Пилотный проект развала энергоснабжения российских регионов / Анатолий Кузовкин

В РАО «ЕЭС России» разработан план дальнейшего «реформирования» электроэнергетики, которым предусматривается продажа частному капиталу, в том числе иностранному, пакетов акций 10 прибыльных региональных АО-энерго, принадлежащих РАО. Кроме того, намечено «выбросить» из материнской компании все генерирующие мощности, распродать их на аукционах, оставив за РАО «ЕЭС России» только межрегиональные линии электропередач, и полностью сбросить тем самым с материнской компании всякую ответственность за заготовку топлива к зиме, техническое состояние станций и развитие системы, а в итоге — за надежность энергоснабжения страны.

Анатолий Чубайс заявил, что акции начнут распродавать уже в апреле 2000 г. Хотя отчуждать собственность РАО «ЕЭС России» можно только на основании специального федерального закона, который должен быть для этого принят. Но дело не в формальностях, а в последствиях очередной приватизации по Чубайсу. Ведь в условиях нынешнего экономического кризиса региональные энергосистемы и электростанции могут быть проданы только за бесценок, а крупных инвестиций в нашу энергетику, доставшуюся на халяву, новые владельцы, в том числе иностранные, делать не станут, ограничившись «проеданием» остатков ресурсов мощностей. Чтобы утверждать подобное, достаточно побывать в Казахстане.

СНЯВШИ ГОЛОВУ, ПРИГЛАСИЛИ ЭКСПЕРТОВ

В августе 1997 г. энергообъединение «Алмаатаэнерго» продали бельгийской компании «Трактебель», причем по чрезвычайно низкой цене — 10 долларов за кВт, что в десятки раз ниже действительной стоимости системы, на условиях оплаты половины ее стоимости наличными, а остальной суммы — в рассрочку. Контракт подписали правительство Казахстана и бельгийская компания. После смены хозяев «Алмаатаэнерго» стало называться по-«казахски» «Алматы Пауэр Консолидэйтед».

В соответствии с контрактом тарифы на электричество и тепловую энергию «новой» компании в 1997 г. были значительно повышены, с тем чтобы обеспечить отношение рентабельности к себестоимости на уровне 25%. В 1999 г. средний тариф на электроэнергию составлял 3,5 тенге/кВт.ч (70 коп./кВт.ч при курсе 5 тенге/руб.), а средний тариф на тепловую энергию — 1483 тенге/Гкал (296,6 руб/Гкал). Для сравнения в 1999 г. по Москве средний тариф на электроэнергию АО «Мосэнерго» равнялся 28 коп./кВт.ч, а на тепловую энергию с учетом транспортировки тепла до потребителя — 150 руб./Гкал. Следовательно, в Алма-Ате тариф на электроэнергию был в 2,5 раза, а на тепловую энергию — в 2 раза выше, чем в Москве. Следует отметить, особенно тяжело отразилось повышение тарифов на населении города и области, так как население Казахстана оплачивает электроэнергию и тепло по их фактической (реальной) стоимости. В 1999 г. при средней зарплате в АлмаАте в 6000 тенге в месяц затраты на электроэнергию и тепло составляли свыше 600 тенге на человека или более 10% среднемесячного заработка. Для сравнения: в России средняя зарплата в 1999 г. составляла 1300 рублей, а затраты на электроэнергию и тепло не превышали 40—50 рублей или около 3—4%, т. е. были в три раза меньше. Для бюджета большинства семей Алма-Аты, живущих только на зарплату, это существенные расходы, так как во многих семьях на одного работающего приходится примерно один иждивенец. А с учетом этого затраты на электроэнергию и тепло составляют уже более 20% семейного бюджета, что неприемлемо. Все это вызывает значительную социальную напряженность. Кроме того, тарифы на электроэнергию и тепло завышены для промышленности и других потребителей. В то же время Акимат (мэрия) Алма-Аты, который регулирует тарифы, выявил необоснованный и нарастающий по годам перерасход затрат бельгийской энергокомпании по сравнению с утвержденными в тарифах. Наконец, компания не выполнила своих инвестиционных обязательств, взятых по контракту с правительством Казахстана по финансированию инвестиций в развитие энергетики Алма-Аты: оно составило лишь 30% от намеченных вложений.

Между мэрией Алма-Аты и бельгийской компанией нарастала напряженность в отношениях, и поэтому городские власти вынуждены были в октябре 1999 г. провести экспертизу тарифной и всей энергетической политики, проводимой бельгийской фирмой. Автора статьи тогда пригласили в качестве члена экспертной комиссии. Поэтому все рассказанное ниже увидено им самим и изложено в заключении, предоставленном мэрии Алма-Аты 22 октября 1999 г.

ПАДЧЕРИЦА ДЛЯ МАЧЕХИ ИЗ БЕЛЬГИИ

Номинальная мощность алма-атинской энергосистемы составляет 1273 МВт, в прошлом году она выработала около 3108 млн. кВт. ч электрической и 5455 тысяч Гкал тепловой энергии. Для поддержания эффективной работоспособности системы и минимизации в ней потерь необходимо, как известно, своевременно ремонтировать оборудование и обновлять его. Деньги на это предусматриваются в тарифах. Однако новые хозяева бывшей «Алмаатаэнерго» деньги получают, а планы ремонта не выполняют. Если в 1998 г. было освоено 74% средств ремонтного фонда, то в прошлом году, по оценкам, не более трети. Поэтому ветшание основных фондов неизбежно ведет к резкому росту сверхнормативных потерь электрической и тепловой энергии (см. таблицу 1), а также к увеличению аварийности и ухудшению технико-экономических показателей энергетического оборудования. При таком отношении к ремонту, модернизации и обновлению основных фондов в недалеком будущем электро- и теплоснабжение потребителей будет сорвано.

Таблица1

1996 г.

1997 г.

1998 г.

1999 г.

Потери электроэнергии, % в т. ч. сверхнормативные
Потери тепловой энергии т. ч. сверхнормативные

Как видно из таблицы, сверхнормативные потери электроэнергии выросли втрое, а тепловой — больше чем в 10 (!) раз. Между тем для бельгийской компании норма потерь установлена в размере 14,55%. И хотя Комитет Республики Казахстана по регулированию естественных монополий регулярно включал в тариф инвестиционную часть для финансирования работ по снижению этих потерь, деньги тратились не известно на что. А компания настаивает на оплате итогов своей бесхозяйственности потребителями. Между тем в той же Бельгии, впрочем как и в России, технологические и технические сверхнормативные потери энергии в тарифы не включают. Но в них включены амортизационные отчисления. Куда деваются эти целевые деньги? Хотя бельгийская компания «Трактебель» согласно контракту купила «Алмаатаэнерго» и является учредителем «Алматы Пауэр Консолидейтед», но купила-то за 7 млн. долларов кредита, полученного от бельгийской фирмы «Пауэрфин», которая обладает 100% акций энергокомпании, т. е. является фактически ее владельцем. И «Алматы Пауэр Консолидейтед» периодические перечисляет «Пауэрфину» амортизационные средства в счет погашения полученного «Трактебель» кредита. Ведь прибыли нет, одни убытки. Вот и проедаются основные фонды.

Анализ финансово-хозяйственной деятельности бельгийской энергокомпании показывает необоснованный перерасход средств по ряду статей по сравнению с утвержденными регулирующим органом. Так, за 1-е полугодие 1999 г. наибольший перерасход допущен по статье «Услуги и прочие расходы» — на 4190,48 млн. тенге (см. таблицу 2). Если бы этого перерасхода не было, попросту говоря, проели бы столько денег, то энергокомпания вместо убытков на сумму 3417,87 млн. тенге имела бы прибыль 772,6 млн. тенге и рентабельность к себестоимости 10%. Не выполняется план и по налогам. При заданной сумме в 272,7 млн. тенге выплачено на порядок меньше — лишь 25,3 млн. тенге, что приводит к росту пеней.

В то же время, как отмечалось, не освоен ремонтный фонд — при плане 2245 млн. тенге освоено лишь 238,6 млн. тенге, т. е. почти в 10 раз меньше. Ремонтный фонд и налоги — основные статьи «экономии» средств.

Финансовое состояние энергокомпании резко ухудшается. Если в 1997 г. рентабельность составила 4,8% при плановой 21%, то в 1998 г. при плановой 25% рентабельность оказалась равной 17, но со знаком минус, а в 1999 г. упала еще больше — до минус 33%.

НЕЧЕГО НА РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ КИВАТЬ…

В соответствии с нормативными документами Республики Казахстан прибыль включается в цены (тарифы) субъектов естественной монополии по ставке с учетом задействованных активов (основные средства и чистый оборотный капитал), устанавливаемой решением уполномоченного на то органа. Однако в соответствии с контрактом, заключенным между правительством РК и компанией «Трактебель», рентабельность определяется как отношение прибыли к себестоимости, причем на уровне не ниже 25%. По моему мнению, в этой ситуации необходимо обязательно учитывать оба показателя; рентабельность по отношению к себестоимости и по отношению к активам. Второй показатель чрезвычайно важен для сопоставления с рентабельностью зарубежных компаний. Кроме того, рентабельность относительно более глубоко учитывает финансовое состояние компании, так как привязывает прибыль к отдаче основных фондов и чистому оборотному капиталу (разности денежных средств, запасам, дебиторской задолженности и текущим обязательствам, в том числе кредиторской задолженности).

Сопоставление с энергокомпаниями США, где норматив рентабельности относительно активов, устанавливаемый федеральной энергетической комиссией и комиссиями штатов, равен 10—12%, показывает, что «Алматы Пауэр Консолидейтед» благодаря тарифам должна была бы иметь достаточную по мировым меркам рентабельность. Действительно, в 1998 г. среднегодовая стоимость основных фондов компании составляла 24,5 млрд. тенге, чистый оборотный капитал — 2,6 млрд. тенге, плановая годовая прибыль, заложенная регулирующим органом в тарифы,— 3607 млн. тенге. Тогда рентабельность (отношение прибыли к сумме среднегодовой стоимости основных фондов и чистого оборотного капитала) должна была равняться 13,3%, что выше, чем в энергокомпаниях США. Однако 1998 г. был завершен, как отмечалось, с убытками в 2837,8 млн. тенге и отрицательной рентабельностью в 7%. Даже если вычесть из убытков безнадежные долги в сумме 1307 млн. тенге, рентабельность все равно останется отрицательной.

Таблица 2

Показатели

1997 г.

1998 г.

1999 (1 п/г)

план

факт

план

факт

план

факт

1. Ремонтный фонд, млн. тенге освоение, %

1274,3

1923,2

1422,8

2245

2. Услуги и прочие расходы, млн. тенге
освоение, %

754,9

814,9

410,75

3. Себестоимость, млн. тенге
отклонение, %

13051,6

14428,7

7736,6

НЕСОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ИНВЕСТОР

Согласно контракту, к началу прошлого года компания «Алматы Пауэр Консолидейтед» должна была выполнить капитальные работы на 9063 млн. тенге, в том числе на собранные с потребителей амортизационные средства в сумме 3494 млн. тенге. Фактически инвестиционная программа выполнена на треть финансовых обязательств по договору купли-продажи. Следует учесть, что в эту сумму входят и уже вложенные средства в незавершенное капитальное строительство, перешедшее к новым хозяевам при приватизации. Только по введенным объектам (золоотвал, размораживающее устройство и др.) объем «незавершенки» равен 633 млн. тенге. Таким образом, объем собственных финансовых средств энергокомпании, вложенных в инвестиции, составил всего 1055 млн. тенге.

Можно сказать, что нынешние хозяева алма-атинской энергосистемы ведут себя вызывающе, не желая выполнять взятые на себя обязательства. Им, в частности, передали незавершенный объект одного из котлоагрегатов ТЭЦ-2. Стоимость незавершенного строительства составляла 1424 млн. тенге. Однако вместо завершения этого объекта, что предусмотрено контрактом купли-продажи энергосистемы, энергокомпания… демонтирует его оборудование и использует для ремонта действующих энергоблоков.

В связи с явным срывом выполнения инвестиционной программы бельгийской энергокомпанией, в мэрии Алма-Аты полагают, что настала пора применить санкции, предусмотренные договором купли-продажи. Речь идет о возврате правительству Казахстана проданного имущественного комплекса алма-атинской энергосистемы с наложением на бельгийскую энергокомпанию штрафа в размере 1320 млн. тенге, а также выплате компанией природоохранных штрафов с их увеличением на 50% за выбросы вредных веществ в атмосферу от ТЭЦ-1, превышающие 10 175 тонн в год. Однако, руководство «Алматы Пауэр Консолидейтед» с этим не согласно и намеревается подать иск в Международный арбитражный суд.

Итак, вместо повышения эффективности энергопроизводства и снижения тарифов на электрическую и тепловую энергию, бельгийская энергокомпания для компенсации своей бесхозяйственности требует от мэрии Алма-Аты дальнейшего, причем значительного повышения тарифов.

Не ждет ли такая судьба и наши региональные АО-энерго и администрации после продажи отечественных энергокомпаний, иностранным инвесторам?

, доктор экономических наук

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru