Осуществится ли задумка о газовом картеле? / Игорь Томберг

Идея создания «газовой ОПЕК» стала хитом и без того политизированных дискуссий по проблемам мировой энергетики. Изначально инициатива Ирана, высказанная в ходе первой конференции Форума стран — экспортеров газа (ФСЭГ) в мае 2001 года в Тегеране была встречена мировой газовой элитой, в том числе, российской, сдержанно.

Участниками ФСЭГ являются 16 стран: Алжир, Бруней, Боливия, Венесуэла, Египет, Индонезия, Иран, Катар, Ливия, Малайзия, Нигерия, Оман, ОАЭ, Россия, Тринидад и Тобаго и Экваториальная Гвинея. Они контролируют 42% газа и располагают более чем 70% его мировых запасов (ОПЕК контролирует 43% мировой добычи нефти). Многие члены газового клуба также входят в состав ОПЕК.

События 2006 года, в первую очередь, существенное обострение отношений России с Западом по энергетической проблематике, подвигли Кремль к решительному развороту в сторону объединения производителей газа на картельной основе. В ходе своего первого визита в Катар в феврале 2007 г. В. Путин заявил: «Нужен ли он, будем ли мы его создавать – это отдельный разговор, но координировать свои действия производители газового сырья должны».

Позже эту идею поддержали лидеры всех крупнейших стран–поставщиков газа, которые владеют 70% его мировых запасов. Южноамериканские страны во главе с Венесуэлой уже создали группу, подобную газовой ОПЕК (Южноамериканская организация газа), которая регулирует ценовую политику. Однозначно за создание «газовой ОПЕК» выступают Иран и Венесуэла. Более осторожно – арабские страны.

Реакция потребителей, прежде всего, США и Западной Европы – предсказуемо отрицательная. В начале апреля с.г. палата представителей конгресса США обратилась к госсекретарю Кондолизе Райс с требованием «энергично выступить против создания глобальной организации по вымогательству и рэкету, которая будет представлять основную и долговременную угрозу мировым поставкам энергоресурсов».

Особое беспокойство картельные планы газопроизводителей вызывают в Европе. Это объяснимо: по мнению ведущих исследовательских центров, в долгосрочной перспективе следует исходить из того, что объемы потребления газа будут нарастать. Согласно последним прогнозам, потребление газа в Европе может возрасти к 2020 году примерно до 640 млрд. куб. м. Одновременно с этим наметилась явная тенденция к сокращению собственного производства, поэтому зависимость Европы от импорта сильно возрастет.

По осторожным оценкам концерна E.ON Ruhrgas, исходя из анализа уже заключенных договоров, нехватка газа в Евросоюзе может составить в 2020 году примерно 140 млрд. куб. м, и в компании считают неизбежной покупку дополнительных объемов импортного газа. Поэтому в центре внимания Европейской комиссии стоит вопрос о диверсификации источников его получения. Кроме того, диверсификация поставщиков рассматривается здесь как основной инструмент сдерживания цен. И «координация» ценовой политики производителями иначе как картельный сговор здесь не рассматривается. Что не совсем оправдано.

Многие эксперты, в том числе европейские, отрицают прямую связь между объединением поставщиков газа с ростом его цены. Во-первых, большинство поставок газа в мире осуществляется по долгосрочным контрактам, где цены на газ привязаны к ценам на нефть. Во-вторых, повышение газовых цен может ударить по самим странам-экспортерам, поскольку многим потребителям станет выгоднее перейти на уголь или возобновляемые источники энергии, или же развивать атомную энергетику.

России, обеспечивающей продвижение производителей газа к объединению, «газовая ОПЕК» нужна как инструмент формирования правил игры, отвечающих интересам не только потребителей, но и производителей. А с учетом лидерства страны в добыче, экспорте и запасах, для Москвы важна не столько атрибутика в виде формальной организации, сколько возможность влиять на политику всех основных производителей газа, а в перспективе – и транзитеров. И с этой точки зрения «газовая ОПЕК» может существовать в любом виде – формальном или неформальном.

Еще один важный тактический нюанс: чем громче звучат призывы к созданию «газовой ОПЕК», тем меньше упоминаний об Энергетической хартии и требований к России по поводу ее ратификации. Тактика «отвлечения внимания» срабатывает. А практически для Москвы вступление в «координационный картель» гораздо менее обязывающий шаг, чем ратификация Хартии со всеми ее неудобоваримыми протоколами. В случае же достижения каких-либо принципиальных договоренностей между ведущими экспортерами газа, принципиально изменятся сами правила игры на этом рынке.

Для России стратегически важно не «переборщить» с разговорами о газовом картеле. Появление влиятельной организации производителей газа способно серьезно сместить существующий баланс сил и интересов и в дальнейшем стать причиной серьезных конфликтов и противостояний между потребителями и производителями энергоресурсов.

Десятилетиями складывалась ситуация, когда главными владельцами инфраструктуры газовой отрасли являлись развитые страны, а источники сырья находились в отстающих регионах мира, что позволяло Европе и США диктовать свои условия. Объединение, пусть даже и координационное, производителей ограничит аппетиты Запада и скоординирует действия на мировом рынке газа, чего и опасаются ведущие страны мира.
Вашингтон заявил, что будет рассматривать вхождение России в «газовую ОПЕК» как недружественный шаг и угрозу национальной безопасности США. А потому американцы полагают необходимым выработать ряд конкретных шагов по недопущению создания картеля.

Европа, где до сих пор отношения в газовой сфере строились на двухсторонних контрактах и вполне удовлетворяли ЕС, намекает на то, что в случае организации газового картеля Россию могут ждать трудные времена. «Газпрому» грозят, что его деятельность в Европе подпадет под юрисдикцию антимонопольного законодательства ЕС, а в отношении России могут быть ограничены инвестиции в газовую промышленность.

Эксперты сходятся в том, что скоординированная политика может помочь отвязать цены на газ от корзины цен на нефтепродукты. В этом заинтересованы все производители и экспортеры газа, поскольку решение этой проблемы позволит им проводить собственную ценовую политику, независимую от мировой нефтяной конъюнктуры.

Появление организации экспортеров газа позволит им на равных сотрудничать с картелем потребителей в лице Международного энергетического агентства. Однако для полной энергетической безопасности производителям нужно включить в картель еще и транзитеров газа, ведь в основном по их вине срываются поставки потребителям.
Очевидно, что создание полноценного газового союза лишь отложено, хотя сама идея начинает наполняться конкретным содержанием.

Создание «газовой ОПЕК» неизбежно и может принести пользу всем участникам газового рынка. Координация действий ведущих мировых производителей газа давно назрела, и сегодня их объединение в рамках картеля – вопрос технический. Кроме того, в фокусе внимания не только цены на газ, но и направления и инфраструктура экспорта, согласование объемов добычи и транспортировки, новые проекты и технологии. В конечном итоге должен быть найден баланс интересов производителей и потребителей.
fondsk.ru

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru