Отбор кадров / Жасимов М. М.,

Система профессиональных учебных заведений за последние 20 лет существенно расширилась за счёт открытия новых вузов и колледжей, хотя и раньше их было предостаточно. Расширение произошло за счёт более дорогостоящего высшего образования. А вот подготовка рабочих кадров и его качество кардинально снизились.

Учебные заведения взахлёб рекламируют качество своего товара — выпускников. Так принято во всём мире. Но страны СНГ отличаются тем, что их производства функционируют по рыночным законам, а учебные заведения не вошли, да и не особенно хотят входить в рынки трудовых ресурсов и услуг образования.

Вместо достижения истинного качества обучения министерства образования России, Казахстана и почти всех других стран СНГ занимаются аттестациями, аккредитациями, лицензированием, выполнением Болонского соглашения, дроблением профессий на специальности и специализации, установлением уровней обучения, когда можно обучение считать законченным, тестированием знаний, заимствованным из практики экзамена на знание правил дорожного движения. Будто тестированием можно проверить способность свежеиспеченного инженера к творческой работе. Всего не перечислить. Поэтому производственники и кадровики оказываются в полном неведении и не знают, кому и чему верить. Тем более, что в наших странах налажено подпольное изготовление дипломов всех видов, и ими торгуют на базарах и через Интернет.

Свидетельства об аттестации и аккредитации, лицензии, сертификаты качества и другие аналогичные документы, по сути своей, — бумажки. Помните, у Маяковского: «Ко всем чертям с матерями катись, любая бумажка…». Но эти бумажки есть ни что иное, как индульгенции нашего времени. Издревле известно, они выкупаются, причём задорого. Сегодня учебные заведения приобретают право на отпущение всех своих грехов – можешь учить формально, собирая дань с паствы. Те, кто выдаёт индульгенции, обогащаются и систематически рапортуют правительствам своих стран о повышении качества обучения.

Но сегодня мало кого интересует качество подготовки и судьбы выпускников. Никто не несёт ни административной, ни уголовной ответственности. В этих условиях остаётся единственный путь отбора качественного персонала. После окончания учебного заведения для выпускников по инициативе работодателей необходимо организовывать ярмарки вакансий с экзаменацией претендентов. Для этого работодатели формулируют обязанности востребуемых должностных лиц и готовят письменные задания для испытания соискателей должностей. Причём, не имеет значения, где учился, у кого учился.

На выполнение задания отводится 3-4 часа. Разрешается пользоваться любой литературой, но Интернет исключается. Содержание заданий не согласуется с учебными заведениями, и их представители не допускаются к испытаниям. Для потребителя совершенно безразлично, по каким программам, кто и как учил. На рынке труда он учитывает только свои требования.

В Казахстане некоторые иностранные фирмы так и поступают. Но пока ограничиваются устным экзаменом. Так, одна солидная фирма, занимающаяся нефтью и газом в Западном Казахстане, пригласила около 40 выпускников вузов из Москвы, Алматы, Уральска. Около трети из них имели красные дипломы. Вопросы задавались на русском языке. Для владельца фирмы вопросы и ответы переводили на английский. Обнаружилось, все приглашённые выпускники не имели элементарных представлений о производстве, поэтому никто из них не был принят на работу.

Такой способ отбора универсален и применим также к выпускникам учебных заведений, готовящих рабочие кадры. Им в качестве задания выдаются на руки, чертёж готовой детали, заготовка и предоставляется станок, на котором надо выточит деталь. Практика установления двухмесячного испытательного срока ушла в прошлое, а увольнение не выдержавших испытательного срока не так-то прост. К тому же каждое производство хранит в тайне свои технологии.

Жасимов М. М.,

доктор технических наук, профессор, председатель Технического комитета «Машиностроение»

Республики Казахстан

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru