От «профсоюза олигархов» к профсоюзу товаропроизводителей / Степан Сулакшин, Александр Романихин

Российские объединения товаропроизводителей привлекают сегодня большое внимание общественности. В немалой степени это связано с провозглашенным курсом на построение в России гражданского общества, важнейшей и неотъемлемой частью которого являются некоммерческие корпоративные объединения. Кроме того, предпринимаются попытки «равноудаления олигархов». Власть должна прислушиваться к мнению не отдельных представителей крупного бизнеса, а большинства руководителей предприятий. Чтобы отдельные бизнесмены не говорили с властью от лица всего бизнес-сообщества, необходимы представительные ассоциативные отраслевые и межотраслевые общественные объединения. Сегодня объединения товаропроизводителей созданы во всех секторах отечественной экономики, причем не только в отраслях, но и в подотраслях промышленности. Например, существуют отраслевой Международный союз металлургов и Фонд развития трубной промышленности, объединяющий только производителей труб. Наряду с Российским союзом машиностроителей функционируют Союз производителей оборудования для АПК, Союз производителей нефтегазового оборудования, Российская ассоциация станкостроителей и иные некоммерческие корпоративные организации, отражающие интересы отдельных подотраслей машиностроения.

Однако во многих секторах экономики созданы дублирующие друг друга союзы. Обычно они действуют несогласованно, конкурируя друг с другом. В результате таких несогласованных выступлений органы власти игнорируют их мнение, а предприятия не понимают, какое объединение должно защищать их интересы. Увеличение числа отраслевых промышленных союзов пока не сказалось на росте их влияния в экономике. Объясняется это рядом причин.

Надстройка оторвана от базы Основным недостатком большинства российских промышленных союзов является, как это ни покажется странным, слабая связь со своими членами. Для понимания причин такой ситуации необходимо рассмотреть пути создания союзов и ассоциаций в России. Как правило, отраслевые союзы и ассоциации возникают не по инициативе предприятий и компаний, а по желанию политиков или бывших руководителей той или иной отрасли. Неслучайно в России многие объединения товаропроизводителей ассоциируются лишь с именами их руководителей. Директора предприятий, не желая портить отношения с «заслуженным человеком», надеясь на его личные связи во власти, соглашаются войти в новое объединение и даже перечисляют взносы. Начинается все с шумных учредительных собраний, повышенного внимания СМИ, заявлений о необходимости лоббировать интересы отрасли (подотрасли) во власти и на рынках. К сожалению, вскоре неизбежно проявляется идейный кризис. Руководители многих союзов, привыкшие работать в условиях плановой экономики, осознают, что они оказались не в кресле руководителя союзного министерства. Однако прежних рычагов воздействия на власть и на предприятия у них нет, а как работать по-другому они не понимают. Что надо делать отраслевой некоммерческой организации в рыночных условиях хозяйствования, а главное, как это делать, большинство руководителей союзов не знает. Директора предприятий, вступивших в объединение, в основном заняты своими текущими делами и зачастую не представляют, какие задачи можно ставить перед корпоративной структурой. С союзами они часто вообще не работают. Куда обычно заходит директор регионального промышленного предприятия, приезжая в Москву? В министерства, банки, коммерческие структуры. И редко в отраслевой союз — директор не очень верит в возможности подобных структур. Лоббизмом директорский корпус также занимается самостоятельно, налаживая личные контакты с представителями интересующих его предприятие органов федеральной и региональной власти. В результате ассоциативное общественное объединение начинает постепенно отдаляться от своих учредителей и жить собственной жизнью. Это является основной причиной слабости союзов и как следствие, слабости самих отраслей. В результате некоторые союзы нередко превращаются в придатки олигархических структур. Происходит это примерно по следующему сценарию. Оставшись без поддержки большинства своих учредителей, союзы пытаются как-то выживать. Часть из них начинает заниматься коммерческой деятельностью, что противоречит их уставным принципам, а другая часть обращает взор к спонсорам. Сегодня крупные частные компании, понимая неизбежный закат эпохи «семибанкирщины», пытаются найти новые формы продвижения своих интересов во властных структурах. И отраслевой союз здесь является неплохим инструментом, дополняющим финансовые возможности и личные контакты олигархов. В случае «покупки» (сделать это можно в самых разных формах) отдельным олигархом отраслевого союза создается совершенно ненормальная ситуация, при которой голос отрасли формирует одна коммерческая структура. Деятельность такого союза подчиняется одной задаче – развитию бизнеса своего спонсора. Понятно, что такие «карманные» объединения дискредитируют идею союзов и не способствуют формированию демократичных бизнес-сообществ.

Правовая беспризорность

Взаимодействовать с общественными объединениями товаропроизводителей не приучены ни властные структуры, ни, как отмечалось, сами предприятия. Министерства и ведомства рассматривают такие союзы в качестве конкурентов, якобы пытающихся забрать у них какие-то полномочия. Поэтому органы власти на словах декларируют необходимость участия союзов в процессе принятия решений, по экономическим проблемам, а на деле их боятся. Ситуация усугубляется отсутствием Закона «О взаимодействии объединений товаропроизводителей с органами государственной власти», проект которого не рассматривался даже в первом чтении. Проект же Закона «О саморегулируемых организациях» не отменяет необходимости принятия законодательного акта, регламентирующего взаимоотношения власти с объединениями товаропроизводителей.

Однако, несмотря на отсутствие законодательной базы, регламентирующей участие союзов в принятии решений в экономической сфере, существует много задач, решать которые должны объединения товаропроизводителей. Авторы не претендуют на полное освещение задач союзов, а делают попытку описать некоторые из них, которые союзы способны решать уже сегодня.

Участие в законотворчестве Объединения товаропроизводителей должны инициировать и поддерживать принятие новых законодательных актов, которые непосредственно затрагивают интересы учредивших их предприятий. Союзы имеют возможности формирования для этого специальных экспертных групп, труд которых может оплачиваться целевыми взносами предприятий. Содействие в законотворческой деятельности – одно из важнейших направлений деятельности союзов. К сожалению, многие из них ограничиваются лишь общей риторикой в поддержку национального производителя, не вникая глубоко в законотворческую деятельность. Например, когда один из авторов статьи работал над проектом Закона «О государственной поддержке судостроительной промышленности», ему приходилось самому подбирать экспертов из различных НИИ и КБ отрасли. Ни одно объединение товаропроиз- водителей помощи в разработке и экспертной поддержке законопроекта не оказало. В любой развитой стране мира подобный закон, необходимый отрасли, был бы немедленно поддержан национальным бизнес-сообществом судостроителей. Отношение союзов к законотворческому процессу наглядно характеризует Закон «О соглашениях о разделе продукции» (СРП). Совершенно очевидно, что СРП обеспечивает возможности получения крупных заказов российскими производителями товаров и услуг. Однако этот закон был принят в такой редакции, которая позволила иностранным операторам проектов отстранять российские предприятия от участия в подрядных работах. Сегодня только ленивый не ругает закон о СРП, к его критике подключились многочисленные ассоциации и фонды, в частности металлургов, которых лишили заказов на трубы для сахалинских проектов, и корпорация ОМЗ, которую даже не пригласили к участию в тендере. Недавнее подписание контракта на поставку силового оборудования на сумму 978 млн. долларов компанией «Эксон нефтегаз» по проекту «Сахалин-1» со швейцарским концерном АВВ вызвало очередной взрыв недовольства депутатов и объединений товаропроизводителей, но возмущаться надо было, когда принимали закон, а не после проявлений его пагубных для нашей экономики последствий.

Между тем еще в прошлом созыве Государственной Думы депутаты С.С. Сулакшин и В.И. Горбачев при экспертной поддержке Союза производителей нефтегазового оборудования подготовили и внесли проект поправок в закон о СРП, которые предотвращали возможность отстранения российских предприятий от участия в подрядных работах. Тогда эти поправки не приняли — для этого у лоббистов закона в его антироссийской редакции были хорошие финансовые возможности. А большинство объединений товаропроизводителей, да и самих депутатов занимали озицию сторонних наблюдателей. В результате мы имеем нынешний закон, лоббирующий интересы иностранной, а не отечественной промышленности.

Защита внутреннего рынка Важным направлением деятельности союзов является содействие защите внутреннего рынка. Предстоит вступление России в ВТО. В процессе переговоров согласовываются так называемые тарифные предложения Российской Федерации по каждой группе товаров. Кто в состоянии осуществлять экспертизу пошлин и обосновывать необходимость их сохранения или повышения? Во всем мире подобной работой занимаются отраслевые союзы. Некоторые объединения товаропроизводителей уже успешно работают в сфере защиты внутреннего рынка. Так, ассоциации мебельной и деревообрабатывающей промышленности удалось поднять пошлины на ввозимую импортную мебель. Российская ассоциация производителей обоев подготовила необходимые документы по защите рынка своей продукции. Благодаря Фонду развития трубной промышленности своевременно были приняты временные защитные меры во внешней торговле, ограничивающие импорт труб из Украины. Сейчас Фонд инициирует новое антидемпинговое расследование. Когда в российские органы государственной власти поступило предложение о ликвидации и без того низких ввозных пошлин на большую группу иностранного оборудования для нефтегазового комплекса, Союз производителей нефтегазового оборудования провел анализ этого предложения. Выяснилось, что продукция почти всей этой номенклатуры изготавливается российскими предприятиями, а снижение пошлин приведет лишь к увеличению импорта и усилению технологической зависимости отечественного нефтегазового комплекса от западных поставок. Было направлено соответствующее заключение в Минэкономразвития, Минэнерго и ГТК, что позволило предотвратить экспансию импортного оборудования.

Всем союзам необходимо планомерно работать с правительственной комиссией по защитным мерам во внешней торговле. Чтобы комиссия рассматривала предложения по защите рынка какого-то товара, заявитель должен выступать от имени большей части его производителей. Для этого необходимо вести серьезный анализ рынка.

Поддержка промышленного экспорта Одной из эффективных форм поддержки промышленного экспорта является создание под эгидой союзов специализированных экспортных консорциумов. Это новая для России форма консолидации усилий различных организаций. Консорциум не имеет юридического лица и создается на основе соглашения между его членами. Создание консорциума не требует регистрации новой организации и не претендует на управление входящими в него предприятиями. Роль организационного ядра консорциума может играть соответствующий союз. Кто же должен совместно с союзом создавать такой консорциум? Необходимым условием успешного экспорта продукции является наличие зарубежного представительства. Отдельному заводу, даже процветающему, весьма сложно содержать такие представительства в каждой интересующей его стране. Вместе с тем такие представительства имеются у внешнеторговых организаций. Понятно, что не существует одной внешнеторговой организации, которая способна успешно продвигать продукцию какого-либо предприятия во все страны. Но каждая серьезная внешнеторговая организация имеет такие возможности в ряде стран. Например, в Индии хорошие позиции у ФГУП «В/О «Тяжпромэкспорт» и ФГУП «В/О «Станкоимпорт», в Ираке успешно работают ФГУП «В/О «Машиноимпорт», «Русская инженерная компания», «Гидромашсервис» и иные структуры, в Иране — ЗАО «Атомстройэкспорт», ФГУП «В/О «Станкоимпорт», «МРКС-Холдинг», в Сирии — «МЕНА-Центр» и так далее. Такие структуры способны своевременно получать информацию о потребности в российской продукции, проводимых тендерах на закупку оборудования и грамотно представлять интересы предприятий в этих тендерах. Поэтому совершенно очевидно, что в состав экспортного консорциума должна входить внешнеторговая организация, имеющая в данной стране хорошую базу. Второй проблемой, которую приходится решать участникам внешнеэкономической деятельности, является кредитование экспортных операций. Иностранные государства активно поддерживают национальный экспорт, кредитуя покупателей своей продукции. Достаточно вспомнить связанные кредиты ЭКСИМбанка США. В России все иначе. В Минэкономразвития только недавно был создан департамент поддержки экспорта. Однако Росэксимбанк и Росэксимгарант — базовые структуры, которые должны осуществлять государственную поддержку нашего экспорта, еще не получили необходимых для этого средств. Поэтому российским экспортерам пока приходится опираться на помощь коммерческих банков, способных на приемлемых для завода условиях кредитовать экспортные сделки. Таких банков, к сожалению, в России немного. Сегодня появились банки, например Бадр-Форте Банк, полностью ориентированные на кредитование внешнеэкономических операций. Понятно, что такие кредитные организации также должны быть участниками экспортного консорциума. Экспортные консорциумы могут получить серьезную поддержку в российских органах государственной власти, имеющих отношение к экспорту. Им гораздо удобнее лоббировать интересы консорциума, чем интересы отдельных предприятий.

С поддержкой экспорта тесно связаны информационное обеспечение и реклама продукции. Этим также должны заниматься отраслевые союзы, хорошо знающие возможности своих предприятий.

Возьмемся за руки Чтобы раскрылся потенциал каждого из отраслевых промышленных объединений, им необходимо совместно решить комплекс проблем в законодательной и исполнительной ветвях государственной власти. Поэтому нужна структура, которая работала бы в общих интересах таких отраслевых объединений, и как следствие – в интересах всей российской промышленности. Есть ли сегодня такие структуры? Наиболее известная организация — Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП). Недавно была проведена «реконструкция» РСПП и в его состав вошли представители крупного капитала — преследовалась важная политическая задача по «равноудалению» олигархов. Что же получилось на деле? РСПП практически полностью «вывел за штат» весь государственный сектор экономики, а подавляющую часть бюро правления РСПП составили представители крупного частного капитала. Здесь вроде бы нет ничего плохого, но при этом стала действовать несбалансированная схема «олигарх-отрасль». Отдельный «машиностроительный олигарх» начинает вещать от имени всего российского машиностроения, «металлургический олигарх» — от имени всей металлургии и так далее. Именно они, а не ассоциативные объединения представляют РСПП на встречах с руководителями государства, именно они формируют все программные документы РСПП. Понятно, что в таких условиях для РСПП проект Закона «Об объединениях работодателей» куда важнее проекта Закона «О взаимодействии объединений товаропроизводителей с органами государственной власти». Отраслевые союзы в РСПП начинают играть роль пасынков. Авторы с большим уважением относятся к деятельности и руководству РСПП, но вынуждены признать, что проведенная реконструкция РСПП не только не решила, но даже обострила ряд вопросов взаимоотношений промышленности с властями. Другая, менее известная структура — Российский союз товаропроизводителей (РСТ) является примером того, как любая хорошая идея может быть загублена. С созданием РСТ многие связывали надежды на развитие в России института, объединяющего отраслевые союзы и ассоциации. Было подготовлено соглашение, подписанное руководителями большинства подобных отраслевых структур. Однако РСТ не оправдал возлагавшихся на него надежд. Руководство этой организа- ции плохо себе представляет, что надо делать. Вместо лоббирования законодательных инициатив, поддерживающих союзы, РСТ занялся проведением многочисленных, ни к чему не обязывающих мероприятий. Отсутствие четкой системной программы работ и необходимых кадров привело к тому, что РСТ исчерпал ресурс доверия промышленных союзов, начал вырождаться и превратился в структуру, не имеющую должного веса ни в промышленности, ни во власти. Совершенно очевидно, что развитие экономических реформ и созревание гражданского общества потребует появления структуры, которая должна на деле объединить и поддерживать российские промышленные союзы и ассоциации. Думается, что этому должна способствовать Торгово-промышленная палата Российской Федерации (ТПП РФ). Она занимает особое место в системе объединений товаропроизводителей. Это единственное сообщество предпринимателей, действующее на основании отдельного Закона «О торговопромышленных палатах в Российской Федерации». ТПП РФ объединяет более ста союзов и ассоциаций. В ее составе 22 комитета по различным направлениям предпринимательства. ТПП имеет мощную региональную и зарубежную сеть. Большую практическую помощь ТПП оказывает всем отраслевым союзам в развитии зарубежных контактов, в продвижении российского промышленного экспорта. Роль ТПП РФ охарактеризовал В.В. Путин в выступлении 19 июня 2002 года: «За последнее десятилетие в России появилось немало бизнес-сообществ, но Торгово-промышленная палата по-прежнему занимает среди них особое место. Я бы сказал ключевое место. Причиной тому и уникальный опыт, и многолетняя известность, и тесные, хорошие, наработанные связи с коллегами за рубежом. Российская Торгово-промышленная палата — это организация, с которой считаются и внутри страны, и за ее пределами». Опыт большинства стран мира свидетельствует, что именно национальные ТПП являются там основными связующими звеньями между бизнесом и властью. Наряду с ТПП существуют и межотраслевые промышленные объединения. Например, в Германии таковым является Федеральный союз германской промышленности (ФСГП). Он объединяет не отдельных руководителей крупных промышленных предприятий, а отраслевые союзы и ассоциации. В его состав входят все национальные отраслевые союзы Германии — всего 35 союзов. Представители ФСГП являются постоянными членами различных консультативных органов в правительственных учреждениях: в министерствах экономики, финансов, обороны и других. Совместно с представителями властных структур они имеют возможность высказать свою позицию, которая обязательно учитывается при формировании экономической политики правительства. Президент ФСГП регулярно встречается с канцлером Германии, которому излагает свое видение тех или иных экономических проблем. ФСГП, представляя ассоциации германских промышленников, осуществляет лоббистскую деятельность в интересах своих членов при принятии всех важных экономических решений. Считается, что экономическая модель Германии является наиболее близкой для России, поэтому изучение опыта консолидации немецкой промышленности имеет для нас большое практическое значение. Рассматривая проблемы российских промышленных союзов, нельзя не отметить куда более успешную работу наших коллег из агропромышленного комплекса (АПК). Аграрные союзы в России сегодня гораздо более авторитетнее, чем промышленные. Большая заслуга в этом принадлежит Ассоциации отраслевых союзов АПК — некоммерческой организации, созданной в 2000 году по инициативе депутата Государственной Думы В.А. Семенова. Основная задача ассоциации —повышение общественно-политической роли отраслевых союзов АПК и содействие их участию в формировании государственной политики в области агропродовольственного комплекса. Благодаря ассоциации с аграрными союзами сегодня считаются не только в Минсельхозе, но и в самых высоких правительственных кабинетах. Благодаря правилам игры, установленным ассоциацией, в российском АПК нет того огромного количества дублирующих и мешающих друг другу союзов и ассоциаций, как в российской промышленности. Ведь в одной только российской металлургии насчитывается больше десятка федеральных и региональных союзов. Промышленники России имеют значительно большие, чем аграрии, финансовые возможности. Количество лоббистских структур в отечественной промышленности на порядок превышает их число в АПК. Однако перенимать опыт эффективного лоббирования предстоит промышленникам у АПК, а не наоборот. Создание лоббистской структуры, способной работать в интересах отраслевых промышленных союзов, предстоит самим союзам и ассоциациям. Никто этого делать за них не будет. Но попытка создать такой «профсоюз промышленных союзов» по образцу Федерального союза германской промышленности будет встречать противодействие, так как кое-кому более мила модель «профсоюза олигархов». Роль отраслевых союзов предстоит переосмыслить в первую очередь директорам предприятий, многие их которых ошибочно полагают, что изменять положение дел в их отрасли должны только министерства и ведомства. Роль союзов предстоит переосмыслить и власти, которая неизбежно придет к выводу, что только после укрепления отраслевых союзов и создания поддерживающей их структуры, действующей совместно с Торгово-промышленной палатой, в России может начаться формирование системы цивилизованного и сбалансированного лоббизма в промышленной сфере. Дискредитация института союзов, представление их в качестве ненужных структур выгодны только тем, кто хочет, чтобы власть России, как и прежде, слышала лишь голоса отдельных олигархов.

Степан Сулакшин

, Председатель Комитета ТПП РФ по промышленному развитию и высоким технологиям

Александр Романихин

,
Президент Союза производителей нефтегазового оборудования

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru