От бесконтрольности цен к обесцениванию человеческой жизни / Иван Иванов

Либерализация цен началась в 1992 г. вместе с реформированием российской экономики. И от них стало во многом зависеть благополучие как предприятий, так и населения, размеры их доходов и расходов.
Безусловно, свободное рыночное ценообразование, гибкость и оперативность в установлении рыночных цен приводят к тому, что экономика становится более динамичной и ориентируется на удовлетворение общественных потребностей. Цены растут в ответ на спрос, который превышает предложение, и, напротив, снижаются, как только предложение превысит спрос. Излишнее при этом государственное вмешательство в процессы ценообразования оставляет без корректировки излишний спрос или предложение и только увеличивает разрыв между ними, который могло бы ликвидировать изменение цен. Однако свободные цены сами по себе еще не обеспечивают экономического роста, а во многих случаях, особенно в условиях разбалансированной и чрезмерно монополизированной экономики, приводят к стремительному повышению цен. Рост цен, не оправданный уровнем общественно необходимых затрат, может иметь целый ряд негативных последствий, усугубляющих и без того непростую ситуацию в экономике.

Успех рыночных реформ в решающей степени зависит от государственного управления. Существующее в настоящее время государственное регулирование цен основано на законах «О естественных монополиях», «О газоснабжении в Российской Федерации», «О государственном регулировании агропромышленного производства», «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», «О социальном развитии села», «О почтовой связи», «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», «О лекарственных средствах», «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», «Об обороне», «О федеральном железнодорожном транспорте», «О связи», «О зерне», «Об образовании», «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», «О плате за землю», Указе Президента РФ от 28.02.95 г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» (в ред. Указа Президента РФ от 08.07.95 г. № 685), приказах Минздрава РФ и др. К предприятиям и организациям, нарушившим нормы законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), применяются санкции в виде взыскания всей суммы излишне полученной выручки и штрафа в таком же размере, а при повторном нарушении — штрафа в двойном размере (Указ Президента РФ от 28.02.95 г. № 221). Таким образом, помимо продукции естественных монополий, под государственным контролем находятся цены на продукцию оборонного значения, протезно-ортопедические изделия, оплата населением жилья и коммунальных услуг, ритуальные услуги, социальные услуги, надбавки к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, платные медицинские и санитарно-эпидемиологические услуги, продукты детского питания, наценки на продукцию, реализуемую на предприятиях общественного питания при школах, ПТУ, средних специальных и высших учебных заведениях и некоторые другие. Контроль за установлением и применением регулируемых цен является неотъемлемым элементом управления экономикой на макро- и микроуровне с целью обеспечения государственных интересов и защиты прав потребителей. Ослабление контрольной функции приводит к деградации этого управления. От действенности контроля, таким образом, зависит в значительной степени эффективность работы органов управления и эффективность общественного воспроизводства. Однако до настоящего времени законодательно определена процедура контроля цен лишь в антимонопольном законодательстве и сфере естественных монополий. Порядок осуществления контроля и применения санкций за нарушение законодательства о регулировании цен в остальных сферах экономики определялся «Порядком применения экономических санкций за нарушение государственной дисциплины цен», утвержденным 01.12.92 г. Министерством финансов РФ, Государственной налоговой службой РФ, Комитетом РФ по политике цен (зарегистрирован в Минюсте РФ 15.12.92 г. № 101). Этот Порядок был принят в соответствии с п. 11 постановления Правительства РФ от 19.12.91 г. № 55, т. е. 10 лет назад. Постановлением Правительства РФ от 07.03.95 г. № 239 (п. 6) Министерству экономики и Министерству финансов предписывалось представить в двухмесячный срок предложения о порядке применения к предприятиям и организациям санкций за нарушение норм законодательства о государственном регулировании цен. С тех пор прошло уже не два месяца, а шесть(!) лет, однако упомянутые предложения от Министерства экономики так и не поступили. Самая близкая населению экономическая категория — цены — с точки зрения Министерства экономики внимания не стоила. Итак, весь контроль за применением законодательства о ценах 10 лет держался на межведомственном письме, пока отдельные пункты «Порядка» не были признаны решением Верховного Суда РФ от 30.11.2000 г. недействительными, т. е. незаконными. Следует отметить, что Правительство РФ неоднократно обращалось к вопросам цен на социально-значимые товары, подчеркивая необходимость действенного контроля за их уровнем. А президент страны Владимир Путин поручил подготовить предложения о создании единого федерального центра тарифного регулирования. Председатель правительства в связи с многочисленными жалобами населения и лечебно-профилактических учреждений на недоступность приобретения лекарственных средств из-за крайне высоких цен на них предложил руководителям субъектов Федерации обеспечить личный контроль за ценами на лекарственные средства. Однако Министерство экономического развития и торговли довольно своеобразно подошло к необходимости приведения порядка контроля за регулируемыми ценами в соответствие с требованиями действующего законодательства. Хотя Верховный Суд РФ признал недействительными лишь отдельные пункты «Порядка применения экономических санкций за нарушение государственной дисциплины цен», касающиеся процедуры изъятия сумм излишне полученной выручки, Минэкономразвития приняло решение об отмене всего «Порядка», не предлагая взамен ничего.

От бесконтрольности цен к обесцениванию человеческой жизни / Иван Иванов

Таким образом, Минэкономразвития в течение шести лет вопреки указанию правительства не смогло подготовить предложения о порядке применения к предприятиям и организациям санкций за нарушение норм законодательства о государственном регулировании цен. А столкнувшись с настоятельной необходимостью сделать это уже по решению Верховного Суда, поступило самым радикальным образом — отказалось от какого-либо контроля полностью. Такое поведение можно охарактеризовать словами крупнейшего экономиста современности, лауреата Нобелевской премии Василия Леонтьева о капитане, который приказывает рулевому оставить штурвал, не мешать ему свободно крутиться, предоставляя кораблю возможность плыть, куда дует ветер. Многих пассажиров такое путешествие может позабавить, но не стариков, больных, бедняков, спущенных за борт в дырявые шлюпки. «Это для того,— объясняет капитан,— чтобы освободить судно от лишнего груза».

, экономистРис. А.Штабеля

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru