Олимпийские игры как национальная идея / Валерий Каджая

Великолепная пятерка
В Древней Греции спортивное воспитание детей было органической составляющей воспитания гармоничного человека. В середине первого тысячелетия до новой эры в этой стране проводилось множество спортивных соревнований, а четыре, не считая Олимпийских, входили в так называемые Панэллинские, то есть всегреческие.

Это в первую очередь великие Панафинеи — в честь любимой дочери Зевса, вечнодевственной богини мудрости и разума, особенно мудрости в государственных делах, за что ее почитали наравне с отцом — Верховным небожителем. Великие Панафинеи, как и Олимпиады, проходили раз в четыре года летом, естественно, в Афинах. Сначала там соревновались только атлеты, а Перикл, при котором Афины достигли вершины могущества, ввел состязания в пении, игры на кифаре и флейте, а также в выступлениях поэтов и ораторов.

Как раз на время правления Перикла приходится расцвет творчества Пиндара (522—446 годы до н. э.), — знаменитого древнегреческого поэта-лирика, происходившего из старинной аристократической семьи. Он родился в Афинах, получил там образование, был самозабвенным патриотом своего полиса — культурной столицы мира того времени. И, тем не менее, Олимпийские игры Пиндар посчитал “всех игр благороднее”. Он создал даже особый жанр — эпиникии, торжественные хоровые песнопения, в которых прославлялись победители соревнований.

Не меньшей популярностью, чем Панафинейские, пользовались в античном мире Истмийские игры, посвящавшиеся зевсому брату — богу морей Посейдону. Проходили они, понятное дело, близ моря, на берегу Коринфского залива, близ крупнейшего торгового порта Древней Греции — Коринфа. Общегреческими считались также Немейские игры. Местом их проведения была Немейская долина, в центральной части Аттики, где, согласно древнему мифу, некогда обитал неуязвимый лев, которого всё по тому же мифу, задушил Геракл и впоследствии носил его шкуру. Это был первый из знаменитых двенадцати подвигов любимейшего героя древнегреческих сказаний.

Но все перечисленные состязания уступали в популярности и значении Пифийским играм, проводившимся с 582 года до н. э. на Криссейской равнине близ Дельф в честь Аполлона, ибо близ Дельф находилось его святилище и местожительство главного оракула Греции. Первоначально это были музыкальные конкурсы, позднее к выступлениям исполнителей на авлосе, флейте, арфе, свирели и других инструментах добавились поединки атлетов и конников.

И, тем не менее, список возглавляли Олимпийские игры, они были не просто общенациональными, по ним велось даже летоисчисление. Олимпийские игры имели одну отличительную особенность: во время их проведения по всей Греции устанавливалось на месяц между воюющими полисами священное перемирие — экехерия. Так было записано в договоре 884 года до н. э. между Ликургом Спартанским и Ифитом Элидским. Договор был выгравирован на золотом диске, который поместили на вечное хранение в специально сооруженном для этого алтаре Гериона в Олимпии, где и проходили переговоры.

Это правило было нарушено единственный раз и вызвало шок во всей Греции. В 420 году до н. э. Спарта во время экехерии напала на союзника Афин город Элис. За такое святотатство решением элланодиков (судей) Спарта была отстранена от Игр и на нее наложили огромный штраф. Но один из спартанцев все-таки рискнул принять участие в главном виде состязаний — бегах колесниц, ведь он готовился целый год и так мечтал о лавровом венке олимпионика – чемпиона Игр. Но получил розги: судьи немедленно сняли его с дистанции и публично, прямо на глазах зрителей, подвергли жестокой порке.

Олимп, Олимпия, Олимпионики
Олимпия, несмотря на общий корень, ничего общего с Олимпом не имеет. Начнем с того, что Олимпов много, а Олимпия — одна. Олимпами назывались несколько гор в Греции и Малой Азии. Наиболее известен лесистый, покрытый снегом большую часть года горный массив высотой в три тысячи метров на севере Греции, почти на самой границе с Македонией. Там, согласно мифам древних греков, находилась резиденция самого Зевса, там обитали и остальные боги-олимпийцы.

Олимпия же находится на полуострове Пелопоннес, то есть в противоположном конце страны, на жарком юге, всего в 40 километрах от Ионического моря в уютнейшей и живописнейшей долине реки Алфей. Обладавшие непревзойденным эстетическим чувством греки избрали это место для святилища Зевса, а чтобы идеологически оправдать свой выбор, сочинили миф, согласно которому именно в этом месте Зевс в страшном поединке победил своего отца Титана Кроноса, низверг его в Тартар, а сам стал властвовать над людьми и богами. Не могли не связать с Олимпией поэты и Геракла. Здесь он совершил свой седьмой подвиг: очистил Авгиевы конюшни, которые вконец нарушили экологию края.

Авгий, местный царь, владел несметными стадами скота и табунами лошадей, но хлева и конюшни были загажены почище наших колхозных. Навоза скопилось горы! Геракл перегородил Алфей плотиной, направил поток в хлева и конюшни, и за один день смысл все нечистоты в море. Сей трудовой подвиг Геракл ознаменовал спортивными состязаниями, которые он посвятил своему отцу Зевсу. В тех пор, если верить поэтам, здесь было устроено святилище Громовержца, наиболее почитаемое во всей Элладе. Оно же стало и спортивным центром Древней Греции, а также музеем архитектуры и зодчества под открытым небом.

На небольшом участке всего в треть гектара в священной роще Альтис разместились храмы Геры, Гермеса, павильон “Эхо” (каждый звук в нем отдавался семь раз), а также сокровищницы, в которых хранились пожертвования, храм нимф и т. д. И, наконец, самое величественное сооружение — храм Зевса, творение выдающегося архитектора древности Либона.

Его построили на волне воодушевления, охвативших греков после победоносных войн с Персидской державой – весь из белого мрамора, даже черепица на крыше. Главной же достопримечательностью Олимпии стала статуя Зевса, сидящего на троне, работы великого Фидия. Это была колоссальная фигура высотой в 17 метров. Если бы произошло чудо и Зевс вдруг распрямился, он бы пробил головой крышу храма.

В одной руке Громовержец держал трехметровую статую богини победы Нике, в другой — жезл, увенчанный изображением орла, державной птицы Зевса. И Зевс, и Нике были изготовлены из дерева священного додонского дуба, шелестом листьев, как считали древние греки, передающего волю богов, и облицованы слоновой костью. Одежда и венки на голове были сделаны из чистого золота. Статуя Зевса в Олимпии считалась одним из семи чудес света.

На фоне этого величия и красоты проходили Олимпийские игры. Вначале они носили исключительно религиозный характер, то было своеобразное богослужение во славу Зевса. В основе всех красивых легенд и мифов древних греков лежит их врожденное свойство привносить даже в самые суровые и строгие стороны жизни черты прекрасного, светлого и радостного. С незапамятных времен даже на похоронах — событие куда уж печальнее, устраивались в честь усопшего спортивные соревнования. Ну а в праздники, как говорится, сам Бог велел.

Кстати, о богах: формально им посвящались все спортивные игры — от сельских до всегреческих. Спорт был частью богослужения, входил органически обязательным элементом в комплекс религиозных ритуалов, которые складывались в ходе самой жизни. Физическая культура являлась неотъемлемой частью быта эллинов и воспитания подрастающего поколения.

Всем ребятам пример

Физическое воспитание детей начиналось в возрасте семи лет в палестре, или, по-другому, в гимнасии. Так называлось помещение для занятий гимнастикой. Оно представляло собой просторный двор, окруженный колонными залами и залами с бассейнами. Занимались в гимнасиях в обнаженном виде (от греч. gymnos — обнаженный). “Направляют их к учителю физических упражнений, — читаем мы в “Протагоре” Платона, — чтобы тело их было обучено, слушалось их благородной цели, и чтобы из-за телесной слабости им не пришлось на войне или в ином случае брать на себя роль труса”.

Античная гимнастика базировалась на четырех постулатах: воспитание в подрастающем поколении гигиенических, военных, эстетических и нравственных основ. Недаром на Олимпийские игры не допускались атлеты, находившиеся под судом или чем-либо запятнавшие свою репутацию. Из педагогических заметок Платона мы узнаем, что спортивные игры детей направлялись таким образом, чтобы они с малых лет привыкали к жизни взрослых. Культ олимпиоников (чемпионов Игр) почти приравнивался к почитанию олимпийцев (богов). И это тоже нашло свое яркое отражение в организации Олимпийских игр: все участники делились на 24 отделения, из них шесть составляли детские.

Несмотря на то, что женщинам принимать участие в спортивных соревнованиях было категорически запрещено, девочки, тем не менее, проходили курс физического воспитания, как и мальчики, но раздельно от них. Философ Филострат Флавий в своих размышлениях о спорте отмечал, какое важное значение придавали греки физическому совершенству женщин:

“Ликург, дабы обеспечить Спарту закаленными для боя атлетами, приказал допускать девочек к тренировкам и публичным соревнованиям по бегу, для того, чтобы при окрепшем теле рождалось потомство получше. Если же они заключат брак с молодым мужчиной, который упражнялся вместе с ними, то их отпрыски будут крепче”.

Наряду с подвижными детскими играми, известными с незапамятных времен, постепенно получили распространение орхестрики — упражнения в танцах и беге, прыжках, приседаниях и всевозможных играх с мячом, выполнявшихся под музыку. Такая деталь: первым документально зафиксированным олимпиоником был повар Корибас, ставший чемпионом в беге на один стадиодром — 192,28 метра (отсюда и всем известное ныне слово стадион), и бежал он под музыку авлосов.

Этот инструмент изобрел выдающийся музыкант с символическим именем Олимп не позднее 750 года до н. э. Гармонические мелодии на авлосах исполнялись при жертвоприношениях, во время спортивных состязаний и при торжественной церемонии возложения лаврового венка на голову олимпионика.

Спорт никогда не был у греков занятием типа американского бодибилдинга — накачивания мышц. Спорт ассоциировался, прежде всего, с выработкой нравственного совершенства. Победа в Играх была, прежде всего, моральной победой, преодолением не только соперников, но самого себя. Гимнасии в корне отличались от наших специализированных спортшкол, где фактически готовят будущих чемпионов, профессионалов.

Физическое воспитание детей в Древней Греции входило составной частью в общее воспитание, в первую очередь воспитание гражданина. Вот почему работа педагога почиталась высокопочетной, и воспитателей выбирали среди наиболее заслуженных и образованных людей. В “Горгии” Платона учитель физкультуры говорит о том, что он желает сделать граждан, прежде всего, красивыми, а уж затем сильными.

Платон не случайно так много внимания уделяет в своих произведениях физической культуре: в молодости он участвовал в Истмийских играх и стал победителем в борьбе. Лаврового венка за победу в кулачном бою и борьбе удостоился великий философ Еврипид. Список знаменитых деятелей политики и культуры Древней Греции, добивавшихся больших достижений в спорте, не перечесть.

При учебных заведениях создавались не только гимнасии и спортплощадки, но обязательно бани и бассейны. С 15 лет программа физической подготовки включала все виды пятиборья: бег, прыжки в длину с гирями, метание диска и копья и борьба. С 18-летнего возраста добавлялись обучение кулачному бою и плаванию.

Очень важно отметить, что обучение в гимнасиях совмещалось с так называемой агонистикой (агон — борьба, состязание). Неудержимое стремление к любым состязаниям почти во всех сферах общественной жизни было отличительной чертой греческого быта, это стало их мировоззрением и образом жизни. Соревновались в спорте, пении, игре на музыкальных инструментах, танцах, чтении стихов и ораторских декламациях как взрослые, так и дети. Детские агоны были даже в чем-то привлекательнее, ибо болельщиками были в первую очередь родители и близкие ребенка.

Дети, как уже говорилось, принимали участие наравне со взрослыми в Играх, но точно так же наравне со взрослыми они болели на трибунах. Стадион в Олимпии, например, вмещал 40 тысяч зрителей, и вход был для всех бесплатный. Игры в 480 году до н. э. проходили в атмосфере особого подъема.

Тогда греческий флот под предводительством выдающегося полководца, флотоводца и государственного деятеля Фомистокла наголову разбил в генеральном сражении персидскую армаду. На тех Играх впервые, будучи эфебом, руководил хором мальчиков будущий великий трагик Софокл. Кстати, впоследствии в трагедии “Электра” он использует реальный случай, происшедший на одной из Олимпиад, когда разбилось сразу 40 колесниц!

С 18 лет юноши переходили в группы эфебов, где в течение двух лет изучали основы госуправления, философии и военного командования. Продолжалось и совершенствование в физической культуре: обучались строевой подготовке, верховой езде, гребле, стрельбе из лука, владению мечом и другими видами оружия.

Калос кагатос
Жизненная философия греков заключалась в том, что образ жизни свободного человека немыслим без спорта. “Было бы безобразием по собственному неразумию состариться так, — учил своих последователей Сократ, — чтобы даже не видеть по самому себе, каким способно быть человеческое тело в полноте своей красоты и силы”. Величайший мудрец, он считал человека, не умеющего читать и плавать, “телесным и умственным калекой”. Греческий менталитет наиболее полно воплотил в себе не потерявший свое значение до наших дней глубоко философский афоризм: “В здоровом теле — здоровый дух”.

Олимпионик являлся не просто победителем Олимпийских игр — он считался “калос кагатос”, буквально, прекрасноблагим человеком, всесторонне развитой личностью, прекрасным не только телом, но и душой. Вот к кому в полной мере могли подойти знаменитые слова Чехова: “В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”. Под лицом, я думаю, следует понимать и тело. Вряд ли восхитит чье-либо даже самое нетребовательное эстетическое чувство, обвислый живот или оплывшие формы мужчины или женщины.

Олимпионики в Древней Греции были не кумирами фанатов, но “властителями дум”, образцами для подражания, с которых молодежь училась делать жизнь. В диалоге Лукиана “Анахарсис или о тренировке тела” Солон, один из крупнейших политических деятелей Афин и талантливый поэт, особо подчеркивает, что “заставляет сыновей выполнять физические упражнения, чтобы они были хорошими защитниками отечества, а граждане жить свободно.

В условиях мира польза от этого не меньше, поскольку молодые люди, не зная, куда деть свободное время, предаются распутству, а так — заботятся о тренировке тела и тем самым занимают себя”. Слова эти как нельзя больше подходят и к нашим дням, хотя и прошло почти две с половиной лет.

Блеск и закат
С подъемом могущества и завоеванием лидерства в античном мире, неразрывно связан расцвет экономики, культуры, и в том числе физической культуры в Древней Греции. Но, увы, как это почти всегда бывает в истории, пик богатства и величия государства становится началом его конца.

Экономика держалась на труде рабов, которых становилось все больше, в армии служило все меньше греческих граждан, но все больше наемников, а на всегреческие Игры города все больше и больше посылали не своих воспитанников, а нанятых атлетов. Спорт стал принимать черты профессионализма, и спортсмены участвовали в состязаниях уже не ради славы, но исключительно за денежное вознаграждение.

Действовавшие при гимнасиях спортивные залы были нацелены теперь исключительно на подготовку будущих чемпионов, а так называемые неперспективные ребята холодно и решительно отсеивались. Особенно усилились эти процессы после присоединения Греции в 146 году до н. э. к Римской империи.

Римляне многое привнесли своего в жизнь покоренных эллинов, и в первую очередь дух коммерциализации. Высокое искусство греков завоеватели упорно подменяли поп-культурой. В обычное зрелище превращались постепенно и Олимпийские игры. Духовное начало в них все больше подменялось материальным интересом. Были введены денежные призы, участие в Играх стали принимать исключительно профессионалы.

Уже не боги вершили судьбы участников, а финансовые воротилы. К началу христианизации империи Олимпийские игры окончательно превратились в очень прибыльное для устроителей коммерческое предприятие, пока в 394 году не были запрещены императором Византии Феодосием I Великим как пережиток язычества. Этот же христианнейший государь повелел сжечь Александрийскую библиотеку, богатейшую в древнем мире, опять же как хранилище языческой мудрости.

Статую Зевса его внук Феодосий II перевез из Олимпии в свой дворец в Константинополь, где она вскоре погибла в пожаре, а храм Зевса разрушило дотла землетрясение. Так печально закончилась история двух величайших шедевров искусства древности, просуществовавших ровно тысячу лет — с середины пятого века до нашей эры до середины пятого века нашей эры.

Кубертен не был первым…
Принято считать, что возродились Олимпийские игры по инициативе Пьера де Кубертена. Это и так, и не так. Барон действительно много сделал для развития Международного олимпийского движения, но первым об Играх вспомнил ветеран освободительной войны греков против турецкого владычества Эвангелис Дзиппас.

На собственные деньги он восстановил древний стадион в Афинах и в 1859 году провел на нем первые возрожденные Олимпийские игры. Тогда Дзиппаса не очень поддержали, но в 1870 году, уже после его смерти, Игры имели полный триумф. Правда, они носили на первых порах еще только всегреческий характер, а Кубертен придал им всемирный размах.

Первые Олимпийские игры, в которых кроме Греции приняли участие еще 12 стран — США, Великобритания, Германия, Франция, Швеция, Швейцария, Дания, Чили, Болгария, Венгрия, Австрия и Австралия, прошли в тех же Афинах в 1896 году. Вначале современные Олимпийские игры, как и в Древней Греции, носили исключительно гуманистический характер, цели их были благородны и возвышенны. Но как в свое время циничный и алчный Рим коммерционизировал служение богам, так и нынешняя глобализация поставила Игры на службу Золотому тельцу.

Современные Олимпийские игры, увы, это мощное предприятие, где правит бал Желтый дьявол, где крутятся большие, очень большие, невероятно большие деньги, ради которых все и делается. А спорт — как ширма для этих дельцов. Кто-то получает золотые медали, а на кого-то изливается золотой дождь…

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru