Первая база на Луне: космическая одиссея стартует в 2020-м

Руководство NASA обнародовало свою новую стратегию освоения космоса. Центральное место в планах агентства занимает предстоящая высадка на Луне, а также строительство долговременной лунной базы, после чего начнется активная подготовка к марсианской миссии. Америка готова взять с собой японцев, европейцев и россиян, а вот китайцам, похоже, придется добираться до Луны своим ходом.

О намерении американцев снова высадиться на Луне президент США заявил еще в 2004 г., через год после гибели шаттла Columbia. Тогда же Джордж Буш назвал приблизительную дату этого события – 2020 г. Интересно отметить, что на осуществление программы Apollo в 1960-х годах у NASA ушло ровно вдвое меньше времени – всего 8 лет против нынешних 16.

Впрочем, на этот раз агентство ставит перед собой гораздо более грандиозные цели. Предполагается не просто высадка, но строительство на Луне постоянно обитаемой международной базы, которая должна стать главным форпостом человечества в космосе. По мнению представителей NASA, достижение этой цели будет означать наступление новой эры в истории космоплавания, и в этом с ними трудно не согласиться.

Корабли серии Apollo, совершавшие свои полеты в 1960-х гг., приземлялись в экваториальных районах Луны. Однако, для строительства постоянного поселения гораздо лучше подходят полюса спутника. Скорее всего, база будет сооружена на южном полюсе Луны, поскольку этот район три четверти суток освещается солнцем. Это позволит более эффективно использовать солнечные батареи, а также упростит строительство базы и освоение региона. Кроме того, на южном полюсе располагаются вероятные залежи полезных ископаемых – в перспективе ученые планируют заняться их разработкой.

Чтобы добраться до Луны, NASA используют два основных корабля – исследовательский Orion и состыкованный с ним многоцелевой посадочный модуль. После приземления он сможет выполнять функции жилого модуля, первого здания будущей базы. «Вы можете загрузить в транспортный отсек все, что необходимо. Затем вы доставляете груз и экипаж туда, куда вам нужно. Аппарат способен летать полностью автоматически, причем, разгрузка и установка оборудования может осуществляться роботами, без всякого участия человека. Мы разрабатываем именно такие системы», — заявил Скотт Горовиц, один из высокопоставленных руководителей NASA.

Согласно утвержденному плану, испытания лунных кораблей должны начаться в 2009 г. Еще через пять лет состоится первый полет Orion с пилотом на борту. А в 2020-м экипаж из четырех астронавтов совершит путешествие к Луне с посадкой на ее поверхность. Еще четыре года потребуется на строительство обитаемой лунной базы. По всей видимости, астронавты будут сменяться здесь каждые шесть месяцев. Эксперты надеются, что многие жизненно необходимые ресурсы, прежде всего, кислород и водород, можно будет добывать прямо на месте.

«Все это совсем не похоже на полеты старых добрых “Аполлонов”», – говорит Джон Логсдон, директор Института космической политики университета Джорджа Вашингтона. — Мы не ограничиваем себя установкой флага и фотографированием следов от сапог. Речь идет о начале последовательной экспансии в космос, первым этапом которой должна стать возможность долговременного пребывания на Луне».

Представители NASA подчеркивают тот факт, что принятая программа освоения открыта для всех заинтересованных стран, коль скоро они будут готовы вложить в нее свои материальные и интеллектуальные ресурсы. При этом американцы выразили полную готовность сотрудничать с космическими агентствами, имеющими своих представителей на МКС – это Россия, Япония и Европа.

А вот в отношении китайцев NASA высказывается очень неопределенно, давая понять, что в настоящий момент Америка не готова взять их на борт своих челноков. Как бы то ни было, на Луне будет построена именно международная база, призванная стать форпостом всего человечества, а не отдельно взятой страны.

Между тем Россия и Китай уже сообщали о намерении совместно взяться за подготовку пилотируемой марсианской миссии. Правда, пока это только планы. popmech.ru

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru