Памяти Олега Никитина

Памяти Олега Никитина Недавно в автомобильной катастрофе погиб Человек. Большой, красивый, умный. Весельчак и жизнелюб. Человек добрый и отзывчивый, готовый всегда помочь коллегам, друзьям, просто знакомым и незнакомым. Человек, которого многие любили и уважали. Звали покойного Олег Александрович Никитин, и было ему всего 64 года от роду. Родился он в 1939 г. в Москве. В детстве и юности жил с родителями в коммуналке на Кропоткинской набережной. Рядом с их домом находился энергетический техникум, что, видимо, и предопределило будущее юноши. Олег Александрович сначала закончил этот техникум, а затем в 1967 году — электроэнергетический факультет МЭИ, став инженером по технике высоких напряжений. Но уже за год до защиты диплома его пригласили работать в ПО «Дальние электропередачи».

У нас в стране бытует понятие «шестидесятники». Так называли в России в 60-х годах ХIХ века представителей прогрессивного направления в общественной мысли, литературе, искусстве. Спустя век, в советское время, это понятие распространили тогда, в 60-х, вообще на свободомыслящих интеллигентов, под которыми опять-таки понимали почему-то исключительно гуманитариев. Но мыслили в те времена свободно, игнорируя догмы и штампы, не только некоторые представители художественной интеллигенции. Гораздо больше их было в инженерной и научной среде. Это они, технари-шестидесятники, своим творчеством и трудом создавали индустриальную базу страны, которую «проедают» последние 15 лет, а она все еще держится. Основу ее составляет Единая энергосистема.

Олег Никитин как раз и был одним из офицеров и генералов многомиллионной индустриальной армии советских шестидесятников. Ведь именно в те времена строилась ЕЭС, созданию и развитию которой он посвятил всю свою жизнь инженера и ученого. Первым экзаменом в этой жизни, который ему пришлось держать, стало участие в исследованиях первой в стране линии электропередачи Ленинград — Конаково с напряжением 750 кВ.

Проработал Олег Александрович в «Дальних передачах», ставших его вторым домом, с 1967-го по 1993 год. Начал рядовым инженером, в 1980 г. его назначили главным инженером, а в 1986 г.— генеральным директором этого производственного объединения, крупнейшего в мире сетевого хозяйства. Оно и создавалось при его активном участии. В частности, он строил первые в мире высоковольтные линии постоянного и переменного тока на 1500 и 1150 кВ соответственно. Им были разработаны методы планирования развития больших энергосистем, которые использовались в исследованиях по стратегии развития электроэнергетики страны.

Но талант и потенциал таких шестидесятников, как Никитин, в силу известных обстоятельств оказались востребованными далеко не полностью. После акционирования и приватизации отрасли Олег Александрович до 1998 года проработал вице-президентом РАО «ЕЭС России», где вместе с другими специалистами, сохранившимися с прежних времен, всячески способствовал поддержанию надежного электроэнергоснабжения страны. Но в 1998 г., когда раковая опухоль некомпетентности и псевдорыночных отношений стала глубоко проникать и в РАО «ЕЭС», с чем он и его коллеги пытались бороться, Никитин оттуда ушел. Тогда же его выбрали президентом московского ОАО «Холдинговая компания «Электрозавод».

Ментальность бывшего руководителя крупнейшего в мире хозяйства высоковольтных сетей и при этом талантливого, системно и государственно мыслящего инженера и ученого не позволила Никитину на новом месте ограничиться сугубо заводскими делами. К тому же выжить предприятию в нынешних условиях можно было, только внедрив в производство новое оборудование, необходимое для модернизации электроэнергетики. Речь шла о высоковольтных трансформаторах и реакторах — основной продукции предприятия. Поэтому Никитин вместе с руководством «Электрозавода» принял участие в разработке концепции технического перевооружения энергосистем, включавшей в себя для выигрыша времени и экономии средств продление ресурса оборудования электростанций и подстанций. Для этого, в частности, Никитин разработал новые математические модели, позволявшие более точно оценивать ресурс трансформаторов и реакторов, а также новые методы их диагностики.

И еще об одном важном обстоятельстве. Осознавая свой гражданский долг, он много времени уделял подготовке кадров, для чего, будучи профессором, возглавил родную кафедру техники и электрофизики высоких напряжений МЭИ, где когда-то писал диплом.

Наверное, на этом надо поставить точку. Ведь сии печальные заметки не отчет о многотрудной деятельности покойного, которой он посвятил всю свою жизнь, а всего лишь скромные попытки отдать дань его памяти. У Олега Александровича была прекрасная семья, где всегда царили любовь и уважение, что являлось для него незыблемой жизненной опорой.

Отпевали Олега Александровича в церкви Сретенского монастыря, восстановлению которого он очень много помогал. На панихиде присутствовало множество людей — пожилых и молодых. Лицо покойного, казалось, выражало удивление случившимся и одновременно озабоченность судьбой оставленных им на этом свете семьи, друзей, сослуживцев, незавершенных дел… Ведь это был очень добрый, отзывчивый и ответственный человек.

В день похорон небо было безоблачным и ярким, вовсю светило солнце. Не покидало ощущение, что Всевышний таким образом отдавал дань жизни и светлой памяти покойного и зажег для этого громадную свечу.

Редакция «ПВ»

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru