Оборонно-промышленный комплекс: с чем вступили в XXI век? / Юрий Маслюков

Основной целью функционирования российского оборонно-промышленного комплекса (ОПК), к которому в настоящее время относится более 1700 предприятий и организаций, обеспечивающих работой свыше 2 млн. человек, является постоянное поддержание военно-экономического потенциала страны на уровне, обеспечивающем ее обороноспособность и безопасность в соответствии с ее национальными интересами.

Непосредственное курирование предприятий ОПК в настоящее время осуществляют пять российских оборонных агентств и министерство по атомной энергии. Такая децентрализация властных полномочий при решении задач национальной обороны нередко приводит к негативным последствиям, создавая отраслевые барьеры, в том числе в передаче передовых технологий, а также препятствуя интеграции разработчиков и производителей высокотехнологичной продукции.

В связи с особой значимостью результатов деятельности ОПК для существования государства, масштабы, основные направления и характер этой деятельности не могут определяться только рыночными механизмами. Поддержание необходимого уровня военно-экономического потенциала страны требует целенаправленного системного и квалифицированного государственного регулирования работы оборонно-промышленного комплекса. Важными отличительными чертами ОПК являются сохранение на его предприятиях и в организациях основной части научно-технического кадрового потенциала России и осуществление конверсионных программ. Выполнение этих программ, помимо недостатков, связанных с их непродуманностью и хроническим недофинансированием, дало и положительные результаты: переориентацию избыточных военных производств на производство пользующихся спросом гражданских видов продукции; создание новых областей коммерческого использования военных технологий, а также техническое перевооружение гражданских отраслей благодаря продукции, производимой на ведущих оборонных предприятиях (ГПО «Воткинский завод», ГПО «Уралтрансмаш», ГПО «Баррикады» и др.).

В 2000 г. развитие оборонно-промышленного комплекса характеризовалось положительной динамикой. Более того, в военно-ориентированных отраслях отмечались повышенные темпы роста производства по сравнению с машиностроением и промышленностью в целом. Так, в первом полугодии стоимостной объем производства продукции на предприятиях ОПК увеличился, относительно первого полугодия 1999 г., более чем на 30%, тогда как аналогичный показатель по машиностроению и металлообработке составил примерно 15%, а по промышленности в целом — около 10%.

Оживление производства в военно-ориентированных отраслях объяснялось некоторым увеличением объема государственного оборонного заказа, нормализацией выделения бюджетных средств на его реализацию, а также возможностью быстрого наращивания производства гражданской продукции на создаваемых в результате конверсии, а следовательно, более современных и лучше технически оснащенных производственных мощностях.

В 2000 г. на предприятиях ОПК росли объемы производства как военной, так и гражданской продукции. При этом в промышленности средств связи и в электронной отрасли наблюдалось опережающее увеличение объемов производства вооружения и военной техники, в то время как в промышленности обычных вооружений и радиопромышленности наращивалось производство продукции гражданского назначения.

В авиационной промышленности, параллельно с развертыванием работ по модернизации и ремонту парка эксплуатируемых самолетов и вертолетов, росли объемы выпуска газотурбинных установок и газоперекачивающих агрегатов на основе авиационных двигателей, расширялось производство нефтепромыслового и холодильного оборудования.

В ракетно-космической промышленности рост производства был связан с выполнением «Федеральной космической программы» и международных обязательств России в области освоения космического пространства. Одновременно развивалось производство уникальной медицинской аппаратуры и аппаратуры для многофункционального мониторинга окружающей среды.

В электронной промышленности наращивалось производство интегральных микросхем, электровакуумных и полупроводниковых приборов, электронно-оптических преобразователей, а также контрольной и измерительной аппаратуры.

Предприятия атомной промышленности увеличили выпуск автоматизированных систем и диагностической аппаратуры для магистральных газопроводов.

В 2000 г. отмечался также рост объемов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ военного и гражданского назначения в оборонных НИИ и конструкторских бюро. Однако основным источником финансирования научных исследований и разработок продолжали оставаться денежные средства негосударственных заказчиков, оплачивавших работы чисто гражданского характера. Планы бюджетного финансирования НИОКР не выполнялись.

Говоря о некоторых успехах оборонно-промышленного комплекса, необходимо отметить, что они достигнуты в основном благодаря энтузиазму работающих на его предприятиях людей и вопреки перманентным трудностям и серьезным проблемам, присущим отечественной промышленности уже длительное время.

В ряду общих проблем промышленного производства, препятствующих его развитию, первенствуют скудность инвестиций, недостаток денежных оборотных средств предприятий и неадекватность промышленной политики государства. Среди специфических трудностей оборонно-промышленного комплекса выделяются, во-первых, сохранение существенной (более 20 млрд. рублей) задолженности федерального бюджета перед предприятиями ОПК по оплате выполненных работ и услуг в рамках государственного оборонного заказа, во-вторых, слабость государственного регулирования промышленного производства в интересах национальной обороны и, в-третьих, стихийность процесса структурной перестройки оборонно-промышленного комплекса.

В значительной мере вследствие указанных причин практически прекращено производство военных самолетов и вертолетов, авиационных бомб, реактивных снарядов к РСЗО «Град», свернуты работы по созданию новых ракетных топлив, комплексов ПВО и РСЗО. Выявилось отставание от мирового уровня производства композитных материалов для авиационных двигателей 5—6 поколения. В критическом положении находится экспериментально-испытательная база ракетно-космической промышленности и ядерно-оружейного комплекса. Прекращены многие работы по созданию принципиально новых образцов техники и оборудования, утрачен ряд критических технологий.

В конце 90-х годов значительно возросла дифференциация предприятий ОПК по уровню доходности. Часть из них смогла успешно конверсировать свои производственные мощности, наладить устойчивый выпуск и сбыт продукции гражданского назначения и тем поправить свое финансово-экономическое положение. Другие предприятия смогли достичь положительных результатов за счет повышения конкурентоспособности своей продукции военного назначения и успешного продвижения ее на внешнем рынке. Однако большинство не нашло своего места в переходной рыночной экономике и продолжает полностью зависеть от незначительного, к тому же и неритмичного бюджетного финансирования. Критическое состояние и банкротство предприятий ОПК стало обычным явлением.

Федеральная целевая программа реструктуризации и конверсии оборонной промышленности на 1998—2000 годы, утвержденная постановлением правительства, практически не достигла своих целей: структура отечественного ОПК не оптимизирована; не созданы условия для технического перевооружения и технологического обновления оборонных отраслей; нет заметного улучшения социально-экономического положения работников оборонных предприятий и организаций; не были отлажены финансовые и организационные механизмы, необходимые для реализации программы.

Существенно осложняет работу российского оборонно-промышленного комплекса наличие пробелов в правовом регулировании его деятельности в условиях рыночной экономики, а также нередкое игнорирование, в том числе и государственными органами исполнительной власти, важнейших федеральных законов, касающихся его функционирования: «О федеральном бюджете», «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», «О государственном оборонном заказе», «О конверсии оборонной промышленности в Российской Федерации», «О финансировании особо радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов» и др.

Не способствует результативности работы ОПК и слабая сбалансированность планов развития отраслей, входящих в комплекс, а также отсутствие координации производственных планов, разрабатываемых самостоятельными предприятиями и организациями в рамках одной отрасли. Конкуренция между производителями однотипной продукции на внутреннем и внешнем рынках приводит к росту издержек производства, сокращению его объемов, незаключению выгодных контрактов. Дистанцирование государства от решения конкретных вопросов, жизненно важных для акционированных предприятий ОПК, отсутствие заинтересованности государства в нормальном функционировании даже промышленных гигантов страны и нерентабельность производства на ряде государственных оборонных предприятий — все это не стимулирует стремления частных предпринимателей вкладывать средства в создание вооружения и военной техники.

В связи в тем, что уровень государственного регулирования ОПК и результативность работы большинства оборонных предприятий далеко не в полной мере отвечают требованиям повышения военно-экономического потенциала страны, Комитет Государственной Думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям уделяет этим вопросам серьезное внимание. При комитете создан Экспертный совет по вопросам авиационно-космической деятельности, авиационной и ракетно-космической промышленности. В 2000 г. комитетом были организованы вызвавшие большой интерес и выработавшие практические рекомендации парламентские слушания «О государственной промышленной политике и стратегии промышленного роста в Российской Федерации», «О сохранении российского научно-технического и производственного потенциала, обеспечивающего функционирование космической орбитальной группировки и осуществление пилотируемых космических полетов», «Состояние и перспективы развития электронной промышленности России» и др. Под эгидой комитета в Удмуртии было проведено III Всероссийское совещание руководителей предприятий оборонного и нефтегазового комплексов, определившее принципиальные пути решения проблемы импортозамещения за счет конверсии оборонных производств, а также направления взаимовыгодного сотрудничества предприятий ОПК и топливно-энергетического комплекса.
В течение 2000 г. в Комитете Государственной Думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям велась работа над законопроектами, позволяющими создать правовую базу для совершенствования функционирования ОПК в условиях рыночной экономики. Среди них можно назвать проекты федеральных законов «О государственной поддержке комплекса высоких технологий», «О государственной поддержке ракетно-космической промышленности и космической инфраструктуры Российской Федерации», «О государственной поддержке судостроительной промышленности Российской Федерации», «О государственном регулировании деятельности по структурному реформированию оборонного промышленного комплекса Российской Федерации» и др.

Однако для успешного функционирования и развития российского ОПК необходимо принять еще ряд федеральных законов, в том числе касающихся доверительного управления государственными пакетами акций, банкротства оборонных предприятий, ценообразования на продукцию ОПК и контроля ее качества, экономического стимулирования работы предпринимателей в производстве продукции военного и двойного назначения.

Работая над федеральным законом «О федеральном бюджете на 2001 год», Комитет Государственной Думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям исходил из концепции полномасштабного государственного содействия восстановлению потенциала ОПК. В связи с этим были подготовлены и проведены поправки в проект бюджета, обеспечившие увеличение государственных расходов, выделяемых в рамках раздела «Национальная оборона» функциональной классификации федерального бюджета, а в их составе — увеличение удельного веса двух целевых статей расходов: «НИОКР» и «Закупка вооружения и военной техники, продукции производственно-технического назначения».
Кроме того, комитетом были подготовлены поправки, одобренные затем Государственной Думой, которые предполагают более рациональное, с точки зрения национальных интересов, распределение ограниченного объема финансовых ресурсов между федеральными целевыми программами. Этот вариант базируется на приоритетном выделении бюджетных средств на программы «Реформирование оборонно-промышленного комплекса», «Национальная технологическая база», «Развитие электронной техники в России» и «Федеральная космическая программа».

Положительные результаты, достигнутые в Государственной Думе в ходе рассмотрения и доработки проекта федерального бюджета на 2001 год, позволяют надеяться, что этот закон сыграет существенную роль как в восстановлении необходимых масштабов, так и в качественном совершенствовании научно-технического и производственного потенциала отечественного оборонно-промышленного комплекса.

,
председатель Комитета Государственной Думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru