созданием соответствующей глобальной радиоэлектронной системы контроля коллективного пользования. С использованием как наземных, так и спутниковых систем слежения. Причем такая единая система для оперативного устранения ложных ошибок и предотвращения опасных решений должна эксплуатироваться совместно специалистами стран, участниц соглашения о международном контроле. А для уменьшения вероятности ложных ошибок подобные системы должны работать по единым, наиболее точным и метрологически аттестованным методам и алгоритмам.

Первый шаг в этом направлении сделал недавно Владимир Путин. Как известно, он предложил Соединённым Штатам вместо размещения новых радаров в Польше и Чехии совместно использовать Габалинскую радиолокационную станцию в Азербайджане. Если Дж. Буша и его администрацию действительно беспокоит Иран, то российское предложение выгодно со всех точек зрения. Во-первых, в Габалах намного лучше радиообозримость территории Ближнего и Среднего Востока. Во-вторых, станция уже существует, что не потребует новых затрат времени и средств на создание новых РЛС в Европе.

Если Габалинская РЛС по каким-либо причинам США не устроит, думается, можно будет предложить ещё и совместное использование РЛС в Беларуси, Украине и России, но в обмен на постоянное присутствие специалистов этих стран в качестве операторов на базовых пунктах слежения НАТО, включая США. Таким образом, речь будет идти об интеграции национальных и межгосударственных систем контроля в единый комплекс.

Не согласившись и на такое предложение, США продемонстрируют всему свету свою неискренность в заботах о судьбах мира. Ну а если согласятся, то тем самым будет положено начало созданию глобальной системы слежения за пусками ракет, движением спутников и самолётов, основанной на принципах метрологического единства контроля.

В последующем, в дополнение к слежению за запусками и движением ракет, можно будет перейти ещё и к контролю за местами их установки, в первую очередь, ракет межконтинентальных. Такой контроль вполне осуществим спутниковыми системами глобальной радионавигации США и России, если на ракетах закрепить радиоприёмники для непрерывного определения их координат.

Результаты измерений автоматически по выделенным радиоканалам, в том числе спутниковым, будут передаваться куда надо. А сами приёмники известными инженерными методами и организационными мероприятиями можно начисто оградить от несанкционированного переноса в другое место. Непрерывная дистанционная проверка находится та или иная ракета в месте известной установки или её куда-то перевозят, в сочетании со слежением за запусками, позволит ещё больше уменьшить ошибки контроля и тем самым повысить международную безопасность.

К участию в создании и эксплуатации таких систем необходимо будет пригласить все государства, что будет способствовать росту доверия между ними. Если же кто-то из владеющих ракетным вооружением откажется, то вызовет вполне оправданные подозрения в своих намерениях.

Если будет заключено международное соглашение о глобальном контроле за ракетами, то в отношении «отказников» и нарушителей можно будет предусмотреть различные санкции. Подобное соглашение о нераспространении ядерного оружия существует. Практичней всего работать в этом направлении под эгидой ООН.

Следует заметить, предложение Владимира Путина связано с решением ряда научно-прикладных и инженерных задач. Однако оно не получило с российской стороны должной пропагандистской разъяснительной поддержки специалистов. Увы, культура пропаганды, основанная на экспертизе проблем и популярном их изложении, в стране утеряна. Поэтому и у нас, и на Западе в прессе появилось немало откровенных инсинуаций и просто безграмотных комментариев.

Один «эксперт», выступая на радио «Свобода», договорился до того, что вода, используемая в Габалах для охлаждения аппаратуры РЛС, якобы становится отравленной, и поэтому станцию надо немедленно закрыть. Хотя используемая там вода через теплообменники всего лишь охлаждает мощные радиоэлектронные лампы, не контактируя с ними, а сами эти лампы совершенно безвредны для окружающей среды.

Опыт, приобретённый при создании международной системы контроля за ракетами, можно будет затем распространить и на другие программы, имеющие значение для судеб и выживания человечества.

Это уничтожение и утилизация вооружений и военной техники, конверсия военного производства, глобальное управление воздушным движением, разработки энерго- и ресурсосберегающих технологий, оптимальное управление балансами добычи и мирового потребления энергоресурсов с целью их экономии, в том числе путем построения транс- и межконтинентальных единых энергосистем, решение многочисленных экологических проблем, медицинские программы и многое другое.

Международное единство контроля избавит всех нас от смертельно опасных случайностей и неслучайностей. Объективной и более твёрдой станет основа для взаимного доверия, что позволит использовать людской интеллектуальный потенциал исключительно для созидания.

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru